Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Типы учреждений для аномальных детей



2015-11-07 1312 Обсуждений (0)
Типы учреждений для аномальных детей 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальные учебно-воспитательные учреждения осуществляют обучение детей и взрослых с различными аномалиями слуха, зрения, речи, интеллекта, движений, а также детей с комплексными нарушениями развития. Большая часть этих учреждений находится в системе республиканских министерств народного образования (специальные детские сады и школы, специальные вечерние школы для взрослых), некоторые относятся к системе министерств социального обеспечения (детские дома для глубоко умственно отсталых детей и для слепоглухонемых), а отдельные подведомственны министерствам здравоохранения (школы-санатории для детей с нарушениями психического развития, клиники для детей и взрослых с нарушениями речи и логопедические кабинеты при поликлиниках).

В специальных учебно-воспитательных учреждениях аномальные дети получают в зависимости от типа школ начальное, восьмилетнее, а некоторые — среднее образование.

Обучение и воспитание детей с нарушениями слуха осуществляется в двух типах специальных школ-интернатов: для глухих детей, для слабослышащих и позднооглохших детей (в двух отделениях).

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для глухих детей являются учебно-воспитательными учреждениями, решающими задачи воспитания, общеобразовательной и трудовой подготовки глухих школьников, а также коррекции и компенсации недостатков их развития. Эти школы имеют в своем составе I 1 — 12 классы и подготовительный класс для детей, не получивших организованную дошкольную подготовку к обучению в школе. В 1 класс принимаются дети семилетнего возраста, а в подготовительный — шестилетки. Глухие дети, обучаясь в школе-интернате, получают образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. Учащиеся выпускного 12 класса сдают 1 экзамены, и им выдается свидетельство о восьмилетнем образовании.

Школа-интернат для глухих детей, учитывая особенности их развития, решает общие с общеобразовательной школой задачи воспитания и обучения, дает общеобразовательную, политехническую и трудовую подготовку. Особое внимание уделяется формированию и развитию словесной речи и словесно-логического мышления, а также развитию остаточного слуха, коррекционной и компенсаторной работе.

Работа по формированию и развитию внятной устной речи глухих учащихся, расширению активной речевой практики осуществляется на всех уроках и во внеклассное время.

Разнообразная трудовая деятельность учащихся от самообслуживания и уроков предметно-практического обучения до уроков трудовой подготовки занимает ведущее место в учебно-воспитательной работе.

Обучение с 1 по 7 класс ведется по специальным учебным программам и учебникам, а с 8 по 12 класс — по программам и учебникам массовой школы (соответственно предназначенным для 5 — 8 классов). Предельная наполняемость классов в школе глухих — 12 человек.

Трудовое обучение глухих детей начинается с 12-летнего возраста в группах производственно-трудовой подготовки с наполняемостью 5 — 7 человек.

При наличии соответствующего контингента в школе организуются классы для глухих детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата (1 — 12 классы) и классы для умственно отсталых (в степени дебильности) глухих детей (1 — 9 классы). Наполняемость таких классов — 5 — 7 детей.

Лечебно-профилактическая, восстановительная, санитарно-гигиеническая и консультационная работа в школе-интернате проводится врачами-специалистами (оториноларинголог, психоневролог, педиатр) и медсестрами. Эта работа направлена на максимальное сохранение остаточного слуха детей. Она включает наблюдение за динамикой слуховой функции каждого учащегося, рекомендации к применению звукоусиливающей аппаратуры.

Специальные общеобразовательные школы-интернаты для сла­бослышащих и позднооглохших детей являются учебно-воспитательными учреждениями, осуществляющими воспитание, общеобразовательную и трудовую подготовку, преодоление последствий снижения слуха и речевого недоразвития данной категории детей.

Учебно-воспитательная работа в этих школах направлена решение общеобразовательных задач и обеспечение профессиональной подготовки. Решение этих задач в условиях специального обучения способствует преодолению последствий снижения слуха — речевого недоразвития и связывается с формированием, развитием и коррекцией словесной речи как средства общения и орудия мышления. Методы, применяемые учителями и воспитателями, должны стимулировать детей к активной речевой деятелности, развитию слухового восприятия и навыков чтения с губ. Все классы школы оснащены звукоусиливающей аппаратуройй помогающей более эффективному восприятию материала урока улучшающей произношение учащихся. Коррекционная работа I преодолению речевого недоразвития и обусловленных им специфических особенностей общего психического развития проводится на всех уроках и во внеклассное время.

Школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших принимает детей от 7 лет и имеет два отделения. Первое — для детей с легким недоразвитием речи вследствие нарушения слуха. Это дети, практически владеющие речью с небольшими речевыми дефектами: недостатками произношения, незначительными нарушениями фонематического и грамматического строя речи, звукобуквенного состава слов. Срок обучения в первом отделении — 10 лет (1—10 классы).

Второе отделение — для детей с глубоким недоразвитием речи в результате нарушения слуховой функции. У таких детей при ограниченном запасе слов и крайне искаженном произношении грубо нарушен грамматический строй речи. Обучение продолжается 12 лет (с 1 по 7 класс по специальным программам и учебникам, а дальше по программам и учебникам 5 — 8 классов ма совой школы).

В школе для слабослышащих выпускники первого и второго отделений (соответственно за 10 и 12 лет) получают образован: в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. При первом отделении организуются 11 — 12 классы, что позволяет выпускникам получить среднее образование, а при втором отделении в случае необходимости создаются дошкольные группы для детей 4-6-летнего возраста. Наполняемость классов — 12 человек.

При школах для слабослышащих и позднооглохших с осложненными дефектами при первом или втором отделении (в зависимости от уровня речевого развития) могут быть открыты клаасы для учащихся, имеющих наряду с дефектами слуха нарушения опорно-двигательного аппарата или интеллекта.

Для детей с дефектами слуха дошкольного возраста организованы специальные дошкольные учреждения. Работа этих учреждений, комплектуемых с учетом речевой подготовки, состояния слуха и возраста, наряду с общими разделами воспитания включает формирование речи, произношения, компенсацию и коррекцию недостатков развития.

Дети с глубокими нарушениями зрения обучаются в школе-интернате для слепых ишколе-интернате для слабовидящих. Первый тип специального общеобразовательного, лечебно-восстановительного учреждения предназначен для воспитания и обучения слепых детей с полной потерей зрения (они составляют 6 — 8%) или имеющих остаточное зрение (до 0,04 нормального зрения).

Абсолютно (тотально) слепые дети пользуются в учебной работе тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия учебного материала и ориентации в пространстве.

Частичновидящие учащиеся с остротой зрения в пределах от 0,01 до 0,04 в основном пользуются зрительно-тактильно-кинестетическим и слуховым способами восприятия и ориентации.

Учитывая огромное значение остаточного зрения для психического и физического развития этих детей, в школах создаются оптимальные условия, позволяющие многим из них пользоваться зрением при некоторых видах работ. Это способствует развитию функции остаточного зрения и повышению возможностей зрительного восприятия (при некоторых клинических формах нарушения зрения). Учащиеся этой школы находятся под постоянным наблюдением врача-офтальмолога, психоневролога и педиатра. Организованы два типа школ-интернатов для слепых детей: деся­тилетняя, дающая образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы, и двенадцатилетняя, "дающая общее среднее образование. Наполняемость классов — 12 человек.

В школе для слепых дети получают политехническое образование и профессиональную подготовку.

Содержание обучения в школе для слепых детей в основном соответствует содержанию обучения в массовой школе, с некоторым увеличением времени на изучение программного материала. Вместе с тем ряд дисциплин (физвоспитание, производственная подготовка, рельефное рисование и черчение и др.) имеет специальные программы.

Групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике, ритмике, исправлению речи и других недостатков развития необходимы для подготовки к усвоению программного материала. Коррекционно-воспитательная работа направлена на преодоление вторичных отклонений в развитии слепых детей и осуществляется с помощью специальных приемов обучения, специального оборудования, учебных пособий и тифлотехнических средств.

Обучение общеобразовательным предметам ведется по учебникам массовой школы, напечатанным рельефно-точечным шрифтом. Трудовое и профессиональное обучение проводится в учебно-производственных мастерских, оборудованных специальными рабочими инструментами, приспособлениями и машинами.

Особое коррекционно-воспитательное значение имеют для слепых детей контакты и совместная деятельность со зрячими детьми и взрослыми.

В школах-интернатах для слабовидящих детей обучаются и воспитываются дети с остротой зрения 0,05—0,4 на лучше видя­щем глазу, а также дети с более высокой остротой зрения при прогрессирующих или часто рецидивирующих заболеваниях и дру­гими характерными особенностями слабого зрения.

К школам-интернатам для слабовидящих относятся десятилетние общеобразовательные политехнические школы, соответствующие массовым восьмилетним, и двенадцатилетние средние политехнические школы с производственным обучением, обеспечивающие подготовку в объеме массовой средней школы.

В школах для слабовидящих детей осуществляются всестороннее психофизическое коррекционное развитие учащихся, компенсация последствий зрительных нарушений, охрана, укрепление и возможное восстановление неполноценного зрения в условиях щадящего режима.

Успех обучения и воспитания, слабовидящих детей зависит от условий зрительной работы. В классе используются специальный учебный и наглядный материал, специальные оптические и технические средства и методы обучения, направленные на коррекцию искаженных зрительных представлений детей. Школьное оборудование приспособлено к индивидуальным особенностям зрения, детей: повышенное освещение (но не более 500 лк), специальная конструкция парт с подвижной наклонной крышкой, учебники массовой школы, напечатанные более, крупным шрифтом, тетради с особой разлиновкой. Количество учащихся в классе не должно превышать 12 детей.

При школах-интернатах для слабовидящих по мере необходимости организуются классы для слепых детей, а в школах-интернатах для слепых — соответствующие классы для слабовидящих. В школах смешанного типа обучение слепых и слабовидящих детей осуществляется в раздельных классах.

Слепые и слабовидящие дети с нарушением интеллекта обучаются во вспомогательных классах, созданных при соответствующих школах-интернатах.

Дошкольное, воспитание детей с тяжелыми нарушениями зрения ведется в специальных детских садах, главной задачей которых является компенсация зрительного дефекта и преодоление его последствий. Эти учреждения воспитывают, лечат, по возможности восстанавливают и развивают нарушенные функции зрения у детей, готовят их к обучению в специальной школе.

Логопедическиеучреждения для детей с речевыми нарушениями относятся к системе народного образования и здравоохранения. В поликлиниках работают слухоречевые и логопедические кабинеты, куда обычно обращаются дети дошкольного возраста и взрослые. Специальные занятия, в процессе которых устраняются различные речевые нарушения, проводят специалисты с высшим педагогическим образованием — учителя-логопеды.

К специализированным лечебно-учебным учреждениям Министерства здравоохранения, оказывающим помощь дошкольникам и школьникам с тяжелыми речевыми нарушениями (различными формами алалий и афазий, дизартрии и ринолалий, аграфий я дисграфий, заикания и пр.), принадлежат логопедические стационары при психоневрологических больницах. В этих учреждениях групповая и индивидуальная логопедическая работа проводится учителями-логопедами с учетом характера и причин речевого на­рушения, особенностей психического развития детей. Эффективности логопедической работы способствуют медикаментозные, пси­хотерапевтические и физиотерапевтические мероприятия. Такое комплексное коррекционное лечебно-педагогическое воздействие на речевые нарушения продолжается в течение длительного времени: от 3 месяцев до года.

Большая часть детей, страдающих патологией речи, получает помощь в системе учреждений народного образования. Это специальные логопедические детские сады или логопедические группы при обычных детских садах, где коррекция недостатков речи начинается с раннего возраста.

Широкое распространение в системе народного образования получили специальные учреждения для учащихся массовых школ с различными речевыми нарушениями, отрицательно отражающимися на их успеваемости. Для таких детей организуются логопедические пункты в одной или нескольких массовых школах района с целью оказания логопедической помощи всем нуждающимся в ней школьникам данного района. Учитель-логопед проводит логопедическое обследование учащихся массовых школ, относящихся к его логопункту. Кроме выявленных при обследовании на логопедический пункт принимаются дети с недостатками речи по направлению врачей районной поликлиники, учителей, просьбе родителей. На групповых, реже индивидуальных занятиях учитель-логопед работает над устранением недостатков устной и письменной речи, различных характерных речевых нарушений (недостатков произношения, чтения, письма, заикания, общего недоразвития речи и пр.). Группы подбираются в соответствии с характером речевого нарушения. Индивидуальные занятия рассчитаны на детей, не подготовленных к работе в группе. Занятия проводятся регулярно три раза в неделю в контакте с родителями и учителями и заканчиваются после устранения недостатков речи у учащихся.

Дети с тяжелым аномальным речевым развитием при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях — школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Вследствие речевой патологии эти дети не могут учиться в массовой школе и требуют специально организованных условий обучения. В школах-интернатах для детей с тяжелыми нарушениями речи, являющихся общеобразовательными учебными заведениями, обучаются дети, страдающие алалией, афазией, тяжелой дизартрией и дислалией, алексией, аграфией, резко выраженной дисграфией и тяжелой формой заикания.

В первом отделении школы — с одиннадцатилетним сроком обучения (1 —11 классы) и с подготовительным классом для детей, не прошедших специальной дошкольной подготовки, учатся дети с тяжелым общим недоразвитием речи, характеризующимся разнообразными отмеченными выше речевыми нарушениями.

Во втором отделении — с девятилетним сроком обучения (1 — 9 классы) — учатся дети только с тяжелой формой заикания при нормальном общем развитии других сторон речи. Наполняемость классов—12 человек.

Учащиеся данной школы-интерната (первого и второго отделений) получают образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы.

Главная задача школы-интерната состоит в коррекции дефектов устной и письменной речи, отклонений в психическом и физическом развитии учащихся, закреплении речевых навыков, активизации речевых форм общения.

Состав учащихся школы-интерната в конце каждого учебного года пересматривается. Педагогический совет школы на основании заключения медико-педагогической комиссии решает вопрос о переводе некоторых учащихся в массовую школу (по мере устранения, ослабления речевого дефекта) или специальную школу другого типа. Дело в том, что в данный тип специального учреждения могут быть направлены дети с речевым недоразвитием вторичного характера, вызванного снижением слуха или интеллекта. В таких случаях необходимо немедленное содействие администрации школы-интерната переводу этих детей в соответствующие учреждения.

Умственно отсталые дети составляют наиболее значительную категорию аномальных детей и в зависимости от степени и характера интеллектуального недоразвития обучаются в специальных учебно-воспитательных учреждениях, входящих в систему народного образования или социального обеспечения.

В нашей стране создана дифференцированная система специальных дошкольных учреждений для умственно отсталых детей.

В системе народного образования функционируют специальные детские сады и специальные детские дома, а также дошкольные группы при специальных школах-интернатах для умственно отсталых детей. В эти дошкольные учреждения принимаются дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности неосложненной формы», в возрасте от 4 до 8 лет. Основная цель этих учреждений — физическое, умственное и нравственное развитие, а также подготовка к обучению во вспомогательной школе с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении направлена на преодоление и предупреждение дефектов развития.

Дети дошкольного возраста с глубокой степенью умственной отсталости (в степени имбецильности) или осложненной формой дебильности (детским церебральным параличом, выраженным психопатоподобным поведением, болезнью Дауна, шизофренией и др.) направляются в учреждения системы социального обес­печения (специальные интернаты) или в систему здравоохранения (специальные ясли для детей с органическим поражением центральной нервной системы, специальные психоневрологические санатории для детей с поражением центральной нервной системы) .

Для умственно отсталых детей школьного возраста открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (вспомогательные школы), которые относятся к системе народного образования. В них обучаются дети со снижением интеллекта в степени дебильности. За 9 лет обучения вспомогательная школа обеспе­чивает учащимся всестороннее развитие, воспитание, общеобразовательную подготовку (примерно в объеме начальной массовой школы), профессионально-трудовое обучение и овладение доступными профессиями. Трудовое обучение занимает значительное место в учебном времени и является одним из разделов работы школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни и общественно полезной деятельности. Обучение ручному труду в младших классах, профессионально-трудовое обучение старшеклассников по различным видам промышленного и сельскохозяйственного труда, производственное обучение в выпускном классе решают во вспомогательной школе специальные задачи социальной адаптации и реабилитации. Окончившие 9 класс сдают на предприятии, где проводилась практика, квалификационные экзамены по специальности и получают свидетельство о присвоении соответствующей квалификации.

Для детей с глубокими степенями умственной отсталости (имбецилы, идиоты) в системе социального обеспечения существуют детские дома с 4 до 18 лет.

Дети с наиболее тяжелой степенью умственной отсталости (идиоты) направляются также в колонии психохроников системы здравоохранения.

Умственно отсталые дети, страдающие психическими заболеваниями, в зависимости от состояния помещаются в детские психоневрологические стационары или в детские отделения психиатрических больниц.

В связи с реализацией задач дифференцированного обучения аномальных детей возникла проблема обучения детей с задержкой психического развития. Для них открыты специальные общеобразовательные школы-интернаты (школы с продленным днем), где осуществляется образование в объеме восьмилетней общеобразовательной школы. В эти школы принимаются дети в подготовительный и 1—2 классы. Наряду с общеобразовательной подготовкой здесь проводится комплексная лечебно-восстановительная, санитарно-гигиеническая, профилактическая работа, а также коррекционные групповые и индивидуальные занятия с целью преодоления недостатков психофизического развития, вызвавших неуспеваемость в массовой школе. Важное значение в работе с такими детьми имеет принцип дифференцированного подхода на основе данных психолого-педагогического и клинического изучения ребенка.

Обучение ведется по специальным учебным планам и программам, обеспечивающим полный объем восьмилетнего образования массовой школы.

Структура начальных классов строится в двух вариантах в зависимости от опыта обучения в массовой школе: первый вариант — для детей, ранее не обучавшихся в школе (подготовительный, 1, 2 и 3 классы), второй вариант — для детей, обучавшихся в школе (2, 3 и дополнительный классы).

В старших классах для усвоения полного объема восьмилетней общеобразовательной школы после пятилетнего обучения (4—8 классы) предусмотрен дополнительный класс.

После окончания начального обучения и по мере коррекции дефектов развития дети могут переводиться в массовую общеобразовательную школу. В случаях стойких форм задержки психического развития дети остаются в специальной школе на весь срок обучения. Вопрос о переводе в случае необходимости в другие типы специальных школ для детей с недостатками физического или умственного развития решается после одного года обучения в данной школе на основании заключения медико-педагогической комиссии.

В отдельных случаях для детей с сохранными возможностями интеллектуального развития, но сниженной умственной работоспособностью и повышенной истощаемостью из-за недостаточности темпа и подвижности психических процессов, слабой памяти и внимания открываются специальные классы выравнивания при общеобразовательных (массовых) школах.

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата обучаются в специальных школах-интернатах. Эти учреждения, являясь учебно-воспитательными и лечебно-оздоровительными, делятся на два типа: девятилетние с подготовительным классом (образование в объеме восьмилетней массовой школы) и одиннадцатилетние с подготовительным классом (образование в объеме средней массовой школы).

Обучение, воспитание и лечение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ведется с учетом состояния здоровья, двигательных возможностей, медицинских рекомендаций.

Лечебно-оздоровительную и восстановительную работу ведут врачи-специалисты (ортопед, психоневролог, педиатр, физиотерапевт), инструктор-методист лечебной физкультуры, массажист, логопед. Эта комплексная лечебная работа направлена на максимальное восстановление функциональных возможностей учащихся, на подготовку их к трудовой деятельности.

Консультативно-лечебную и методическую помощь школе оказывают районные психоневрологические и ортопедотравматологические учреждения. Отделы социального обеспечения снабжают учащихся протезами и ортопедическими изделиями.

В школах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется трудовая терапия, направленная на восстановление или компенсацию двигательных нарушений. Занятия по труду ведутся с учетом двигательных и познавательных возможностей учащихся. Рабочее место в мастерских для занятий по труду оборудуется с учетом возможностей детей, имеющих различные нарушения двигательных функций.

В каждом классе предусмотрены индивидуальные занятия по коррекции имеющихся нарушений, которые систематически проводят учителя школы-интерната. В расписание включены групповые и индивидуальные занятия по лечебной гимнастике и с учителем-логопедом.

Обучение осуществляется по учебным программам массовой школы. Трудовое обучение и занятия физкультурой ведутся по специальным программам.

Продолжительность уроков в подготовительном и 1 классах сокращена до 30—35 мин. В середине каждого урока проводятся пятиминутные физические и лечебно-корригирующие упражнения. Количество учащихся в классе и воспитательной группе — 16 человек. По мере восстановления здоровья решением медико-педагогической комиссии учащиеся могут переводиться в массовую школу.

Для умственно отсталых детей в степени дебильности с нарушением опорно-двигательного аппарата при школе организуются специальные вспомогательные классы. В этих классах обучение ведется по программам вспомогательной школы в течение восьми лет.

Для детей в возрасте от 2 до 7 лет организуются специальные детские дошкольные учреждения. В этих учреждениях они получают общее развитие, корригирующее воспитание, восстановление нарушенных функций, готовятся к обучению в школе.

Обучение слепоглухонемых детей в нашей стране осуществляется в специальном учреждении — детском доме г. Загорска Московской области, относящемся к системе социального обеспечения. Это единственное подобное учреждение в СССР и одно из немногих в мире. Здесь одновременно обучается 50 детей: тотально слепоглухонемых, практически слепоглухонемых, слабовидящих глухонемых и слабослышащих слепых (с нормальным интеллектом).

Изучение, воспитание и обучение этих детей по специальной методике с использованием специальных технических средств осуществляется тифлосурдопедагогами и педагогами различных специальностей. Они разрабатывают методы и формы специального обучения, готовят программы и учебные пособия, конструируют специальные технические средства общения, обучения и быта, определяют пути трудовой реабилитации и социальной адаптации слепоглухонемых. В их задачу входит реализация по­тенциальных возможностей общего и языкового развития слепоглухонемых в процессе специального обучения. К ребенку, активно использующему сохранную или искусственную словесную речь в звуковой или дактильной форме, применяется термин «слепоглухой».

Занятия с воспитанниками детского дома проводятся по группам в 3—4 человека, подобранным по степени их физического, умственного и языкового развития. Каждая группа посменно обслуживается тремя педагогами, т. е. на каждого учащегося приходится по одному педагогу. Воспитанники детского дома требуют постоянного наблюдения и опеки со стороны обслуживающего персонала. В тесном контакте с педагогами и воспитателями работают специалисты-врачи: педиатр, офтальмолог, оториноларинголог, невропатолог.

В структуру детского дома входит диагностическая группа для вновь поступающих, дошкольное отделение и школа. В учебных группах школы учащиеся получают образование в пределах 12 классов школы глухих или для некоторых выпускников, занимающихся по соответствующей программе, — в объеме 10 классов массовой школы. Поступив с 3 лет в диагностическую группу, воспитанники заканчивают обучение к 19—20-летнему возрасту.

В учебно-трудовых группах школы осуществляется профессиональная подготовка учащихся. Школьники с 16-летнего возраста, продолжая обучение, выполняют надомную работу в мастерских детского дома по линии учебно-производственных предприятий Всероссийского общества слепых (ВОС), получая общие трудовые навыки и трудовой стаж для пенсии по инвалидности.

После окончания школы большинство воспитанников оформляется на учебно-производственное предприятие ВОС и живет в общежитии этого предприятия. В учебно-трудовые группы предусмотрено поступление взрослых слепоглухонемых.

В последние годы Загорский детский дом из детского специального учебно-воспитательного учреждения превратился в центр специальной помощи слепоглухонемым в нашей стране.

Воспитанники специального детского дома к началу самостоятельной трудовой деятельности способны к самообслуживанию, овладевают трудовыми навыками и в значительной степени независимы от посторонней помощи.



2015-11-07 1312 Обсуждений (0)
Типы учреждений для аномальных детей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Типы учреждений для аномальных детей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1312)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)