Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА



2015-11-07 1070 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ .УЧЕНИЙ,

РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

 

План

 

I. Истоки социальной науки.

1.Донаучный период.

2.Социальная утопия – идеал подлинно человеческого, коммунистического общества (Т.Кампанелла, Т.Мор, А.де Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн).

3.Идеалединства общества и природы (Ш.Л. де Монтескье).

4.Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер, А. Де Токвиль).

 

II. Классический период (вторая половина XIX – начало XX вв.).

1.Социология Карла Маркса.

2. Альтернативные марксизму направления в социологии.

3. Общество как духоввая реальность, первичность социального сознания (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М, Вебер, Г. Зиммель), элитарная социология (В.Парето).

 

ПI. Современные течения в зарубежной социологии.

1.Социология стратификации и социальной мобильности (П.Сорокин).

2. Социальная философия Франкфуртской школы.

3. Социологические концепции Т. Парсонса и Р. Мертона.

 

 

IV.

Развитие социологии медицины

 

 

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до I мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния социологии медицины (с 90-х гг. XX века до настоящего времени)

Вопрос I. ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ

 

а) любое знание человека о себе, обществе, окружающем мире проходит многие этапы, периоды возникнове­ния, становления и развития. Социология, как и всякая отрасль науки, проходит те же этапы и периоды;

б) каждому этапу, периоду развития присущи специфи­ческие особенности, характеризующие уровень знаний об обществе и способности человека проникнуть в тай­ны общественных явлений, познать их;

в) познавая окружающий мир, человек познавал самого себя, свое бытие, осмысливал явления, определяю­щие сущность общественных отношений, их взаимо­связи и последствия;

г) в истории социологии выделяют несколько этапов:

I этап — возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире.

II этап — развитие социальных знаний в эпоху средневековья.

III этап — социальные знания об обществе и человеке в XVII-XVIII вв.

IV этап — социологические знания в XIX, XX, XXI вв.

Основные этапы и тенденции развития социологической мысли

(IV этап в истории социологии)

В становлении непосредственно социологического знания можно выделить ряд этапов.

· Первый этап связан с именами Огюста Конта, Герберта Спенсера и Карла Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих умозрительных теорий.

· На рубеже 19 и 20 столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время – Макс Вебер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания.

· Затем наступает в первой половине 20 века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации.

· Во второй половине 20 века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получает бурное развитие специальные социологические теории.

· В 70-80 е годы в социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа.

· На рубеже веков осознается эффективность междисциплинарных исследований.

 

ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

v миф и эпос— древнейшие формы отражения действительности:

миф – возникающее на ранних этапах истории по­вествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и др.) стали попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества;

миф – обобщенное отражение определенного явления, событий, фантастическое отображение челове­ческого мира на стадиях родового и раннего классо­вого общества, в котором явления действительности выступают в виде чувственно-образных представлений;

эпосэто рассказ о прошлом, рисующий картину жизни народа, повествующий о его идеалах морали, стремлениях. Это разновидность художественно-ли­тературного творчества (повествование, сказание).

v для возникновения науки важным былоразделение труда на умственный и физический и появление социального слоя людей, занимающихся духовной деятельностью;

v историяДревней Грециидает богатый материал для со­циологической пауки. Мыслители античности рассмат­ривали историю как компонент космического бытия, но в центре творчества всегда находился человек.

v история Древнего Римадает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований. Для эмпирических исследований характерно:

– раскрытие процессов становления и развития общества;

– осмысление новых форм социальных общностей, различных социальных институтов, учреждений;

– обогащение системы социальных отношений и взаимодействий;

– возникновение новых ценностей, идеалов, потребностей, интересов, критериев общественно­го престижа и т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

§ поиски социальных идеаловгосударственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе ин­дивидуализма, другие — на основе коллективизма;

§ появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и построения общества;

§ в эпоху Возрождения разработкой гуманистической теории общества занимались Томас Мор, Томазо Кампанелла:

Томас Морв начале XVI в. сумел подняться от коммунистического устройства общества и потребления к коммунистической организации производства. Он поднял вопрос о праве собственности на средства производства. Данная утопия являлась отражением становления капиталистического общества;

Томазо Кампанелла итальянский философ, утопический социалист. Написал книгу «Город Солнца», в которой изложил идеи утопического комму­низма. Он детально описал организацию труда, рас­пределение продуктов и управление общественны­ми делами. В отличие от утопии Т.Мора он допуска­ет, что потребности некоторых людей могут ока­заться чрезмерными и власти должны следить, что­бы никто не получал больше, чем ему необходимо;

—глубокий след в истории социологической мысли оставил Анри де Сен-Симон. Он считал основой про­гресса общества прогресс знаний, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный за­
кон». Историю общества он раскрывает через «за­кон трех фазисов» — теологического, метафизи­ческого, позитивного;

—у социалистов-утопистов ШарляФурье, Роберта Оуэна возникает стремление убедить правящие классы в необходимос­ти социальных реформ и примером собственной дея­тельности указать новый путь к будущему строю. Они
предлагают меры по предотвращению революции и
преобразованию общества бескровным образом.

§ утопия— революционный взрыв, в результате которо­го индивидуализму, частной собственности, жесткому государству и лицемерию религии противопоставлялись коллективизм, общность людей, государственная народная собственность, истинная вера и справедливое государство.



2015-11-07 1070 Обсуждений (0)
СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)