Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Непродуктивная ориентация



2015-11-07 749 Обсуждений (0)
Непродуктивная ориентация 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Рецептивный тип (получательский) Мазохистский тип (зависимый)
Экспулоторский тип (берущий) Садистический тип (авторитарный)
Накопительский тип (сохраняющий) Деструктивный тип (нахрапистый)
Рыночный тип (обменивающий) Равнодушный тип (благовидный)

 

Рецептивный тип. Для этого типа "источник всех благ" находится во внешнем мире, единственный путь обрести желаемое - будь то нечто материальное, или какое-то чувство, любовь, знание, удовольствие - это путь получения извне.

Если такие люди умны, они будут лучшими слушателями, поскольку их ориентация связана с поглощением идей, а не с их выработкой; представленные самим себе, они чувствуют себя несостоятельными.

Поэтому такие люди вынуждены проявлять преданность по отношению к большинству других людей: "Им трудно сказать нет, они любят говорить да всем и каждому".

Так Фромм, в частности, приходит к такому смелому обобщению: лица с рецептивной ориентацией "... любят хорошо поесть и выпить... Наиболее выдающаяся и выразительная черта их лица - рот; губы приоткрыты так, словно они все время готовятся к принятию пищи или поцелуя".

В плане ассимиляции этот же самый тип, по Фромму, является мазохистским: "Мазохизм есть попытка освободиться от собственной индивидуальности, убежать от свободы и найти безопасность в соединении с другим человеком".

Если, таким образом, определенный индивидный или рецептивный тип является клиентом, при наличии какого-либо дефекта личностного развития, то, по определению этого типа, он наиболее глубоко погружен в этот дефект. Дефект может быть и социально определенным: это пьянство, наркомания, хроническая форма туберкулеза и т.п. Клиенты индивидного типа не стесняются своего дефекта, а наоборот, выставляют его.

Дефект или порок (энурез, страхи, нарушения речи), по сути, воплощает собой личность индивидного типа. Лиц с этими дефектами никоим образом не волнует то, что они приносят массу бед и неприятностей окружающим людям. Напрасно взывать к совести человека с индивидной ориентацией: она у него, по определению, не развита.

Поэтому коррекция лиц с рецептивной или индивидной ориентацией практически невозможна в группе. Единственный способ коррекции - это индивидуальная, строго определенная условиями контракта работа с клиентом, который в своем поведении не имеет никаких исключений из правил, предусмотренных контрактом. Специалист, наоборот, имеет право немедленно прекратить работу с клиентом, если только тот нарушит условия контракта. Другого языка взаимоотношений в сеансах коррекции, кроме директивной терапии, клиенты с рецептивной ориентацией, при всех их возможных благих намерениях, не могут понять.

Эксплуататорский тип.Этот тип подобен предыдущему в том смысле, что источник всех благ также находится во внешнем мире, но люди этого типа "не ожидают помощи от других как дара, а отбирают силой или обманом" - во всех сферах деятельности.

В сфере познавательной деятельности люди этого типа ориентации "стремятся не продуцировать идеи, а красть их" - путем плагиата или варьирования в виде своих идей. "Символом этого типа ориентации может быть злобная линия рта. Они часто делают ядовитые замечания в адрес других. Их отношение к другим окрашено смесью враждебности и стремления манипулировать ими". Любой человек для них - потенциальный объект эксплуатации и оценивается его полезностью.

Эксплуататорский тип оборотной своей стороной, в плане социализации, имеет садистическое поведение: "стремление поглотить других". То есть активная форма симбиоза ими рационализируется "… как любовь, сверхпокровительство, законная власть, законная месть и т.д."; может присутствовать, в конце концов, в форме сексуального садизма. С человеком "обращаются как с вещью", а не как с человеком, который есть цель сам по себе. Чем более это стремление усугубляется деструктивной тенденцией, тем более в жесткой форме выступает садизм.

Суть этого типа состоит в том, чтобы любыми средствами добиться достижения тех или иных целей, вовсе не обязательно адекватных потребностям общества или даже того самого человека, который жертвует собой и другими ради достижения этих целей. Такого рода люди жертвенны по определению, они проявляют порой действительный героизм, и все их недостатки и пороки по сравнению с внешними идеалами представляются несущественными. Порок, дефект - это "мелочь" или это тот самый недостаток, который украшает героя, а поэтому коррекция дефектов заранее не считается успешной или необходимой. Поэтому специалист, так же как и в случае индивидной ориентации, обязан работать строго в рамках контракта. Эти условия контракта выдерживаются для всей группы, поскольку только в группе и возможна коррекция конкурентного поведения человека, который на самом деле в глубине своей души хорошо представляет, что он пришел на коррекцию вовсе не по капризу его близких или по настоянию врачей, а потому что дефект или порок оказывается настолько значимым для его настоящего существования, что следующей ступенью вниз окажется полная зависимость от этого "недостатка". Коррекция проводится с опорой на самоотверженность и самоограничение людей этого типа, на положительные моменты или успехи, которые на самом деле имеются у человека, постоянно жертвующего собой.

Накопительский тип.Все новое, что может быть почерпнуто извне, вызывает у людей этого типа характера чувство недоверия. Безопасность их - в накоплении и сохранении; траты - угроза. Цель: привнести как можно больше внутрь(крепости. - О.Е.) и как можно меньше вынести из нее. Их скупость одинаково распространяется и на деньги, и на чувства, и на мысли.

Очевидно, что накопительская ориентация наиболее проблемна для психоаналитика, особенно предпочитающего субъект-объектные отношения с клиентами. Однако люди данного типа ориентации по определению являются субъектами собственной жизни и деятельности и настаивают именно на субъект-субъектных взаимоотношениях со специалистом. Они устанавливают границу с внешним; стремление к порядку у них - до педантизма - в вещах, мыслях и чувствах. Постоянное нет - это почти автоматическая защитная реакция, которая может проявляться в виде упрямства. Все затраты энергии - невосполнимые: "Они не понимают, что живой субстанции присуща функция самовосполнения и что активность и трата сил приводит к их увеличению, тогда как стагнация - к полной их парализации. Их самые высшие ценности - это порядок и безопасность; их девиз - "нет ничего нового под луной".

Продолжением рецептивного типа в плане социализации является деструктивная форма поведения", выражение активной формы отчужденности, "потребность разрушать личность другого возникает из страха быть разрушенным этим другим. Деструкция - "это извращенная форма стремления к жизни; это энергия "непрожитой" жизни, трансформируемая в энергию разрушения действительной жизни". Лица с накопительской ориентацией легко соглашаются с тем, что они имеют некоторый социально неприемлемый дефект, например различные фобии, мании, пьянство и т.д. Этот человек не должен находиться в данной коррекционной группе, его группа - это группа референтная, возможно условная, виртуальная или, например, это его семья, близкие ему люди.

Рыночный тип.Этот тип ориентации, по Фромму, более всего является плодом современной эпохи. Экономическая функция рынка здесь служит не только аналогией, она представляет "основу и главное условие развитие этого типа характера у современного человека". Главное для него не потребительная, а меновая стоимость товара, - это вызывает тенденцию относиться к людям, особенно к самому себе с тех же позиций. Рыночный тип ориентации "прогрессирует вместе с развитием нового рынка", "рынка личностей", что есть"феномен последних десятилетий. Успех в большей мере зависит от того, насколько хорошо человеку удастся продать себя на рынке; а это зависит от того, насколько он окажется приветливым, элегантно одетым, будет ли он бодр, крепок, агрессивен, надежен, честолюбив". Далее, важно, из какой он семьи, к какому клубу принадлежит, знает ли нужных людей. Самоуважение человека при этом более зависит не от знаний и умений, т.е. потребительной стоимости человека, а от его привлекательности, или меновой стоимости. При рыночной ориентации человек рассматривает свои силы и возможности как товар, отчужденный от него, т.е. важной становится не самореализация человека с помощью этих сил, но выгодная их продажа, - поэтому чувство самоидентификации колеблется, так же как и чувство самоуважения; оно зависит от той суммы ролей, которые человеку приходится играть, - "я таков, каким вы хотите меня видеть" (например, Пер Гюнт у Ибсена: луковица из многих слов, но без сердцевины - себя не найти в себе). Поскольку человеку невозможно жить вне самоидентификации, он должен самоутверждаться, опираясь на мнение о нем других, а не на собственные силы. Его престиж, статус, успех, факт, что его знают как такого-то и такого-то, - все это заменяет его подлинное чувство самоидентификации: его Я утверждается ценой, которой ему дают.

Таким образом, представленные Фроммом типы ориентаций действительно являются негативно-антропологическим дополнением к позитивному содержанию отечественной психологической науки о личности. Это дополнение, несмотря на абсолютный характер некоторых обобщений, тем не менее может быть полезным в позитивной психотерапевтической практике.

 



2015-11-07 749 Обсуждений (0)
Непродуктивная ориентация 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Непродуктивная ориентация

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (749)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)