Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Международные отношения и основные направления внешней политики СССР в 30-е годы



2015-11-07 1044 Обсуждений (0)
Международные отношения и основные направления внешней политики СССР в 30-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

1.Окончание первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях. Необходимо выяснить, какие изменения произошли в международной ситуации в 20-е годы, а также проанализировать внешнеполитические доктрины ведущих держав. Какие изменения произошли в Советской внешней политике? Следует раскрыть процесс нормализации отношений Советской России с Западом, начавшийся весной 1921 г, когда были подписаны торговые соглашения с Англией и Германией, а затем и с другими странами.

Важно подчеркнуть, что Советский Союз в течение 20-х годов сумел в основном преодолеть дипломатическую изоляцию, хотя и продолжал рассматриваться мировым сообществом как «инородное тело». Как влияла международная обстановка на внутреннее развитие СССР?

К концу гражданской войны Россия лежала в руинах. Приведите конкретные факты и примеры этого. Каковы были причины Кронштадского восстания? Каковы его последствия?

Следует дать анализ состоянияэкономики страны обосновать необходимость перехода от политики военного коммунизма к новой экономической политике (НЭП), показать различия между ними как в области экономики, так и политики.

Раскрывая вопрос о концепции НЭПа, ее основных чертах, попытайтесь ответить на вопрос, что заставило большевиков перейти к НЭПу? Как понимали НЭП большевики и их политические оппоненты? При этом следует подчеркнуть, что модель нэповской организации общества, разработанная Лениным в начале 20-х годов, состояла из следующих основных компонентов:

а) в политико-идеологической области — жесткий авторитарный режим;

б) в экономике — административно-рыночная система.

Необходимо раскрыть сущность НЭПа как концепции экономической политики переходного периода: замена продразверстки продналогом, продуктообмена товарообменом, введение в экономику нового управления ею через цены, кредит, денежное обращение, хозрасчет. Проанализируйте результаты проведения НЭПа, охарактеризуйте основные противоречия НЭПа и объясните причины свертывания этой политики к концу 20-х годов.

 

2.Важное значение для внутренней стабилизации Советского государства имело его национально-государственное переустройство. Какой принцип был положен в основу создания СССР? Проанализируйте предпосылки и процесс объединения советских республик в единое федеративное государство – СССР? Царскую Россию называли “тюрьмой народов”. Что изменилось в национальной политике Советского государства по сравнению с дореволюционным периодом?

31 декабря 1917 г. Советское правительство признало государственную независимость Финляндии. В августе 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет об отказе договоров о разделе Польши, заключенных царизмом. Твердая воля финского и польского народов к восстановлению своей государственности выявилась давно и большевики не могли с ней не считаться. В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Рассматривая вопрос об усилении репрессий большевиков в начале 20-х гг., следует отметить, что особое внимание уделялось политическим противникам большевистского режима. Осенью 1922 г. Из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделявших большевистскую доктрину (“философский пароход”). С идейным противостоянием было покончено.

Обратите внимание, что насаждая большевистскую идеологию в обществе, советское правительство нанесло удар по русской православной церкви и поставило ее под свой контроль, несмотря на декрет об отделении церкви от государства. В 1922 г. Под предлогом сбора средств для борьбы с голодом была конфискована значительная часть церковных ценностей. Усиливалась антирелигиозная пропаганда, разрушались храмы и соборы.

В монопольно правившей страной партии большевиков в годы нэпа власть еще более сосредотачивалась в высшем руководстве. Постепенно падало значение партийных съездов. Наиболее значимые решения принимались ЦК. Однако подлинным руководящим центром страны было политбюро ЦК, а точнее даже “неформальные” группы внутри него, состоявшие из наиболее авторитетных вождей и блокировавшиеся для победы в почти непрерывной внутрипартийной борьбе. Далее установите связь между партийной системой, сложившейся к 1924 г., и той борьбой за власть, которая развернулась после смерти В.И. Ленина.

Отметим, что болезнь В.И. Ленина, в результате которой он был отстранен от решения государственно-партийных дел, а затем и его смерть в январе 1924 г. осложнили ситуацию в партии. В сложившихся условиях («без В.И. Ленина») реальная власть в партии и государстве могла принадлежать лишь той группировке, которая была способна контролировать партийный аппарат. Еще весной 1922 г. Был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП (б). Им стал И.В. Сталин, сосредоточивший в своих руках огромную власть, расставив в центре и на местах преданные ему кадры.

Какие точки зрения на дальнейшее развитие страны возникают в руководстве партии в 20-е гг.? Какие основные этапы можно выделить во внутрипартийной борьбе в 20-е гг.? В чем заключались ее причины? Как вы думаете, почему в этой борьбе победу одержал И.В. Сталин?

И в заключение охарактеризуйте культурные процессы, идущие в Советской России в 20-е гг. Как вы оцениваете идеологию “смены вех”?

Подчеркнем что, укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая “диктатура пролетариата в союзе с крестьянством” на деле означала диктатуру ЦК РКП (б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы советской власти.

 

3.Протекавшие в мире в конце 20-х - 30-х годах процессы оказывали непосредственное воздействие на внутреннее развитие СССР, специфически преломляясь в нем. Технико-экономическая отсталость страны и отсутствие внешних источников, накопления, растущая угроза новой мировой войны побуждали советских лидеров к мобилизации внутренних ресурсов для ускоренного развития тяжелой промышленности, ВПК. Это, в свою очередь, подталкивало к ужесточению политического режима. Необходимо выделить основные социально-экономические проблемы в 30-е годы.

В начале следует рассмотреть те условия, в которых сформировались в конце 20-х годов альтернативные проекты развития советского общества. При этом необходимо выяснить, почему же победил сталинский вариант.

Далее необходимо выявить особенности и результаты форсированной индустриализации. К концу 30-х годов по абсолютным объемам промышленного производства СССР вышел на 2-е место в мире после США (в 1913г. - 5-е место). По ряду параметров было преодолено качественное отставание советской промышленности. В 30-е годы СССР стал одной из трех-четырех стран, способных производить любой вид промышленной продукции.

Однако скачок в развитии тяжелой промышленности был достигнут катастрофически высокой ценой. Какова, на ваш взгляд, цена индустриализации? В чем вы видите плюсы и минусы форсированной индустриализации страны?

Переходя к рассмотрению вопроса о коллективизации, подумайте, существовала ли взаимосвязь между форсированной индустриализацией и сплошной коллективизацией? Если да, то какая? Объясните, в чем состояли главные причины коллективизации сельского хозяйства в СССР, и каковы были ее результаты. Подчеркнем, что главным результатом коллективизации стало обеспечение условий для гигантского индустриального скачка.

5 декабря 1936 г. VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. Она зафиксировала характерные черты сформиро­вавшейся в стране административно-командной системы. Советский Союз провозглашался социалистическим государством. Охарактеризуйте Конституцию 1936 г. Каковы причины ее создания?

В руководстве страной все более утверждались авторитарные подходы. Главным фактором, определяющим политику И.В. Сталина и поддерживающих его лиц, становилось стремление генерального секретаря к установлению единоличной власти. Какая существовала взаимосвязь между стратегией форсиро­ванного экономического роста, с одной стороны, и формированием в СССР в 30-е гг. «тоталитарного режима» - с другой? Рассматривая вопрос о формировании тоталитарного режима, раскройте механизмы, при которых сталинский режим держал в 30-е годы советский народ в состоянии повышенной мобилизационной готовности. Докажите, что ВКП(б) являлась стержнем тоталитарной системы.

Социалистическая модернизация требовала скорейшего преодоления культурной отсталости широких масс. Индустриализация и потребность в создании «своей» небуржуазной интеллигенции потребовали быстрого развития среднего специального и высшего образования. Определите, какие общие процессы происходили в 30-е годы в области просвещения и науки. Перечислите основные достижения советской науки этого периода. Следует отметить, что с конца 20-х годов усилился контроль со стороны органов государственной власти за развитием духовной жизни общества. В чем конкретно это выражалось? Какова была социальная функция кинематографа в 30-е гг.? В чем вы видите достижения культурной революции в СССР, каковы были ее недостатки?

И в заключение определите сущность общественной системы, сложившейся в СССР к концу 30-х годов. При этом важно подчеркнуть, что к середине 30-х годов в СССР завершилось формирование админи­стративно-командной системы. Ее важнейшими чертами были: централизация системы управления экономикой, сращивание политического управления с экономическим, усиление авторитарных начал в руководстве общественно-политической жизнью. Сужение демократических свобод и прав граждан и общественных институтов сопровождалось ростом и укреплением культа личности И. В. Сталина. Многие отечественные и зарубежные историки считают возможным говорить о том, что в 30-е годы в СССР сформировалось тоталитарное общество.

 

4.В конце 20 - начале 30-х годов международная обстановка существенно изменилась. Глубокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929г. вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах.

Отметим, что важнейшим способом выхода ведущих держав из Великого кризиса явилось усиление вмешательства государств в экономику и общественную жизнь. Подумайте, какие основные модели перехода к регулируемой рыночной экономике были использованы в 30-е гг. на Западе?

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряженности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских партий Германии и Италии. Второй - на Дальнем Востоке из-за гегемонистических притязаний японских милитаристов. В напряженной международной атмосфере 30-х годов внешняя политика СССР прошла три основных этапа: до прихода нацистов к власти в Германии наблюдалась преимущественно «прогерманская» ориентация. С 1933 г. по 1939г. преобладала «продемократическая» линия (ориентация на союз с Англией и Францией, попытки обеспечения коллективной безопасности). С 1939 г. по 1941 г. вновь проводилась «прогерманская» линия. Проанализируйте политику "умиротворения" Гитлера. В чем ее сущность? Можно ли рассматривать Мюнхенское соглашение как чисто антисоветскую акцию? Назовите основные направления дальневосточной политики СССР в этот период.

23 августа 1939г. в Москве был заключен советско-германский договор о ненападении, незамедлительно вступавший в силу и рассчитанный на 10 лет (пакт Риббентропа - Молотова). К нему был приложен секретный протокол о разграничении сфер влияния в Восточной Европе. Интересы Советского Союза были признаны Германией в Прибалтике (Латвия, Эстония, Финляндия) и Бессарабии. Как вы думаете, почему Сталин пошел на подписание соглашений с Германией? В сем вы видите плюсы и минусы советско-германских соглашений?

 

ЛИТЕРАТУРА К ТЕМЕ VIII

1. Быстрова И.В. Государство и экономика в 20-е годы: борьба идей и реальность // Отечественная история. 1993. №3.

2. Волкогонов Д.А. Триумф и трагедия: Политический портрет И.В. Сталина. М., 1989. Кн. 1.

3. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Что это было: размышление о предпосылках и об итогах того, что случилось с нами в 30 - 40-е годы. М., 1989.

4. Горинов M.M. НЭП: поиски путей развития. М., 1990.

5. Иголкин А.А. Индустриализация Советского Союза. Новые документы. Новые факты. Новые подходы… // Вопросы истории. 2001. № 6.

6. Куликова Г.Б. СССР 1920-1930-х гг. глазами западных интеллектуалов. // Отечественная история. 2001. №1.

7. Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция 1936 – 1938 гг. М., 1997.

8. НЭП: взгляд со стороны. М., 1991.

9. Осокина Е.А. За фасадом «сталинского изобилия»: Распределение и рынок в снабжении населения в годы индустриализации. 1927-1941 гг. М., 1997.

10. Павлова И.В. 1937: выборы как мистификация, террор как реальность. //Вопросы истории. 2003. №10.

11. Роговин В.З. 1937. М., 1996.

12. Романовский Н.В. Люди Сталина: этюд к коллективному портрету. // Отечественная история. 2000. №4.

13. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал: В 2 т. М., 1997.

14. Такер Р. Сталин: Путь к власти, 1879 – 1929. История и личность /Пер. с англ. М., 1990.

15. Тепцов Н.В. Аграрная политика: на крутых поворотах 20-х – 30-х годов. М., 1990.

16. Хлевнюк О. Принудительный труд в экономике СССР. 1929 - 1941 гг. // Свободная мысль. 1992. № 13.




2015-11-07 1044 Обсуждений (0)
Международные отношения и основные направления внешней политики СССР в 30-е годы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Международные отношения и основные направления внешней политики СССР в 30-е годы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1044)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)