Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общетеоретические основы дисциплины БЖД



2015-11-07 1673 Обсуждений (0)
Общетеоретические основы дисциплины БЖД 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятия, принятые в области БЖД

 

Системный подход

 

Сегодня уже не только отдельные естествоиспытатели и обществоведы, но и весь ученый мир, и деятели художественной культуры, и организаторы производства – все рассматривают свою область деятельности как систему и анализируют ее специальными методами.

Понятие “система”(от греческого – целое, составленное из частей, соединение)– выражает множество элементов с отношениями и связями между ними, образующие определенную целостность или совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство.

Понятие “система” широко используется в самых разных сферах научной ипрактической деятельности.

Понятие “система” теснейшим образом связано с понятием “структура”, хотя отождествлять их нельзя. Рассмотрим подробнее содержание понятия “структура”.

В настоящее время в литературе можно насчитать более двадцати определений понятия структура. В справочной философской литературе имеются такие определения: “Структура (строение, расположение, порядок) – относительно устойчивое единство элементов, их отношений и целостности объекта: инвариантный объект системы” (см. Философская энциклопедия, т. 5., 1970, с. 140); в философском энциклопедическом словаре М., 1983, с. 657: “Структура – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях”.

Структура в прямом смысле этого слова есть строение системы. Вне систем структур не существует. Говоря о строении какого–либо объекта, мы в первую очередь выделяем количество элементов, из которых он состоит, их пространственное расположение и способ, характер их связи. Можно вообще отвлечься от качества элементов, характера их связей и представить себе пространственную конфигурацию, где условными точками будут элементы системы. Таким путем моделируются структуры различных систем. На определенном этапе познания такие представления о структуре систем вполне может нас удовлетворить. Однако при более глубоком исследовании формальная схема структуры играет свои познавательные возможности.

«Элемент» (компонент, «единица» [человек], подсистема [совокупность элементов и (или) компонентов, и (или) единиц системы, образующая собственную систему, но структурно входящая в общую систему]) – основная часть целого, составляющая системы.

В действительности элементы системы не абстрактные точки, а тоже сложные системы. Элементами структуры могут быть не только вещи, но также свойства и состояния, связи и отношения, фазы, циклы и уровни функционирования и развития. Взаимодействие элементов в системе осуществляется строго избирательно: элемент, входящий в систему, взаимодействует с другими элементами не целиком, а лишь одной или несколькими сторонами. Следовательно, характер и качество связи зависят от особенностей той или иной стороны элементов, находящихся во взаимодействии. Чем больше сторон и свойств элементов участвуют во взаимодействии, тем сложнее оказывается структура.

Именно в структуре скрыта тайна отличия части от целого, отличия суммы свойств, качеств отдельно взятых элементов, частей от свойств и качеств системы, в которую они входят. Это чрезвычайно важный момент в понимании сущности системы, ее характеристики. Поскольку элементы, входящие в систему, взаимодействуют лишь определенными сторонами, свойствами, функциями, система качественно отличается от суммы качеств составляющих ее элементов. На качество системы влияет не только взаимодействие элементов, но и их пространственное расположение. Так как элементы участвуют во взаимодействии не целиком, то структура в определенном смысле не зависима от элементов. Это значит, что возможна замена элементов системы на качественно иные, но обладающие одним или несколькими свойствами, сходными с взаимодействующими свойствами заменяемых элементов. Подобное явление, известное под названием изоморфизма, довольно часто встречается в природе.

Однако при большем числе замещений одних элементов структуры становятся качественно другими, хотя и обладающими некоторыми свойствами заменяемых, качество системы изменяется, хотя структура и характер сохраняется.

В этом проявляется устойчивость структуры, ее постоянство, неизменность. Однако устойчивость структуры относительна. В саморазвивающихся системах структура непрерывно меняется.

В период организации системы происходит усложнение структуры, упорядочиваются связи между системами, меняются их пространственное расположение, развиваются специфические связи между группами элементов. При дезорганизации, наоборот, происходит ослабление связей между взаимодействующими сторонами, свойствами элементов и даже исчезновение некоторых из них, т.е. происходит структурная перестройка.

Понятие “структура” отражает форму расположения элементов и характер взаимодействия их сторон и свойств. Если в определении системы как отграниченного взаимосвязанного множества мы отвлекаемся от характера связей между элементами, то понятие “структура” имеет более глубокое содержание и позволяет выяснить, почему качество системы в целом не отличается от суммы качеств составляющих ее элементов. Это происходит потому, что элементы системы взаимодействуют друг с другом только определенными сторонами, свойствами, а не только в целом.

Качество системы зависит и от формы расположения элементов. Но отличие структуры от системы этим не ограничивается. Дело в том, что система “состоит” из структур, по меньшей мере, двух уровней: горизонтальной и вертикальной.

Горизонтальная структура отражает специфическую взаимосвязь элементов системы, вертикальная – связь элементов с источником своего существования (вещественным, энергетическим, информационным).

Таким образом, «структура» - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

В качестве наглядного примера рассмотрим следующее. Обыкновенная шариковая авторучка представляет собой систему, основная функция которой оставлять видимый след на материальном носителе: бумаге, картоне, листе фанеры и т.д. Она состоит из элементов: корпус, сердечник с красителем (чернильной пастой), удерживающая пружина и т.д. Корпус представляет собой сложный элемент, тоже состоящий из элементов – двух частей самого корпуса и колпачка. Его (корпус) можно отнести к подсистеме со своей собственной функцией: объединить все составляющие в себе и, тем самым, создать единое целое – авторучку. Сердечник с красителем – это тоже подсистема, так как он состоит из элементов (корпус-трубка, наконечник с шариком) и компонента (паста-краситель) и может выполнять функцию аналогичной функции авторучки, т.е. оставлять след на бумаге и т.п. (это основная функция системы-авторучки). Если же мы, разобрав авторучку на ее составляющие элементы, все ее составляющие уложим радом друг с другом, то мы не сможем сказать, что совокупность рядом лежащих элементов (компонентов, подсистем) авторучки есть система. Это очевидно, так как все эти элементы не связаны между собой (не взаимодействуют определенным образом) и не в состоянии выполнять функцию системы (авторучки). Налицо нарушение структуры системы. Или, вставим в корпус авторучки ее стержень не тем концом вперед, как это положено. Система не сможет выполнять свою основную функцию, так как порядок ее сборки был нарушен, что и привело к нарушению структуры данной системы-авторучки.

Уместен вопрос: «А где же «единица» системы?». Она появится при создании новой системы, когда человек возьмет авторучку в руку. В этом случае родилась новая система «человек-авторучка», где первая составляющая системы – это ее «единица» (человек), а вторая – подсистема этой новой системы (авторучка).

 

Основные системные принципы:

  • целостности(принципиальная несводимость свойств систем к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого элемента, свойства, отношения системы от его места, функции и т.д. внутри целого);
  • структурности(возможности описания системы через установление ее структуры, т.е. связей и отношений системы; обусловленность проведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойством ее структуры);
  • взаимозависимости системы и среды(система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия);
  • иерархичность(каждый компонент (элемент) системы в свою очередь может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система представляет собой один из компонентов (элементов) более широкой системы);
  • множественность описания каждой системы(в силу принципиальной сложности каждой системы ее адекватное познание требует построения множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы);
  • и другие принципы.

Каждая система характеризуется не только наличием связей и отношений между образующими ее элементами, но и неразрывным единством с окружающей средой, с которой система проявляет свою целостность.

Иерархичность, многоуровневость, структурность – свойства не только строения, морфологии системы, но и ее поведения: отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостностное функционирование оказывается ее результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней.

Важной особенностью большинства систем, особенно живых, технических и социальных систем, является передача в них информации и наличие процессов управления. К наиболее сложным видам систем относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенных целей, и саморегулирующиеся системы, способные в процессе функционирования видоизменять свою структуру.

Подводя итог сказанному, определим следующее.

«СИСТЕМА,по нашему мнению– это материальное или абстрактное (образ или модель или схема образа, созданные в мозгу человека, психический образ), или материально-психическое (например, мозг человека) образование, а равно с этим его отражение на материальном носителе или с его помощью (например, в виде какого-либо изображения на бумаге, в виде рисунка на стене или песке и т.п., изображение созданное с помощью компьютерной программы на экране дисплея, эскиз или чертеж, схема или фото-кино-видеокадр и т.д.), или посредством слова(речи),или любых других символов и т.п., обладающее собственной(исключительно принадлежащей только этому образованию, индивидуальной) заданной (задаваемой) функцией(функциями), воздействующее определенным образом на окружающую среду и взаимодействующее с ней, состоящее из элементов(подсистем, компонентов, «единиц»), каждый из которых также обладает собственной(индивидуальной)функцией (функциями) и обязательно, взаимодействуя со всеми элементами (подсистемами, компонентами, «единицами»), входящими в это образование без исключения, взаимно обменивается с каждым из них некоторыми своими свойствами(функциями)и осуществляет это взаимодействие в установленном только для данного образования алгоритме (порядке, технологии, форме, способе, характере и т.п.),общий порядок и характер взаимодействия (схема взаимоотношений), которого является структурой данного образования(данной системы).

 

СИСТЕМА существует в пространстве и времени, обладает энергией, веществом и информацией и функционирует только при соблюдении (выполнении) следующих условий:

  • система(образование)есть единое целое;
  • каждый элемент (подсистема, компонент, «единица»), системы (образования) является, в свою очередь, системой (образованием) низшего уровня данной системы (образования), а последняя - есть элемент системы(образования)стоящего в иерархической лестнице над ней (высшего уровня);
  • функция данной системы (образования)не есть арифметическая сумма функций элементов ее составляющих, т.е

Fs не есть = СУММЫ fiЭЛЕМЕНТОВ, ее составляющих, при iэлементов = 2

и более до бесконечности);

  • тоже в полной мере относится и к каждому из элементов (подсистем, компонентов, «единиц») данной системы;

· структуры системы и ее элементов (подсистем, компонентов, «единиц»), принадлежат только этой системе и ее элементам (подсистемам, компонентам, «единицам») и не могут изменяться, если какое-либо изменение не заложено в

функцию самой системы или и ее элементов (подсистем, компонентов, «единиц»).



2015-11-07 1673 Обсуждений (0)
Общетеоретические основы дисциплины БЖД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общетеоретические основы дисциплины БЖД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1673)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)