Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Взаимозаменяемости продукции и т.д





Стандартизация – это деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентноспособности продукции, работ и услуг.

Объектом стандартизации является продукция, работа, процесс, услуги, подлежащие стандартизации.

Стандартизация осуществляется в следующих целях:

Повышение уровня безопасности или здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества, экологической безопасности и т.д.

Повышения уровня безопасности объектов с учётом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

Обеспечение научно-технического прогресса.

Повышение конкурентноспособности продукции, работ, услуг.

Рационального использования ресурсов.

Взаимозаменяемости продукции и т.д.

В процессе трудовой деятельности специалист сталкивается с решением систематически повторяющихся задач, а именно: измерением и учётом количества продукции, составлением технической и управленческой документацией, измерением параметров технологических операций, контролем готовой продукции, упаковыванием готовой продукции и т.д. Имеются различные варианты решения таких задач. Поэтому цель стандартизации в целом можно определить как выявление наиболее правильного и экономичного варианта, то есть выявление оптимального решения.

Непосредственным результатом стандартизации является прежде всего нормативный документ, применение которого является способом упорядочения в определённой области. Поэтому нормативный документ – это средство стандартизации.

Стандартизация осуществляется в соответствии с рядом принципов:

- добровольного применения стандартов;

- максимального учёта при разработке стандартов законных интересов заинтересованных лиц;

- применение международного стандарта как основы разработки национального стандарта, кроме тех случаев, когда такое применение признано невозможным из-за несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской федерации, техническим или технологическим особенностям;



- недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей стандартизации;

- недопустимости установления таких стандартов, которые противоречат техническим регламентам;

- обеспечения условий для единообразного применения стандартов.

 

2.

С развитием человеческого общества непрерывно совершенствовалась трудовая деятельность людей. Это проявлялось в создании различных предметов, орудий труда, новых трудовых приемов. При этом люди стремились отбирать и фиксировать наиболее удачные результаты трудовой деятельности с целью их повторного использования.

Применение в древнем мире единой системы мер, строительных деталей стандартного размера, водопроводных труб стандартного диаметра — это примеры деятельности по стандартизации, которая на современном научном языке именуется как достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования.

В эпоху Возрождения в связи с развитием экономических связей между государствами начинают широко использоваться методы стандартизации. Так, в связи с необходимостью строительства большого количества судов в Венеции начала осуществляться сборка галер из заранее изготовленных деталей и узлов (был использован метод унификации).

В период перехода к машинному производству имели место такие впечатляющие достижения стандартизации, как, например, создание французом Лебланом в 1785 г. 50 оружейных замков, каждый из которых был пригоден для любого из одновременно изготовленных ружей без предварительной подгонки (пример достижения взаимозаменяемости и совместимости); с целью перехода к массовому производству в Германии на королевском оружейном заводе был установлен стандарт на ружья, по которому калибр последних был определен в 13,9 мм. В 1845 г. в Англии была введена система стандартизации крепежных резьб, и тогда же в Германии была стандартизирована ширина железнодорожной колеи.

Началом международной стандартизации можно считать принятие в 1875 г. представителями девятнадцати государств Международной метрической конвенции и учреждение Международного бюро мер и весов.

Первые упоминания о стандартах в России отмечены во времена правления Ивана Грозного, когда были введены для измерения пушечных ядер стандартные калибры — кружала. Петр I, стремясь к расширению торговли с другими странами, не только ввел технические условия, учитывающие повышенные требования иностранных рынков к качеству отечественных товаров, но и организовал правительственные бракеражные комиссии в Петербурге и Архангельске. В обязанность комиссий входила тщательная проверка качества экспортируемого Россией сырья (древесины, льна, пеньки и др.).

Началом развития стандартизации в нашей стране следует считать введение метрической системы мер и весов. В 1925 г. был создан первый центральный орган по стандартизации — Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Основными задачами Комитета были организация руководства работой ведомств по разработке ведомственных стандартов, а также утверждение и опубликование стандартов. Была введена категория стандартов — общесоюзный стандарт (ОСТ).

В 1926 г. Комитет разработал первые общесоюзные стандарты на селекционные сорта пшеницы, чугун, прокат из черных металлов и на некоторые товары народного потребления.

В 1968 г. в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 11.01.1965 «Об улучшении работы по стандартизации в стране» впервые в мировой практике был разработан и утвержден комплекс государственных стандартов Государственная система стандартизации (ГСС). Согласно ГОСТ 1.0—68, были введены четыре категории стандартов: государственный стандарт Союза ССР (ГОСТ), республиканский стандарт (РСТ), отраслевой стандарт (ОСТ), стандарт предприятия (СТП).

Определенной вехой в развитии стандартизации явилось постановление Совета Министров СССР от 07.01.1985 «Об организации работы по стандартизации в СССР». В этом постановлении главной задачей стандартизации была названа разработка системы нормативно-технической документации, определяющей прогрессивные требования к продукции, правилам, обеспечивающим ее разработку, производство и применение, а также контроль за правильностью использования этой документации.

Образование в 1992 г. независимых государств на территории бывшего Советского Союза потребовало поиска новых форм сотрудничества этих стран в области стандартизации, метрологии и сертификации. Правительства государств —участников СНГ, признавая необходимость проведения в этой области согласованной технической политики, подписали 13 марта 1992 г. Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации. В соответствии с Соглашением был создан Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, в задачу которого входила организация работ по стандартизации (а также метрологии и сертификации) на межгосударственном уровне.

Подписание Соглашения, последующая разработка государственных стандартов РФ послужили началом формирования российской системы стандартизации.

Выдающимся событием в истории стандартизации явилось принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации», который определил меры государственной защиты интересов потребителей посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.

С введением этого Закона был осуществлен переход от всеобщей обязательности стандартов, установленный законодательством СССР, к стандартам, содержащим как обязательные, так и рекомендуемые требования. На эту тенденцию важно обратить внимание, так как она получила продолжение через 10 лет: в 2003 г. начался переход к полностью добровольным стандартам.

Для периода 1992—2001 гг. характерны следующие направления развития российской системы стандартизации: развитие межгосударственной стандартизации в соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 г.; активизация работ по гармонизации российских стандартов с международными в связи с необходимостью освоения международного рынка и подготовкой к вступлению в ВТО; первоочередная разработка государственных стандартов на продукцию и услуги, подлежащие обязательной сертификации; внедрение международных стандартов ИСО серии 9000 и создание отечественных систем качества, соответствующих этим стандартам.

Период 2002—2003 гг. ознаменовался принятием 27.12. 2002 ФЗ «О техническом регулировании» и вступлением его в силу с 01.07.2003. Принятие данного Закона положило начало реорганизации системы стандартизации, которая необходима для вступления России в ВТО и устранения технических барьеров в торговле.

 

3.

Сфера деятельности международной организации по стандартизации ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электротехники и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Некоторые виды работ выполняются совместными усилиями этих организаций. Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами сертификации.

ИСО определяет свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развитие сотрудничества в интеллектуальной сфере и количество стандартов характеризуют обширный диапазон интересов организации. В последние годы ИСО научно-технической и экономической областях. Основные объекты стандартизации уделяют много внимания стандартизации систем обеспечения качества.

На сегодняшний день в состав ИСО входят 120 стран со своими национальными организациями по стандартизации. В качестве комитета— члена ИСО — Россию представляет Госстандарт. Всего в составе ИСО более 80 комитетов — членов. В ИСО входят руководящие и рабочие органы.

Непосредственную работу по созданию международных стандартов ведут технические комитеты; подкомитеты, которые могут учреждать ТК, и рабочие группы (РГ) по конкретным направлениям деятельности. По данным на 1996 г., международная стандартизация в рамках ИСО проводится 2832 рабочими органами. Официальные языки ИСО — английский, французский, русский. На русский язык переведено около 70% всего массива международных стандартов ИСО.

Стандарты ИСО — наиболее широко используемые во всем мире, их более 10 тыс., причем ежегодно пересматриваются и принимаются вновь 500—600 стандартов.

Весьма широки деловые контакты ИСО: с ней поддерживают связь около 500 международных организаций, в том числе все специализированные агентства ООН, работающие в смежных направлениях. Наиболее тесное сотрудничество поддерживается между ИСО и Европейским комитетом по стандартизации (СЕН).

Крупнейший партнер ИСО — Международная электротехническая комиссия (МЭК). В целом эти три организации охватывают международной организацией все области техники. Кроме того, они стабильно взаимодействуют в области информационных технологий и телекоммуникаций.

Международные стандарты ИСО не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. В Российской системе стандартизации нашли применение около половины международных стандартов ИСО.

По своему содержанию стандарты ИСО отличаются тем, что лишь около 20% из них включают требования к конкретной продукции. Основная же масса нормативных документов касается требований безопасности, взаимозаменяемости, технической совместимости, методов испытаний продукции, а также других общих и методических вопросов.

В дальнейшем ИСО планирует расширить сферу предоставляемых технических услуг, где все шире будут применяться стандарты ИСО серии 9000, реализуется проект ИСО 9000—2000.

В перспективе будет возрастать значение сотрудничества ИСО, МЭК, которое дополняет деятельность этих организаций и способствует осуществлению эффективных программ стандартизации в области информационных технологий и телекоммуникаций.

Международная электротехническая комиссия (МЭК). МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения, они не входят в сферу деятельности ИСО.

 

 

4.Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации Российской Федерации (Госстандарт России) осуще­ствляет разноплановую деятельность. Его основные задачи, функции и полномочия вытекают из законов Российской Федерации от 10 июня 1993 года «О стандартизации»*, «О сертификации продукции и ус­луг»**, от 27 апреля 1993 года «Об обеспечении единства измерений»***.

Законом о стандартизации на Госстандарт России возложено го­сударственное управление стандартизацией России, включая коорди­нацию деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйственной деятель­ности. Он формирует и реализует государственную политику в области стандартизации; устанавливает правила применения между­народных стандартов, правил, норм и рекомендаций по стан­дартизации на территории Российской Федерации; устанавливает в государственных стандартах государственной системы стандартиза­ции общие организационно-технические правила проведения работ по стандартизации, формы и методы взаимодействия субъектов хозяйст­венной деятельности друг с другом, с государственными органами уп­равления.

В соответствии с Законом о сертификации продукции и услуг Гос­стандарт России формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории Российской Федерации;

проводит государственную регистрацию систем сертификации и зна­ков соответствия, действующих на территории Российской Федерации, и т.д.

По Закону об обеспечении единства измерений Госстандарт Рос­сии осуществляет государственное управление деятельностью по обес­печению единства измерений в Российской Федерации. На него возло­жена межрегиональная и межотраслевая координация по обеспече­нию единства измерений в Российской Федерации. К его компетенции относится установление правил создания, утверждения, хранения и применения эталонов единиц величин; определение общих метро­логических требований к средствам, методам и результатам изме­рений. Он руководит деятельностью Государственной метрологичес­кой службы и иных государственных служб обеспечения единства измерений.

На Госстандарт России возложен государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, за соблюдением правил обязательной сертификации и за сертифици­рованной продукцией, государственный метрологический контроль и надзор.

Полномочия государственных инспекторов системы Госстандарта России по осуществлению указанных видов контроля и надзора опре­делены соответствующими законами. В частности, они наделены оп­ределенными полномочиями по применению мер административного принуждения. Например, главные государственные инспектора по надзору за государственными стандартами Российской Федерации, республик, краев, областей имеют право принимать постановления о применении к субъектам хозяйственной деятельности штрафов за на­рушение обязательных требований государственных стандартов; глав­ные государственные инспектора и инспектора по обеспечению един­ства измерений имеют право при необходимости изымать средства измерений из эксплуатации; давать обязательные предписания и ус­танавливать сроки устранения нарушений метрологических правил и норм и др.

Полномочия Госстандарта России в конкретизированном виде от­ражены в Положении о Комитете Российской Федерации по стандар­тизации, метрологии и сертификации от 11 июля 1994 года* с учетом того, что он является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление стандартизацией, дея­тельностью по обеспечению единства измерений, государственное регулирование и межотраслевую координацию работ по сертифи­кации в Российской Федерации.

 

5.

Объектом стандартизациисогласно ГОСТ Р 1.0—2002 является продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации .

Обычно все работы по стандартизации включают в себя четыре этапа:

1) отбор объектов стандартизации;

2) моделирование объекта стандартизации;

3) оптимизация модели;

4) стандартизация модели.

Рис. Объекты стандартизации

 

Классификация и кодирование технико-экономической и социальной информации связаны с информационным обеспечением. Концепция выделяет основные объекты классификации и кодирования, способы гармонизации процесса с международными принципами и направления дальнейшего развития этой деятельности в РФ. Основными объектами классификации и кодирования должны быть: продукция, основные фонды, предприятия и организация, занятия, специальности, профессии, валюты, услуги, изделия, конструкторские документы, другие объекты технико-экономической и социальной информации. Гармонизация может быть достигнута прямым применением международного классификатора либо косвенным.

Объектами стандартизации являются конкретная продукция,
нормы, правила, требования, методы, термины, обозначения и т.д., имеющие
перспективу многократного применения в науке, технике, промышленном и
сельскохозяйственном производстве, строительстве, на транспорте, в культуре,
здравоохранении и международной торговле.
Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо отдельных
составляющих (характеристик). Применительно, например, к мебели,
конструктивные характеристики и требования безопасности могут быть
изложены в двух стандартах. Для более четкого понимания деятельности в
области стандартизации следует разделить нормы и нормативные документы на
две группы:
- на повторяющиеся объекты нормотворчества;
- на неповторяющиеся объекты нормотворчества.
Последние под действия стандартизации не попадают (годовой план
предприятия, приказ военачальника, указ президента и т.д.)
Повторяющиеся объекты нормотворчества также подразделяются на две
группы:
- традиционно относящиеся к стандартизации или тяготеющие к ней;
- традиционно не относящиеся к стандартизации, имеющие свои особые
механизмы оптимизации и принятия решений, оформления нормативного
документа (с особыми названиями) и его управления. Это очень большая группа
норм и нормативных документов, намного превышающая возможное число
действующих стандартов в государстве, многие из которых обладают большей
силой, чем стандарты, и оказывают большее влияние на судьбы людей. Это
государственные законы, юридические кодексы, военные уставы, планы,
приказы, распоряжения, медицинские рецептуры и т.д.

 

6. В нашей стране действует государственная система стандартизации (ГСС), объединяющая и упорядочивающая работы по стандартизации в масштабе всей страны, на всех уровнях производства и управления на основе комплекса государственных стандартов. Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

ГСС включает в себя стандарты, содержащие совокупность взаимосвязанных правил и положений, определяющих основные понятия, цели и задачи стандартизации; организацию и методику планирования и проведения работ по стандартизации, порядок разработки, внедрения и обращения стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации; порядок внесения в них изменений; контроль за внедрением и соблюдением стандартов; объекты стандартизации; категории и виды стандартов; правила построения, изложения, оформления и содержания стандартов и др.

С принятием Федерального закона «О техническом регулировании» началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1 этап — начальный (2002 г.) — состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия этого закона;

2 этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) с изменением правового статуса системы с государственного на добровольный.

3 этап — окончание формирования национальной системы стандартизации—системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

1. Начальный этап. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России, который выполнял свои функции непосредственно и через созданные им территориальные органы — Центры стандартизации и метрологии (ЦСМ), которых было более 90.

Основой ГСС являлся фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую:

- техническое законодательство;

- государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

- стандарты отрасли и стандарты общественных организаций;

- стандарты предприятий и технические условия.

Техническое законодательство, являясь правовой основой ГСС, по существу представляло собой совокупность регламентов 1-го уровня. Ядром технического законодательства был Закон РФ «О стандартизации» (который утратил силу со дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании). Нормативные документы 2-го уровня были представлены:

- государственными стандартами Российской Федерации;

- межгосударственными стандартами (ГОСТами), введенными в действие постановлением Госстандарта России (Госстроя России) в качестве государственных стандартов Российской Федерации;

- государственными стандартами бывшего СССР (ГОСТами);

- правилами, нормами и рекомендациями по стандартизации;

- общероссийскими классификаторами технико-экономической и социальной информации.

Межгосударственный стандарт — региональный стандарт, действующий в рамках СНГ.

По состоянию на 1 января 2004 г. федеральный фонд составил около 25 000 национальных стандартов. Фонд стандартов в России примерно такой же по объему, как и в ряде развитых стран (в Германии — 27179, в Великобритании — 22589, во Франции — 26544).

Регламентами 2-го уровня являлись: государственные и межгосударственные стандарты, содержащие обязательные требования; правила по стандартизации, метрологии, сертификации; общероссийские классификаторы.

Нормативные документы 3-го уровня были представлены стандартами, сфера применения которых ограничена определенной отраслью народного хозяйства —отраслевыми стандартами (ОСТ) или сферой деятельности —стандартами научно-технических и инженерных обществ (СТО).

Категория ОСТ была введена еще в 1960-е гг., поэтому их фонд является достаточно обширным (около 46 тыс.).

Категория СТО впервые введена в 1992 г. Одними из первых представителей СТО явились стандарты, разработанные Российским обществом оценщиков и Научно-техническим обществом бумажной и деревообрабатывающей промышленности. Общие требования к ОСТ и СТО были установлены ГОСТ Р 1.4—93 «ГСС. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения».

Нормативные документы 4-го уровня были представлены Нормативной документации, сфера действия которых ограничена рамками организации (предприятия) — стандартами предприятий (СТП) и техническими условиями (ТУ).

Технические условия выступают в роли технических и нормативных документов. К Нормативной документации относятся те Технические условия, на которые делаются ссылки в договорах на поставляемую продукцию (оказываемые услуги).

2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив (в соответствии с постановлением Правительства РФ) функции национального органа по стандартизации, принял постановление от 27.07.2003 № 63 «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:

— с I июля 2003 г. — дня вступления в силу ФЗ о техническом регулировании признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;

— впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие государственные и межгосударственные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей законодательства РФ о техническом регулировании.

С принятием технических регламентов перейдут в разряд добровольных документов нормы и правила федеральных органов исполнительной власти, в компетенцию которых в соответствии с законодательством входило установление обязательных требований.

В Федеральном законе «О техническом регулировании» не предусмотрена такая категория, как стандарты отрасли. Это связано с двумя причинами: ликвидацией большинства отраслевых министерств и отсутствием этой категории документа в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей, общественных организаций. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительный период времени, и на 2-м этапе эта категория не потеряет практического значения.

Постановлением Правительства РФ от 17.06.04 № 294 утверждено Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России). Федеральное агентство по техническому регулированию (Ростехрегулирование) находится в ведении Министерства промышленности и энергетики РФ (Минпромэнерго России).

3. Заключительный этап. К 2010 г. действующая национальная система окончательно приобрела форму и содержание, соответствующие идее, заложенной в ее организацию, и зарубежной практике. Она будет возглавляться негосударственной организацией. В связи с окончанием формирования фонда Технического регламента, запланированного на переходный период, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения.

Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль заложена в ст. 11—17 Федерального закона «О техническом регулировании». В частности, она проявляется в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

Установление двух категорий стандартов — «национальных стандартов» и «стандартов организаций» —определит сосуществование двух систем исходя из сферы деятельности: национальной системы, действующей в общероссийском масштабе; локальной, действующей в рамках организации.

Национальная система стандартизации включает:

—национальные стандарты;

—правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

—общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

Локальная система стандартизации базируется на стандартах организаций, которые по существу начинают заменять стандарты предприятий (СТП), стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО), установленных в свое время Законом РФ «О стандартизации».

 

Применение национального стандарта—это использование указанного нормативного документа в различных видах деятельности,например в производстве, торговле и прочих.

Рис. 2.5.1. Знаки соответствия:





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (527)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)