Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Чередование гласных в корнях слов



2015-11-07 3236 Обсуждений (0)
Чередование гласных в корнях слов 4.83 из 5.00 6 оценок




Запомните корни с чередованием гласных! Гласные в них не проверяются ударением!


Корни с чередующи­мися гласными


Правило


Примеры


Чередование е и


-бер-------- бир(а)-

-дер-------- дир(а)-

-мер-------- мир(а)-

-пер-------- пир(а)-

-тер-------- тир(а)-

-блест-------- блист(а)- |


В корне пи­шется и, если после корня стоит суффикс -а-


разберу разбирать придерётся приди­раться

замерло замирать отпереть отпирать оттереть оттирать



Продолжение

 

Корни с чередующи­мися гласными Правило Примеры
-стел---------- стил(а)- -жег----------- жиг(а)- -чет---------- чит(а)-   заблестеть заблис­тать расстелить рассти­лать зажечь зажигать вычеты вычитать Исключение: сочетать, сочетание
Чередование о а
а) Зависят от последующей буквы
-лож---------- лаг- -кос---------- кас- Перед ж пи­шется о, перед г а пишется а, если после корня стоит суффикс -а- предложить пред­лагать Исключение:полог прикасаться, коснуться
-рос---------- раст------ -ращ- -скак----------- скоч- пишется а пе­ред cm, щ, в остальных слу­чаях — о перед к пишет­ся а, перед ч — о прирасти, переросла, выращенный Исключение:росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль заскочить, прискакать Исключение:скачок, скачу
б) Зависят от ударения
-гор---------- гар- -зор---------- зар- -клон----------- клан- под ударени­ем — а, без ударения — о под ударени­ем — что слы­шится, без уда­рения — а под ударени­ем — что слы­шится, без уда­рения — о нагореть нагар зарево зори озарять зарница Исключение:зоревать поклонение, кланяться, преклонный

4*



Окончание

 

Корни с чередующи­мися гласными Правило Примеры
-твор- -------- твар- под ударени­ем — что слы­шится, без уда­рения — о творчество, тварь, творение, благотво­рительный Исключение: утварь
в) Зависят от значения
-мок----------- мак- -ровн---------- равн- -мок- пишется в словах со зна­чением «пропу­скать жид­кость», «стано­виться мокрым»; -мак- — «опус­кать в жид­кость, погру­жать» -роен- пишется в словах со зна­чением «ров­ный, гладкий, прямой»; -равн-------- со значением «равный, оди­наковый » промочить ноги обмакнуть в краску заровнять поверх­ность, выровненный ас­фальт приравнять величины, равнобедренный тре­угольник Исключение: равнина, равняйся
Запомните:
-плав---------- плов- -а(-я)--------- ин-(-им-) буква о пишет­ся только в словах пловец, пловчиха пишется и, ес­ли после корня стоит суффикс плавание, поплавок, плавучесть Исключение: плывуны начать начинать, занять занимать

134. Укажите, от чего зависит выбор выделенных гласных в кор­нях слов. Подберите к ним (устно) проверочные слова.

Шансы на успех весьма малы. — Стояли на молу. Зали­зать рану. — Залезать на дерево. Посветить фонарём. — Посвятить стихотворение другу. Спешим на поезд. — Спи­шите задание. Умолять о пощаде. — Умалять роль. Увя­дать без воды. — Увидать чудо. Укротить зверя. — Пре­кратить разговоры. Завила кудри. — Завела разговор.

135. Объясните написание гласных в корнях слов.

Долина, карикатура, обаяние, очарованный, преподава­тель, развеваться на ветру, удаляться от берега, умалять значение, благословить на хорошие дела, раздражаться, наслаждение, расстелил, заблистать, впечатление, расте­ние, водоросли, примерять платье, примирять друзей, хо­рошо загореть, заря разгорается, предполагать, приложе­ние, оптимизм, привилегия.

136. Спишите, вставьте пропущенные буквы; объясните графи­
чески выбор гласной в корне.

Образец: очаровать (чары).

Пол..екать собаку, пол..екать бельё, знамёна развева­ются, развевающиеся контакты, раздр. .жать маму, задр..жать от холода, об..жать стадион, об..жать малыша, пок..рать обидчика, пок..рить вершину, обл..гчить ношу, обличить ложь, проел..влять героя, благосл..влять на по­двиг, проживать хлеб, проживать в доме, уплатить долги, достижения в спорте, приведение к знаменателю, расстилаться по д..лине, пос.деть от горя, пос.дел на ска­мейке, сократить расходы, прекратить ссору, работник просвещения, заВеЗировать документ, зав..зался спор.

137. Спишите, вставьте пропущенные буквы, обозначьте графи­
чески условия выбора орфограммы в корне.

Образец: собирать, заря.

Отл..жить, пол.-жить, прил..жить, предпол..гать, изл..гать, распоЛеЖиться, вл..жение, сл..гаемые, пол..г, предпол-.жить; выр..сли, зар..стать, зар..сло, р..сток, не-дор..сль, подр..сти, возр..ст, подр..стать, р..стения, р..сту-щий, выращенный, отр..сль, Р..стов, водор..сли; зап..рать, зам..реть, соб..рать, расст..латься, выт..реть, бл..снуть, прид..раться, выж..гать, бл..стательный, занимать, пон..мать,


начинать, выж.ль, взбираться, проб.-раться, пост..лить, отбирать, заж..гать, сочетать, сочетание, ч..та, выч..тать, выч..сть; к..саться, прикоснуться, прик..сание, коснуть­ся, прикосновение, прикасаться, касательная, непри­косновенный; г..реть, заг..релый, заг..р, Горелый, уг..реть, разг..раться, подгорать, дог..реть, уг..рный газ, заг..реть, выг..реть, перег..реть, наг..р; м..кать в сметану, непром.-каемый плащ, вым..кнуть под дождём, обм..кнуть кисть, обувь пром..кает; ср..внить числа, ровносторонний, всё р.-вно, р..вняйтесь, р..внина, р..внять грядки, ур..вень, р..весник, пор..вну, подр..внять волосы, ур..внять усло­вия, ср..внение; ск..кать, подск..чить, скочок, ск..чу, выск..чка; попл..вок, пл..вчиха, пл..вец, пл..вучесть, пл..вун, жук-пЛоВунец; скл..нить, скл..нение, накл..нить, кл..няться, поклониться; тв..рец, тв..рь, утв..рь; з..ря, з..рька, Зорево, оз..рение, з.-ревать.

138. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы, в следую­щем порядке: с безударной гласной в корне, проверяемой ударе­нием; непроверяемой; чередующейся. Объясните графически вы­бор орфограммы. Дайте толкование выделенных слов.

I. 1) Глупцы не разумом, не честностью бЛоСтали, но золотом одним. (Батюш.) 2) ЦвоТы последние м..лей р..скошных первенцев полей. (П.) 3) Бл..снёт заутра луч денницы,и заиграет яркий день. (П.) 4) Вой протяжный Голодных волков разд..ётся в тумане др..мучего леса. (По­лон.) 5) Сосны в барх..те зелёном, и душистая см..ла по че­шуйчатым колоннам янт..рями пот..кла. (К. Фофанов) 6) Под золотом з..ри берёзовый лесок. (Надсон) 7) Берёзы ст..яли все белые, без блеску, белые, как только вып..вший снег, до которого ещё не Коснулся холодно играющий луч зимнего солнца. (Т.) 8) Небо, полное гр..зою, всё в з..рни-цах тр..петало. (Тютч.) 9) Тихо ночь л..жится на вершины гор. (Ник.) 10) Лишь п..утины тонкий волос бл..стит на празднойборозде. (Тютч.) 11) Над рекой накл..нясь, что-то шепчет камыш. (И. Сур.) 12) Слабый ветер чуть слышно переб..рает л..ству над головой. 13) От цв..тов в Полисаднике шёл дурманящий зап..х. 14) Здесь так вне­запно обрывалась суша и расст..лалась вечная вода! (В. Ленц.) 15) Я предпол..гал, что льдина где-то уткнётся в песок моего берега. (В. Ленц.) 16) И тогда из зар..слей


орешника выск..чила большая белобокая собака. (В. Ленц.) 17) За широким окном ев.. ркала под лучами снежная р..внина. (В. Ленц.) 18) В коллекции сада насчитывается пятьдесят четыре вида р..стений, занесённых в Красную книгу. (Н. Замятина) 19) Рёв нар..стал, заполняя весь мир, разд..рая уши. (Струг.) 20) Не так часто приходится встре­чать людей, успешно сочетающих умение работать и голо­вой, и руками. 21) Ск..пт..цизм никогда не повредит, а вот излишний опт..мизм пугает. 22) Пароход, бл..стающий г..рляндами, поплыл дальше. 23) Сердце т..скливо замира­ло от приближающихся звуков боя. (Б. Акун.) 24) Донёсся быстро нар..стающий вой с.рены. 25) И долго потом на обг..релых холмах не р..ела трава. (В. Шклов.) 26) События развевались самым непредсказуемым образом. 27) Присло­нившись к стене, он см..трел на б..рюзовую воду б..ссейна, покрытую м..льчайшей п..утиной дождя. 28) Все попытки прояснить с.туацию ни к чему не прив..ли.

П. 1) Как всегда, вид вечернего города нав..вал п..чаль. 2) Мне запомнились только долгие в..лос..педные прогул­ки по одному из подмосковных шоссе. 3) Ф..нари за к..сым деревянным з..бором г..рели загадочным и незем­ным светом, а в пустом и чистом небе в..село несколько мел­ких звёзд. 4) Лес уп..рался в высокий з..бор из некрашеных серых досок, по верху которого зм..илась ржавая к..лючая проволока. 5) Остальные ребята из нашего эк..пажа появ­лялись в училище постепенно. 6) Склон перех..дил в л..би-ринт скал, между которыми пл..скалось море.

(В. Пелевин)

III. 1) Синие глаза его заг..рались весёлым насмешли­вым огнём. 2) Чувствовалось удовольствие, с которым он подступает к изложению своих мыслей. 3) А над деревней синим огнём г..рело июльское небо. 4) Д..леко-д..леко мелькали з..рницы. 5) Всё как-то не наступало желанное равновесие в душе его. 6) Вожак [волк] пор..внялся с ло­шадью и выб..рал момент, чтобы прыгнуть на неё. 7) Серд­це зам..рает от необъяснимой, тайной радости. 8) Князев в хорошем, мирном расположении духа прошёлся по дерев­не. 9) Пос..девший Байкал с.рдито шумел, хл..стал каме­нистый берег, точно на нём х..тел вым..стить теперь всю злость, какую нак..пил за тревожную ночь.


139.Прочитайте текст, подготовьтесь к его пересказу. Нужно ли от­
носить выделенные слова к разряду «словарных», т. е. требующих
запоминания написания? Составьте с выделенными словами предло­
жения и запишите их. Докажите, что слово критика многозначное.

Из биографии слов...

Часто написание безударной гласной в корне иностран­ного слова определяется при помощи слов, родственные связи которых осознаются не сразу. Так, «Школьный сло­варь иностранных слов» под редакцией В. Иванова даёт та­кое толкование слов критерий и критика.

Критерий — «существенный, отличительный признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо».

Критика — одно из значений — «разбор, обсуждение кого- или чего-либо с целью оценить достоинства, выявить и исправить недостатки».

140.Спишите, группируя слова так, чтобы в каждой группе ока­
зались слова с орфограммами, написание которых регламентиру­
ется одним правилом. Вставьте пропущенные буквы.

Пробираться, нагромождение, подскочить от удивле­ния, вым..кший под дождём, заниматься математикой, отображать жизнь, расстилаться (в)дали, блестящий от­вет, зажигательный номер, прор..стает весной, ср.-внить числа, наел..ждаться музыкой, лёгкое отторжение, акк..мп..нировать певцу, удалиться от берега, коснуться руки, неукротимое желание, несг..раемый шкаф, зам..рать от уд..вления, покл..нение кумиру, пор..вняться с домом, оч..рование осени, выж..гать рисунок, обм..кнуть кисть, проск..чить в щель, ск..чу на лошади, устойчивое сло-восочотание, подг..реть на к..стре, обн..жить зубы, не-иссокаемый р..дник, пл..вучий дом отдыха, безотл..гатель-ное решение, прил..жение к журналу, прик..сновение к прекрасному, сл..жение дробей, проев..тительская ра­бота, совм..щать должности, отр..сль промышленно­сти, разр..внять дорогу, пот..рять р..вновесие, правила выЧоТания, зар..жение крови, г..рит з..ря, получить нар..ка-ние НоЧальства, изн..могать от жары, играть в г..релки, от­важный пл..вец, зап..ЧоТлеть на фотографии, к..сательная линия, досТоЖения науки, об..ятельный человек, подн..маться в гору, тв..рить чудеса, острое об..няние.


141. Запишите слова. Объясните их написание. Дайте толкова­
ние их значения. Подберите синонимы к словам трактовать,
..бсурд, инвестиции.
Составьте с ними предложения.

Абитуриент, адаптация, инвестиции, ассоциация, вакансия, к..нт..нгент, утопический, аналогия, ..бсурд, трактовать, алл..т..рация, аллегория, ап..гей, оптимизм.

142. Прочитайте, подготовьтесь к рассказу о данных словах.

Из биографиислов...

а) Учёные считают, что слово благотворительность
впервые употребил Карамзин. В состав этого слова входит
весьма распространённое в словосложениях благо (хороший,
приятный; польза, добро): благоговеть {благо + говеть)
выражать учтивость; поститься {Он благоговел перед ним);
благоденствие {благо
+ действие (от день); буквально «хо­
рошие дни»; благополучие {благо + полука — судьба, слу­
чай; ср.: злополучный); благословить {благо + словить (от
слова) — буквально «доброе слово, напутствие»; благопри­
ятный {благо Л- приятный)
— принимаемый, угодный.

б) Изощрённый — от «делать острым, оттачивать»
(о слухе, зрении, вкусе, умении, способностях); испещ­
рять
— от «делать что-либо пёстрым, покрывать, усеивать
какую-либо поверхность мелкими пятнами, знаками»; ще­
петильный
— от «щепка, мелочь», «порядок в мелочах
по отношению к внешнему виду»: воплотить — от
вол- плот+ и + ти (от плоть — «тело») {вошло в плоть и
кровь); вопреки
(во+ прекъ) — препятствие, запрет; восхи­
щение {вое
+ хитити) — хватать; первоначально «похище­
ние, ловкая ловля» (ср.: хищник), затем «чувство радост­
ного удовлетворения», «восторг»; истязать (ис+ тяз+ а +
+ ти)
— тянуть, тащить (ср.: тяга).

§ 23. ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Буквы и, у, апосле шипящих

 

Правило Примеры
После шипящих в русских словах вмес­то ы, ю, я пишется и, у, а жить, чудо, чаща

Исключение:брошюра, жюри, парашют,


Буквы ы — и после ц

 

| Пишется ы Пишется и
\ В корнях слов-исключений: цыган, ! цыпочки, цыплёнок, цыц и образо­ванных от них слов; 1 в окончаниях: огурц\ы\, бледноли- | в суффиксе -ын: сестрицын В остальных случаях: циферблат, цирк, ака­ция

143.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните значе­
ние выделенных слов.

Ин..ц..атива, классицизм, делегация, акционер, ли­сиц..н, агитац..я, декл..рац..я, антиц..клон, бледнолиц.,й, газификация, ц..ремония, интелл..генц..я, ц..пенеть, мо­дернизация, оптимизация,канцелярия, ц..вилизац..я, операция, ц..низм, прецедент,исц..лить, Синиц..н,ко­эффициент, провинц. .альный, эск..лац..я,коллекция, Птиц..н, лиц..мер, эксплуатация, ин..ц..алы, демократи­зация, ц. .нзура, кристалл. .зац..я, проц. .дить, инцидент,циркуляр, плоскогубц.., ц..линдр, ц..рюльник, процеду­ра, комп..нсац..я, д..сс..миляц..я,принципиальность, ц..плята, взять под уздц.., расцеловаться, дисциплина, оц..пенеть, щипц.., рец..див,нац..я, цикличность, рац..он, ауд..енц..я, грациозный, сц..пление, социология,целеб­ный, энцеклопедия, тр..диц..я, рез..денц..я, спец..алист, рест..враЦеЯ, информаЦеЯ.

144.Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните графи­
чески выбор орфограммы в корне.

Образец: облегчить лёгкий, разбирать, станция, авантюра (слов.).

ОбНеЖившиеся склоны; погл..щена чтением фентасти-ки; ранние сумерки; бл..стящие льды; осв..тить пр..блему; осозн..вать сложность вопроса; удачное звукоподр..жание; разр..дить ..тмосферу; прес.кать попытки; св..щенный долг; ст..сняться своей неловкости; своевременное пок..яние; привлекательный п..лисадник; обл..чать поро­ки; искреннее изв..нение; полезное времяпрепров..ждение; точное летоисЧеСление; стреЖайший запрет; пор..ждать полем..ку; подл..иное мастерство; огл..шать список; не-


прик-.сновенный запас; прич..нять боль; з..ря разгорается; л. .пестки причудливых растений; мерцающий свет; широкий ди..п..зон; прекрасный к..мпл..мент; далёкий к..нт..нент; оригинальное реп1ение проблемы; ..раторское искусство; проскл..нять прилагательное; выж..гать рису­нок; изменить положение; прос.ка зар..стает; выступать в ц..рке; ц..плята выр..сли; семена прор.хли; бл..ста­ет частотой; избирать д..л..гатов к..нф..ренц..и; лест­ное сравнение; ненужная бл..готв..рительность; зонт пром..кает; обм..кнуть кисть в краску; подмочивший свою р..путац..ю; пл..вучий дом отдыха; использовал ц..та-ту; просветительская работа; увлечение архитек­турой; стр..дать от зноя; обнаружить автогр..ф поэта; во­зобновление движения; вп..ч..тление от прочитан­ного ; зал.. вается жаворонок; ок.. заться ев.. дете л ем; заменить в л..вушку; воплощение зам..сла; истинное насл..ждение; прид..вать зн..чение; обн..ружить д..фект; новое разоч..рование; ум..ротВорённый взгляд; страшное пор..жение.

145.Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скоб­ки, расставляя недостающие знаки препинания. Прочитай­те текст, озаглавьте его. Какие типы речи сочетаются в тексте? Составьте схемы выделенных предложений. Выпишите из тек­ста по два слова: 1) без окончания; 2) с нулевым окончанием. Укажите, к какой части речи они относятся. Подберите синони­мы к слову засверкать. Найдите в тексте градацию. Какова её роль?

Путешественники проб..рались сквозь зар..сли напол­ненные криками птиц и шелестом их крыльев. Тьма р..де-ла и (в)дали начали вырисовываться (не)ясные очертания скалистых гор.Небо быстро бл..днело звёзды тускнели тая­ли на глазах и исчезали.

о.Это была ш..рокая д..лина поросшая высокой розовой травой. Линию г..ризонта закрывала тёмная тр..да леса. Он т..нулся в сторону скал и т..рялся где(то) в предгорьях. Справа д..лина постепенно пон..жалась и (по)видимому за­канчивалась обрывом над рекой. (От)туда отч.. тл иво доносились ш..рох и плеск воды. Однако разгл..деть что происходит там (в)низу было (не)возможно за обрывом огромным м..хнатым облаком в..сел туман.


Но вот небо над далёкими горами покраснело накаля­ясь всё ярче и ярче и стало наконец б..гровым. Вершины гор внезапно ослепительно засверкали и на д..лину от гор упали длинные тени. Ив свете разгорающегося дня путе­шественники вдруг увидели: всё что р.-стёт на этой пл..не-те удивительно розового цвета. Зачарованные они молча смотрели по сторонам. (По В. Губареву)

146.Какие из приведённых ниже эпитетов, взятых из «Словаря
эпитетов русского языка» К. Горбачевича, Е. Хабло, можно ис­
пользовать в сочетании со словом небо, говоря 1) о цвете, нали­
чии или форме облаков; 2) о наличии или отсутствии солнца;
3) о впечатлении, психологическом восприятии? Какие эпитеты
к данному слову можно было бы использовать в тексте упражне­
ния 145?

Предрассветное, блёклое, безмятежное, тихое, ласковое, тоскливое, дымное, мглисто-багровое, предутреннее, таин­ственное, огненное, румяное, пурпурное, притихшее.

147.Спишите, вставляя пропущенные буквы и недостающие зна­
ки препинания. Найдите в тексте градацию. С какой целью её ис­
пользует автор? Подберите синонимы к слову нестерпимый (мо­
роз), расположив их в порядке усиления признака.

Над ровным полем аэродрома св..стит ветер. Он взм..тает сухую п..лену снега швыряет в лицо к..лючую пыль обжига­ет глаза нестерпимым морозом не д..ёт вздохнуть. Металл если к..снуться его без п..рчаток мгновенно прил..пает к рукам. Но у самолётов в т..мноте к..пошатся люди...

Ветер пошевеливает на земле самолеты насквозь прони­зывает тело кожа сл..зает с пальцев обожженная стылым металлом; небо уже бл..днеет вялым зимним рассветом а техники упрямо продолжают готовить машины: ветер раз­гонит облака и погода несомненно станет лётной. (Л. Со­болев)

148.Спишите. К выделенным словам подберите синонимы.

1) Слава Кутузова неразрывно соединена со славою Рос­сии. (П.) 2) Благосл..ви, поэт... В т..ши парнасской сени я с треп..том скл..нил пред музами колени. (П.) 3) Я стал писать охотничьи рассказы, прославляющие радость жиз­ни. (Пришв.) 4) Гиацинты изд..вали в маленькой комнат­ке сильный зап..х. (Гонч.) 5) Очарованиесна ещё не рас-


сеялось. (Пол.) 6) Мартьянов с.дел неподвижно, как изв..яние. (М. Г.)7) Спичка дог..рала, обж..гая пальцы Якова Лукича. (Шол.) 8) Бл..стели отлакированные росой рельсы. (Шол.) 9) Аппарат мчался по касательной против вр.-щения Земли. (А. Н. Т.) 10) Рощин на ск..ку соск..чил с с.дла. (А. Н. Т.) 11) Из-за деревьев в..днелась светлая крыша оранжереии из-под оврага поднимался р..стущий туман. (Л. Т.) 12) Никита, отщ..пнув сухими и очень бе­лыми пальцами мякиш хлеба, м..кал его в мёд и, не тор..пясь, ж..вал. (М. Г.) 13) По р..внине быстро разлива­лась тьма, погл..щая очертания. (Кор.)

149.Прочитайте и укажите, к какому типу речи относится этот текст. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений. Пе­рескажите текст, используя форму изложения от 3-го лица.

Когда он [Пушкин] вошёл с Уваровым в аудиторию для меня точно солнце оз..рило аудиторию я в то время был в ч..ду об..яния от его поэзии; я п..тался ею как молоком ма­тери; стих его приводил меня в дрожь в..сторга. На меня как благотворный дождь падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши увлекавшиеся поэзиею обязаны непосредственным влиянием на наше эстетиче­ское образование.

Ч,.тал лекцию Давыдов профессор истории русской ли­тературы. «Вот вам т..ория искусства, — сказал Уваров обращаясь к нам студентам и указывая на Давыдова, — а вот и самоё искусство», — прибавил он, указывая на Пушкина. Он эффектно отч..канил эту фразу очевидно за­ранее приг..тов ленную. Мы все жадно вп..лись глазами в Пушкина. Тут же ожидал своей очер..ди ч..тать лекцию и Каченовскии. Нечаянно между ними зав..зался по поводу Слова о полку Игореве разговор который мало-помалу пе­решёл в г..рячий спор. Подойдите ближе господа это для вас интересно пригласил нас Уваров и мы тесной толпой как стеной окружили Пушкина Уварова и обоих профессо­ров. Не умею выразить как вел..ко было наше наслажде­ние видеть и слышать нашего кумира.

Я не припомню всех подробностей состязания, помню только что Пушкин г..рячо отстаивал подл..ность древне­русского эпоса. (И.Гончаров)


§ 24. ПРАВОПИСАНИЕ СОГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА

150. Используя таблицу, вспомните правило написания со­гласных в корне.

Виды орфограмм-согласных в корне

 

Сомнительные согласные Непроизносимые проверяемые согласные Непроверяемые согласные
Чтобы не ошибиться в написании со­мнительной или непроизносимой со­гласной, надо подобрать родственное слово, в котором эта согласная стоит перед гласной или согласными л, м, н, р: приставка приставить, низ­кий низок, пробка пробочка; местный место, надкостница кость Если проверочное сло­во нельзя подобрать, написание звонкой или глухой согласной устанавливается по орфографическому словарю: чувство­вать, группа, преце­дент

Следует различать:


блеснуть, проблески косный (отсталый), косность, коснеть, косноязычный, за­коснелый

ровесник (от «одинаковый по годам, по вёснам») свиснуть (свисать) шествовать (шедший, шёл) яства (от ясти — есть)


блестеть, блёстки костный (мозг), костная (ткань)

сверстник (от «верста», «одинаковый по возрасту») свистнуть (свист) шефствовать (быть шефом) явственно (явный)


151. Распределите слова по видам орфограмм-согласных в них.

Запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Прелес(?)ный, хлес(?)нуть, извес(?)ный, хрус(?)нуть, со-вес(?)но, опас(?)ный, радос(?)ный, ше(?)ствие, наез(?)ник, трос(?)ник, крепос(?)ной, доблес(?)ный, грус(?)ный, влас(?)ный, поверхнос(?)ный, пристрас(?)ный, пас(?)би-ще, ус(?)ный, гиган(?)ский, лес(?)ница, окрес(?)ный, учас(?)ник, поз(?)ний, мя..кий, у..кий, про..ьба, моти.., ше. .ский (концерт), дилетан(?)ский, ужас(?)но, без­молвствовать.


152.Выпишите слова с пропущенными буквами в следующем по­
рядке: с сомнительной согласной в корне, непроизносимой прове­
ряемой, непроверяемой. Вставьте пропущенные буквы.

1) Мы шли по вя..кому песку прилива к хижинам, ко­торые видели под деревьями. (Гонч.) 2) Трудно выдумать печальнее мес(?)ность. (Гонч.) 3) Ше(?)ствие направлялось по улице столицы к королевскому дворцу. (Проск.) 4) Чу(?)ствую, как многотонная гиган(?)ская сигара устре­милась ввысь. (Г. Титов) 5) Мох мя..ко пружинит под но­гами. (Абр.) 6) Самолёт вздрагивает от ре..ких толчков. (И. Ефремов) 7) Девять из десяти учас(?)ников скачки прибыли на поезде к месту соревнования. 8) И за стенами чу(?)ствовалась та же неподвижность. (Т.) 9) Сле..ка ны­ряя по мя.жим волнам, плыла наша быстрая ло..ка. (Т.) 10) Вдруг внизу я(?)ственно скрипнула дверь, послыша­лись уверенные шаги. (В. Пикуль) 11) С утра до вечера по окрес(?)ным долинам и холмам пехота и конница отраба­тывала совмес(?)ные манёвры. (Б. Акун.) 12) Он ела..ко потянулся, и сразу стало радос(?)но, праз(?)нично, весело. (Б. Акун.)

153.Прочитайте- Расскажите, как этимология помогает объяс­
нить написание выделенных слов. К каким словарям нужно обра­
титься, чтобы получить информацию об истории слова? Составьте
с выделенными словами предложения и запишите их.

Из биографии слов...

Присутствовать при + суть (быть) + ств + ова (ть). (В чем суть вопроса?)

Залихватский за + лихо (слишком) + хватать; бук­вально «сверх меры хватающий».

Наперсник на + перси (грудь) + ник; буквально «тот, кого держат около груди, пестуют как младенца».

Напёрсток на + перст (палец) + ок.

154.Выпишите выделенные слова, объясняя графически вы­бор пропущенной буквы.

Образец: страстный страсть.

1) Она вставала только затем, чтобы в. .леть подать к..кое-нибудь новое я(?)тво. (Т.)2) И ше(?)ствуяважно, в спокойствии чинном, лошадку ведёт под уз(?)цы мужичок. (Н.) 3) Я пос(?)лал себе на диване и стал раздаваться. (Ч.)


4) И человека человек послал к анчару влас(?)нымвзгля­дом. (П.) 5) Здра(?)ствуй,племя младое, незнакомое. (П.) 6) Всё безмол(?)ствует, кроме ветра. (Григ.) 7) Рано чу(?)ства в нём остыли. (П.) 8) В области иску..тва, в твор­честве сер(?)царусский народ обнаружил изумительную си­лу. (М. Г.) 9) Когда в России появились театры, из негра­мотных крепос(?)ныхнарод выдв..нул величайших теат­ральных актёров. (Мих.) 10) Сборная команда школы уча..вовалав кроссе. 11) Победителей соревнований чество­валивсе присутствующие. 12) Выпавший ночью снег по­крывал широкое пас(?)бище.(С.-М.) 13)Над баштанами не чу(?)ствовалосьзаботливого хозяйского глаза. (Ф.) 14) Ут­ра луч из-за усталых бледных туч бл..снул над тихою столи­цей . (П.) 15) Под подписью «Масленников» был сделан удивительно искус(?)ныйбольшой и твёрдый росчерк. (Л. Т.) 16) Бабушка стала изредка принимать гостей, в особенно­сти детей — наших сверс(?)никови сверс(?)ниц. (Л. Т.)

155.Спишите. Объясните написание слов, в которых были про­пущены буквы.

1) Никита свис(?)нул три раза. (А. Н. Т.) 2) Заросли сирени с двух сторон балконной лес(?)ницы пригнулись под снегом. (А. Н. Т.) 3) И вот одна, одна Татьяна! Увы! Подруга стольких лет, её голубка молодая, её наперс(?)ни-ца родная, судьбою вдаль занесена, с ней навсегда разлуче­на. (П.) 4) Снег сиял и хрустел. Щипало в носу, и слипа­лись рес(?)ницы (А. Н. Т.) 5) Всего в обозе было шестна­дцать саней. (А. Н. Т.) 6) Бездонное небо переливалось, словно по звёз(?)ной пыли шёл ветерок. Разос(?)лался све­тящимся туманом Млечный Путь. (А. Н. Т.) 7) Свирепеет мороз ненавис(?)ный. (Н.) 8) Река была в версте от дерев­ни, извилистая, с чудес(?)ными берегами. (Ч.) 9) По неж­ной дружбе, которую командир оказывал своему офицеру, Ростов чу(?)ствовал, что несчас(?)ная любовь старого гуса­ра к Наташе уча(?)ствовала в этом усилении дружбы. Дени­сов, видимо, старался как можно реже подвергать Ростова опас(?)ностям, берёг его и после дела особенно радос(?)но встречал его целым и невредимым. (Л. Т.) 10) Девочка бы­ла невесомой, почти бестелес(?)ной. (Гл.) 11) Ровес(?)ники годами, близкие родственники, они почти никогда не раз­лучались. (Т.)


§ 25. ДВОЙНЫЕ СОГЛАСНЫЕ

1. В корнях русских слов употребляются лишь двойные
согласные жж и се. Такие слова немногочисленны.

Буквы жж пишутся в словах вожжи, дрожжи, жуж­жать, можжевельник и образованных от них родственных словах, например: жужжание, можжевёловый. Буквы жж пишутся также в словах и формах, образованных от глаго­ла жечь (жгут), например: жжение, сожжение; жжёшь, жжёт, сожжёт.

Буквы ее пишутся в слове ссора и образованных от него родственных словах, например: поссорить, поссориться; также в словах Россия, российский.

2. Двойные согласные пишутся во многих иноязыч­
ных словах, например: пресса, аннулировать, атте­
стат, апелляция.
Но среди иноязычных слов есть значи­
тельное число и таких, в которых двойные согласные не
пишутся, например: драма, карикатура, галерея, ресур­
сы.
Поэтому слова с двойными согласными надо запоми­
нать, а при сомнении обращаться к орфографическому сло­
варю.

156. Спишите. Объясните написание пропущенных букв.

1) Ж, жж или з, с: жу..ание пчёл, дро..ать от холода, со. .ённые письма, ..жать рожь, . .жечь рукопись, тихо ви..жать, взять во..и, купить дро..и, подружиться в школе, заросли мо..евельника, изредка брю..жать, брьь.жет ис­крами, вы..енные склоны гор, дребезжащий голос, чуть бре..жить.

2) С или се: судьбы Ро..ии, рс.ийские просторы, род­ная Ру..ь.

157. Спишите данные слова. Запомните их написание (не пишите
в них двойных согласных!). Составьте словосочетания с этими
словами.

Галерея, коридор, десант, гуманизм, драма, имитация, привилегия, ресурс, агрегат, шофёр, карикатура, алюми­ний, дифирамб.

158. Спишите. В случае затруднений справляйтесь в словаре.

1) Л или лл: резиновый ба..он, интересная ба..ада, ту­беркулёзная баци..а, алюминиевая посуда, криста..иче-


ское состояние, кристальная форма, картинная га..ерея, дружный ксектив, некоторые привилегии, дисти..иро-ванная вода;

2) с или се: водный ба..ейн, а..истент профе..ора, сво­бодная диску..ия, всемирный конгре.., быстрый прогре.., воздушный де..ант, хорошие ре..оры, неистощимые ресур­сы;

3) м или мм: стойкий и..унитет, подробные ко..ента-рии, глубокая дра..а, и..итация кожи, правительственное кеюнике;

4) р или рр: огромная те..итория, застеклённая те..аса, остроумная ка..икатура, узкий ко..идор, су..огат кофе.

159. Спишите. Удвоенные согласные подчеркните.

1) Арина Петровна намеревалась буквально выполнить свою програ..у. (С.-Щ.) 2) Впереди у него [Степана] был только один ре..урс. (С.-Щ.) 3) Дом у Песоцкого был гро­мадный, с коло..ами. (Ч.) 4) Егор Семёнович и Таня сиде­ли на те..асе и пили чай. (Ч.) 5) Жук жу..ал. (П.) 6) Юно­ша выпустил во..и из рук. (Ф.) 7) После множества заво­ротов ту..ель окончился низкой, сводчатой пещерой. (А. Н. Т.) 8) Вверху неподалёку раздался резкий, ме­та. .ический визг. (А. Н. Т.) 9) В ко..идоре слышались звонкие шаги. (А. Н. Т.) 10) Деревья сгру..провались в ка­ких-то чудовищ. (Гонч.) 11) Он представил Кириле Петро­вичу свои а..естаты. (П.) 12) Свет бесчисленных звёзд от­ражается в каждом криста..ике снегов. (С. М.) 13) Они [са­тирики] писали иногда пышные ди..рамбы златому веку. (Добр.) 14) Аудитория, где выступал ди..ертант, была пол­на. (Т. С.)

160. Спишите, расставляя знаки препинания. К выделенным
словам подберите синонимы.

Во время первой нашей поез..ки в Крым Горький рас­сказывал мне в темноте содержание своей пьесы [«На дне»] о которой он тогда ещё только мечтал. Теперь нам предстояло поставить и сыграть эту пьесу в новой значи­тельно углублённой редакции.

Рассказы Горького разожгли нас и нам зах..телось ви­деть самую гущу жизни бывших людей. Для этого была устроена экспедиция в которой участвовали многие арти-


сты театра игравшие в пьесе. Под предводительством писа­теля Гиляровского изучавшего жизнь б..сяков был устроен обход Хитрова рынка. В самом центре большой ночле..ки находился тамошний « ун.. верситет » с б.. сяцкой инт..л..генцией. Это был мозг Хитрова рынка состоявший из грамотных людей занимавшихся перепиской ролей для актёров и для театра. Экскурсия на Хитров рынок лучше чем всякие б..седы о пьесе или её анализ разбудила мою ф..нтазию и творческое чу(?)ство. Спектакль имел потря­сающий успех. (По К. Станиславскому)

161. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Со­ставьте схемы этих сложных предложений и подготовьте их уст­ный синтаксический разбор.

1) Чайковский утверждал что вдохновение это состоя­ние когда человек работает во всю свою силу а не кокетли­во помахивает рукой. (Пауст.) 2) Я всегда был уверен что в каждом человеке заложены задатки доброй воли и всё дело в том что(бы) вызвать их из глубины его сущест­ва. (Пауст.) 3) Понятие Родины это память обо всём что нам дорого в прошлом это дела и люди нынешних дней это родная земля со всем что растёт и дышит на ней. (В. Песков)

§ 26. МЕЖДУНАРОДНЫЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Во многих языках мира, в том числе и в русском, име­ются слова, в состав которых входят общие словообразова­тельные элементы, взятые преимущественно из древнегре­ческого и латинского языков. Эти слова относятся главным образом к области науки, техники и общественно-полити­ческой жизни (например, термометр, демократия и др.). Ниже приводятся наиболее распространённые международ­ные словообразовательные элементы, обратите внимание на их написание:

ави(а) (лат. avis — птица) — авиация, авиасвязь;

авт(о) (греч. autos — сам) — автограф, автомат;

агр(о) (греч. agros — поле) — агроном, агротехника;

акв (лат. aqua — вода) — аквариум, акваланг;

архе(о) (греч. archaios — древний) — археология;


архи(греч. arche — начало, главенство; сверх) — архи­важный;

ауди (лат. audire — слушать) — аудитория, аудиенция;

аэр(о)(греч. аёг — воздух) — аэровокзал;

баро(греч. baros — тяжесть) — барометр;

библио(греч. biblion — книга) — библиотека;

био(греч. bios — жизнь) — биография, биология;

ге(о)(греч. ge— земля) — география;

грамма(греч. gramma — запись, буква) — телеграмма;

граф(греч. grapho — пишу) — биограф;

гуман(лат. humanos — человечный) — гуманист;

дем(греч. demos — народ) — демократия;

дром(греч. dromos — бег, путь) — аэродром, велодром;

крат(греч. kratos — власть) — демократия;

косм (греч. kosmos — Вселенная) — космический, кос­монавт;

лабор(лат. labor — труд) — лаборатория, лаборант;

лог(греч. logos — слово, понятие, учение) — геология;

метр(греч. metron — мера) — метр;

микро(греч. mikros — малый) — микрометр, микро­фон;

моно(греч. monos — один) — монолог, монография;

навт(греч. nautes — мореплаватель) — аэронавт;

оним(греч. onyma — имя) — антоним;

пери(греч. peri — около, вокруг) — периферия;

поли(греч. poly — много) — поликлиника;

пре(лат. ргае — перед) — президиум, прелюдия;

прото(греч. protos — первый) — прототип;

псевдо(греч. pseudos — ложь) — псевдонаучный, псев­доним;

сан(лат. sanare — лечить, исцелять) — санаторий;

скоп(греч. скорее — смотрю) — микроскоп;

тека(греч. theke — вместилище, ящик) — картотека;

теле(греч. tele — далеко) — телевидение, телеграф;

терм(греч. therme — теплота) — термометр;

тип(греч. typos — отпечаток, образ) — типический, ти­пизация;

фил(греч. philos — друг, любящий) — библиофил, фи­лология;

фон(греч. phone — звук) — фонетика, телефон;


фот(греч. phos, photos — свет) — фотография; хрон(греч. chronos — время) — хронометр; циркул(лат. circulus — круг) — циркулировать; эпи(греч. epi — после, над) — эпицикл; эп(о) (греч. epos — слово, рассказ) — эпопея.

162. Прочитайте. Укажите лексические значения данных слов.
При затруднении обращайтесь к словарю иностранных слов. Со­
ставьте с каждым словом словосочетание



2015-11-07 3236 Обсуждений (0)
Чередование гласных в корнях слов 4.83 из 5.00 6 оценок









Обсуждение в статье: Чередование гласных в корнях слов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)