Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Отражение института смертной казни в источниках древнерусского права



2015-11-07 1205 Обсуждений (0)
Отражение института смертной казни в источниках древнерусского права 0.00 из 5.00 0 оценок




Впервые в истории русского государства смертная казнь законодательно была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформившей вхождение Двинской земли в состав Московского государства. Двинская уставная грамота представляет собой один из важных памятников истории русского права, отражающий процесс образования централизованного русского государства и формирования сословно-представительной монархии. Этот документ был составлен великим князем московским Василием Дмитриевичем. В статье 5 Двинской уставной грамоты предусматривалось назначение смертной казни только в одном случае - за кражу, совершенную в третий раз. Законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, исходил из по- вышенной общественной опасности преступника и реального предположения о воз- можности совершения кражи в четвертый раз. Небезынтересно заметить, что Двинская уставная грамота не устанавливала смерт- ной казни за убийство. В дальнейшем русское уголовное законодательство в определенной мере пойдет по пути византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь [6]

В первую очередь стоит отметить Псковскую судную грамоту 1467 г. Она значительно расширила применение смертной казни.В ней впервые рассматривается преступление как уголовно-наказуемое преступление , а также преступление определяется как общественно-опасное деяние. В Псковской судной грамоте выделялись такие наказания ,как штраф ,который мог быть в пользу князя и в пользу потерпевшего ,как возмещение убытков, и была также смертная казнь. Самым опасным преступлением был поджог, за которое преступник должен был быть убит немедленно .Если кого-либо подозревали в поджоге, но прямых улик не было, он освобождался от ответственности, присягнув в том, что он не совершал данного преступления.[7] Смертная казнь применялась за: 1) воровство в церкви; 2) конокрадство; 3) госу- дарственную измену; 4) поджоги; 5) кражу, совершенную в посаде в третий раз.[8] Целью же смертной казни ,в первую очередь было возмездие,но также и устрашение. На Руси смертная казнь применялась не только строго в соответствии с законом,например казнь Григория Чудотворца князем Ростиславом.

Что касается такого памятника права ,как Русская правда , так, в ней нет определения преступления как такогого. Под преступлением понимается не нарушение закона или княжеской власти , а “обида”, то есть причинение морального или материального ущерба лицу или группе лиц.Стоит отметить и то,что РП выделяет два вида умысла :

1. Косвенный

2. Прямой

Преступление совершенное с прямым умыслом наказывалось гораздо строже.Что касается системы наказаний , в РП выделялся штраф, продажа . Русская правда не знала смертной казни ,но существовала кровная месть,однако стоит отметить ,что круг родственников ,которые имели “право” кровной мести ,был ограничен.

Наметившаяся в первой половине XV века тенденция к расширению публичного характера уголовного наказания получила свое завершение в Судебнике 1497 года, принятом при Великом князе московском Иване III. Этот судебник расширил сферу применения смертной казни по сравнению с Двинской и Псковской грамотами. Смертной казнью карались: разбой, убийство, кража (повторная), клевета, убийство своего господина, измена, святотатство (в частности, хищение церковного иму- щества), кража холопов, поджог, государственные и религиозные преступления. Судебник 1550 года, принятый при Иване IV, установил смертную казнь уже за многие преступления, например: а) за первую кражу, если вор пойман с поличным или в процессе пытки признается в содеянном; б) за вторую кражу и второе мошен- ничество, если преступник признается; в) за разбой, душегубство, ябедничество или иное "лихое дело", если преступник "ведомый лихой"; г) за убийство господина, государственную измену, церковную кражу, поджог, если преступник "ведомый лихой". При этом в Судебнике подчеркивалось, что за перечисленные преступления смертная казнь должна назначаться "без всякой пощады". Судебник предусматривал два вида процесса, по которому должен быть судим обвиняемый: розыскной (инквизиционный) и состязательный. Если обвиняемый признан "лихим" человеком, следствие осуществлялось органами сыска и преступника пытали, т.е. вели дело по правилам розыскного инквизиционного процесса, а если он признавался "добрым", то дело велось по правилам состязательного процесса, т.е. в судебном порядке. В целом оба судебника предусматривали смертную казнь в 12 случаях. Массовые казни осуществлялись в Москве на Лобном месте. К осужденным применялись чудовищные пытки, ставшие своего рода символом тирании царя Ивана Грозного. Казням подвергались бояре, подозреваемые в заговорах против царя. Их "виновность" устанавливалась на основе доносов, ложных показаний, а зачастую и в результате собственных признаний, выбитых путем тяжких пыток.[9] Смертная казнь была довольно широко представлена и подробно регламентирована в Уложении 1649 года, принятом при царе Алексее Михайловиче. Система наказаний по своей жестокости вполне соответствовала эпохе развитого феодального общества в России. Смертная казнь была основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления. Это прежде всего государственные и религиозные преступления. Следует особо отметить, что не только убийство или покушение на убийство государя каралось смертной казнью, но и приготовление к такому деянию и даже обнаружение умысла на лишение жизни царя. Смертной казнью карались измена и бунт; поджог с целью измены; ложный донос о государст- венных преступлениях; приход скопом к царю и заговор против царя, ближних его людей, бояр, сокольничьих, воевод; выезд без разрешения царской власти в другое государство с целью измены царю; поджог царских грамот; подделка денег; недо- несение об измене; хранение подложных царских грамот и даже обнажение оружия в присутствии царя. Смертной казнью наказывались и религиозные преступления, т.е. преступления против церкви. К ним относились, например, богохульство, церковный мятеж. Тягчаийшими преступлениями считались учинение драки в церкви, сопровождающейся убий- ством, а также обращение в басурманскую веру путем насилия и обмана. Уложение 1659 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни. Однако правоприменительная практика не ограничивалась ими, а прибегала и к дру- гим способам приведения в исполнение этой меры наказания. Смертная казнь под- разделялась на обыкновенную, или простую, и квалифицированную. К обыкновенной относились отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной - сож- жение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол и др.

Законодательство эпохи Петра I чаще обращалось к смертной казни по сравнению с Уложением 1649 года. Воинские артикулы Петра I и другие многочисленные уголовно-правовые акты насчитывали 123 случая применения смертной казни. Цель этой кары состояла в устрашении, как и вся карательная система петровской эпохи. Свод законов Российской Империи 1832 года, вступивший в действие 1 января 1835 года, впервые довольно четко определил пределы применения смертной казни. Она могла назначаться за наиболее тяжкие виды государственных преступлений и лишь в тех случаях, "когда оные по особой их важности предаются рассмотрению и решению Верховного уголовного суда". Поскольку Свод законов Российской Империи 1832 года содержал ряд сущест- венных недостатков, то вскоре был образован особый комитет под руководством графа Д. Блудова; перед комитетом была поставлена задача создать новое уложение. Проект Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года предлагал установить смертную казнь за следующие преступления: 1) важнейшие преступления государственные; 2) умышленное убийство отца или матери; 3) вторичное, уже по- сле осуждения, совершение лицами, осужденными к каторге, тяжких преступлений, а именно: убийства, поджога, разбоя и грабежа; 4) важнейшие карантинные преступления.[10] Император Николай I не утвердил установление смертной казни за вторую и третью группу предусмотренных проектом преступлений. В результате смертная казнь в самом Уложении о наказаниях уголовных и исправительных была предусмотрена только за государственные и карантинные преступления[11]

 



2015-11-07 1205 Обсуждений (0)
Отражение института смертной казни в источниках древнерусского права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Отражение института смертной казни в источниках древнерусского права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1205)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)