ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО – ВЕРШИНА СХОЛАСТИКИ
ТЕОЦЕНТРИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ Средневековая философия в Западной Европе – это христианская философия, которая начала складываться во II в. н.э. Основным источником христианства была иудейская религия, самая монотеистическая из всех религий античности. Философия раннего христианства называлась апологетикой, а её представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили характер апологий, то есть сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан, на доказательство преимущества христианства перед другими религиями. Средневековая философия – это синтез иудейско-христианской мифологии и греческо-римской философии. Непосредственными теоретическими истоками раннехристианской философии была эллинистическая философия I –II вв., прежде всего, система еврейского философа из Александрии Филона. СТАТУС ФИЛОСОФИИ В средние века (IV-XIV) первостепенное значение в общественной жизни получает религия. Однако она включает в себя в качестве необходимого компонента философию, которая рассматривалась как средство достижения необходимой аргументации в теологических спорах. Философия помогала строить целостную картину мира, но мира как творения Бога. ПАТРИСТИКА, СХОЛАСТИКА В истории развития средневековой философии выделяют два основных этапа: патристики и схоластики. Патристика – это учение отцов церкви, которое стало привлекать рационалистические философские понятия для обоснования христианских догм. Представители патристики заложили основы философии христианства Представители: Одним из наиболее ярких представителей патристики был Климент, обосновавший в Александрии христианскую богословскую школу. Придя к христианству от платонизма и стоицизма, Клемент Александрийский сохранил уважение к философии, но стремился подчинить её религии. Он доказывал, что античная философия является необходимым предшественником христианства, данная Богом грекам и римлянам. Поэтому различие религии и философии состоит только в том, что в религии истина дана целиком, а в философии опосредованно и частично. В отличие от гностиков, стремившихся сблизить античную философию и христианство, Тертуллиан обосновывал тезис о несоединимости философии и религиозной веры. Он утверждал, что между верой и разумом нет никаких точек соприкосновения. Всякая философия и сама еретична, и источник всех религиозных ересей. Ересь, говорит Тертуллиан, означает ''выбор'', философы – ''умы спорливые'', занятые ''праздными вопросами и разговорами'', не знают истины, ''они ещё ищут, стало быть, ещё не нашли''. Истина от Бога, тогда как философия и религиозные ереси от дьявола. Принцип Тертуллиана - ''верую, потому что это абсурдно'', полностью выражает содержание и смысл его учения, в котором истинность веры является совершенно другой, чем истинность разума. Понятие веры как высшей истины подготовило почву для подчинения философии теологей, что было характерным для всего последующего периода развития христианской философии. Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики был Аврелий Августин. Им написано около ста работ против науки и материалистической философии, в защиту и обоснование христианской религии. Он обсуждает проблему свободы человеческой воли и дает обзор истории всего человечества с религиозной точки зрения. Учение Августина стало определяющим духовным фактором средневекового мышления, оказала большое влияние на всю христианскую Западную Европу. СХОЛАСТИКА Вторым этапом развития средневековой философии является схоластика. Начало схоластики приходится на IX столетие и её развитие продолжается до конца ХV столетия. Главная задача схоластики – поиск рациональных путей обоснования веры. Если перед патристикой стояла задача создать систему религиозной догматики, то задача схоластики состояла в том, чтобы её упорядочить и сделать доступной для необразованных людей, переходящих в христианство. Схоластическое философское мышление сосредоточивалась, в сущности, на двух проблемах: с одной стороны, на споре номинализма и реализма по проблеме универсалий, а с другой – на доказательстве существования Бога. Суть проблемы универсалий состояла в выяснении соотношения общего, отдельного и особенного. Античная философия не ответила, на два основных вопроса: 1.Как существует общее? Самостоятельно (как у Платона) или в мышлении человека (как у Аристотеля)? 2.Какова природа общего ? Являются ли понятия такими же телесными сущностями как и окружающие вещи или это бестелесные сущности? Реалисты, считали, что общие понятия существуют реально, причем они существуют до единичных вещей и вне их. Номиналисты, напротив, не допускали реального существования универсалий. Они считали, что существуют только индивидуальные тела природы, а общие понятия образуются благодаря познанию индивидуальных вещей. Представители патристики опирались на философию Платона, но с ХII века Европа начинает знакомиться с наследием Аристотеля. Запреты на изучение трудов Аристотеля не помогали. В 1245 году изучение философии Аристотеля было разрешено без ограничений, а в 1255 году никто не мог получить степень магистра, не изучив трудов Аристотеля. В середине XII века победило мнение, согласно которому теология нуждалась в оздоровлении философией Аристотеля. ФИЛОСОФИЯ ФОМЫ АКВИНСКОГО – ВЕРШИНА СХОЛАСТИКИ Реорганизатором и систематизатором схоластики на основе работ Аристотеля явился Фома Аквинский. Он по новому пытается решить три основные проблемы схоластической философии: соотношение веры и знания, Бога и природы, проблему универсалий. Решая проблему соотношения веры и разума, Фома Аквинский выдвигает идею гармонии веры и знания. Между наукой и верой нет противоречия, поскольку христианская истина стоит выше разума. Разум и вера – это принципиально различные пути к истине. Знание – это область очевидных и доказуемых истин, а вера – неочевидных и недоказуемых. Догматы религии (воскрешение, триединство, непорочное зачатие) ''сверхразумны'', но не ''противоразумны''. Философия должна служить вере, она сама не может доказать сверхъестественную истину, но может ослабить выставляемые против неё аргументы. Если разум приходит к выводам, противоречащим вере, то это ошибка разума. Согласно Аквинскому, бытие Бога может быть доказано разумом и он формулирует пять доказательств существования Бога. В XIII веке Фома Аквинский был причислен к лику святых, а его учение становиться официальной доктриной церкви. В условиях Ренессанса возникает кризис томизма, изучение трудов Аквинского прекращается. Но в конце XIX века учение томизма вновь возрождается, на его основе развивается неотомизм – одно из ведущих направлений западной философии ХХ века.
Блаженный Августин АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ Одним из величайших западных отцов христианства является Аugustinus Sanctus– Августин Аврелий (Блаженный) (354-430). Первым религиозным опытом его стало дуалистическое учение манихейство, которое, кроме одного вечного начала добра, Бога, признавало другое вечное начало зла, дьявола. Он стал ревностным последователем учения манихеев. Высота нравственной жизни и проникнутые духом евангельской любви проповеди епископа Амвросия Медиоланского, с которым он познакомился в Риме, возымели решительное влияние на Августина, который окончательно положил оставить учение манихеев и принять христианство. В 387 году, в возрасте 33 лет, накануне праздника святой Пасхи, Августин и сын его были крещены святым Амвросием. В первую четверть V века вторглись в Африку вандалы. В 430 году они осадили Иппон. Блаженный Августин провел последние месяцы своей жизни, всячески – примером и словом – подкрепляя и утешая пораженных бедствиями войны жителей осажденного города. Литературное наследие Августина включает несколько философских произведений: “О величине души”, “Об учителе”, “Об истинной религии”, “О свободной воле”, “Исповедь”, “О троице”, “О природе и благодати”, “О душе и ее происхождении”, “О благодати и свободной воле”. Самое обширное и знаменитое из егопроизведений – “О граде божьем”.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1943)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |