Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сравнение основных экономических взглядов Августина и Аквинского



2015-11-07 2344 Обсуждений (0)
Сравнение основных экономических взглядов Августина и Аквинского 4.67 из 5.00 6 оценок




Августин Блаженный Фома Аквинский
Разделение труда на физический и умственный труд равноценно и не должно влиять на положение человека в обществе. Разделение труда(деление людей по профессиям) обусловлено Божественным провидением и склонностями людей.
Богатство в виде материальных благ, включая золото и серебро, должно создаваться трудом людей независимо от их статуса. Нетрудовое накопление золота и серебра («искусственное богатство») являются грехом. Богатство (золото и серебро)–является источником приумножения частной собственности и дается людям Богом согласно их статусу.  
Обмен является актом свободного волеизъявления людей. Обмен должен вестись на основе равной взаимной выгоды или равных потерь независимо от статуса обменивающихся лиц Обмен может приводить к разной степени выгоды или потерь вследствие того, что в обмен вступают лица разного статуса. Обмен не обеспечивает равенство извлекаемой пользы, т.к. в результате часто случается, что вещь «поступает на пользу одному в ущерб другому».
Принцип справедливой цены – ценность товара должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами в процессе его производства (затратный принцип). Затратный принцип установления справедливой цены считается неточным, т.к. он может не доставить продавцу того количества денег, которое соответствовало бы его положению в обществе, и нанести ущерб продавцу. Справедливая цена – это цена товара, позволяющая покрыть затраты на его производство и дать продавцу возможность поддерживать свой социальный статус
Процент - доход ростовщика и торговая прибыль, извлекаемая из крупных сделок, превращаются в самоцель и потому должны расцениваться как грешные явления. Ростовщический процент и прибыль торговцев допустимы, если извлекаются трудом, связаны с транспортными и прочими издержками, а также риском. Процент - плата за риск невозврата долга, считает его вполне справедливым явлением

Деньги, по утверждению Ф. Аквинского, возникают в результате договоренности, для удобства обмена. Создаются деньги по указанию королевской власти: она чеканит монету и обозначает ее ценность. Каноник выступает против «порчи» денег, рекомендует копить и хранить денежный запас. Он - сторонник частной собственности, ее умножения и защиты.

 

Последователи Ф. Аквинского — средневековые схоласты — опирались не на опыт, практику, а на авторитет источников, каковыми являлись писания отцов церкви, труды Аристотеля. В качестве аргументов привлекались цитаты, систематизация и истолкование понятий, методы формальной логики.

Положительным в наследии представителей этой школы является стремление представить не разрозненные понятия, а систему категорий, хотя и не связанных органично с действительностью.

 

Никола Орезм

Крупнейшим представителем средневековой экономической мысли являлся французский ученый Никола Орезм (Орезм) (ок. 1323—1382). В своем «Трактате о происхождении, природе, юридическом основании м изменении денег» он высказал мысль о том, что деньги представляют собой инструмент, созданный людьми для облегчения обмена товаров. Он писал, что благородные металлы являются обычными товарами и лишь в силу ряда своих естественных свойств стали выступать в роли денег. Таким образом, Н. Орезму принадлежит одна из первых попыток обоснования «металлистической» теории денег.

Исходя из своих выводов о происхождении и природе денег, он осуждал порчу монеты, справедливо указывая, что она приводит к дезорганизации кредита, к обесцениванию фиксированных доходов. Н. Орезм подошел к пониманию существования объективных закономерностей денежного обращения, однако открыть их ему не удалось.

 

Другим направлением экономической мысли в период средневековья являлись экономические взгляды, нашедшие отражение в ересях и в требованиях, выдвигавшихся участниками крестьянских восстаний. Одним из важнейших социально-экономических мотивов средневековых ересей являлась борьба против богатства церкви. Еретики активно защищали идею равенства всех людей, опираясь на тексты Библии. В проповедях некоторых из них нашли отражения утопические идеи «потребительского коммунизма».

Основными разновидностями средневековых ересей являлись бюргерская и крестьянско-плебейская. Бюргерская ересь была направлена против церковного феодализма. Крестьянско-плебейская ересь была более революционной и обычно выливалась в восстании крестьян и городских низов.

Однако сколь бы ни были гениальны догадки мыслителей средневековья по поводу происхождения богатства, в целом эти мыслители рассматривали богатство в натурально-вещественном плане. Лишь позднее, по мере развития товарно-денежных отношений, все больший интерес стали проявлять к стоимостной форме богатства, и в частности к наиболее развитой его форме - денежной. Сформировалась первая школа экономической мысли — меркантилизм.

 

Восточный канонизм

 

Восточный канонизм представлен работами Ибн Хальдуна (1332-1406) – арабского историка и философа.

С 1354 года он занимал посты секретаря и посла у многих правителей Магриба и Испании. С 1382 года стал верховным судей в Египте. Главное интеллектуальное достижение Ибн Халдуна – «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле» (1377-1382). В этой работе он изложил свои взгляды на развитие общества, выразил идею исторических циклов. Различия в образе жизни людей связывал главным образом с географической средой.

В чем Ибн Хальдун расходился с католическим канонизмом?

а) в трактовке денег. В деньгах Ибн Хальдун видит главный элемент хозяйственной жизни и считает их основой приобретения и сохранения сокровищ. Роль денег должны выполнять полноценные монеты из созданных богом двух металлов – золота и серебра;

б) в трактовке «стоимости труда» или заработной платы. Размер заработной платы он связывает с тремя факторами:

- количеством труда;

- видом труда;

- потребностью других людей в этом труде.

 



2015-11-07 2344 Обсуждений (0)
Сравнение основных экономических взглядов Августина и Аквинского 4.67 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Сравнение основных экономических взглядов Августина и Аквинского

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2344)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)