Понятия «стандартизация», «стандарт», цели, задачи и принципы стандартизации
Стандартизация- деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг. Стандарт— документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Объект стандартизации— продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. Классификация объектов стандартизации представлена на рис. 1.1. Продукция— результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях (ФЗоТР). К материальной продукции относят сырье, материалы, полуфабрикаты. Однако наряду с материальной продукцией фактически существует и нематериальная — информация (производственная, научная, нормативно-правовая, товарная, управленческая и др.), программные средства и т.д. Не является объектом стандартизации бытовая информация, а также информация о запросах потребителей Процесс— деятельность по преобразованию входящих элементов в выходящие с использованием ресурсов (п. 3.4.1 ГОСТ Р ИСО 9000—2001). Например, при производстве потребительских товаров сырьевые ресурсы (сырье, материалы и полуфабрикаты) в результате производственных процессов на выходе превращаются в готовые изделия. Согласно ФЗоТР различают следующие процессы: • проектирования (включая изыскания); • производства; • строительства; • монтажа и наладки; • эксплуатации; • хранения; • перевозки (транспортирования); • реализации; • утилизации. Объекты стандартизации подразделяются на стандартизированные - подвергшиеся стандартизации и нестандартизированные - подлежащие стандартизации. В зависимости от соблюдения или несоблюдения установленных требований продукция и услуги могут быть стандартными или нестандартными. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождения оптимального решения. Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.
Рис. 1.1. Классификация объектов стандартизации
Принцип добровольности стандартов реализуется только при выборе решения о применении (или неприменении) стандарта. Положительное решение о применении независимо от формы (договор, ссылка в техническом документе) обязывает субъект хозяйственной деятельности выполнять требования в принятом объеме. Здесь уместна аналогия с военной службой по контракту: заключивший контракт добровольно принимаетустановленные «правила игры», а следовательно, обязанстрого им следовать (неукоснительно выполнять устав, приказы командиров и пр.). В проекте федерального закона о стандартизации указывается, что стандартизация осуществляется в целях: 1. Повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов; 2. Обеспечения промышленной, экономической и информационной безопасности Российской Федерации; качества и конкурентоспособности продукции, работ, услуг, производственных технологий, услуг в социальной сфере; снижения технических барьеров в торговле; рационального использования ресурсов; продвижения прогрессивных технологий, внедрения инноваций; научно-технического прогресса; защиты интересов потребителей; подтверждения соответствия продукции (работ, услуг); информационной совместимости и взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделий и материалов); 3, Создания систем и комплексов стандартов; систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации; систем каталогизации продукции; систем обеспечения качества продукции и управления производством; систем обеспечения единства измерений. 4. Содействия проведению работ по унификации
Достижению названных целей способствует решение следующих задач: ■ установление взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, продавцами и потребителями продукции, товаров и услуг; ■ установление рациональной номенклатуры и оптимальных требований к качеству выпускаемой продукции в интересах потребителя и государства, в том числе способствующих поддержанию ее безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья людей, имущества физических и юридических лиц; ■ установление требований к объектам стандартизации на добровольной основе; ■ согласование требований к качеству продукции с требованиями к качеству комплектующих элементов, сырья полуфабрикатов; ■ нормативное обеспечение контроля качества и оценки соответствия продукции; ■ установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения мате-риало-, энерго- и трудоемкости обеспечения применения малоотходных технологий; ■ создание единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации; ■ создание системы каталогизации продукции для информации населения о номенклатуре и качестве выпускаемой продукции: ■ содействие выполнению законодательства РФ методами и средствами стандартизации. Уровни стандартизации Стандартизация осуществляется на разных уровнях - международном, региональном и национальном. Уровень стандартизации различается от того, участники какого географического, экономического и политического региона мира принимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующих органов любой страны, то это международная стандартизация. Разработкой международных стандартов применительно к пищевым продуктам занимаются: ■ Международная организация по стандартизации (ИСО); ■ Комиссия Кодекс Алиментариус. Международный стандарт (стандарт ИСО) разрабатывает и выпускает международная организация по стандартизации. Основная цель ИСО — содействовать развитию стандартизации в мире, чтобы облегчить международный обмен товарами и развивать взаимное сотрудничество в различных областях научной, технической и экономической деятельности. Примеры международных стандартов: ИСО серии 9000 - на разработку Систем качества, ИСО серии 14000 - на разработку экологического менеджмента; ИСО серии 22000 - на разработку систем, обеспечивающих безопасность продукции, выпускаемой пищевым предприятием. Международные стандарты Кодекса призваны оградить потребителей от опасных для здоровья людей продуктов и от мошенничества. В стандартах Кодекс Алиментариус основное внимание уделяется вопросам пищевого качества и гигиены. Объектами стандартов являются: ■ все основные продукты питания; ■ полуфабрикаты пищевой промышленности; ■ сырье, используемое для изготовления пищевых продуктов. Эти стандарты представляют собой документы, составленные по единой форме и содержащие показатели трех групп: ■ показатели пищевого качества и доброкачественности: соотношение основных компонентов пищи; пищевая и энергетическая ценность продукта; количественное содержание незаменимых факторов питания; перечень добавок, содержащихся в продукте (красители, антиокислители, ароматизаторы, стабилизаторы, эмульгаторы) и их допустимые гигиенические нормы; микробиологические показатели; наличие остатков минеральных удобрений и т. д.; ■ правила упаковки и маркировки (вид упаковки, включая требования к материалу; емкость упаковки; способ и место нанесения маркировки; сведения, наносимые на упаковку и т. д.) ■ методы контроля на соответствие продуктов свойствам, объявленным на упаковке, с объяснением правил отбора проб. Комиссия Кодекс Алиментариус была создана Конференцией Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) в 1961 году с целью установления международных стандартов для облегчения торговли продовольствием и продукцией сельского хозяйства. Сознавая, что безопасность продукцииявляется одной из важнейших показателей качества, ФАО обратилась во Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) с предложением объединить усилия в этом важном вопросе. В 1962 году была создана Объединенная программа ФАО/ВОЗ по стандартам на продовольственные товары, исполнительным органом которой стала Комиссия Кодекс Алиментариус.Это межправительственный орган, открытый для всех членов ФАО и ВОЗ. в котором решения принимают правительства. Для разработки стандарта требуется проведение оценки риска. Обычно это делается независимыми группами экспертов ФАО/ВОЗ, например, Объединенным комитетом ФАО/ВОЗ по пищевым добавкам. При этом большая часть исходных данных о безопасности пищевых добавок или агрохимикатов поступает от предприятий пищевой или химической промышленности, научно-исследовательских и учебных институтов. Все они проходят строгую проверку независимых экспертов на качество, достаточность и непротиворечивость, поэтому часто в процессе оценки запрашиваются дополнительные данные. Стандарты Кодекс Алиментариус, в отличие от других, не имеют силы закона. Стандарты, технические нормы и правила Комиссии представляют собой рекомендации государственным органам, позволяющие вести торговлю такими продуктами питания, которые являются безопасными, отличаются хорошим качеством, надлежащим образом маркированы, приготовлены и упакованы в гигиенических условиях. Комиссия поставила перед собой задачу принятия международного соглашения по основным пищевым стандартам с целью их узаконивания ивнедрения в практику изготовления пищевых продуктов. ■ Комиссия активно взаимодействует с Международной организацией по стандартизации и участвует в работе технических комитетов по пищевым продуктам. Изучение стандартов Кодекс Алиментариус и сравнение их с отечественными стандартами показали необходимость гармонизации (согласования) наших стандартов. Гармонизация стандартов способствует решению следующих задач: ■ повышение конкурентоспособности российской пищевой продукции на международных рынках; ■ обеспечение безопасности жизни и здоровья людей; ■ уменьшение препятствий в международной торговле; ■ защита потребителя от ввоза в Россию некачественных, опасных и фальсифицированных продуктов питания. Кроме стандартов Комиссия разрабатывает своды правил для правительства факультативного характера. К таким правилам относят, например, правила проверки животных до убоя, гигиенические правила, нормы хранения быстрозамороженных продуктов. Региональная стандартизация - деятельность, открытая, только для соответствующих органов государств одного географического, политического и экономического региона мира. Перечень региональных организаций по стандартизации достаточно обпшрен. Так в Европе функционирует Европейский комитет по стандартизации (СЭН), Европейский комитет по стандартизации в электротехнике (СЭНЭЛЭК), Межскандинавская организация по стандартизации (ИНСТА). В Азии действует Международная ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая Малайзию, Таиланд, Индонезию, Сингапур, Филиппины, Бруней, Вьетнам. В Северной Америке - Институт стандартов США и Канады, в Южной и Центральной Америке - Панамериканский комитет по стандартизации (КОПАНТ) и т.д. Наиболее известным региональным стандартом для россиян является ЕОСТ, который действует на территории СНГ. Руководство работ по стандартизации, метрологии и сертификации осуществляет Евразийский (Межгосударственный) совет, созданный в 1993 г. в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации для координации работ в указанных областях. Он признан ИСО региональной организацией по стандартизации как Евро - Азиатский совет по стандартизации, метрологии и сертификации (EASC) Резолюцией Совета ИСО 26/1996. Одним из результатов деятельности EASC является разработка межгосударственных стандартов - ГОСТов, которые могут применяться в качестве национальных. Национальная стандартизация - стандартизация в одном конкретном государстве. Так, например, национальные стандарты США - NIST, Германии - DIN; Японии - JIS; Англии - BSI; Франции APNOR; России - ГОСТ Р. Категории стандартов Средствами стандартизации служат нормативные документы. В то же время эти документы являются одним из результатов деятельности в области стандартизации, а их применение способствует достижению упорядочения других видов деятельности. Нормативные документы по стандартизации- документы, содержащие правила, общие принципы, характеристики объектов стандартизации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов. Виды нормативных документов (категории) в области стандартизации определены ст. 13 Федерального закона «О техническом регулировании» (рис. 1.2). К ним относятся: • национальные стандарты; • стандарты организаций; • правила, нормы и рекомендации по стандартизации; • общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; • своды правил. Кроме того, к нормативным документам должны быть отнесены и технические регламенты, в которых устанавливаются обязательные требования к продукциии процессам. Из перечисленных видов обязательные требования регламентируют также правила, нормы общероссийские классификаторы и стандарты до разработки технических регламентов на период до 2015 г. Требования на добровольной основе устанавливают стандарты и рекомендации, причем добровольность их применения относится лишь к периоду выбора этих нормативных документов. Если такой выбор закрепляется на добровольной основе или доводится до сведения потребителей и/или иных заинтересованных лиц определенным способом, то соблюдение требований стандартов или рекомендаций приобретает обязательный характер. Рассмотрим вначале стандарты, содержащие обязательные требования. Как следует из рис. 1.2 к ним относятся: технический регламент, общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации и правила по стандартизации. Технический регламент (ТР)- документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ) и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам проектирования производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Назначение ТР - установление минимально необходимых обязательных требований. обеспечивающих безопасность объектов, единства измерений, их характеристик, а также электромагнитную совместимость. Объектами ТР являются продукция и процессы. Ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры- обязательные для исполнения требования и процедуры, которые устанавливаются в целях защиты от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением или распространением вредных организмов, заболеваний, переносчиков болезней или болезнетворных организмов, в том числе в случае переноса или распространения их животными и/или растениями, продукцией, грузами, материалами, транспортными средствами; в связи с наличием добавок, загрязняющих веществ, токсинов, вредителей, сорных растений, болезнетворных организмов, в том числе с пищевыми продуктами или кормами, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, принимаемые в целях предотвращения иного ущерба, связанного с распространением вредных организмов [1]. Сферами распространения ТР являются: • безопасная эксплуатация машин и оборудования, зданий, строений, сооружений и прилегающих к ним территорий; • безопасная утилизация машин и оборудования; • безопасность пожарная, биологическая, экологическая, ядерная и радиационная; • электромагнитная совместимость; • требования к отдельным видам продукции и процессам. Общероссийский классификатор (технико-экономической и социальной информации)- разработанный и утвержденный нормативный документ, устанавливающий систематизированный перечень наименований и кодов объектов классификации и/или классификационных группировок и принятый на соответствующем уровне стандартизации. Общероссийские классификаторы (ОК ТЭСИ) технико-экономической и социальной информации - нормативные документы, распределяющие технико-экономическую и социальную информацию в соответствии с ее классификационными признаками на классификационные группировки (классы, группы, виды и т.п.) и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов, а также при межведомственном обмене информацией. Порядок их разработки и применения утвержден постановлением Правительства РФ. В практической деятельности инженеров-технологов пищевых производств большой интерес представляют Общероссийский классификатор продукции (ОКП), Общероссийский классификатор стандартов (ОКС), Общероссийский классификатор предприятий и организаций (ОКПО). Рассмотрим пример построения классификатора применительно к ОКП. Общероссийский классификатор продукции (ОКП) представляет собой свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Полный классификатор продукции состоит из двух частей: классификационной и ассортиментной. Код классификационной части записывается в соответствии с ОКП, ассортиментной - на основании отраслевых классификаторов продукции. Вторая часть кода необязательна, она вводится при необходимости отражения конкретных видов, марок, сортов, наименований, моделей продукции или ее других отличительных характеристик, например, вид тары для упаковки и ее объем. Классификационная часть включает 6 позиций кода, ассортиментная 4 позиции. Таким образом, полный код состоит из 10 позиций. Классификационная часть, собственно ОКП, предусматривает деление продукции по наиболее значимым экономическим и техническим признакам. В ОКП предусмотрена пятиступенчатая иерархическая классификация, обозначение ступеней выполняется арабскими цифрами. На первой ступени располагаются классы продукции, на второй - подклассы, на третьей - группы, на четвертой - подгруппы, и на пятой виды. Коды 2-5 разрядных группировок продукции дополняются нулями. При записи ОКП между 2-ым и 3-им разрядами делается интервал. Каждая позиция ОКП включает шестизначный цифровой код, записанный с учетом названных правил, контрольное число и наименование группировки продукции, Например:
Согласно ОКП вся пищевая продукция входит в классы 91 «Продукция пищевой промышленности» и 92 «Продукция мясной, молочной, рыбной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и микробиологической промышленности». Рассмотрим построение классификатора на следующем примере. В классе продукции 92 0000 выделяется подкласс 1 -продукция мясной и птицеперерабатывающей промышленности - 92 1000. В подкласс 1 класса 92 включены следующие группы продукции: 1-мясо (92 1100); 2 - субпродукты (92 1200); 3 - изделия колбасные (92 1300); 4 - полуфабрикаты мясные и кулинарные изделия (92 1400); 5 - жиры животные пищевые (92 1500); 6 - консервы мясные (92 1600); 7 — консервы мясорастительные и сало-бобовые (92 1700); 8 — сырье кишечное, ферментное, эндокринное, специальное, кожевенное и перо-пуховое (92 1800); 9 - продукция мясной промышленности прочая (92 1900). Внутри группы выделяются подгруппы. Например, в группе 3 подкласса 92 (92 1300) выделяются следующие подгруппы: 1 - изделия колбасные вареные (92 1310); 2 - сосиски и сардельки (92 1320); 3 - колбасы полукопченые (92 1330) и так далее. Внутри подгруппы выделяются виды, относящиеся к вареным колбасным изделиям, а именно: 1 - колбасы фаршированные (92 1311); 2 - колбасы вареные (92 1312); 3 - хлебы мясные (92 1313); 4 - колбасы ливерные (92 1314)и так далее. Правила (нормы) стандартизации— нормативный документ, устанавливающий обязательные для применения организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающего национального стандарта и определяют порядок и методы выполнения работ по стандартизации (ГОСТ Р 1.12-2004, п. 2.7). Правила стандартизации разрабатываются при необходимости конкретизации (детализации) отдельных положений соответствующего по назначению основополагающего организационно-методического или общетехнического национального стандарта РФ, а также в случае нецелесообразности разработки организационно-методического национального стандарта РФ, когда область применения подобного документа ограничена только организациями и структурными подразделениями Росстандарта (ГОСТ Р 1.10-2004. п. 4.1). Правила не должны дублировать положения национальных стандартов РФ (ГОСТ Р 1.10—2004, п.4.3). Правила стандартизации подразделяются на четыре основных подвида: • организационно-методические правила по стандартизации сертификации; • санитарные правила (СП); • строительные правила и нормы (СНиП) или санитарно-эпидемиологические нормы и правила (СанПиН); • правила, утвержденные правительством РФ и регламентирующие деятельность в определенной области. Указанные подвиды правил утверждаются Правительством РФ или органами государственного управления. В качестве примера таких документов можно привести Нормы естественной убыли продовольственных товаров, утвержденные Министерством экономического развития и торговли или Минсельхозом России, Нормы допусков, Нормы точности и др. В некоторых случаях нормы и правила объединяют в один комплексный документ: СанПиН, СНиП.
Далее познакомимся с нормативными документами, носящими рекомендательный (добровольный) характер. Как следует из рис.1.2., это, прежде всего стандарты различных категорий, в том числе: ■ межгосударственный стандарт (ГОСТ); ■ национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); ■ стандарты отраслей (ОСТ); ■ стандарты предприятий (СТО). Кроме того, в эту группу документов входят рекомендации по стандартизации и своды правил. Рассмотрим указанные документы более подробно. В проекте федерального закона «О стандартизации» предлагается вернуть категорию «отраслевой стандарт» и ввести новую категорию «предварительный стандарт». Межгосударственный стандарт (ГОСТ)- это региональный стандарт, принятый государствами, присоединившимися к Соглашению о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, и применяемый ими непосредственно. С целью обеспечения непрерывности производства к межгосударственным стандартам отнесен действующий фонд государственных стандартов СССР с сохранением обозначения «ГОСТ», так как оно содержится во многих листах технической и нормативной документации и широко известно в мире. Объектами стандартизации ГОСТ является продукция, работы и услуги имеющие межотраслевое значение, в частности: ■ продукция массового применения, в том числе продукты питания; ■ объекты научно-технических и социально-экономических целевых программ; ■ общие требования, правила и нормы (например, допуски и посадки, правила оформления строительных чертежей, правила оформления библиографии и подобное). Стандарты на эти объекты объединяются в единые взаимоувязанные комплексы. Обозначение межгосударственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр - года утверждения стандарта. Регистрационный номер присваивается по мере поступления утвержденных стандартов на регистрацию, независимо от группы продукции (например, пищевые продукты, нефть и нефтепродукты и так далее). В обозначении стандарта, входящего в состав комплекса, в его регистрационном номере первые цифры с точкой определяют комплекс стандартов. Обозначение межгосударственного стандарта: ГОСТ 4025-95 Мясорубки бытовые. Технические условия Обозначение межгосударственного стандарта из комплекса: ГОСТ 2.004-88 «Правила выполнения конструкторских документов на печатающих и графических устройствах вывода ЭВМ». Национальный стандарт РФ (ГОСТ Р)- стандарт, утвержденный Росстандартом. Объекты стандартизации ГОСТ Р аналогичны ГОСТ. Обозначение государственного стандарта РФ состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Срок действия стандарта не устанавливается. Обозначение национального стандарта: ГОСТ Р 50373-92 Железы поджелудочные КРС и свиней замороженные. Технические условия, Взамен ГОСТ 11258-73 Стандарты отраслей (ОСТ)- стандарт, разработанный применительно к продукции определенной отрасли и принятый федеральным органом исполнительной власти (министерством, ведомством, корпорацией) в том случае, если на объект стандартизации отсутствует ГОСТ Р. В частности, к объектам стандартизации относятся: продукция, процессы (работы) и услуги, применяемые в отрасли, в том числе на организацию проведения работ по отраслевой стандартизации; типоразмерные ряды и типовые изделия отраслевого назначения (специфический крепеж, инструмент); ■ правила оформления работ по метрологическому обеспечению в отрасли. Обозначение ОСТ состоит из индекса, условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера, присвоенного в порядке, установленном в министерстве по согласованию с Росстандартом, и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Условное обозначение министерства (ведомства) представляет собой двухзначную арабскую цифру. Стандарт предприятия, организации (СТО)- это стандарт, утвержденный руководителем предприятия (объединения предприятий) приказом или личной подписью на первой странице стандарта. Целью разработки СТО является совершенствование производства, обеспечение качества продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также распространение и использование результатов исследований. Стандарт предприятия разрабатывается на: ■ инструмент и технологическую оснастку, используемые на предприятии; ■ составные части изделия, имеющие оборот внутри предприятия; ■ процессы организации и управления производством (должностные инструкции, правила расчета с поставщиками, система стимулирования труда и другие); ■ услуги, оказываемые внутри предприятия. Стандарты предприятия разрабатываются также для обеспечения применения на предприятии стандартов других категорий. Требования к продукции, изложенные в СТО, не должны противоречить требованиям, содержащимся в стандартах более высоких категорий. Обозначение стандарта состоит из индекса (СТО), регистрационного номера, присваиваемого в порядке, установленном на предприятии (объединении предприятий), и отделенных тире двух последних цифр года утверждения. Рекомендации по стандартизации— документ, содержащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего национального стандарта или содержат положения, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в основополагающем национальном стандарте (ГОСТ Р 1.12—2004, п. 2.8). Рекомендации по стандартизации разрабатывают в случаецелесообразности предварительной проверки на практике неустоявшихся, еще не ставших типовыми организационно-методических положений в соответствующей области, т. е. до принятия национального стандарта РФ, в котором могут быть установлены эти положения (ГОСТ Р 1.10—2004, п. 4.2). Рекомендации устанавливают требования на добровольной основе и принимаются компетентной организацией. В качестве примера можно назвать Р.50.1.044—2003 «Рекомендации по разработке технических регламентов». Свод правил— документ в области стандартизации, в котором содержатся технические правила и/или описание процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции и который применяется на добровольной основе [2] Такие своды разрабатываются в случаях отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования. Применение сводов правил на добровольной основе является достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов. Разработка и утверждение сводов правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. Предварительный стандарт (предстандарт)— документ ограниченного консенсуса, который принят национальным органом по стандартизации на ограниченный срок, не превышающий пяти лет, и доведен до широкого круга пользователей с целью накопления в процессе его применения необходимого опыта для разработки национального стандарта. Указанные категории стандартов приобретут правовой статус только после принятия федерального закона «О стандартизации». Технические условия Технические условия (ТУ) - это документ, устанавливающий требования к качеству конкретного наименования продукции (услуги). Объектами ТУ могут быть: изделия опытные партии продукции; изделия, вырабатываемые из местного сырья или отходов основного производства; новые виды продукции, неучтенные в национальных или отраслевых стандартах на продукцию; изделия разовой поставки и тому подобное. Технические условия относят не к нормативным, а техническим документам, следовательно, процедура их разработки и согласования не регламентируется документами Национальной системы стандартизации (НСС). Изложенный по стандартной схеме проект ТУ дополняется титульным листом. На титульном листе располагается код ОКП продукции, грифы согласования и утверждения с указанием руководителя организации, выполняющего эти действия; обозначение технических условий. Обозначение ТУ присваивается предприятием-разработчиком. Рекомендована следующая структура обозначения: •индекс стандарта - ТУ; •четырехзначный код класса продукции по ОКП (Общероссийский классификатор продукции); •трехразрядный регистрационный номер; •восьмиразрядный код предприятия по ОКПО (Общероссийский классификатор предприятий и организаций); •год утверждения - две последние цифры. Пример обозначения ТУ 9213-004-02068315-95 Грудинка особая бескостная копчено-запеченая, изготовленная с применением коптильного ароматизатора «Жидкий дым». Чтобы получить право на внедрение разработки в производство, ТУ подлежит согласованию. В соответствии с ГОСТ 15.015-90 согласование может выполняться по двум вариантам: •на приемочной комиссии; •непосредственно с заказчиком (потребителем). Для учета продукции, выпускаемой по ТУ, составляется каталожный лист. Каталожные листы подлежат регистрации в центрах стандартизации и метрологии. У регистрирующих организаций копии ТУ не остаются, для того чтобы избежать возможности передачи их другим организациям без ведома разработчиков, которые считают их своей интеллектуальной собственностью. Не допускается выпуск продукции на основании копий ТУ, не заверенных печатью предприятия разработчика синего цвета. Стандарты на услугу— вид стандартов, устанавливающих требования к услугам однородной группы или конкретным услугам. Стандарты на услугу могут иметь следующие подвиды: общие технические условия (ОТУ), общие требования к персоналу и классификация предприятий в определенной сфере обслуживания. ОТУ на услугу содержит требования к ней на основе их «Услуги розничной торговли. Общие технические условия». Подвид «Общие требования к персоналу» регламентирует требования к обслуживающему и/или производственному персоналу (например, ГОСТ Р 51305—99 «Розничная торговля. Требования к обслуживающему персоналу». Стандарты на работы (процессы)— вид стандартов, устанавливающих основные требования к методам (приемам, режимам, нормам выполнения разного рода работ в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспортирования, ремонта и утилизации продукции). Наиболее распространенными являются стандарты на методы упаковки, маркировки и хранения. Технологические процессы производства продукции или оказания услуг регламентируются в основном инструкциями, относящимися к технологическим документам, а также сводами правил. Стандарты на методы контроля- вид стандартов, устанавливающих методы (приемы, методики и пр.) проведения испытаний, измерений, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Требования к методам контроля (испытаний) регламентируются международным стандартом Руководство ИСО/МЭК 7. В соответствии с этими документами к методам контроля предъявляются требования объективности, точности, воспроизводимости результатов. Для обеспечения этих требований в стандартах на методы контроля должны быть установлены допустимые погрешности измерений. Стандарты на методы контроля могут быть подразделены на следующие подвиды: • правила приемки и отбора проб; • методы определения значений показателей качества; • методы идентификации продукции и услуг. Стандарты на термины и определения- вид стандартов, устанавливающих термины, а также их определения. К таким стандартам относится, например, ГОСТ Р 52427 - 05 «Промышленность мясная. Продукты пищевые. Термины и определения». Основное назначение терминологических стандартов - обеспечение взаимопонимания между заинтересованными лицами. Вопросы и задания для самопроверки 1. Дайте определение понятий «стандартизация», «стандарт» и объект стандартизации. 2. Дайте характеристику об
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (16525)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |