Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа



2015-11-07 3202 Обсуждений (0)
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа 5.00 из 5.00 4 оценки




Примечание:упражнения выполняются по выбору преподавателя, могут использоваться на практических занятиях и рекомендоваться для выполнения домашнего задания.

 

Упражнение 1

Найдите терминологическую лексику в данных текстах. Опре­делите, к терминологии какой области знаний она относится. Укажите:

1) термины узкоспециальные и общепонятные;

2) общенаучную лек­сику;

3) термины, которые могут быть многозначными в пределах раз­ных терминологий;

4) термины-интернационализмы.

 

1. Газовые гидраты - это твердые молекулярные соедине­ния газов и воды, образующиеся и существующие в устойчивой форме при определенных давлениях и температуре. Физическая способность этих соединений в том, что молекулы газа в них за­полняют структурные ячейки кристаллической решетки, образо­ванной молекулами воды (М. Толкачев).

 

2. К числу устойчивых личностных черт относятся самоува­жение, степень принятия или неприятия себя, застенчивость, потребность в достижении, потребность в принадлежности к груп­пе, уровень самораскрытия и особенно экстраверсия и интраверсия - обращенность личности преимущественно вовне, на дру­гих людей и окружающий мир, или вовнутрь, к собственному «я» (И. Кон).

 

3. Срединно-океанические хребты протянулись на шестьдесят тысяч километров, ширина рифтовой зоны - гигантской расщели­ны, которая разрезает хребты вдоль, - до семи километров. Сейс­мические колебания непрерывно сотрясают срединные хребты, вновь образованные базальты дробятся, постоянно увеличивает­ся и обновляется поверхность контакта с водой (В. Друянов).

 

Упражнение 2

 

Определите пути появления следующих лингвистических тер­минов:

1) придание терминологического значения общенародному слову;

2) заимствование;

3) использование терминов из «мертвых» языков (греческий, латынь) или составление их из морфем этих языков.

При необходимости справляйтесь о значениях терминов в «Словаре лингвисти­ческих терминов».

 

Алфавит, время глагола, интонация, корень, местоимение, многозначность, окказионализм, окончание, оксюморон, орфограм­ма, переразложение, предложение, род, со­гласование, топонимика, транскрипция, ударение, фонема.

 

Упражнение 3

 

Найдите специальную лексику в отрывках из книги И.А. Гон­чарова «Фрегат «Паллада». Укажите, являются ли выделенные вами слова:

1) терминами;

2) профессионализмами;

3) профессиональными жаргонизмами.

 

1. «Положили марсель на стенгу», «взяли грот на гитовы», «ворочали оверштаг», «привели фрегат к ветру», «легли на пра­вый галс»... А там следует «утлегарь», «ахтерштевень» - «шко­ты», «брасы», «фалы» и т.д.

...Кроме этих терминов, целиком перешедших к нам при Петре Первом из голландского языка и усвоенных нашим флотом, вы­работалось в морской практике еще свое особое, русское на­речие. Например, моряки говорят и пишут: «приглубый берег», то есть имеющий достаточную глубину для кораблей. Это очень хорошо выходит по-русски.

 

2. Мне кажется, если б я теперь воротился домой, то первые дни бы жил непременно под влиянием нынешних моих впечатле­ний. Я бы не мог равнодушно смотреть на свободно стоящую мебель: мне все казалось бы, что ее надо принайтовать, а окна задраить... При первом свежем ветре я, забывшись, ждал бы, что сейчас засвистят всех наверх брать рифы, то есть уменьшать паруса.

 

3. Назначено было отвалить нам от фрегата в одиннадцать часов утра... Вы улыбаетесь при слове «отвалить»: в хорошем обществе оно не в ходу, но у нас здесь «отваливай» - феше­небельное слово.

 

4. Туман едва распался в половине пятого утра, и мы тро­нулись дальше. Над водой плавало густейшее «молоко», кото­рое, как говорят моряки, скоро собьется в «сметану»... В такой «сметане» закопаться днищем на что-либо - пара пустяков.

 

5. «Если б пришлось драться с ними, ваше высокоблагоро­дие, неужели нам ружья дадут?» — «А как же?» — «По лопарю бы довольно». (Лопарь - конец толстой веревки.)

Упражнение 4

 

Найдите специальную лексику. Определите, к какой области знаний она относится. Найдите термины, профессионализмы, профессиональные жаргонизмы.

 

1. Герман выдвинул несколько ящиков в сооружении, похо­жем на комод, и перед глазами открылась картина, которая, как я теперь понимаю, ввергла бы в трепет любого рыбака. ...Мор­мышки «клопики», мормышки «гробики», мормышки «капельки»,
мормышки «рыбий глаз», мормышки «красненькие», мормышки «комбинированные», мормышки «шестигранные», мормышки «дро­бинки», мормышки разнообразные и многочисленные - представ­ляли собой целую коллекцию (Сол).

 

2. Набирались ума-разума опытным путем, искали средства защиты от радиоактивности, пробовали; немудрено, что сами «ма­зались», «хватали дозы» - несмотря на все предосторожности, болели (Гран.).

 

3. Яркой группой были борзятники, окружавшие своры бор­зых собак. Разговор их не всякий поймет со стороны. Так и сып­лются слова: - Пазонки, выходец, переярок, щипцы, прибылой, отрыж. Вот, кажется, знакомое слово «щипцы», а это, оказы­вается, морда у борзой так называется.

 

4. Пульт управления шахтного ствола. Официально он назы­вается пультом управления механизированной эстакадой, а в обиходе короче - рукояткой (Из газ.).

 

5. В один из апрельских дней со станции К. выехал легковой автомобильчик ГАЗ-67, а попросту «козел».

 

Упражнение 5

 

Найдите слова и выражения, имеющие социально ограничен­ную сферу употребления. Укажите, к какому типу жаргонов относится данная лексика:

1) профессиональному;

2) молодежному;

3) арго (тай­ной, намеренно зашифрованной для непосвященных разновидности речи).

 

1. Около камбуза на дубовом чурбане кок Жеребцов рубит на части бычью тушу (Н.-Пр.). 2. Не знаю почему, но он произвел на меня впечатление человека, который носит в кармане две пач­ки сигарет: хорошие - для себя, а плохие - «для стрелков». Внешне он строг, всегда при галстуке и, как говорится, «не стиляет» (С. Устинов).

 

2. - Товарищ начальник! - заорал Мишка и - доверитель­но тихо: - Лопни мои глаза — вы здесь кого-то пасете.

- Поберегите глаза, Миша. Я ищу розы.

- У кого-то взяли «розы»? - деловито осведомился Мишка.

Я захохотал, сообразив, что Мишка меня неправильно по­нял - на блатном языке «розы» означают драгоценные кам­ни (Вайн.).

 

3. А мальчишки в нашем классе вполне обходятся шестью словами: спокуха, иормалек, не кисло, резко, клево и структура момента (Ток.).

 

4. Тринадцать человек совхозных - молодых мужиков и холо­стых парней - направили на «кубы» (на лесозаготовки) (Шукш.).

 

5. Щегольская одежда Олега, геометрического узора джинсы, разные цепочки, бляшки и запонки мало у кого вызывали за­висть, чаще снисходительную иронию. Лет десять - пятнадцать назад про заметно одетого парня говорили «стиляга», а теперь на
полуанглийском «центровый мен»... - А ты ничего, гирла, - ска­зал он небрежно. Однажды она увидела его в большом переры­ве. Олег стоял у расписания экзаменов и что-то оттуда выпи­сывал. Ася скромненько стала рядом. - Не возникай, - спокой­но бросил он (Грек.).

Упражнение 6

 

Найдите диалектизмы в данных текстах, определите их лекси­ческое значение и тип.

 

1. Ах! какой это был дом! Одних только жилых помещений внем было четыре: изба-зимовка, изба-летница, вышка с резным балкончиком, горница боковая. А кроме них были еще сени свет­лые с лестницей на крыльцо, да клеть, да поветь саженей семь в длине - на нее, бывало, заезжали на паре - да внизу, под поветью, двор с разными стайками и хлевами (Сол.).

 

2. Безбоязненно отправлялись мы, оснащенные глиняными кринками, к которым матери приделали удобные державки из веревочки: несешь кринку, как ведерко на поцепке (Сол.).

 

3. Молодуха взяла рогач, достала посудину, отлила в ковш кипятку (Пришв.).

 

4. - Нездоровится мне ноне, - виновато потупился Павел.

- Да уж как ни нездоровится, а до угора-то, думаю, мог бы дойти. И сено... с утра валяется. Сам не можешь - дочи есть, а то бы сестрицу дорогую кликнул. Невелика барыня!

- День ангела у Онисьи сегодня.

- Большой праздник! Отпали бы руки, ежели бы брату род­ному пособила (Абр.).

 

5. - Да разве ты первый раз на пекарне? - стала она отчи­тывать дочь. - Не видала, как матерь делает?

- Ладно, - отмахнулась Алька, - исть захотят - слопают.

- Да ведь сегодня слопают, завтра слопают, а послезавтра и пекариху взашей!

- Испужали... Нашла чем стращать... (Абр.).

 

6. - Я у дочери в городе-то гостевала - дивля: тут тебе, с места не сходя, и Ангара, и лес, и уборна-баня, хоть год на улицу не показывайся. Крант, так же от как у самовара: повернешь - вода бежит, в одном кранту холодная, в другом горя­чая. ...А уж хлебушко не испекчи, нет хлебушко покупной. Я с не­привычки да с невидали уж и поохала возле крантов этих - оне надо мной смеются, что мне чудно (Расп.).

Упражнение 7

Прочитайте статью «Музыкальное потрясение» (см. Приложение 22) и проанализируйте её с точки зрения сферы употребления слов.

 

Упражнение 8

 

Прочитайте статью Ю. Долина «Вопрос об экологии современного литературного языка и его защите» (см. Приложение 21).

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Каким образом происходит засорение современного русского литературного языка?

- Чем сегодня «засоряется» русский язык?

- Почему так остро встает вопрос об экологии современного литературного языка?

- Кто из известных людей России вставал и встает на защиту русского языка?

- Какие пути существуют для защиты русского языка сегодня в России?

- Что вы можете предложить для сохранения русского литературного языка?

 

Упражнение 9

Прочитайте статью Михаила Сергеева «Услышь себя, Россия!» (см. в Приложении 23).

 

Ответьте на следующие вопросы:

 

- Что автор вкладывает в словосочетание «лингвистический вирус»?

- Что включает в себя понятие «грамотный русский язык»?

- Почему автор статьи считает, что едва ли не главным инициатором всероссийской безграмотной разго­ворной речи выступают средства массовой информации? Докажите его правоту или опровергните её.

- В чем автор видит деградацию родного языка?

 

Упражнение 10

Прокомментируйте известную ораторскую мудрость, которая гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает».

Упражнение 11



2015-11-07 3202 Обсуждений (0)
Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа 5.00 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Упражнения для самостоятельной работы и последующего анализа

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)