Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Анализ результатов исследования (характеристика группы)




Институт экономики, управления и права ( г. Казань)

Нижнекамский филиал

Психологический факультет

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по

За 1 семестр 2013/2014 уч. года

преподаватель:

 

 

вариант 2

 

 

Трухина

Любовь

Викторовна

Курса заочного отделения

932 У гр.

 

Организация и методы исследования

 

Исследование проводилось в городе Нижнекамске, на базе общеобразовательной школы №29. Количество испытуемых 15 человек. Время проведения исследования декабрь 2013 года.

Исследование проводилось с применением следующих тестовых методик:

1. Методика Дембо-Рубинштейн «Лесенка» в модификации В.Г. Щур направленная на исследование самооценки.

Данная методика основана на оценивании своих качеств: здоровье, ум, красота, характер, доброта, правдивость, трудолюбие. Испытьуемым показывают нарисованную лесенку с 10 ступеньками и объясняют задание. Предлагают на ней отметить уровень развития указанных качеств. Методика позволяет определить высоту самооценки, ее устойчивость или противоречивость, а также адекватность представлений о самом себе. Данная методика является модификацией техники шкалирования, представленной в графической форме.

В процессе обследования необходимо учитывать, как испытуемый выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргументирует свой выбор. Если он не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Наиболее характерные особенности выполнения задания, свойственные испытуемым с завышенной, адекватной и заниженной самооценкой:

1. Неадекватно завышенная самооценка: Не раздумывая, ставит себя на самую высокую ступеньку; считает, что мама оценивает его также; аргументируя свой выбор, ссылается на мнение взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой» .

2. Завышенная самооценка: После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный».



3. Адекватная самооценка: Обдумав задание, ставит себя на 6-7 ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже.

4. Заниженная самооценка: Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Так говорят».

Испытуемые с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают: «Не знаю».

Сопоставляя степень адекватности и уровень самооценки мы определяли неадекватно завышенную, адекватную и неадекватно заниженную самооценку. Сначала подросткам с ЗПР предлагалось оценить собственные качества, потом ту же процедуру проделывали эксперты, в качестве которых выступали воспитатели. Адекватной признавалась самооценка при полном совпадении или незначительных расхождениях в показателях самооценки и экспертной оценки, неадекватной - при значимых рассогласованиях между самооценкой и внешней оценкой.

При интерпретации полученных данных определяли уровень адекватности как общей, так и частных самооценок, для этого анализировали среднее арифметическое значение по всем характеристикам и значение каждой предложенной характеристики. Уровень самооценки выявлялся путем количественного анализа результатов методики «Лесенка». Если суммарный показатель по всем характеристикам меньше 45 баллов - самооценка низкая, от 45 до 59 -средняя, больше 60 - высокая.

Также нами была использована методика «Диагностика уровня субъективного контроля» (УСК).

Опросник состоит из 44 пунктов. Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включает в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частным ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфичных показателей.

Оценка результатов проводится по следующим шкалам:

- общая интернальность;

- интернальность достижений;

- интернальность неудач;

- интернальность в семейных отношениях;

- интернальность производственных отношений;

- интернальность межличностных отношений;

- интернальность в отношении здоровья и болезни.

На профиле УСК прямая линия, проходящая через 5,5 стена, соответствует норме. Отклонения вверх по отдельным шкалам свидетельствует об о итернальном типе контроля над соответствующими ситуациями, отклонения вниз- об экстернальном типе контроля. Таким образом, может быть оценен как общий тип контроля, так и соотношение показателей по отдельным шкалам между собой.

 

Анализ результатов исследования (характеристика группы)

Начнем анализ с результатов исследования уровня самооценки у подростков, по методике Дембо-Рубинштейн. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования уровня самооценки подростков (%)

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
66,7 23,3

Полученные результаты позволили дифференцировать испытуемых на группы в зависимости от уровня самооценки: испытуемые с высоким, средним и низким уровнем самооценки.

Мы выявили, что у преобладающего числа подростков– 66,7% высокий уровень самооценки. Следовательно, эти испытуемые высоко оценивают свои личностные качества такие как ум, красоту, внешнюю привлекательность для окружающих, доброту, трудолюбие, честность, конфликтность. Они уверены, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется их собственными качествами, их способностью самостоятельно решать трудные задачи.

Высокая самооценка, часто сочетается с ревнивым отношением к мнению о себе окружающих с чувствительностью к мнению окружающих о себе.

Описание человека с высокой самооценкой есть почти точное определение личности, чувствующей свою компетентность. Это может быть выражено примерно такими формулами: «Я могу», «Я достоин», «Я справлюсь», «Это мне по плечу».

С другой стороны формулировки типа: «Я слабый», «Я не красивый», «Я не очень умный», «У меня нет никаких талантов» - выражают низкую самооценку. Лишь 10% испытуемых данной группы имеют низкую самооценку. Эти подростки скорее всего недооценивают имеющиеся и потенциальные возможности и способности. Низкая самооценка лежит в основе комплекса неполноценности. Человек полагает (либо совершенно безосновательно, либо чрезмерно преувеличивая собственные недостатки), что он в чем-то хуже других. Из-за этого возникает барьер общения — человек испытывает затруднения в общении, особенно с малознакомыми людьми, не умеет знакомиться, смущается и теряется в разговоре. Низкое мнение о себе влияет на поведение по отношению к окружающим. Человек с недостаточной самооценкой находится в невыгодном положении в обществе.

Возможно, в коллективе эти испытуемые часто бывают изгоями. Считая себя неполноценным из-за неумения ладить с людьми, такой человек со временем начинает избегать общества. Он одинок не потому, что ему нравится проводит время наедине с собой и не хочется общаться, а потому, что он не умеет общаться. В мечтах он представляет себя душой компании, общительным, остроумным и компанейским, но в реальной жизни он раним и беззащитен, прячется в свое одиночество, как улитка в раковину.

Наглядно результаты исследования самооценки представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Результаты исследования уровня самооценки подростков (%)

 

Средний уровень самооценки зафиксирован у (23,3%) подростков. Таким образом, большая часть подростков, характеризуются высоким уровнем личностной самооценки - (66,7%).

Далее нам интересно было определить какие параметры, характеризующие личность наших испытуемых были оценены ими наиболее высоко. Результаты представлены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Результаты исследования уровня самооценки (по шкалам)

Как видно на рисунке 2, наиболее высоко подростки оценивают свои внешние данные (красоту) – 8,2 ср.знач.; трудолюбие – 7,9 ср.знач.; ум – 7,8 ср.знач.; доброту – 7,8 ср.знач..

Ниже оценка честности – 6,9 ср.знач.; конфликтности – 7,3 ср.знач.; уверенности в том, что способны нравится людям – 7,4 ср.знач..

Углублению знаний о специфике самооценки подростков, способствовало выяснение степени адекватности самооценки на основе методики Дембо-Рубинштейн.

Для этого экспертам (в качестве экспертов выступили классные руководители) предлагалось оценить испытуемых по всем шкалам: ум, красота, внешнюю привлекательность для окружающих, доброту, трудолюбие, честность, конфликтность. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Результаты исследования адекватности самооценки по методике Дембо-Рубинштейн (ср.знач.)

  шкалы Здоровье Ум Красота Нравлюсь людям Доброта Трудолюбие Честность Конфликтность
Самооценка (ср.знач.) 7,6 7,8 8,2 7,4 7,8 7,9 6,9 7,3
Оценка экспертов 3,7 5,3 4,5 6,1 4,5 1,9

 

Полученные данные интерпретировались по степени совпадения самооценки и экспертной оценки: для испытуемых с адекватной самооценкой характерно полное совпадение или незначительные расхождения (в один - два балла) самооценки и экспертной оценки; для учащихся с неадекватной самооценкой - значимые рассогласования между самооценкой и оценкой экспертов (от трех до девяти баллов).

Обобщая полученные результаты, следует отметить, что подростки больше всего переоценивают такие характеристики, как ум, честность, а также красоту, здоровье, уверенность в положительной оценке окружающих. Анализ результатов сопоставления самооценки и экспертной оценки по данной методике показал, что большая часть подростков– 76,6% имеют адекватно завышенную самооценку, а 7 (23,4 %) - адекватную самооценку.

Наглядно результаты представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Результаты исследования адекватности самооценки (ср.знач.)

 

Наиболее адекватно оценивают испытуемые уровень конфликтности. Эксперты также признают повышенный уровень конфликтности у испытуемых, их склонность к развязыванию конфликтов, отмечают повышенный уровень агрессивности. Невозможность контролировать себя в конфликте, слабую эмоционально-волевую саморегуляцию.

Таким образом, в ходе исследования мы выявили, что у большей части подростков высокая самооценка - 66,7%. Причем, как показало исследование, у 76,6% подростков самооценка завешена неадекватно. Наиболее неадекватно оценивается честность, ум, здоровье.

Одной из важных интегральных характеристик здоровой личности, связывающих чувство ответственности, готовность к активности и переживанию «Я», является качество, получившее название локуса контроля.

Довольно часто во взаимоотношениях с другими людьми лица имеющие нарушения в развитии «играют роль эксплуататоров или паразитов». Результаты сравнения результатов по методике УСК подростков представлены в таблице 3.

Таблица 3

Усредненные значения по тесту УСК испытуемых

испытуемые Интернальность общая Интернальность в области достижений Интернальность в области неудач Интернальность в семейных отношениях Интернальность в производственных отношениях Интернальность в области межличностных отношений Интернальность в отношении здоровья и болезни
подростки     4,2     5,3         4,3     4,2     6,3     4,4

В результате проведенного исследования в выборке испытуемых выделялись заниженные значения почти по всем факторам.

Так испытуемые подростки обладают низким уровнем субъективного контроля. Так можно предположить, что подростки не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей.

У испытуемых с подростков отмечается экстернальная локализация контроля по этому параметру отношение к неудачам. Это является свидетельством того, что эти испытуемые склонны приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

По параметру интернальность семейная, испытуемые считают своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье. Т.е они и в данной сфере не берут, в основном, ответственность за проходящее на себя, хотя естественно необходимо учитывать ситуативность.

 

Заключение

Таким образом, подводя итог исследованию, можно сказать, что исследуемые подростки на фоне высокой самооценки и самоуверенности, предпочитают избегать ответственности и предпочитают перекладывать на других ответственность за те события, которые происходят в их жизни.

 

 

Приложение

Таблица 1





Читайте также:





Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...

©2015 megaobuchalka.ru Все права защищены авторами материалов.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)