Общие принципы административного праваПринципы административного права - основополагающие руководящие начала, лежащие в основе административного права и выражающие его сущность. Задачи этих принципов: 1. Определять юридическую природу административного права. 2. Являются ориентиром для законодателя при создании новых норм административного права. 3. Выступают важным средством для правоприменителя при ликвидации пробелов в административном правею Необходимо отметить, что в литературе нет единого подхода к перечню таких принципов. Ю.М. Козлов выделял следующие принципы административного права, «подчеркивая при этом их родственность принципам, на основе которых происходит реализация исполнительной власти: - принцип приоритета личности и ее интересов, - принцип разделения властей, - принцип федерализма, - принцип законности, - принцип гласности, - принцип ответственности. При этом особое внимание в указанном перечне уделено конституционным принципам, отмечен их приоритет». 1 Профессор Ю.А. Тихомиров в числе принципов административного права называет следующие: - иерархичность построения субъектов и их отношений, - подзаконность деятельности[1]Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации-М.,2003 128- функционально-специализированный характер деятельности, - участие граждан и их объединений в государственном управлении, - осуществление властных полномочий профессиональным постоянно действующим аппаратом и его служащими». Можно выделить следующие виды принципов: 1. Приоритет личности, ее прав и свобод - вся деятельность органов государственного управления опирается на положение о неприкосновенности личности и ее прав, свобод и законных интересов, установленных законом. В соответствии с этим принципом в системе административного права преобладают охранительные нормы, призванные оградить эти самые права и свободы от нарушения. Приоритет личности установлен в ст. 2 Конституции РФ, где указано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Их признание, соблюдение и защита - обязанность государства. Ст. 55 Конституции РФ дополняет принцип указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 определены те права и свободы личности, которые не подлежат ограничению ни при каких условиях (право на жизнь, достоинство личности, неприкосновенность частной жизни и другие). 2. Разделения властей - означает, что исполнительная власть отделена от законодательной и судебной и не имеет права вмешиваться в деятельность органов и представителей этих ветвей государственной власти. С другой стороны, исполнительная власть самостоятельна и защищена от вмешательства извне. 3. Единство системы исполнительной власти в РФ - Согласно ст. 77 Конституции РФ федеральные и региональные органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в России. Однако, помимо федеральных и региональных органов исполнительной власти, в России создаются территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые при определенных условиях взаимодействуют с органами исполнительной власти субъектов РФ. 4. Гласность работы органов исполнительной власти - включает в себя · публичную отчетность о своей деятельности всех государственных органов и должностных лиц; · официальное опубликование законов и всех остальных нормативно-правовых актов; · право граждан на участие в управлении делами государства; · равный доступ к государственной службе. 5. Юридическая ответственность всех должностных лиц, которые принимают управленческие решения - означает не только реальное наступление административной ответственности за нарушения требований общеобязательных административно-правовых норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, так и за недобросовестное исполнение своих функций и иные нарушения процедуры подготовки и вступления в законную силу и реализации административно-правовых норм. «Указанный принцип является краеугольным камнем, на который опирается все здание административно-правовых предписаний». 6. Демократизм государственного управления - означает, во-первых, что некоторые государственные органы и должностные лица должны назначаться на должность с учетом мнения населения РФ, а во-вторых, что каждый гражданин вправе участвовать в осуществлении государственного управления. 7. Законность - исполнительные органы (должностные лица) при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации. Административно-правовое регулирование не должно противоречить Конституции страны и ее законодательству. 8. Федерализм - проявляется в нормативном закреплении предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также в установлении совместного предмета ведения. Согласно ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и соответствующие им законы субъектов Федерации. При этом административные законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам и в случае противоречия не действуют. 9. Гуманизм - приоритет общественных ценностей при осуществлении государственного управления и привлечения к ответственности за их нарушение. 10. Справедливость - предполагает учет различных обстоятельств, связанных с личностью, с общественной значимостью тех управленческих процессов, которые регулируются субъектами управления. Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1256)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |