Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Раздел I. Мифологическое сознание





Сознание и текст Античности

Учебно-практическое пособие: Хрестоматия научных текстов.

по дисциплине История зарубежной литературы

(составитель и автор комментариев – к.ф.н., доц. каф. ЖиМ СМИ СПГУТД СЗИП Е.В. Лейбель)


Оглавление

Введение

Раздел I. Мифологическое сознание

· Грейвс, Р. Введение// Р. Грейвс. Мифы Древней Греции. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. с. 5-20.

Раздел II. Два эпоса Гомера

· Ярхо, В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное творчество //Гомер. Илиада. М.: Художественная литература, 1978. с. 5-18

· Руссо, Дж. Юнгианский анализ гомеровского Одиссея// Кембриджское руководство по аналитической психологии. Под редакцией Полли Янг-Айзендрат и Теренса Даусона. М.: Добросвет, 2000. с. 363-385.

Раздел III. Лирика Античности

· Шервинский, С. Античная лирика// Античная лирика. М.: Художественная литература, 1968. С. 5-24.

Раздел IV. Древнегреческая драма.

· Тронский, И. История античной литературы. М.: ЛКИ, 208. с. 106-115.

· Апт, С. Античная драма// Античная драма. Переводы с древнегреческого и латинского. М.: Художественная литература, 1970. с. 10-24.


Введение

 

«История зарубежной литературы» – курс, рассчитанный на два семестра. За год увлеченной работы можно (имея некоторую базу) более-менее достойно разобрать основные произведения не более трех авторов. Это значит, что основной задачей курса может быть только весьма поверхностное, обзорное знакомство с литературой Европы и Америки без соприкосновения с культурой Востока, обладающей совсем иной самобытностью. Безусловно, за столетия литературоведческих штудий возникло множество подходов к изучению поэтических памятников. В минувшем веке был распространен принцип линейного «поквартирного» изложения – т.е. предлагалось четкое разделение на следующие друг за другом эпохи и освещение внутри каждой из них национальных особенностей в каждой стране. Теперь акценты начинают смещаться. На почве, подготовленной Ролланом Бартом, Жилем Делезом, Жаком Деррида (а ранее – Жаном Полем Сартром, и до него – Гете и Шиллером) уверенно пробиваются ростки дискурса междисциплинарного, интернационального, вневременного. Совсем недавние монографии профессоров Алексея Иосифовича Жеребина и Сильвио Вьетта построены именно так.



Наш курс предполагает наличие довольно большого количества практических занятий, во время которых можно (исходя из начальной подготовки и активности участников) в процессе перестраивать, достраивать основную линию. Как в музыке – изучать отдельно партии правой и левой руки, а потом соединять (классический базовый подход), либо – пытаться сыграть «с листа» двумя руками (взять междисциплинарный дискурс). Поэтому предлагаю пособие по курсу в форме хрестоматии – это будет полезно студентам как заочной формы обучения (наглядно представленный круг вопросов, плюс – ключевые тексты по основным, базовым темам), так и очной (где на практических занятиях возможно будет осветить не только сами памятники литературы, но и примеры их рецепции учеными разных направлений). Такой формат учебного пособия предполагает очень удобную структуру: краткое освещение ключевой темы, обоснование выбора текста-проводника (текста-анализа), сам текст авторитетного или весьма альтернативного (для обострения дискуссий) исследователя и, конечно, 2-3 задания, позволяющие студенту оценить свой уровень понимания предложенного материала, сформулировать личную позицию и обосновать ее.

Как и сам курс, хрестоматия разделена на блоки. Первый, и весьма объемный блок посвящен литературе Античности, подарившей дыхание литературе Возрождения, Классицизма, Модерна. Снаряженный альпинист, забросив «кошку», волен выбирать на скалодроме те выступы, по которым сделает свое восхождение оптимальным для себя. Зная истоки текстов Корнеля, Расина, Шекспира, Ануя, можно увидеть новые (более острые или более сглаженные (неудобные) выступы).

Прошу читателей обратить внимание на то, что в сборник будут включаться как «канонические» (классические) тексты, так и альтернативные (иногда – провокационные), показывающие голод современного мира по первозданной классике и плодородную мощь этой классики для сознания, претерпевавшего изменения более 25 столетий.

При всем богатстве доступной по предмету литературы, надеюсь на действительную пользу этого проекта, искреннюю включенность студентов в процесс освоения материала и мотивацию научно-исследовательской работы.

Елена Лейбель


Раздел I. Мифологическое сознание

Сложно разбирать феномен творческой деятельности в рамках учебного курса, если не оговорить некоторые культурологические моменты: прежде чем последовательно продвигаться в анализе литературных эпох, необходимо понять, что художественное слово есть отражение духа и архетипических символов, и основа его лежит в мифе. Миф – универсальная модель мира, модель всех явлений, связей, чувств и форм. В древности «рассказать миф» означало рассказать истину, знать миф – обладать мудростью. Литература преобразует миф, архетип, в художественное произведение, облекая его в форму драмы или романа, перенося на почву современности, расставляя акценты. Литература интерпретирует миф, вводит элемент оценки, сравнения, но так или иначе не отходит от него, как от основы.

В самом начале курса мне важно показать, как известные нам с детства имена и события мифологии соотносятся и с историей, и с современностью, как создают реальность символа.

В XIX веке миф стал объектом пристального внимания не только литературы, но и исследователей культуры. Вышел 12-томный труд Теодора Фрейзера «Золотая ветвь». Вслед за ним – теория архетипов Карла Густава Юнга, труды и художественные тексты классика культурологи Мирча Элиаде, работа о происхождении и развитии сознания Эрика Ноймана. Отечественный читатель в первую очередь знакомится с античной мифологией по книге Александра Куна, а изучение мифа связывает с именем Алексея Федоровича Лосева. Однако мне хочется предложить к рассмотрению подход английского культуролога и поэта, профессора Каирского и Оксфордского университетов Роберта Грейвса (1895-1985), широко известного по книге «Белая богиня» и роману «Я, Клавдий». В своей книге «Мифы Древней Греции» Роберт Грейвс дает подробный комментарий к каждому мифу, раскрывает его символическое значение. Грейвс показывает, как возникновение того или иного мифа отражает изменения в сознании, нравах, обычаях. Ниже приводится его предисловие к книге.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (326)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)