Условия и факторы возникновения и развития управления
ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ Сущность, виды и задачи управления
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, и прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым. Термин «управление» произошел от старорусского слова «управа», то есть способность с чем-то управляться. В широком смысле под управлением понимается деятельность по упорядочению процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранению их энтропии (дезорганизации), снижению неопределенности и приведению в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды. Кибернетика - наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество. Управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.
Любая управленческая деятельность состоит из следующих этапов: *получение и анализ информации; *выработка и принятие решений; *организация их выполнения; *контроль, оценка полученных результатов, внесение корректив в ход дальнейшей работы; *вознаграждение или наказание исполнителей. Управление бывает естественным, техническим и социальным.
Объектом естественного управления являются процессы, протекающие в природе. К техническому относится управление рукотворными объектами. Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение. В первых двух случаях реакция на воздействие либо известна заранее, либо достаточно точно предсказуема. Реакция каждого человека на управляющее воздействие субъективна и не всегда предсказуема, что предъявляет особые требования к социальному управлению.
Социальное управление может быть классифицировано: *по уровню: человечество, регионы, государства, группы организаций, отдельные организации, части организации, группы людей, идивид; *по сфере: государственное, политическое, хозяйственное и т. п.; *по содержанию: общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление закупками, сбытом, финансовыми потоками и проч.; *по источнику основополагающих решении: внешнее - навязанное, внутреннее - инициативное или самоуправление; *по способу осуществления управленческого воздействия: личное или доверительное - через посредников, документы; *по методу выработки управленческих решений: научное или эмпирическое; *по обусловленности принимаемых решений: ситуационное или стратегическое; *по способу взаимодействия со средой: адаптивное паи конкурентное; *по направленности: на процесс, на результат, на предотвращение будущих проблем.
Особой разновидностью социального управления является хозяйственное. Типы хозяйственного управления: традиционное, ремесленное и предпринимательское (в индустриальную эпоху - менеджерское, в постиндустриальную - системное - не только менеджеры, но и специалисты и даже вспомогательный персонал, в информационную - постепенное перерастание в самоуправление). Традиционное было свойственно докапиталистической эпохе, покоилось на обычаях, слабо регламентировалось правилами и процедурами, не имело правовых основ. Управленческие функции осуществлялись главами патриархальных семейств, мастерами и т. п. на основе личной власти. Предпринимательское управление возникло в эпоху зарождения капитализма, осуществлялось собственником по отношению к наемным работникам. Как и традиционное, оно ничем не регламентировалось. В индустриальную эпоху возникло менеджерское управление, отделенное от собственности, осуществлявшееся специально подготовленными и обученными управленцами, образующими иерархию. На ее высших уровнях принимаются общие решения, а на низовых — происходит руководство людьми и производственными процессами. В постиндустриальную эпоху его сменило системное управление, в котором участвовали не только менеджеры, но и специалисты, а также частично вспомогательный персонал. В информационную эпоху системное управление, видимо, будет постепенно перерастать в самоуправление. Менеджерское и системное управление, а отчасти и самоуправление должны быть институционализированными (официально определяться права и обязанности участников, их ответственность и т. д.).
Хозяйственное управление решает две задачи: 1)оперативную (тактическую), которая заключается: *в обеспечении условий текущей деятельности фирмы; *в восстановлении постоянно нарушаемого равновесия между отдельными ее элементами, между ней в целом и внешней средой; *в организации деятельности работников по достижению поставленных целей; 2)стратегическую, которая обеспечивает развитие и совершенствование фирмы, перевод ее в качественно и количественно иное состояние.
Условия и факторы возникновения и развития управления
Управление как специфический вид человеческой деятельности появилось вместе с людьми. Оно выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности в процессе разделения и кооперации труда, что обусловило необходимость организации, координации и согласования деятельности людей в общественном производстве. Там, где хотя бы два человека объединялись в стремлении достичь какой-либо общей цели, возникала задача координации их совместных действий, решение которой кто-то из них должен был брать на себя. При этом один становился руководителем, то есть управляющим, а другой - его подчиненным, то есть управляемым. Почти все формы современного управления можно проследить в древних организациях, хотя их характер и структура управления существенно отличались от сегодняшних. В эпоху рабовладения также имели место элементы управления, однако преобладали методы прямого принуждения и страха наказания в качестве главных средств побуждения к труду. В дальнейшем, с развитием общественного производства, такой труд обнаружил органически присущую ему неэффективность. Его заменила система наемного труда зарождающейся буржуазной эпохи. Она основывалась на использовании принципиально иного, опосредованного механизма принуждения, применявшего материальные стимулы и экономические рычаги в управлении трудом. Возникший свыше 250 лет назад в ряде стран Западной Европы торговый капитализм имел совсем иную основу - денежный капитал. Вместо прямых и грубых форм принуждения к труду при капитализме формировался и повсеместно использовался рыночный механизм, действовавший на базе обмена меновыми стоимостями и предполагавший формальную личную независимость и равенство обменивающихся сторон. Хотя управленческая практика развивается с древних времен, до XX в., вероятно, никто не задумывался над тем, как управлять системно. Людей в основном интересовало, как заработать больше денег, завоевать политическую власть, но не как управлять организациями. В начале XIX в. английский исследователь Роберт Оуэн много времени посвятил проблемам достижения целей организации с помощью других людей. Он предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разрабатывал системы оценки результатов их труда и путем дополнительных выплат стимулировал хорошую работу. Эти реформы явились уникальным прорывом в суть человеческого восприятия действительности и роли руководителя. Но несмотря на это, бизнесмены того времени видели мало здравого смысла в реформах Р. Оуэна, ни один из них не последовал его примеру, так как у них отсутствовал интерес к управлению. В связи с этим менеджмент выделился в самостоятельную область человеческих знаний, науку лишь на рубеже XIX-XX вв. Американец Джозеф Вартон в 1881 г. впервые разработал курс менеджмента для преподавания в колледже. Американский инженер Фредерик Тейлор в 1911 г. опубликовал свою книгу «Принципы научного менеджмента», которая вызвала всеобщий интерес и в которой управление впервые признано наукой и самостоятельной областью исследования. Это были первые работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления. Они явились ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Организации- гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. Основной силой, которая первоначально подстегнула интерес к управлению, явилась промышленная революция в Англии. Однако идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке, которая стала родиной современного управления. В начале XX в., в период бурного развития, Соединенные Штаты были практически единственной страной, где человек, преодолев трудности, связанные с его происхождением, национальностью, мог проявить инициатив)' и личную компетентность. Миллионы европейцев иммигрировали в Америку, создав тем самым огромный рынок рабочей силы. Соединенные Штаты почти с самого своего возникновения серьезно поддерживали идею образования для всех желающих, что способствовало росту числа людей, интеллектуально способных выполнять различные роли в бизнесе и управлении. Трансконтинентальные железнодорожные линии превратили Америку в самый крупный единый рынок в мире. В то время практически не существовало государственного регулирования в бизнесе, поэтому предприниматели, которые добивались успеха, становились монополистами. В результате создавались крупные отрасли и предприятия, для управления которыми требовались формализованные способы.
Таким образом, появление теории управления связано со следующими условиями: *органическим строением капитала, развитием машинного производства, возрастанием требований к управлению, неспособностью собственника и предпринимателя справиться со все возрастающими трудностями управления: *возникновением большого количества субъектов рыночной экономики, возрастанием объема и усилением рыночных связей; *развитием конкуренции и неустойчивостью рыночной экономики, которые обусловливают необходимость профессионального подхода к управлению; *появлением крупных корпораций, приводящим к увеличению объема и сложности управленческих работ, которые могут быть выполнены только специальным аппаратом работников; именно в корпорации менеджмент окончательно отделяется от самоуправления собственника-предпринимателя; *рассредоточением собственности между акционерами, в результате чего появились новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.; *попытками предпринимателей воспользоваться преимуществами техники, созданной в период промышленной революции.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2731)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |