Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Обзор позитивного зарубежного опыта по решению имеющихся проблем, который может быть адаптирован в Республике Казахстан (опыт изучения функционирования отраслей)




Как показывает опыт развитых стран, полной и окончательной победы в деле противодействия монополистической деятельности и защиты конкуренции быть не может. Вместе с тем, система антимонопольного регулирования не должна отставать от развития и преобразования экономики, необходимо учитывать глобализацию мировой торговли, открытость экономических границ, а также появления новых форм ведения бизнеса. Исходя из необходимости адаптации к быстро изменяющимся социально-экономическим условиям и новым функциональным потребностям, требуется дальнейшее изучение передового мирового опыта с целью совершенствования как антимонопольного, так и отраслевого законодательства.
Документы Международной конкурентной сети (далее - МКС) и Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) рекомендуют, чтобы развивающиеся страны поставили адвокатирование конкуренции приоритетом.

 

7.1 Международный опыт реформ пассажирского железнодорожного транспорта
Реформированием железных дорог занимались правительства всех стран во все времена и даже на заре возникновения железнодорожного транспорта. Но, как показывает опыт предыдущих структурных преобразований, прямой зависимости между формой собственности на подвижной состав и транспортной инфраструктурой, а также эффективностью работы транспорта не существует. Что касается системного макроэкономического эффекта реформирования железных дорог, то оценить его довольно проблематично.
Тот или иной вид транспорта может работать с положительной рентабельностью, по крайней мере, когда он занимает определенную конкурентную нишу, обеспеченную платежеспособным спросом. При этом, в своей нише этот вид транспорта должен обладать оптимальным соотношением между скоростью, комфортом и ценой проезда. Только в этом случае железнодорожный транспорт может уверенно конкурировать с другими способами передвижения - авиацией и автомобилями.
Европейский Союз. Реформа железнодорожного транспорта в странах Евросоюза проходит под знаменем всеобщей либерализации и становления рыночных механизмов. Все ключевые направления реформ прописаны в так называемой Белой книге ЕС по железнодорожному транспорту, изданной в 1996 году. Среди основных положений концепции трансформации железных дорог Европы обозначены следующие направления:
санация финансов железных дорог и списание долгов;
отказ от перекрестного финансирования пассажирских перевозок;
государственное финансирование инфраструктуры;
свободный доступ к железнодорожной инфраструктуре;
техническая универсализация железных дорог.
Согласно исследованию LIB 2004, проведенному в 2005 году специалистами IBM Business Consulting, среди стран, сделавших существенные продвижения на пути к либерализации рынка железнодорожных перевозок, находятся семь государств ЕС и Швейцария.
В одной трети стран-участников ЕС произошли позитивные сдвиги в направлении либерализации рынка транспортных услуг.
Согласно индексу LIB, Великобритания, Швеция, Германия, Нидерланды, Дания, Италия, Швейцария, Португалия - это государства, которые добились значительных результатов в области реализации концепции развития либерального рынка транспортных услуг. В данных странах успешно проводится целенаправленная политика в области железнодорожного транспорта.
В результате ряда преобразований железных дорог Италии, были достигнуты следующие результаты:
рентабельность капитала увеличена вдвое;
производительность труда увеличена на 18 %;
расширен спектр предоставляемых услуг и улучшено их качество.
Реформа железных дорог Италии была начата в 2001 году. После реорганизации структура железных дорог выглядит следующим образом. Холдинговая компания Государственных железных дорог состоит из транспортной компании Trenitalia и компании Rete Ferroviaria Italiana (RFI), владеющей железнодорожной инфраструктурой. В RFI входит компания TAV, выполняющая строительство железных дорог. Компания Trenitalia состоит из отделений пассажирских перевозок дальнего следования, региональных пассажирских перевозок, грузовых перевозок и отделения технического обслуживания и эксплуатации подвижного состава. Городские железные дороги, вокзалы, инженерная компания Italferr выделены в самостоятельные структуры.
Компания RFI управляет инфраструктурой на основе концессии, предоставленной ей государством до 2061 года. Наполовину инфраструктурная компания финансируется из бюджета. Эти поступления направлены исключительно на капитальное строительство, а текущие расходы компания покрывает за счет самофинансирования. Государственное финансирование имеет целевой характер: на сегодняшний день заключен пятилетний контракт на строительство объектов инфраструктуры на сумму около 100 миллиардов евро.
Оператор Trenitalia эксплуатирует порядка девяти тысяч поездов. Прибыль компании в 2003 году составила 29 миллионов евро. Компанией разработана концепция стратегического развития, включающая программу модернизации подвижного состава, а также программу расширения услуг и повышения качества. В рамках первой программы предполагается продление срока службы пассажирского транспорта на 20 лет. Trenitalia постоянно расширяет спектр предоставляемых услуг: это и развитие международных перевозок в соседние европейские страны, и организация трансмодальных грузовых перевозок «железная дорога-море».
Целью реорганизации является повышение рентабельности капитала вдвое (с 20 % до 40 %), а также удвоение годового дохода.
Сеть железных дорог Италии разделена на 39 районов. Стоимость проезда определяется географическим фактором, дальностью перевозок и уровнем энергопотребления. Оплата увеличивается в районах с большей скоростью движения поездов и большей плотностью населения. Пассажирская тарифная ставка составляет 4,5 евроцента за 1 километр, что ниже уровня большинства других европейских стран.
Помимо Trenitalia, в стране имеют государственную лицензию еще 26 транспортных организаций, которые занимаются перевозкой пассажиров. Лицензии на право выполнения перевозок выдаются правительством Италии, а сертификацию безопасности производит RFI.
С 2003 года открыт конкурс на все виды пассажирских перевозок. Отныне местные пассажирские перевозки контролируются властями регионов, а не государственным центром. Правительства регионов должны объявлять открытые тендеры на транспортное обслуживание в пределах собственной области и на туры в Италию.
Финансовое положение итальянских железных дорог было существенно улучшено за счет внедрения новейших технологий, направленных, прежде всего, на сбережение ресурсов. Производительность труда после реорганизации возросла на 18 %, а штат сотрудников сокращен почти на четверть: сегодня в сфере железнодорожных перевозок заняты чуть более 100 тысяч человек.
Несмотря на то, что во всем мире пассажирские перевозки принято считать заведомо убыточными, в некоторых странах действуют железнодорожные компании, которые приносят стабильную прибыль. Подобных примеров не слишком много, наиболее показательный среди них - Япония. Железные дороги этой страны - это шесть очень крупных компаний JR, занятых только пассажирскими перевозками, и одна JR грузовая:
JR EAST - Восточная железная дорога;
JR WEST - Западная железная дорога;
JR HOKKAIDO - Железные дороги на Хоккайдо;
JR KYUSHU - Железные дороги на Кюсю;
JR SHIKOKU - Железные дороги на Сикоку;
JR CENTRAL (JR Tokai) - Железные дороги центральной Японии.
Безусловным лидером отрасли продолжает оставаться компания JR East, доходность которой в 2004 году превысила 24 миллиарда долларов в год, а ежедневный пассажиропоток - 16 миллионов человек.
Одной из основных задач стратегии управления JR East, в отличие от других входящих в группу JR компаний, является сокращение унаследованной от приватизации задолженности, равной 6200 миллиардам иен (43,3 миллиарда долларов США). Это противоречит принятым в Европе решениям и общей практике в Японии, но компания в течение 11 лет погасила часть долга в размере 1600 миллиардов иен (11,2 миллиарда долларов США).
Сегодня JR East ежедневно перевозит около 16 миллионов пассажиров. Всего за 2005 год JR East перевезла 5850 миллионов пассажиров и выполнила 125 миллиардов пасс./км.



 

7.2 Международный опыт развития рынка авиаперевозок и аэропортовых услуг
До 1987 года авиационные рынки стран Европы характеризовались протекционизмом и раздробленностью аналогично авиационным рынкам государств-участников СНГ. Чтобы создать единый рынок воздушного пространства ЕС осуществил либерализацию отрасли в три этапа.
Первый этап включал принятие в 1987 году пакета мер, направленных на смягчение действовавших правил и двусторонних межправительственных соглашений.
Эти меры сужали возможности правительств препятствовать введению свободных тарифов на перевозки внутри ЕС и наделяли определенной гибкостью авиакомпании, в том числе в вопросах загрузки мест по код-шерингу (соглашение между авиакомпаниями по совместному использованию маршрутов, расписаний, слотов, единых тарифов).
Второй этап ознаменовался принятием в 1990 году пакета мер, направленных на предоставление еще больших свобод при назначении тарифов и совместное использование провозной емкости. Он также давал право всем перевозчикам ЕС перевозить сколько угодно пассажиров между своей страной и другой страной ЕС.
Следующим этапом либерализации воздушного транспорта ЕС стало принятие третьего пакета мер, которые применяются с января 1993 года. Этими мерами провозглашалась свобода предоставления услуг в пределах ЕС и (с апреля 1997 года) свобода каботажных перевозок (право авиакомпании одной страны ЕС летать по маршрутам, расположенным в другой стране ЕС).
Третий пакет мер по либерализации воздушного транспорта предусматривал: стандартизацию требований по выдаче лицензии эксплуатанта авиакомпаниям ЕС; открытый доступ всех авиакомпаний ЕС, имеющих лицензию эксплуатанта, ко всем маршрутам в пределах ЕС и предоставление полной свободы установления пассажирских тарифов без утверждения в национальных авиационных инстанциях.
Впоследствии этот единый рынок был распространен на Норвегию, Исландию и Швейцарию. За 15 лет со времени принятия третьего пакета мер произошла эволюция авиационного рынка и возникла необходимость модернизации его правовой системы. В июле 2006 года Еврокомиссия предложила осовременить и упростить нормативное поле единого рынка воздушного транспорта путем объединения трех действующих директив третьего пакета в единый документ в качестве первого шага к консолидации законодательной базы.
Одновременно началась подготовительная работа по разработке полноценного Европейского кодекса гражданской авиации, основанного на следующих принципах.
Безопасность. Важнейшим преимуществом единого европейского рынка является высокий уровень летной безопасности и безопасности пассажиров во всех звеньях воздушного транспорта. По статистике, авиация - один из самых безопасных видов транспорта, а по безопасности Европа удерживает первое место за счет единых и высоких стандартов безопасности.
Права пассажиров. Являясь участником Монреальской конвенции и во исполнение этого международного договора, ЕС принял директиву об ответственности авиакомпаний за смерть или причинение вреда здоровью пассажира в результате авиакатастрофы и за задержку багажа. Кроме того, ЕС принял правила компенсации и оказания содействия пассажиру в случае отказа ему в посадке на борт, отмены или длительной задержки рейса.
Экологичный транспорт. В целях защиты окружающей среды внедряются еще более строгие максимальные нормы по шумам и выхлопным газам, производимым воздушными судами, за счет инвестиций в экологически чистые технологии и оптимизации воздушных трасс.
Социальные вопросы. Единый рынок должен вести к улучшению условий труда в сфере воздушного транспорта. Еврокомиссия гарантирует надлежащее применение соответствующих национальных и общеевропейских законов.
Успех единого рынка. Единый рынок воздушного транспорта в ЕС уже принес гигантский выигрыш потребителям услуг гражданской авиации. Во-первых, с момента создания в 1993 году единого авиационного рынка количество воздушных трасс в ЕС увеличилось на 170 % - сегодня воздушный транспорт обслуживает больше городов и удаленных районов. Пассажирам предлагается больше пунктов назначения и прямых рейсов взамен пересадок в хабах (узловые аэропорты).
В ЕС резко возросла конкуренция между авиаперевозчиками. С 1992 по 2006 год количество маршрутов, обслуживаемых тремя и более конкурирующими авиакомпаниями, выросло на 300 %. Как следствие, у пассажиров расширился выбор, а цены резко упали.
Помимо того, что пассажиры в ЕС все реже сталкиваются с монопольными провайдерами авиационных услуг, появившиеся в последние годы на рынке низкотарифные перевозчики продемонстрировали совершенно новую бизнес-модель, изменив привычки «летающей публики» во многих европейских странах. Провозная емкость низкотарифных перевозчиков возросла с 1 до 28 % в 2006 году.
Расширение рынка ЕС в 2004 году еще раз продемонстрировало преимущества единого рынка воздушного транспорта. После снятия правительственных ограничений объем воздушных перевозок в новых странах ЕС удвоился всего за два года.
Внешняя авиационная политика ЕС. Ввиду успеха единого рынка воздушного транспорта ЕС намерен добиваться аналогичного эффекта для авиакомпаний и авиапассажиров при полетах в страны, не являющиеся членами ЕС.
Развитие тесного сотрудничества в сфере авиаперевозок с соседними с ЕС странами приносит немалую выгоду. Помимо чисто экономических, оно дает странам ЕС такие преимущества, как повышение летной и пассажирской безопасности и эффективности воздушного транспорта на прилегающих к ЕС территориях.
В июне 2006 года подписано Соглашение о создании Общеевропейской авиационной зоны (ЕСАА). По этому Соглашению в единый рынок войдут партнерские страны из Юго-восточной Европы (Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия).
Как только партнеры ЕСАА полностью примут авиационные правила ЕС, авиакомпании ЕСАА получат полный доступ к расширенному общеевропейскому единому авиационному рынку. Это откроет новые рыночные возможности 35 странам - участницам интегрированного рынка с более 500-миллионным населением.
Глобальные авиационные соглашения. Евросоюз стремится заключить всесторонние авиационные соглашения с остальными ключевыми партнерами. Такие соглашения должны быть всегда направлены на либерализацию рынка и правового сотрудничества, в частности, по таким вопросам, как летная и пассажирская безопасность. Это абсолютно новая модель соглашений о воздушном сообщении. Речь идет не просто об «открытом небе», а об «общем небе», которое позволяет создать среду для конкуренции авиакомпаний, обеспечения высочайшего уровня безопасности и поступательного развития гражданской авиации на благо пассажиров.
Результатом такой работы стало подписание 30 апреля 2007 года на американо-европейском саммите в Вашингтоне нового соглашения об авиаперевозках между США и странами ЕС. Либерализации рынка авиаперевозок до последнего сопротивлялась Великобритания, поскольку британские авиакомпании совершают около 40 % всех трансатлантических перелетов. С вступлением в силу нового соглашения им пришлось конкурировать с другими европейскими перевозчиками.
С 30 марта 2008 года трансатлантические перелеты перестали регулироваться двусторонними соглашениями между США и отдельными государствами ЕС. Теперь любой европейский авиаперевозчик может совершать рейсы из любого аэропорта ЕС в любой аэропорт США и наоборот. К примеру, немецкая «Lufthansa» при желании сможет предлагать прямые перелеты из Парижа в Нью-Йорк. Однако, внутренние рейсы по-прежнему могут совершать только авиакомпании соответствующих континентов.
По данным исследования, проведенного по заказу Еврокомиссии, в ближайшие пять лет число авиапассажиров между Европой и США вырастет с 50 до 75 млн. человек в год. Только за счет отмены пошлин по обеим сторонам Атлантики будет сэкономлено около 12 млрд. евро. Прогнозируется удешевление билетов и создание 80 тыс. новых рабочих мест.
По словам Министра транспорта Германии Тифензее В., конечной целью ЕС в проводимой работе является отмена любых ограничений на рынке авиаперевозок. Европейские политики также надеются добиться отмены ограничения, по которому европейские фирмы могут владеть максимально 24,9 % акций американских авиакомпаний. Переговоры должны завершиться через три года. В противном случае могут быть введены санкции.
Регулирование авиационного транспорта, как и других экономических секторов, в области конкуренции осуществляется Европейской комиссией на основе норм, содержащихся в статьях 81 и 82 Договора о создании Европейского союза.
Регламент ЕС 1/2003 Европейской комиссии обеспечивает ее эффективными инструментами для выявления фактов нарушения конкурентных принципов в сфере авиационных перевозок, включая функционирование авиационного транспорта на маршрутах между ЕС и третьими странами.
Альянсы и слияния авиакомпаний. Альянсы между авиаперевозчиками обычно подпадают под запрет статьи 81 (1) Римского договора в основном из-за того, что партнеры по альянсу обычно соглашаются координировать цены, частоту полетов, расписание и стратегии продаж авиабилетов. Более того, часто они делят между собой объемы перевозок, «чувствительную» информацию, а иногда даже прибыль.
При анализе степени уменьшения уровня конкуренции при слияниях авиакомпаний обычно выделяют два вида рынка: совпадающие маршруты - маршруты, на которых функционируют два или больше партнеров альянса; несовпадающие маршруты - маршруты, на которых функционирует один партнер альянса.
Вместе с тем, альянс может и не подпадать под действие статьи 81 (1) в соответствии со статьей 81 (3), если в совокупности будут соблюдены четыре условия:
1. Достижение экономической выгоды от альянса в виде ценовой или качественной эффективности. Перевозчикам необходимо, насколько это возможно, привести достаточные основания и измерить в определенном выражении те выгоды, которые или уже были достигнуты в деятельности альянса, или определить, как и когда они будут достигнуты.
2. Потребители должны также получать выгоду от такого альянса. В частности, потребители могут выиграть от увеличения частоты полетов или дополнительных мест, более удобного расписания, лучшего распределения полетов в течение дня, результатом которого будут являться больший выбор пунктов назначения и пересадок, меньшее время ожидания, улучшенные по качеству полеты и возможность снижения платы как результат эффективности затрат.
3. Ограничение конкуренции в соглашении об альянсе должно быть разумно и обосновано получением определенной эффективности. Задача Еврокомиссии в данном случае заключается в том, чтобы выяснить, могут ли снижение расходов и повышение качества происходить только в случае образования альянса или нет.
4. Неустранение конкуренции. Для того чтобы оценить, угрожает ли возникновение альянса устранению конкуренции, каждый маршрут, на котором было определено возможное ограничение конкуренции, должен быть тщательно проанализирован. При проведении анализа необходимо учитывать, что же участники альянса «могут предложить взамен».
Данный анализ включает изучение двух следующих элементов:
1. Уровень реальной конкуренции на каждом исследуемом маршруте. При этом оцениваются как возможности альянса, так и количество и сила его конкурентов. В целом доля рынка в авиационном секторе измеряется в количестве перевозимых пассажиров. Также может учитываться частота маршрутов (например, количество рейсов в неделю). Авиационные альянсы, особенно на совпадающих маршрутах, способствуют занятию его участниками большей части рынка, однако это не означает, что конкуренция на рынке будет устранена.
2. Конкурентное давление на других участников рынка, которое может возникнуть в результате образования альянса. Данное давление может быть выражено в возникновении определенных барьеров входа на рынок, которое может заключаться в ограничении доступности слотов (интервалы времени между прилетом и вылетом воздушных судов), доступа к наземной инфраструктуре.
Недискриминационный доступ авиакомпаний к аэропортовому обслуживанию. Успех либерализации воздушного транспорта в ЕС подкрепляется мерами по обеспечению недискриминационного доступа к аэропортовому обслуживанию. Например, работа нескольких топливозаправочных компаний в одном аэропорту является мировой практикой. Начиная с 1996 года с принятием Директивы Совета ЕС 96/97 ЕС рынок услуг по наземному обслуживанию стал более открытым для конкуренции, так как данная директива требует от стран - членов ЕС принимать меры, обеспечивающие доступ на рынок по наземному обслуживанию в аэропортах ЕС и функционирование в крупных (более 1 млн. пассажиров в год) аэропортах ЕС нескольких организаций, осуществляющих различные виды наземного обслуживания (в том числе и топливозаправки).
В начале 2007 года Европейская комиссия представила пакет законов об аэропортах, включая проект директивы об аэропортовых сборах и план действий по развитию аэропортовых мощностей.

 

7.3 Международный опыт развития рынка нефтепродуктов
В сегменте нефтепродуктов одной из основных тенденций стала нехватка нефтеперерабатывающих мощностей, что, как полагают некоторые эксперты, стало одним из факторов роста цен на нефть в текущем десятилетии. Проведенный анализ показал, что в изучаемый период в целом по миру наблюдалось адекватное увеличение мощностей в соответствии с ростом добычи и потребления нефти и нефтепродуктов. Рост напряженности в нефтепереработке происходил лишь в отдельных регионах мира (АТР, Северной Америке и Европе), где прирост мощностей составлял менее 1 % в год, а средняя загрузка (90 % (в США (выше 95 % при последовательном наращивании экспорта). Росту мировых цен на нефтепродукты способствовало также двукратное увеличение спроса на них в странах ОПЕК в 1999-2008 годах.
Рост мировых цен и увеличение прибыльности нефтеперерабатывающей отрасли способствовали активному строительству и вводу новых мощностей по переработке в таких нефтедобывающих странах, как Саудовская Аравия, Ирак, Китай, Индия и др.
Помимо количественных диспропорций в сегменте нефтепродуктов было отмечено качественное изменение спроса (смещение в сторону более легких сортов бензина, дизельного и реактивного топлива в результате введения новых, более жестких технических условий по топливу). Вместе с тем, в текущем десятилетии строительство новых НПЗ и модернизация уже существующих, ориентированных исключительно на увеличение выхода светлых нефтепродуктов, создало условия для роста цен на темные нефтепродукты.
Таким образом, анализ диспропорций на мировом рынке нефтепродуктов позволил сделать вывод о формировании тенденции изменения регионального размещения нефтеперерабатывающих мощностей под влиянием двух факторов (изменяющейся структуры спроса и ужесточения экологических требований).

 

7.4 Международный опыт развития рынка угля
На мировом энергетическом рынке уже идет переход с газа на уголь. В период с 2007 по 2025 год потребление угля в мире будет увеличиваться в среднем на 1,5 % в год.
По данным Международного института угля, основными экспортерами угля являются Австралия (231 млн. тонн в 2007 году), Индонезия (108 млн. тонн) и Россия (76 млн. тонн). Основные потребители угольной продукции - Япония (178 млн. тонн в 2006 году) и Южная Корея (77 млн. тонн).
Спрос на уголь диктуют сегодня развивающиеся страны, в первую очередь, Китай и Индия, в которых в настоящее время наблюдается активный экономический рост.
Мировой рынок угля является более конкурентным, чем нефтяной и газовый, поскольку месторождения и добыча угля расположены практически по всем континентам и регионам мира. Экспортом угля занимаются многие страны. Однако «погоду» в мировом экспорте угля и формировании мировых цен на уголь делает пятерка стран, на долю которых приходится 70-80 % всех экспортных поставок - это Австралия, Индонезия, Россия, Китай и ЮАР.
В настоящее время в Европе сконцентрировано около 15 % существующих запасов угля, в основном в Германии и Польше. Однако добыча и использование угля в ЕС в современных условиях является не очень рентабельным, кроме того, в Европе уголь считают экологически грязным сырьем.
Вместе с тем, ведущие производители угля - США и КНР - являются как экспортерами, так и импортерами угля.

 

7.5 Международный опыт развития рынка продовольственных товаров
В международной торговле к продовольственным товарам относятся продукция земледелия, животноводства, лесного хозяйства, рыболовства и морского промысла, а также полученные на их основе полуфабрикаты и некоторые готовые товары.
Основные позиции на мировом рынке продовольствия занимают зерновые и продукты их переработки, маслосемена, растительные масла, жиры, шроты, овощи и фрукты, мясо и мясопродукты, молочные продукты, кофе, какао, чай, сахар, рыба и морепродукты. Последние годы наблюдается ярко выраженная тенденция к более быстрому росту торговли продовольствием, готовым к употреблению.
Торговля многими продовольственными товарами на мировом рынке осуществляется на биржах, а цены на такие товары во внебиржевой торговле ориентируются на биржевые котировки (пшеница, кукуруза, кофе, сахар, некоторые виды семян и др.). Некоторые товары продаются на аукционах, которые определяют мировые цены на них (рыба, чай, овощи, фрукты и др.).
Для отдельных продовольственных товаров в качестве мировых цен служат импортные или экспортные цены основных импортеров или экспортеров. Например, цены на орехи, сухофрукты, мед определяются на лондонском рынке, на некоторые виды кормовых, овощей и фруктов - на парижском оптовом рынке или по импортным ценам Германии.
Цены на продовольствие аналогично ценам на многие другие товары характеризуются множественностью в связи с наличием различных сортов, центров торговли, а также с разными сроками поставки и др. Сильное влияние на цены оказывает конкуренция со стороны искусственных и синтетических заменителей (хотя в большей степени это относится к сельскохозяйственному сырью). Под ее воздействием происходит сближение цен на натуральные и синтетические товары, причем последние достаточно часто становятся регулятором цен на натуральные продукты.
Динамика мировых цен в значительной степени зависит от внешнеторговой политики, поскольку для продовольственных товаров характерны достаточно жесткая тарифная и нетарифная защита внутренних рынков и в промышленно развитых странах широкое субсидирование экспорта.
Правительства реагируют на эту ситуацию совершенно по-разному, используя множество способов.
Обеспокоенность относительно высоких цен на продовольственные товары, заставила ряд стран, в том числе Гондурас, Индию, Индонезию, Молдову, Филиппины и Россию, установить контроль над ценами, ввести субсидии и запрет на экспорт некоторых видов товаров.
В связи с большими колебаниями цен на продовольствие, как и на другие сырьевые товары, на межгосударственном уровне предпринимаются шаги по стабилизации рынков. Международные товарные соглашения, в которых участвуют экспортеры и импортеры, с помощью экспортных квот, буферных запасов и других механизмов пытаются регулировать цены на кофе, какао, сахар, пшеницу и др., ассоциации стран-экспортеров - цены на перец, бананы и др.
Необходимо отметить, что Россия для защиты внутреннего рынка использует сезонную ввозную пошлину, т.е. в период сбора отечественного урожая повышают таможенную пошлину на сахар - сырец, чтобы стимулировать производство сахара из сахарной свеклы.
Сравнение розничного рынка электроэнергетики Казахстана с рынками развитых стран показало, что в других странах в одной местности конкурируют несколько электроснабжающих организаций и бытовой потребитель имеет возможность свободного выбора поставщика электроэнергии, в то время как в большинстве регионов Казахстана розничным электроснабжением занимается только одно предприятие на всю область либо рынок разделен по районам.

 

Вывод:

 

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из условий успешного реформирования экономики. Создание и развитие сектора малого и среднего предпринимательства является основой социальной реструктуризации общества, обеспечивающей подготовку населения и переход всего хозяйства страны к рыночной экономике. Малый и средний бизнес является движущей силой становления и развития рынка.

Развитие малого предпринимательства играет огромную роль в стабильном экономическом развитии государства. В Казахстане развитию малого предпринимательства отводится особая роль. Озвучивая содержание “Стратегии “Казахстан-2050” Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев заявил: ”Отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. Во-первых, мы должны создать условия, чтобы человек смог попробовать себя в бизнесе, стать полноценным участником проводимых в стране экономических преобразований, а не ждать, что государство решит за него все проблемы. Важно поднять общий уровень деловой культуры и стимулировать предпринимательскую инициативу”.

Значение малого и среднего предпринимательства в экономике крупных мировых держав огромно, именно оно является основой для формирования среднего класса который всегда был базой для стабильного экономического и социального развития. Достаточно сказать, что в европейских странах малый бизнес производит до 70% ВВП и создает от 50 до 60% рабочих мест, на тысячу европейцев приходится от 30 до 35 малых предприятий. В США малый бизнес начал развиваться в эпоху Великой Депрессии, это развитие в немалой степени способствовало преодолению острого экономического кризиса. В Испании в 70-е годы начав формироваться, малый бизнес практически спас страну от безработицы и способствовал общему подъему экономики. Более 50% вновь создаваемых рабочих мест во Франции приходится именно, на долю малого бизнеса.

В целях перехода к рыночным отношениям в республике была разработана концепция поддержки предпринимательства и принят За­кон "О защите и поддержке частного предпринимательства" (4 июля 1992г. N 1543 - XII: "Советы Казахстана". 18.08.1992г.).

Целью государственной поддержки предпринимательства является обеспечение правовых, экономических и организационных условий для свободного развития бизнеса в негосударственном секторе, становление новых экономических структур в государственном секторе Республики Казахстан.

Основными проблемами предпринимательства является преобладание сырьевого экспорта, низкая доля МСП вВВП Казахстана, сравнительно неразвитый пласт предприятий, выпускающих продукцию с добавленной стоимостью. Доля продукции, выпускаемой субъектами малого и среднего бизнеса вВВПсохранилась на среднем уровне 15-16%. Также, экспертами отмечаются ряд факторов, тормозящих развитие МСП в Казахстане: слабая информированность населения, высокие кредитные ставки для предпринимательства, административные барьеры и т.д.

В целом, важность различных направлений государственной поддержки в большей степени отмечали те предприниматели, опыт предпринимательской деятельности которых составляет более 6 лет. Статистически значимых отличий в восприятии важности различных направлений государственной поддержки в разрезе областей Казахстана не зафиксировано.

Обобщая информацию, можно выделить следующие основные проблемы и ограничения, являющиеся наиболее актуальными для малого и среднего бизнеса:

1) Проверки контролирующими и налоговыми органами;

2) Снижение покупательской способности и сложности в поиске рынков сбыта;

3) Высокий размер арендной платы;

4) Недостатки системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса;

5) Высокая конкуренция;

6) Проблема финансирования бизнеса;

7) Проблема поиска и подбора кадров;

8) Отсутствие необходимой техники и оборудования.

Проблемы, препятствующие развитию малого бизнеса в Казахстане, отличаются своей комплексностью и не могут быть решены в короткие сроки. Современное состояние развития сектора малого бизнеса диктует необходимость пересмотра стратегии его государственной поддержки. Новая стратегия должна строиться с учетом отраслевых и региональных особенностей развития малого бизнеса.

Используя опыт развитых стран по развитию малого и среднего бизнеса, Правительство проводит углубленную политику по реформе финансового сектора и комплексному развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства: расширение сети центров малого бизнеса, бизнес-инкубаторов, консалтинговых, лизинговых и других фирм, создание банков данных специализирующихся на обслуживании малых предприятий. В настоящее время упрощен порядок регистрации субъектов малого предпринимательства - введены типовые уставы, размер регистрационного сбора уменьшен в 4 раза; упрощена процедура сертификации продукции для субъектов малого предпринимательства; введены льготы по регистрации недвижимости и права на землю; сокращено число контролирующих и инспектирующих государственных органов и платных услуг, осуществляемых ими; проводятся тендеры по передаче субъектам малого предпринимательства, занимающимся производственной деятельностью, неиспользуемых площадей и земель, а также объектов незавершенного строительства; введена система упрощенного бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Таким образом, в настоящее время в области поддержки предпринимательства существует большое количество различных институтов, сформированы базовые принципы, формы и механизмы поддержки.

Подводя итоги проведённого исследования можно сказать, что количество предприятий малого бизнеса растёт из месяца в месяц, причём рост поступательный, не имеющий каких либо скачков и спадов, это обстоятельство характеризует предпринимательство в стране как стабильно развивающееся. Наряду с определенными наработками в Казахстане имеются серьезные проблемы, требующие проведения коренной реорганизации деятельности в осуществлении политики качества. Состояние дел в этой области в настоящее время позволяет констатировать отставание в Казахстане от европейских стран примерно на 12-14 лет. Нетрудно представить, что если уже сейчас не начать целенаправленную работу в этом направлении, указанный разрыв значительно увеличится.

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (746)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.031 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7