Внеклассная природоохранительная работа в школе
Внеклассная природоохранительная работа в школе отличается исключительным многообразием форм. Систематизируя их, можно выделить, в частности, такие группы: - индивидуальные, групповые, массовые; - элементарные и комплексные; - разовые и постоянно действующие; - устные, печатные наглядные, радиовещательные, кино демонстрационные; - информационные, игровые, соревновательные, деловые. Наиболее доступными для проведения являются устные элементарные формы работы. Рассмотрим некоторые из них. Лекция может быть и самостоятельным мероприятием, и элементом какой либо комплексной формы. Она предполагает достаточно глубокое изложение материала по ряду вопросов или отдельным важным проблемам. С учётом детской психики продолжительность лекции не должна превышать 30 – 40 мин. Желательно, чтобы она сопровождалась хорошими иллюстрациями или диапозитивами. Доклад намного короче лекции, затрагивает более узкий вопрос или частную проблему. С докладами школьники выступают на конференциях, семинарах, тематических вечерах. Беседа охватывает небольшой круг участников, предполагает атмосферу задушевности, доверительности, полного контакта. Обсуждение является обычно продолжением коллективного просмотра к/ф, ознакомления с литературным произведением и т. д. Здесь даётся не только эмоциональная оценка обсуждаемому, но и рассказывается о фактической основе произведения, отношения к нему в современной критике, приводятся сведения об авторах. Анализируются выступления. Информационное сообщение – это непродолжительное (до 15-20 мин) выступления учащихся с кратким изложением интересных данных о природе и её охране. Отличительной особенностью устных комплексных форм является или сочетание разных элементарных видов работы, или участие в них одновременно нескольких докладчиков, или многократно повторяющийся системный характер мероприятия. Цикл лекций, несомненно, является комплексной формой, если входящие в него отдельные выступления связаны общей проблемой и постоянным составом слушателей. Разновидностью этой формы являются экологические чтения. В некоторых школах с успехом работают лектории. Иногда лекторий ошибочно отождествляют с циклом лекций. В действительности же лекторий это структурно – функциональное подразделение, которое занимается организацией как отдельных лекций, так и циклов. Для лектория должны быть определены постоянные дни и часы работы, закреплён на это время зал. Деятельность его строится по заранее составленному тематическому плану. В группу устных комплексных форм работы входит и ученическая конференция. Подготовка к ней включает выбор темы, разработку программы, определение докладчиков, обеспечение конференции наглядными и техническими средствами. Так, учитель ГОУ СОШ №190 ЮЗАО Москвы И.Ю.Денисова, в своей работе по ПОП проводит урок-конференцию «Земля - наш общий дом!». Учитель рассказывает учащимся о Дне Земли и Воды, о Часе Земли, которые отмечаются во всем мире с целью объединения всех людей планеты в деле защиты окружающей среды. Ставятся следующие задачи урока: сформировать ответственное отношение к природной среде, умения понимать и ценить красоту и богатства родной природы; привить способность осуществлять экологически грамотные действия и поведение, навыки экономного расходования природных ресурсов; Много общего с конференцией имеет семинар, отличающийся, однако, более узким и специализированным составом учеников участников. В эту же группу входят мероприятия, основывающиеся на высокой активности всех участников, включая слушательскую аудиторию. Вечер вопросов и ответов. При подготовке важны выбор природоохранительной темы (она должна быть актуальной, интересной для учащихся), заблаговременное оповещение участников, сбор и систематизация вопросов, квалифицированная подготовка ответов. Не мене серьёзной подготовки требует проведение ролевых игр, которые в последнее время становятся всё более популярными. Особой активностью присутствующих характеризуется диспут. Его проведение предусматривает рассмотрение острой природоохранительной проблемы. Беседа за круглым столом подходит для оживлённого обсуждения проблемы, для которой желательно пригласить в школу специалистов (лесничего, санитарного врача, мелиоратора, пчеловода, юриста по вопросам охраны природы и т.д.). Не полагаясь на экспромт, следует заранее составить сценарий, встретиться с приглашёнными для согласования позиций. Сходный характер имеет встреча с интересными людьми, во время которой надо создать обстановку торжественности. Внеклассная природоохранительная деятельность включает также мероприятия, при проведении которых используются наглядные средства. Аналогично устному информационному сообщению в наглядной пропаганде используется информационный бюллетень,(4-5 страниц машинописного текста). Краткой, но доходчивой формой работы является плакат. Весьма эффективен календарь памятных дат. Скажем к Всемирному дню окружающей среды (5 июня) на стенде, выполненном в виде листка календаря, можно поместить рисунки соответствующей тематики, снимки, репродукции, сделать подписи к ним, а, также написать заметку о памятной дате. Традиционной формой внеклассной работы в школе остаётся стенгазета. Большой познавательной и воспитательной силой обладают тематические выставки. (Новинки литературы о природе и её охране, репродукции картин, посвящённых природе, отчётные работы членов натуралистических кружков, классные стенгазеты и т.д.) Если школа имеет киноустановку, радиоузел с ретрансляционной сетью, проекционную аппаратуру, магнитофоны, что существенно расширяет возможности для ведения внеклассной природоохранительной работы. Одна из форм её - кинолекторий. Здесь, как и в обычном лектории, должны быть согласованы периодичность работы и закреплён зал. На каждом занятии, согласно плану, организуется короткая лекция, после чего демонстрируется фильм, соответствующий теме выступления. Более доступным по сравнению с кинолекторием формами работы являются тематический показ кинофильмов и кинофестиваль, посвящённый знаменательному событию в области охраны природы, По школьному радио помимо рассказов, стихов, музыкальных сочинений и других передач на темы природы могут транслироваться концерты – загадки, в которых «пение» исполняют птицы, а слушателям предлагается узнать «артистов». В силу возрастных особенностей детей большим успехом пользуются в школе комплексные внеклассные мероприятия природоохранительной тематики, имеющие игровой характер. Прежде всего, к ним относится вечер, а для младших школьников – утренник и сбор. Их проведению предшествует выбор темы, составление сценария, подготовка докладов, организация художественной самодеятельности и т.д. Так, учитель гимназии №38 г. Махачкала Республика Дагестан Агаларова П.И., в своей работе по ПОП проводит экологическую игру краеведческой направленности «Путешествие на бархан Сарыкум». Бархан Сарыкум является уникальным памятником природы, подлинным музеем самобытной флоры и фауны. Если мы не будем оберегать его, он постепенно затянется травостоем и затем разделит судьбу своего правобережного «брата» – станет очередным песчаным карьером. К сожалению, эта тенденция является реальностью. Школьное краеведение предусматривает глубокое изучение местного края через разнообразные формы образовательно-воспитательной работы с учащимися. С помощью, которых у учащихся развивается наблюдательность, географическое мышление, увлечение наукой, а также формируются и ценные качества личности. По определению С.Д. Дерябко и В.А. Левитана, «Ролевые экологические игры – это тип экологических игр, основанный на моделировании социального содержания экологической деятельности: соответствующих ролей, системы отношений и т.д.». Поэтому для развития экологических знаний, умений и навыков у школьников весьма эффективно использование во внеклассной работе ролевой игры краеведческой направленности. Разновидностями тематического вечера являются литературно-музыкальный монтаж на темы природы, сюжетно-игровой вечер, театрализованное представление. Вариантом тематического вечера является также устный журнал. Его участники последовательно «перелистывают» 4-5 страниц, каждая из которых представляет короткий (5-10 мин), но богатый по содержанию и яркий по форме рассказ, раскрывающий один из вопросов темы журнала. Мероприятие выиграет, если каждая страничка будет иллюстрирована красочным плакатом. Комплексному мероприятию можно придать острый соревновательный характер, включив в его программу викторины на темы природы. Этими качествами обладают также различные конкурсы: рисунки с натуры, фотографии на темы природы, поделки из природного материала, сочинения о природе и т.д. Сложной комплексной формой работы является праздник. Например, праздник «Встреча птиц» длится обычно целый день. Он включает лекции и тематические утренники, выставки рисунков с изображением пернатых, развешивание птичьих домиков, другие мероприятия. Также праздники могут быть приурочены ко дню работников леса, окончанию сбора Урожая, другим событиям. Важнейшее место во внеклассной природоохранительной деятельности занимают формы работы, предполагающие конкретный вклад школьников в дело защиты природы, их реальные дела по изучению и сбережению экосистем родного края. Прежде всего, это школьные лесничества, голубые и зелёные патрули. Сравнительно новой и весьма перспективной формой работы, где решается целый комплекс природоохранительных задач, является экологическая тропа. Школьники участвуют также в озеленении и заготовке лекарственных трав, сборе семян различных растений. Так, учителя МОУ СОШ№41 г. Калуга Т.Н. Пелипенко, Н.Н. Малахова, в своей работе по ПОП руководят отрядом «Лесные Робинзоны». Кроме основной работы (исследовательской, природоохранной и др.) школьники учатся определять стороны горизонта, ориентироваться в лесу, быстро и умело сложить костер и разжечь его, заварить чай из трав и т.д. Все члены лесничества занимаются сбором информации, наблюдениями, работают в питомнике, на пришкольном участке, а в группах они обрабатывают информацию, оформляют стенды, пишут доклады, сообщения. А, учитель СОШ№1 Республики Башкортостан З.Г. Иванова, в своей работе по ПОП руководит Бижбулякским школьным лесничеством. Содержание работы школьного лесничества определяется задачами экологического просвещения населения, направленностью производственной деятельности Бижбулякского лесхоза, заданиями по исследовательской тематике специалистов лесного хозяйства. Так, учитель СОШ №5 г. Благовещенск Г.Г. Глазырина, в своей работе по ПОП руководит кружком «Эколог» и секцией при НОУ. Основные формы деятельности – индивидуальная, секционная и массовая работа. Индивидуальная работа – это самостоятельные занятия ребят с первоисточниками, дополнительной литературой, выполнение заданий Республиканского эколого-биологического центра. Секционная работа включает обсуждение и защиту рефератов, исследовательских работ. Так, учитель СОШ №2 село Бижбуляк Республики Башкортостан Г.М. Галеева, в своей работе по ПОП руководит кружком «Эко». Работа его строится с учетом краеведческого принципа. Через изучение экологических проблем района и города ребята приходят к пониманию проблем глобального масштаба. Кружковцы выполняют и общественно полезную работу по охране и улучшению природной среды. Старшие классы организуют для младших классов дни экологии. Они учат детей стоить кормушки, беречь растения, в том числе «краснокнижные» виды и др. В среднем звене организуются эколого-туристические слеты, на котором проводят две операции – «Родник» и «Муравей». В старших классах в рамках внеклассных мероприятий «Экологические агитбригады» старшеклассники учатся решать в игровой форме различные экологические проблемы. Так, учитель СОШ №16 п. Приютово Республики Башкортостан Е.Н. Иванова, в своей работе по ПОП руководит кружком «STALKER». Работа ведется по четырем направлениям: олимпиады, слеты, научно-исследовательская работа, внеклассные мероприятия. Подготовка к школьным, городским и республиканским олимпиадам осуществляется по учебному компоненту для школьного курса «Экология России» и «Экология Башкортостана». В рамках кружка проводиться научно-исследовательская работа по таким темам, как «Влияние ядохимикатов на дождевого червя» и др. Результаты исследования используются как дополнительный краеведческий материал на уроках биологии, географии, химии. Практически в каждой школе действуют кружки. И хочется сказать, что природоохранительные задачи должны решаться не только в работе биологических кружков. Кино-фотокружок могут подготовить диафильм или фотоальбом о природе родного края, участники драматического кружка – сатирическое театрализованное представление о губителях природы и т. д. Хорошо, если в школе создан музей природы родного края, есть уголок живой природы. Но никакие практические занятия, никакие уголки живой природы, организованные в стенах школы, не заменят общения детей с самой живой природой. Дать ребёнку возможность полюбоваться восходом и заходом солнца, замереть перед шелковистым травостоем на опушке леса, послушать скромную песенку жаворонка над цветущей степью, тихое журчание ручейка – значить заронить в его душу благодатные зёрна понимания и любви к природе. Именно такими достоинствами обладают натуралистические походы и экскурсии как составная часть системы обучения и воспитания школьников. Так, учитель МОУ СОШ «Лесные озера» Солнечногорского района Московской области Н.В. Емельянова, в своей работе по ПОП провидит следующие занятия и экскурсии: «Листопад», «Путешествие в страну экологию», «Правила поведения в лесу», «Мой четвероногий друг», «Народная экология», «Почему в неволе дикие звери гибнут?», «Звери зимой». Вместе с ребятами проводит операции: «Загляни в глаза старости » - были собраны и засушены лекарственные растения, красиво оформлены и подарены пенсионерам; «Кормушка» - сбор семян и ягод, правильная их заготовка и хранение, изготовление и размещение кормушек, обслуживание кормушек. Перед новым годом проводят операцию «Елочка». Оформляют «Вернисаж» листовки на тему «Береги елочку - красавицу» и оформляют выставку «Новогодние букеты». Проводят патрулирование еловых молодняков предпраздничные дни. Весной активно готовятся к праздникам «День Земли» и «День Птиц». Как видим, учитель располагает богатым арсеналом форм внеклассной работы с учащимися. Это не означает, что надо стремиться к одновременному использованию разных мероприятий в одной школе. Необходимо выбрать те формы, которые действительно могут быть выполнены на высоком научно – методическом и организационном уровне. При этом следует учитывать многие факторы: возраст, склонность детей, сезон года, погоду, материальное оснащение и т. д. Наметив мероприятие, следует составить чёткий план их проведения, согласовать его с руководством школы и приступить к его выполнению [13]. Вывод: Учителя располагают богатым арсеналом форм внеклассной природоохранной работы с учащимися. В частности используется проектная деятельность, проводятся исследовательские работы как на базе кружков организованных в школе, также на базе школьных лесничеств. Проектная деятельность дает возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Также учителя строят свою работу с учетом краеведческого принципа. Через изучение экологических проблем района и города ребята приходят к пониманию проблем глобального масштаба. Используются активные формы деятельности: учебная, игровая, общественно-полезная и другие. Для развития экологических знаний, умений и навыков у школьников весьма эффективно использование во внеклассной работе ролевой игры краеведческой направленности. Немаловажную роль в воспитании экологической культуры учащихся играют внеклассные мероприятия, а именно: различные формы уроков, экскурсии, тематические выставки творческих детских работ, конкурсы и т.д. Из статей видно, что речь идет не только о каких-то отдельных элементах экологического воспитания, а о плановой, последовательной и настойчивой работе по экологическому образованию. Заключение. Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия. Сущность экологического воспитания можно определить следующими категориями: мировоззрение - ценности - отношение - поведение, которые являются основными компонентами всей системы. Каждое звено представляется в последовательности и выполняет определенную функцию, но все они взаимосвязаны и взаимодействуют в процессе организации экологического воспитания. В результате экологического воспитания должно быть сформированное экологическое мировоззрение, основанное на естественнонаучных и гуманитарных знаниях, отражающее его глубокую убежденность личности в понимании единства человека и природы. Справедливо высказывание И.В. Цветковой о том, что формировавшееся понятие о гармонии и целостности взаимоотношений природы и общества в результате экологического воспитания может способствовать установлению социального порядка. Экологическое мировоззрение составляет основу принципов и методов познания в экологическом воспитании. Процесс формирования экологического мировоззрения является сложной задачей педагогики. Оно определяет систему ценностей, соответствующее им отношение и поведение к природе, человеку, обществу.
Литература: 1.Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н.Д.Андреева, В.П.Соломин, Т.В.Васильева; под ред. Н.Д.Андреевой. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 208 с. 2. Зверев, И.Д. Суровегина И.Т. / Экологическое образование школьников: Учебн. Пособие / И.Д. Зверев И.Т. Суровегина. – М.:1983. – 215с. 3. Современные проблемы экологии и их изучение в школе: Кн. для учителя/ А.А.Касьян, Ф.М. Баканина, Н.Ф. Винокурова, Г.С. Камерилова, В.В. Николина, В.М. Смирнова; Под ред. А.А. Касьяна. – М.: Просвещение, 1997. – 94с. 4. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология: Учебн. пособие / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. – 480с. 5. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980. – 284 с. 6. Старостин В.И. Природа в системе эстетического воспитания. - М.. Просвещение, 1990. – 56 с. 7. Кнященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 303 с. 8. Волков Г.Н. Этнопедагогика. – М.: Высшая школа, 1999. – 167 с. 9. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города//Начальная школа. - 1991, N8, С. 46-48 с. 10. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.:Просвещение, 1991.-135 с. 11. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – <
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1525)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |