Фланцевые, втулочные, продольно-свертные
Постоянные муфты обеспечивают жесткое соединение валов. Для производства этих муфт используются среднеуглеродистые стали и серые чугуны. Передаваемый муфтами крутящий момент зависит от того, насколько прочно муфта соединена с валом. Соединение бывает шпоночным, штифтовым и шлицевым. Недостатком жестких муфтявляется то, что они передают все толчки и удары от двигателя всем механизмам, а также - наоборот. Втулочные муфтыпередают крутящий момент при помощи шпонок и штифтов. Основным недостатком втулочных муфт является необходимость смещения валов при монтаже в направлении оси. Продольно-свертныеили клеммовые муфты осуществляют передачу крутящего момента благодаря силам трения, возникающим при затягивании болтов между наружной и внутренней поверхностью валов. В случае передачи значительных крутящих моментов для усиления дополнительно необходимо установить шпонки. 2. Компенсирующие муфты, те которые компенсируют угловые, осевые и радиальные смещения валов. К этой группе относятся: шарнирные муфты с угловым смещением до 45°, зубчатые и цепные. В качестве компенсирующих муфт могут использоваться упруго-демпфирующие и упругие муфты. К данной группе относятся и втулочно-пальцевые муфты, с помощью которых соединяется вал электродвигателя с валом привода автомобиля, и муфты, имеющи торообразную оболочку и обладающие более совершенной конструкцией. Основным предназначением упругих муфт является компенсация несоосности валов, устранение резонансных явлений при нагрузках и снижение силы кратковременных перегрузок. Для этого в конструкции муфт содержится специальный упругий элемент (спиральная или пластинчатая пружина, эластичные вкладыши или эластичные втулки), который поглощает резкие скачки нагрузок с помощью своей деформации. 3. Сцепные муфты соединяют или разъединяют валы и валы, на которых установлены детали. В эту группу входят: кулачково-дисковые и фрикционные муфты. Крестовые иликулачково-дисковые муфты предусматривают допуск значительных поперечных смещений осей валов, а также компенсируют небольшие перекосы и осевые смещения. 4. Самоуправляемые или автоматические муфты передают вращение в одном определенном направлении. К ним относятся: центробежные муфты, которые ограничивают частоту вращения и предохранительные муфты - ограничивают передаваемый момент. Эти муфты могут включаться и выключаться, исходя из изменений рабочих режимов машины. К этой группе принадлежат однооборотные муфты, которые срабатывают, попадая в определённое положение, через один (несколько) оборотов вала. С помощью однооборотных муфт, например, в молотах и прессах осуществляется остановка ползуна, находящегося в верхнем положении.
5.Обгонные муфты (муфты свободного хода) могут передавать момент лишь в одном направлении, в котором вращается ведущая полумуфта относительно ведомой, а также проворачиваются, когда происходит обратное направление вращения. Обгонными муфтами снабжаются велосипеды, автоматические трансмиссии автомобилей, станки и пр. Центробежные муфты могут включаться и выключаться в соответствии со скоростью, с которой вращается ведущая полумуфта. Центробежные муфты могут быть использованы как пусковые механизмы в приводах, а также в качестве предохранительных муфт для ограничения вращательной скорости приводимой машины или ее отключения. Предохранительные функции могут выполнять и муфты других типов, которые допускают проскальзывание и обладают соответствующей конструкцией и характеристиками. 6. Гидравлические или гидродинамические муфты. У валов гидро муфт отсутствует жёсткая механическая связь. Механическая энергия передается с помощью рабочей жидкости, например, масла. Особенностью гидравлической муфты является то, что она обеспечивает ограничение максимального вращательного момента, сглаживание пульсаций, устранение перегрузки двигателя и пр. 7. Электромагнитные и магнитные муфты. В валах также отсутствует жесткая механическая связь. Эти муфты обеспечивают передачу механической энергии через герметическую стенку, причем, совершенно без утечек.
Задача.
Для вращения вала перистальтического насоса рассчитать одноступенчатый зубчатый механизм с цилиндрическими зубчатыми колесами. В таблице 1 заданы момент Твых на выходном валу механизма (момент сопротивления) и частота вращения nвых выходного вала зубчатого механизма, а также передаточное отношение i механизма. Требуется выполнить расчет геометрических параметров (d, hа, hf, h, dа, df, b, а) шестерни и ведомого колеса, определить крутящие моменты на всех валах, окружную силу Ft в зацеплении, коэффициент полезного действия зубчатого зацепления, мощность Рдв и частоту вращения nдв электродвигателя. Уточнить тип зубчатой передачи (прямозубая или косозубая) по величине окружной скорости v в зубчатом зацеплении.
Таблица 1. Исходные данные
Решение Рассчитываемый механизм служит для уменьшения скорости вращения электродвигателя в i число раз и состоит из пары находящихся в зацеплении цилиндрических зубчатых колес (шестерни и колеса). Зубчатые колеса устанавливаются на валах, которые поддерживаются в требуемом положении опорами. Каждый вал имеет две опоры (скольжения или качения), закрепленные в корпусе. Быстроходный вал редуктора соединен с валом электродвигателя муфтой. В качестве опор принимаем подшипники качения. Ориентировочно определяем требуемую мощность Рдв электродвигателя, приняв предварительно значения КПД: КПД зубчатой передачи - ; КПД подшипника качения - = 0,99; КПД муфты - = 0,97. Тогда
Рдв = кРвых/ [Вт], (1)
где к - коэффициент запаса, учитывающий необходимость преодоления динамических нагрузок в момент разгона, принимаемый равным 1,05 ... 1,1;
Р вых = Твых* - требуемая мощность на выходном валу;
= 2 /60 - угловая скорость выходного вала, рад/с;
nвых - угловая скорость выходного вала в об/мин; Твых- момент на выходном валу, Н*м; л - коэффициент полезного действия электромеханического привода для выбранной схемы он равен
Скорость вращения выходного вала в рад/с равна
18,31 рад/с.
Подставив значения , Tвых, в выражение (1) и приняв к = 1,1 получим Рдв=(к*Твых* )/ =(1,1*0,3*18,31)/0,8386=7,20 Вт. Частота вращения электродвигателя
nдв = nвых*i = 175*7,31=1279,25 об/мин.
Из серии двигателей, имеющих скорости вращения 1250, 1280, 1300 об/мин выбираем электродвигатель с n = 1280 об/мин. Выбираем число зубьев z1 шестерни. Так как zmin= 17, а рекомендуемое значение числа зубьев шестерни 18 - 30, принимаем z1 = 22. Число зубьев зубчатого колеса определяем по формуле
z2 = z1*i = 22*7,31=160,82
Так как колесо должно иметь целое число зубьев, принимаем z2 = 161. Тогда фактическое передаточное отношение зубчатой передачи
iф = z2/z1 = 161/22 = 7,31.
Относительная погрешность передаточного отношения зубчатой передачи
Диаметр ведущего вала, т.е. вала шестерни, принимают близким по размеру диаметру вала двигателя. Считаем, что dдв> 3 мм. Выбираем значение модуля m зацепления из стандартного ряда модулей (0,15; 0,2; 0,25; 0,3; 0,4; 0,5; 0,6; 0,8; 1,0; 1,25; ... мм). Применение малых модулей позволяет уменьшить габариты колес или при сохранении габаритов увеличить плавность передачи за счет увеличения числа зубьев. Принимаем m = 0,5, чтобы выполнялось условие, при котором диаметр окружности впадин зубьев df шестерни был бы больше диаметра ее ступицы, т.е. df1 > 2dB. Предполагая прямозубый тип зубчатых колес, определим диаметр делительной окружности колеса (ведомого звена);
d2 = m*z2 = 0,5*161 =80,5 мм.
Линейная скорость зубчатого колеса в зацеплении
v = d2/2 = (18,31* 80,5)/(2* ) =0,736 м/с.
При линейных скоростях v < 6 м/с принимают тип передачи - прямозубая. У зубчатых колес со стандартной (нормальной) высотой зуба коэффициент высоты головки зуба ha* = 1, а коэффициент радиального зазора с* зубьев в зацеплении зависит от модуля и равен
с* = 0,5 при m 0,5 мм; с* = 0,35 при 0,5 <m< 1,0; с* = 0,25 при m 1,0 мм.
Высота головки зубьев колес
ha = ha**m = 1 *0,5 = 0,5 мм.
Высота ножки зубьев колес
hf = m(ha* + с*) = 0,5(1 + 0,5) = 0,75 мм.
Диаметры делительных окружностей зубчатых колес: шестерни d1 = m*z1 = 0,5*22 =11 мм, колеса d2 = m*z2 = 0,5*161 =80,5 мм.
Диаметры окружностей вершин зубьев колес:
шестерни dа1= d1 + 2ha = 11 + 2*0,5=12 мм, колеса dа2 = d2 + 2ha = 80,5 + 2*0,5 = 81,5 мм.
Диаметры окружностей впадин зубьев колес:
шестерни df1 = d1 - 2hf = 11 – 2*0,5 = 10 мм, колеса df2 = d2 - 2hf = 80,5 – 2*0,5 = 79,5 мм.
Межосевое расстояние а зубчатой передачи
а = (d1 + d2)/2 = (11 + 80,5)/2 = 45,75 мм.
Длина b зуба определяется по формуле b = , где - коэффициент ширины b венца колеса по диаметру d делительной окружности, рекомендуется принимать = 0,005 ... 0,3. Длина зуба колеса равна
b2 = 0,05*80,5=4,025мм.
Длина зуба шестерни, как более нагруженного звена, определяется по формуле b1 = b2 + (0,5 ... 1,0) мм = 4 мм.
Окружное усилие в зацеплении определяется по формуле
Ft= 2Твых/d2 = (2*0.4*103)/80,5 = 9,93 Н.
Уточняем значение КПД зубчатой пары
где f = 0,1 - коэффициент трения стали по стали (шестерня и зубчатое колесо стальные); =1,5 - коэффициент перекрытия пары прямозубых колес; с - коэффициент, учитывающий уменьшение КПД зубчатого зацепления при малых нагрузках
Вращающийся момент на ведущем валу зубчатого механизма
Твд= Твых/(iф* 4) = 0,4/(7,31*0.99*0.994) = 0,057 Н*м.
Вращающий момент на валу электродвигателя
Тдв= Твд/ = 0,059/0,97 = 0,055 Н*м.
Кинематическая схема механизма к задаче приведена на рисунке (2.1).
Кинематическая схема механизма: 1 - электродвигатель; 2 - муфта; 3 - опора качения; 4 - шестерня (ведущее зубчатое колесо); 5 - ведомое зубчатое колесо; 6 - корпус; I - вал электродвигателя; II - ведущий вал; III - выходной вал
ЛИТЕРАТУРА 1. Красковский Е.Я., Дружинин Ю.А., Филатова Е.М. Расчет и конструирование механизмов приборов и вычислительных систем: Учебное пособие. М.: – Высш. шк., 2001. – 480 с. 2. Сурин В.М. Техническая механика: Учебное пособие. – Мн.: БГУИР, 2004. – 292 с. 3. Ванторин В.Д. Механизмы приборных и вычислительных систем: Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 415 с. 4. Прикладная механика: учеб. Пособие / В.М.Сурин. – 3-е изд., испр. – Минск: «Новое знание», 2008 г 5. «Детали машин», Д. Н, Решетов, изд. «Машиностроение», Москва, 1989 г. 6. «Большая советская энциклопедия» Яндекс 2009г «http://slovari.yandex.ru/dict/bse» 7. Гулиа Н. В., Клоков В. Г., Юрков С. А. Детали машин. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. — С. 417. — ISBN 5-7695-1384-5 8. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3 т. / Под ред. И. Н. Жестковой. — 8-е изд., перераб. и доп.. — М.: Машиностроение, 2001. — Т. 2. — 912 с. — ISBN 5-217-02964-1 (5-217-02962-5), ББК 34.42я2, УДК 621.001.66 (035) 9. Башта Т.М., Руднев С.С., Некрасов Б.Б. и др. Гидравлика, гидромашины и гидроприводы. 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1982. — С. 4
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1559)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |