Работа в прямом эфире и репортаж с места события. Радио
Анна Румянцева Группа Говоря о прямом эфире, что на радио, что на Тв, стоит никогда не забывать одно, что прямой эфир- это «живая передача», и совершенно не важно в какую форму жанра она возведена. Прямой эфир, это прежде всего особый контакт с аудиторией. Прямой эфир – это доходчиво и живо поданная картина происходящего (звуковая и зрительная), донесение ситуации до аудитории. Работая в прямом эфире и желая использовать действительно все возможности , которые предоставляет нам радио, нужно четко представлять себе некое равенство, которое должно образоваться между аудиторией и ведущим. Успех , конечно наполовину зависит от оперативности, уникальности и емкости информации, той оценкой, которую дает ей общество, признания некоторой правоты ведущего, журналиста, или во всяком случае, стремление понять его точку зрения. Но вторая же половина успешного прямого эфира состоит в том умении ведущего искать исключительную форму искреннего разговора и желанием выслушивать своего оппонента. На этом месте либо расходятся, либо смыкаются взгляды, точки зрения. Диалог приобретает новую форму, отходя от стандартного радиовещания, плавно, а возможно и резко, перетекая в форму радиообщения. Залогом радиообщения становится равноправие между ведущим и радиослушателем. Настрой на общение – решающее качество. Им могут обладать не все. Но его можно выработать в себе. Его необходимо вырабатывать себе ведущему прямого эфира, ибо никто не захочет слушать человека, не заинтересованного в поддержании и ведении беседы с аудиторией.
Прямой эфир, особый вид журналистской программы на радио, является одним из самых сложным и ,зачастую, непредсказуемым. Перед микрофоном репортер, говорящий от своего авторского лица, описывающий свои чувства. И если для репортера на телевидении в первую очередь важно его лицо и внешний вид, то у радиорепортера немаловажное значение приобретает тембр его голоса. Он всегда индивидуален, уникален. Голос радиорепортера-это его «лицо». Аудитория с первых минут его звучания должна узнавать ведущего той или иной передачи.
Работа в прямом эфире – это фиксация определенного мгновения, описание ситуации конкретно радиоведущим. В связи с этим часто становится неизбежна субъективная форма изложения, когда автор говорит от первого лица, от своего «я» о своем видении события и о своем впечатлении. А значит, именно в этом случае требуется особая индивидуализация языка, голоса, манеры повествования. Однако, чрезмерная индивидуализация языка может иметь и свою негативную сторону, особенно в том случае, если ведущий начинает тяготеть к ненормативной лексике. Помимо уникального тембра, четкости речи, дикции и грамотного владения языком, радиожурналист должен так же обладать такими качествами как: 1. уверенность( в себе и втой информации, которую он доносит до аудитории) 2. сдержанность(помогает контролировать журналисту свои эмоции, симпатии \ антипатии к объекту разговора) 3. тактичность(понимание чувств своего собеседника, корректные формулировки ) Никто не отменяет так же подготовку к предстоящему прямому эфиру. Необходимо четко обозначить тему, найти для нее материал, который являл бы собой уникальный и актуальный контент. Радиожурналист вправе записать текст или основные тезисы, подготовить и заранее записать разного рода зарисовки. Однако, мы ранее выделяли основную черту прямого эфира-его «живость», поэтому, никогда нельзя быть четко уверенным в том, что не произойдет никаких накладок, непредвиденных ситуаций. Ведущему нужно уметь импровизировать. Журналист на радио должен постоянно ощущать, что современный прямой эфир (в отличие, скажем, от дикторского текста), во многом из-за телевидения, все более тяготеет к аналитичности. И это относится ко всем жанрам. Так, во время беседы корреспонденту постоянно приходится следить за ходом мысли, решая на ходу, на какие не заданные еще вопросы его собеседник уже ответил, не стоит ли отказаться от некоторых запланированных вопросов из-за того, что в процессе интервью возникли новые, появились какие-то другие повороты темы, о которых журналист не догадывался ранее. В целом прямой эфир — как возможность естественной живой речи — расширяет творческую палитру журналиста.
Говоря о форме репортажа в прямом эфире , стоит обратить внимание на то , что это доходчиво и живо поданная звуковая картина происходящего, донесение существа ситуации до аудитории. Отсюда и особое обостренное внимание аудитории, которая как бы «входит» в атмосферу происходящего в реальном времени и становится его непосредственным свидетелем, более того, участником, думающим и решающим самостоятельно. Сегодня, современный прямой радиорепортаж становится заметно скупее, видна лаконичность в деталях уже хотя бы потому, что у слушателя появилась возможность обратится к экрану телевизора, который способен изображением заменить поток слов. Обычно , для прямого эфира с места события, отводят от 2 до 3 минут эфирного времени. Вообще стремление передать одной-двумя фразами суть происходящего (наряду с описанием и звуковой картиной) – одно из самых плодотворных направлений в практике прямого эфира.
Прямой эфир с места события тематически всеяден. Поводом для него может быть и футбольный матч, и театральная премьера, и последний звонок в школе. Непременное условие – журналист обязан быть непосредственно на месте события, участвовать в нем, чтобы иметь возможность рассказать о нем достоверно и интересно. Только тогда, когда репортер опишет вид зала, передаст настроение публики и общее состояние напряженного ожидания, голоса возбужденных участников премьеры, даст услышать аплодисменты, музыку и речь, идущую с экрана, только тогда ему удастся «перенести» слушателя на место события и предоставить ему возможность услышать и прочувствовать то, что он сам слышит и переживает. Журналист, на событии начинающий свою работу ,должен соблюдать несколько правил: 1. Определить место, где он будет находиться с микрофоном в руках(где не будет слышно помех, определить возможность передвижения); 2. Прибыв на место, по возможности договориться заранее с главными героями события об их участии в передаче 3. Проверить предварительные заготовки текста и убедиться, что они совпадают с реально складывающейся ситуацией и атмосферой. Нельзя только забывать, что специфика радио требует ограничения количества приглашаемых к микрофону: их должно быть не больше двух или трех, особенно если все они участвуют в разговоре одновременно.
Говоря о необходимости на радио постоянно поддерживать интерес к потоку речи, надо учитывать то обстоятельство, что, по сведениям психологов, через две с небольшим минуты после начала программы у слушателя часто наступает определенный спад внимания. Поэтому, готовя материал в записи, надо наметить своеобразные «пики» интереса на протяжении всей передачи. Приемы здесь могут быть самые различные: включение интересной музыкальной записи, песни, шутки. Эффект присутсвия.
Репортаж представляет собой событие, которое сочетает в себе визуальную и устную форму своего содержания. Перед автором стоит непростая задача: добиться эффекта «присутствия» читателя на месте события. Это возможно, понятно, лишь при присутствии самого автора на месте события. Его роль велика: он ведет репортаж, становясь подчас не только свидетелем события, но иногда даже его инициатором и организатором. . Рассказ репортера должен раскрыть читателю \ слушателю \ зрителю, какую-то новую сторону действительности, процесса ее изменения. Это предопределяет одну из важных особенностей жанра – его динамичность. Чтобы добиться у своей аудитории ощущения эффекта присутствия, необходимо дать ему наглядную картинку происходящего. Он должен как бы сам видеть все происходящее на месте события, как бы слышать голоса его участников. Подобного эффекта можно добиться благодаря использованию в тексте репортажа деталей и подробностей, помогающих репортеру нарисовать зримую картину действительности. А если он оказался непосредственным участником события, о котором хочет рассказать, это дает ему возможность самому пережить те чувства, испытать то волнение, которые пережили другие участники события. Это позволит ему сильнее воздействовать на аудиторию. Хороший репортаж создает тройной эффект: присутствия + достоверности + сопереживания. Чтобы добиться этого эффекта, репортеру нужно: 1. побывать на месте 2. увидеть как можно больше, включая детали и нюансы 3. услышать все возможные мнения (взять мини-интервью) 4. собрать факты, в том числе восстановить предысторию происшествия Можно выделить следующие виды репортажа : 1. событийный 2. тематический 3. проблемный Радиожурналисты, тележурналисты и газетчики , зачастую сталкиваются с одной из проблем, которая портит язык, и с которой очень сложно добиться эффекта присутствия. Главный бич современных журналистов и главные враги живого языка – это
1) Повторы – одинаковые слова в соседних предложениях или даже внутри одного.
2) Штампы, то есть устойчивые словосочетания.
3) Канцеляризмы
Радиоформат совершенно отличается от газетного: здесь слушатель не может вернуть свой взгляд назад и прочитать снова то или иное предложение. Работая на радио или телевидении , речь журналиста должна быть предельно лаконичной. Не стоит злоупотреблять слишком длинными предложениями – их тяжело воспринимать. Лучше представлять слушателю события, которые, возможно длились долго и нудно, поделив свою речь на мелкие предложения. Специфика репортажа проявляется и в его стиле – эмоциональном, энергичном. Для него характерно активное использование средств и приемов образного отображения действительности – яркого эпитета, сравнения, метафоры и т.д. И, если требуется, даже некоторых сатирических средств. Эффект присутствия, о котором говорилось выше, как бы включает в себя эффект сопереживания: репортаж достигнет цели в том случае, если читатель вместе с репортером будет восхищаться, негодовать, радоваться.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2546)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |