Университетское образование в эпоху Возрождения
Эпоха европейского Возрождения ознаменовала переход от патриархально-клерикальной культуры к культуре преимущественно светской, городской, с интенсивным развитием ремесел, торговли, искусств. Она сформировала новый образ жизни, новое мировоззрение, построенное на отрицании ценностей тысячелетней средневековой культуры и возрождении культа человека, природы, созданного античностью. Ценностная система Ренессанса антропоцентрична, сфокусирована на поиске нового, индивидуального, самоценности свободомыслящей личности. Новые ценностные ориентации привели к оформлению новых идеалов образования, соответствующих идеалам эпохи. Возникновение и развитие книгопечатания значительно расширило возможности интеллектуального общения, способствовало освобождению человеческого разума от засилья ортодоксии и схоластики. Разумеется, эти изменения нельзя абсолютизировать. Тем не менее отказ от дистанцированной, монологичной формы обучения стал совершенно очевидным, а позиции Учителя, Мастера как непререкаемого авторитета значительно пошатнулись. Их нужно было доказывать и подтверждать, признавая право обучающегося на формирование собственной позиции. Произошли изменения и в содержании образования. Обращение к. наследию античности, трудам Платона и Аристотеля способствовало не обоснованию догматов веры, как это было в эпоху Средневековья, а титаническому возвышению личности. Университетская традиция Возрождения определялась гуманистическими идеалами свободы, закреплением права на индивидуальный выбор, признанием особой значимости светской духовности, гуманитарного образования, развития способностей. Содержанием университетского образования в этот период становится моральная философия, изучение истории, языков, необходимых для самостоятельного прочтения подлинников античности; его сущностью — стремление к индивидуально-осмысленной истине. Studia humanitatis — познание человеком многообразия возможностей собственной жизни — способствовало формированию конструктивного мышления, рассмотрению знания как процесса и развитию культуры интеллекта, требовавшей усилий самосовершенствования. Однако наряду с этими позитивными изменениями, свидетельствующими о возникновении нового типа университетской культуры, набирали силу и негативные тенденции, по существу перечеркнувшие перспективы, открывшиеся перед университетами после сумрака средневековья. Несмотря на возрождение идей античности в качестве основного интеллектуального девиза эпохи, традиции либерального греческого образования применительно к университету остались невостребованными. Были утрачены и многие достижения средневекового университетского образования. В этот период происходит окончательный отказ от структуры тривиума и квадривиума, возвышение гуманитарного знания в ущерб формирующемуся естественнонаучному, становятся проблематичными традиционные ценности и авторитеты, под вопросом оказывается и сама необходимость систематизированного, в частности университетского образования. Неприятие социально удостоверенных норм также не могло не сказаться на отношении к университету, влияние которого значительно снизилось. Соответственно центр интеллектуальной активности сместился в повсеместно открывающиеся научные академии. Невостребованным в университетах остался и интерес к природе, началам естественнонаучного знания. Обучение, даже в сравнении с периодом Средневековья, было содержательно значительно суженным, сосредоточенным на гуманитарных дисциплинах. Проведение исследований стало привилегией научных обществ и академий. Воспитание, хотя и предполагало ориентацию на основные принципы моральной философии как ведущей университетской дисциплины, но нередко отвергалось с позиций придания большей ценности естественному, «природному» состоянию человека. В результате относительная устойчивость ядра университетского образования — основополагающих ценностных ориентации — обернулась своей противоположностью — нестабильностью, что сразу сказалось на снижении престижа университета и его роли в развитии общества. Предвосхищение ренессансных тенденций в традиции средневекового схоластического университета, казалось бы, должно было привести к подлинному расцвету университетского образования в эпоху Возрождения. Однако прогрессивные изменения получили в основном количественное выражение. На рубеже XIV— XV вв. в Европе по разным источникам насчитывалось от 31 до 34 университетов, а столетие спустя их численность достигла уже 63. И все же однозначность негативной оценки характера эволюции университета в эпоху Возрождения была бы неадекватной и односторонней. Утверждение ценности человеческой личности, признание права на реализацию собственных возможностей, свободу, счастье обладали высоким гуманистическим пафосом и произвели подлинный переворот в культуре, образовании и других видах социальной деятельности. Реабилитация и развитие личностного начала, даже с поправкой на чрезмерную индивидуализацию, придавали процессу обучения новое измерение и бесспорную позитивную значимость. Идея университета в эпоху Возрождения получает очевидное гуманистическое звучание, но баланс исследования, обучения и воспитания и в этот период развития западноевропейской культуры остался недостигнутым. 2.5. Эволюция университетов в эпохи Нового времени и Просвещения В период Нового времени рассогласование фундаментальных оснований идеи университета только усугубляется. Несмотря на то, что своеобразным мировоззренческим кредо эпохи становится изречение Ф. Бэкона о том, что суверенитет человеческой личности обеспечивается знанием, роль университетов в развитии науки, культуры и социальной жизни была весьма незначительной. Выдающиеся мыслители конца XVI— XVII вв., внесшие значительный вклад в приращение научного знания и развитие философской мысли, как правило, не получали университетского образования и не были связаны с ним и в своей исследовательской деятельности. Определяя ориентации, господствовавшей образовательной традиции этого периода, следует обратить внимание на то, что идеалы гуманизма не утрачивают своего звучания, но на смену идеалу дворянина, аристократа приходит идеал джентльмена. И все же изменения, происходящие в университетах, .были существенными. Они обусловливались совокупностью внешних по отношению к университетам факторов и внутренних процессов, связанных с оформлением самостоятельных областей естественнонаучного знания, дальнейшим развитием моральной философии,. с усиливавшимся противостоянием материалистического и идеалистического мировоззрения. Значительными явлениями в формировании науки становятся разработка представлений о системности научного знания, закрепление дисциплинарного подхода, развитие методологического и теоретического сознания, что в совокупности не могло не оказать воздействия на формы и содержание образовательного процесса в университетах. Изучение природы, разработка научного метода познания и первые опыты в попытке систематизации научных дисциплин связаны с именем Ф. Бэкона. Влияние его научных изысканий на изменение характера исследовательской деятельности трудно переоценить. С одной стороны, он способствовал «реабилитации» целостности образа научного знания как совокупности гуманитарных и естественнонаучных областей, оформлению логического обоснования изобретения и открытия. С другой стороны, настаивал на необходимости разделения философии на теоретическую и практическую, рассматривая также обучение и исследование самостоятельными, не пересекающимися видами деятельности. Признание лишь инструментального знания истинным и освобождение науки от философского анализа получили в дальнейшем наименование бэконианской модели образования. Определяющими ориентациями этой модели стали придание первостепенной значимости обучению методам мышления и отказ от исследования в образовательном процессе в университете. Однако изменения порождались не только развитием научного и философского знания. Римско-католическая церковь, в течение многих веков выступавшая высшим общепризнанным авторитетом, начала утрачивать свои монопольные позиции. Реформационное движение в университетах, возникшее как реакция протестантизма на средневековую ортодоксию, с течением времени начало испытывать противодействие католических контрреформационных университетов. Протестантизм поручил широкое распространение с начала XVIв. Активным его проповедником выступил Мартин Лютер, отстаивавший суверенность человеческой личности, право каждого верующего на собственный путь к Христу. Усиление национального самосознания сопровождалось формированием представлений о необходимости расширения доступа к высшему образованию, его демократизации. В свою очередь, контрреформационное движение, возглавленное Игнатием Лойолой — основателем Иезуитского ордена, использовало образование как одно из средств борьбы с протестантизмом. Основные представления и определяющие для последующей деятельности ценности должны быть обеспечены и закреплены в образовательном процессе. В соответствии с этим изменениям подверглось содержание университетских дисциплин, но в значительно большей степени — методы обучения с акцентом на постоянство упражнений в процессе поиска истины под контролем способных прелодавателей. Действенность этого подхода в образовании была очевидна. К началу XVIIIв. иезуиты располагали 769 колледжами и 24 университетами. Упражнения в спекулятивной эпистемологии и математике, требования осмысления собственной позиции, ее обоснования и защиты способствовали развитию самостоятельности мышления и, по существу, обеспечили условия для перехода к «классической» германской модели исследовательского университета и закрепления идеалов Просвещения в образовании. Веком Просвещения традиционно называется XVIII столетие. Однако было бы ошибкой считать, что просветительская идеология является исключительной прерогативой этого исторического периода в развитии цивилизации. Ее элементы присутствуют в античной образовательной традиции, в образовательной культуре Средневековья и Возрождения. Новое время, значительно усилившее роль просветительского компонента в образовании, закрепило идеалы разума во главе иерархии социальных и образовательных ценностей. Определяющей концепцией для развития университетского образования, получившей обоснование в философских сочинениях Ф. Бэкона и Дж. Локка, становится воспитание джентльмена. Воздействие взглядов, развиваемых французскими просветителями, было менее существенным. Ф. Бэкон как идеолог нового дворянства, по социальному статусу и интересам более тяготевший к буржуазии, сформулировал основные принципы мира джентльмена. Этот формируемый для самостоятельной жизни мир обусловливался не только и не столько правом рождения, сколько воспитанием, завершаемым в университете. Дж. Локк, вообще определявший философию как общую теорию воспитания, рассматривал целью последнего формирование разума, характера, интеллекта. В связи с чем университет оказывается наивысшей и наиболее адекватной для развития умственных способностей образовательной структурой. Университетское образование со времен своего возникновения традиционно выступало основным механизмом передачи культуры, достигнутого и постоянно повышаемого уровня знания в соответствии с объективными историческими возможностями. Еще одним механизмом, не настолько очевидным и устойчивым для различных стадий развития университетского образования, является возможность изменения социального статуса. Оно становилось следствием общественно удостоверенной оценки профессиональной деятельности, основывавшейся на использовании приобретенных знаний и навыков. Этот механизм хорошо прослеживается в практике средневековых университетов, особенно начального периода, в какой-то степени утрачивает свою операциональность в эпоху Ренессанса и получает второе «рождение» в эпохи Нового времени и Просвещения. Это объясняется тем, что социальный престиж буржуазии как привилегированного класса не мог быть достигнут демонстрацией только финансового благополучия, но предполагал также приобщение к культурному наследию, знанию, требовал обнаружения изысканности мысли и хороших манер. И все же идея всесторонности университетского образования, предполагающая единство обучения, исследования и воспитания, остается и в этот период нереализованной. Преимущественной ориентацией, наряду с обучением методам мышления и освоением разделов дисциплинарно оформленного знания, со времен гуманистов остается воспитание как развитие умственных способностей и характера. Сам же идеал воспитания соотносится в большей степени не с образовательными», а с моральными ценностями. Ситуация меняется самым радикальным образом лишь в эпоху романтического гуманизма, сформировавшегося в Германии на рубеже XVIII—XIX вв. На сей раз основания для перехода к новому типу обучения и оформления классической идеи университета были совершенно конкретны и связаны с объединением Берлинского университета с Королевской академией наук. Этот новый тип университетского образования стал символом передового обучения XIX столетия и радикально повлиял на всю дальнейшую эволюцию мировой университетской системы. Нарушив логическую последовательность изложения, ограничим рассмотрение проблемы взаимодействия общества и образования в этом разделе учебника началом XIX в. Это не означает, что впоследствии она утрачивает свою актуальность. Реальная практика развития университетского образования приводит к совершенно противоположным выводам. Такого рода композиционное решение обусловлено тем, что, начиная с концептуального осмысления модели исследовательского университета В. фон Гумбольдтом, закрепляется традиция рефлексивного анализа проблем университетского образования, получившая наименование развития «идеи университета». Эта традиция саморефлексии университетской образовательной системы — достояние и показатель качественно нового состояния культуры. Становится принципиально важным не только воздействовать на образовательную практику, но и сознательно определять ближайшие и отдаленные цели, средства и методы, диапазон возможностей будущих изменений. Социокультурный подход к разрешению этих задач предполагает, что проблема взаимодействия образования и порождающего и поддерживающего его общества остается в центре рефлексивного осмысления и находит свое место в системе философского, теоретически осмысленного знания, объектом которого является образование, в нашем случае — университетское.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |