Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Антропологические основания исследования социальности образования





Понятия «человек», «жизнь», «цель и смысл жизни», их значение для исследования образования. К. Ушинский: «Человек как предмет воспитания». «Феномен человека» П. Т. де Шардена. Антропология М. Шелера. Антропологические законы Х. Плеснера. Антропологические основания концепции образования Дж. Дьюи. «Человеческие качества» А. Печчеи. Подходы к решению гендерной проблемы в образовании (О. Вейнингер). Проблема формирования социальных качеств светского и религиозного, гражданского и военного человека, спортсмена и педагога (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Лоренц, Г. Маркузе). «Одномерный человек» Г. Маркузе.

Понятия «полнота жизни человека» и «сущность человека». Понятие «советский человек». Сущность и полнота жизни современного российского человека. Судьба человека в мифах, трагедиях, религии, литературе и философии. «Наше постчеловеческое будущее» Ф. Фукуямы.

 

Тема 4.

Семинар

Проблема гармонизации природных и приобретённых качеств человека

«Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения» (Сагатовский В.Н.). Проблема гармонии в эстетике и этике. Проблема жизненной гармонии в восточных философских и религиозных учениях. Проблема гармонии в западной философии и христианстве. Решение проблемы гармонии в исламе. Способы развития природных (естественных) и приобретённых (искусственных) качеств человека. Роль творчества и игры в достижении гармонии природных и приобретённых качеств человека. Понятия «целостный человек», «гармонично развитый человек». Решение проблемы гармонии природных и приобретённых качеств в теории и практике современного российского образования, в Федеральном законе «Об образовании в РФ», в новых ФГОС.

 

Тема 5.

Семинар

Ценностные основания образования: российская специфика

Понятия «ценности», «благо» в истории философии, психологии, религии, социологии, экономики. Материальные и идеальные (духовные) ценности. Индивидуальные, социальные (групповые), общественные (политические, правовые, моральные, эстетические) и общечеловеческие ценности. Человеческая природа, потребности человека – основа общей теории стоимости (А. Вагнер). Общая теория стоимости К. Маркса. Учение о ценностях в «Философии хозяйства» Н. С. Булгакова. Труд как ценность. Учение о ценностях в произведениях В.С. Соловьёва, Н.А. Бердяева, Б. П. Вышеславцева. С.Л. Франка. Современная философия ценностей. «Ценность как форма существования человека и мира в их взаимодействии» (Максимов А.Н.).



Онтологические (свобода, справедливость, равенство, красота, чудо) и гносеологические ценности (истина) образования. Пространство и время как жизненные ценности человека. Культурные ценности. Духовные, эмоциональные и интеллектуальные ценности в жизни человека. Ценности бытия и владения. Любовь как ценность («Искусство любить» Э. Фромма). Традиционные ценности русского человека. Специфика ценностей советского человека. Ценности теоретического и практического образования в условиях становления информационного общества.

 

 

Тема 6.

Семинар

Проблема соотношения информации и знания в современном образовании

Понятия «знание» и «информация». Учение о знании и мнении в древнегреческой философии. Знание – добродетель (Сократ). Соотношение знания (науки) и веры в учениях мыслителей средневековья. Теоретическое и опытное (практическое) знание. «Знание – сила» Ф. Бэкон. Понятие «чистого разума» в философии Э. Канта. «Цельное знание» В.С. Соловьёва. Знание как осознанная информация. Понятие апперцепции. Что значит знать?

Научное и ненаучное знание: проблема демаркации. Понятие «объективного знания» у К. Поппера.

Структура знания. Эмпирический, теоретический и философский уровни знания. Роль основополагающих философских идей в социальном познании. Социальные учения и концепции как формы выражения основных идей познания общества и человека. Понятие методологии исследования. Проблема измерения знания и информации в образовании. Абстрактное и конкретное знание, понятие «точное знание». Тестирование как процесс контроля знаний (информации). Роль знаний в информационном обществе.

Тема 7.

Семинар

Социальное качество образования

Понятие «качество» в истории европейской философии. Качество образования человека как соответствие его бытию. Социальное качество образования человека как соответствие его социальному бытию. Проблема определения социального бытия человека: учения о реальности бытия и восприятие бытия человеком. Проблема измерения качества образования в учебном процессе. Диалектика качественных и количественных характеристик образовательного процесса.

Формирование социального качества современного российского образования. Роль современных ФГОС, дополнительного образования и внеучебной деятельности в формировании социального качества образования. Опыт создания Московского стандарта социального качества образования.

 

Тема 8

Семинар





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.004 сек.)