СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ .УЧЕНИЙ, РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ
План
I. Истоки социальной науки. 1.Донаучный период. 2.Социальная утопия – идеал подлинно человеческого, коммунистического общества (Т.Кампанелла, Т.Мор, А.де Сен-Симон, Ш.Фурье, Р. Оуэн). 3.Идеалединства общества и природы (Ш.Л. де Монтескье). 4.Возникновение социологии как самостоятельной науки (О.Конт, Г.Спенсер, А. Де Токвиль).
II. Классический период (вторая половина XIX – начало XX вв.). 1.Социология Карла Маркса. 2. Альтернативные марксизму направления в социологии. 3. Общество как духоввая реальность, первичность социального сознания (Э. Дюркгейм), «понимающая социология» (М, Вебер, Г. Зиммель), элитарная социология (В.Парето).
ПI. Современные течения в зарубежной социологии. 1.Социология стратификации и социальной мобильности (П.Сорокин). 2. Социальная философия Франкфуртской школы. 3. Социологические концепции Т. Парсонса и Р. Мертона.
IV. Развитие социологии медицины
1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв. 2. Период формирования (начало XX века -до I мировой войны) 3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами) 4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века) 5. Современный период состояния социологии медицины (с 90-х гг. XX века до настоящего времени) Вопрос I. ИСТОКИ СОЦИАЛЬНОЙ НАУКИ
а) любое знание человека о себе, обществе, окружающем мире проходит многие этапы, периоды возникновения, становления и развития. Социология, как и всякая отрасль науки, проходит те же этапы и периоды; б) каждому этапу, периоду развития присущи специфические особенности, характеризующие уровень знаний об обществе и способности человека проникнуть в тайны общественных явлений, познать их; в) познавая окружающий мир, человек познавал самого себя, свое бытие, осмысливал явления, определяющие сущность общественных отношений, их взаимосвязи и последствия; г) в истории социологии выделяют несколько этапов: I этап — возникновение и становление социальных знаний об обществе в Древнем мире. II этап — развитие социальных знаний в эпоху средневековья. III этап — социальные знания об обществе и человеке в XVII-XVIII вв. IV этап — социологические знания в XIX, XX, XXI вв. Основные этапы и тенденции развития социологической мысли (IV этап в истории социологии) В становлении непосредственно социологического знания можно выделить ряд этапов. · Первый этап связан с именами Огюста Конта, Герберта Спенсера и Карла Маркса. Это этап глобальных концепций развития общества. Ориентация на переход к позитивной науке сочеталась с созданием общих умозрительных теорий. · На рубеже 19 и 20 столетий социология переживает качественно новый этап: осознается ограниченность абстрактно-теоретических методов познания, которые преобладали на первом этапе, ставится вопрос о выделении социологии в качестве самостоятельной целостной науки. Наиболее яркие представители социологии в это время – Макс Вебер, Георг Зиммель, Эмиль Дюркгейм. Их объединяет мысль о принципиальном отличии законов общественного развития от законов природы, о своеобразии социологических методов познания. · Затем наступает в первой половине 20 века этап бурного развития эмпирической социологии. На этом этапе получают развитие методы сбора и анализа эмпирической информации. · Во второй половине 20 века осознается необходимость синтеза теории и эмпирии, идут поиски общей теории, получает бурное развитие специальные социологические теории. · В 70-80 е годы в социологию приходит понимание необходимости сочетания различных методологических подходов, направлений социологического анализа. · На рубеже веков осознается эффективность междисциплинарных исследований.
ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД v миф и эпос— древнейшие формы отражения действительности: —миф – возникающее на ранних этапах истории повествование, фантастические образы которого (боги, легендарные герои, события и др.) стали попыткой обобщить и объяснить различные явления природы и общества; —миф – обобщенное отражение определенного явления, событий, фантастическое отображение человеческого мира на стадиях родового и раннего классового общества, в котором явления действительности выступают в виде чувственно-образных представлений; —эпос–это рассказ о прошлом, рисующий картину жизни народа, повествующий о его идеалах морали, стремлениях. Это разновидность художественно-литературного творчества (повествование, сказание). v для возникновения науки важным былоразделение труда на умственный и физический и появление социального слоя людей, занимающихся духовной деятельностью; v историяДревней Грециидает богатый материал для социологической пауки. Мыслители античности рассматривали историю как компонент космического бытия, но в центре творчества всегда находился человек. v история Древнего Римадает многие факты и данные о развитии социальных эмпирических исследований. Для эмпирических исследований характерно: – раскрытие процессов становления и развития общества; – осмысление новых форм социальных общностей, различных социальных институтов, учреждений; – обогащение системы социальных отношений и взаимодействий; – возникновение новых ценностей, идеалов, потребностей, интересов, критериев общественного престижа и т.д. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ - ИДЕАЛ ПОДЛИННО ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, КОММУНИСТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА § поиски социальных идеаловгосударственного устройства, способных обеспечить всеобщие блага осуществлялись по-разному. Одни видели решение проблемы на основе индивидуализма, другие — на основе коллективизма; § появляются концепции утопического социализма, в основе которых положены коммунистические принципы организации и построения общества; § в эпоху Возрождения разработкой гуманистической теории общества занимались Томас Мор, Томазо Кампанелла: — Томас Морв начале XVI в. сумел подняться от коммунистического устройства общества и потребления к коммунистической организации производства. Он поднял вопрос о праве собственности на средства производства. Данная утопия являлась отражением становления капиталистического общества; —Томазо Кампанелла — итальянский философ, утопический социалист. Написал книгу «Город Солнца», в которой изложил идеи утопического коммунизма. Он детально описал организацию труда, распределение продуктов и управление общественными делами. В отличие от утопии Т.Мора он допускает, что потребности некоторых людей могут оказаться чрезмерными и власти должны следить, чтобы никто не получал больше, чем ему необходимо; —глубокий след в истории социологической мысли оставил Анри де Сен-Симон. Он считал основой прогресса общества прогресс знаний, человеческого разума, рассматриваемого им как «верховный за —у социалистов-утопистов ШарляФурье, Роберта Оуэна возникает стремление убедить правящие классы в необходимости социальных реформ и примером собственной деятельности указать новый путь к будущему строю. Они § утопия— революционный взрыв, в результате которого индивидуализму, частной собственности, жесткому государству и лицемерию религии противопоставлялись коллективизм, общность людей, государственная народная собственность, истинная вера и справедливое государство.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |