Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД



2015-11-08 1070 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД 0.00 из 5.00 0 оценок




1.Концепция А.Н. Веселовского.Согласно концепции А.Н. Веселовского, все три рода литературы возникли из обрядовых хоровых песен.

2. Попытках осмысления категории рода.В ходе исторического развития поэтики теоретическое осмысление категории рода пришло к следующей дилемме.Традиционная философия искусства, связанная с традиционной поэтикой конструирует идеальное «родовое содержание». Поэтика ХХ века описывает исторически сложившиеся разновидности литературных произведений (жанры).Род - сложившаяся исторически большая группа произведений, обладающих сходными доминирующими структурными признаками.(эпос, драма, лирика)

3.Термины, используемые для называния эпоса.Традиции употребления термина «эпос».Русская культурная традиция: 1. «Эпос» в широком смысле = литературный род. 2. «Эпос» в узком смысле = жанр эпоса как рода литературы. Синоним: «героический эпос».Западноевропейская традиция: используются термины «эпическая поэзия», «эпика», «эпопея». 1. Термин «эпическая поэзия» используется так же, как русский термин «эпос». 2. «Эпика» = термин для обозначения литературного рода. «Эпопея» = термин для обозначения литературного жанра.

4. Структурные особенности эпического произведения.1. Взаимоосвещение авторской и чужой (изображенной) речи. 2. Фрагментарность. Тексты эпопей и романов состоят из разнообразных композиционных форм речи, объединенных в более сложные единства эпизода или сцены, которые соотнесены со структурой изображенного пространства-времени и сюжета. 3. Эпос изображает событие. Инвариантное событие эпических произведений ‑ встреча персонажей, представляющих противоположные части (сферы) эпического мира. Встреча в древней эпике ‑ поединок, в романе ‑ диалог-спор. 5.Строению событийного ряда в эпосе свойственны пять типических структурных особенностей:1) удвоение центрального события, 2) ретардация, 3) равноправие и равноценность случая и необходимости, 4) равноправие и взаимосвязь циклической и кумулятивной сюжетных схем, 5) случайность и условность границ сюжета, 6) Конфликт в эпическом произведении отличается от конфликта в драме.7) Общая черта всех малых жанров эпики ‑ акцент не на изображенном событии, а на событии рассказывания.

5. Родовая специфика драмы.Поэтика от Аристотеля до ХХ века признавала наличие константной «родовой структуры» драмы и существование даже «нерушимых правил» драматургии. «Драматургия строится по железным законам, которые решительно никому неизвестны» (Тристан Бернар, теоретик драмы). Однако драма «классическая» (до 70-х годов XVIII века) и драма «новая» имеют существенные различия, которые теория должна учитывать. ДРАМА принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

 

6.О теориях драмы. В истории поэтики сложились три варианты теории драмы.1)Драма рассматривается как произведение, создающее особого рода переживание события и судьбы героя читателем-зрителем. Это переживание обозначается понятиями «катастрофа» и «кАтарсис». Аристотель, Шиллер, Ницше, Л.С. Выготский.2) Драматическое действие анализируется с помощью понятий «конфликт» и «сюжет». От немецкой философской эстетики рубежа XVIII-XIX веков (Гегель, Гете) до ХХ века. 3) Теория драматического слова.Поэтика ХХ века. Во многих работах разные варианты теории драмы сочетаются.

 

7.Структурные особенности драмы.1)Особые пространственно-временнЫе условия восприятия события. Двоемирие: мир героев (на сцене) – мир зрителей (в зрительном зале). Драма требует непрерывной длительности восприятия. Всё, что совершается в драме, происходит в «настоящем сопереживания», здесь и сейчас, на глазах зрителей. 2) Текст драмы – диалоги. Паратекст – указания для актера и режиссера (ремарки).3) Сюжетность. Соотнесённость завязки и развязки. 4) Активный герой, стремящийся к преобразованию мира или, по крайней мере, к влиянию на него. В драме слова – поступки, отказ от действия – поступок (Гамлет). Драма выработала свои пути выражения авторских оценок: *пролог, * персонаж-резонёр, * сюжетно-композиционная организация, * особые функции хронотопа, * соотношение заглавия с жанровым подзаголовком, * ремарки.

8.Этимологии термина «лирика».Слово «лирика» вошло в употребление в эпоху эллинизма . Постепенно слово «лирика» стало обозначать всю неэпическую поэзию. Согласно концепции А.Н. Веселовского, все три рода литературы возникли из обрядовых хоровых песен. Лирика произошла из эмоциональных словесных откликов всего хора на повествовательный запев ведущего певца-корифея. Эти отклики постепенно развивались и приобрели форму 2,4-стиший. Позднее они могли исполняться вне обряда, хором или одним певцом. Содержанием древнейших лирических произведений послужило мифологическое коллективное сознание.Сначала у греков сложилась кифаристика, выражавшая мифолого-гражданское миропонимание. Затем сформировалась мелика.

 

9.Теории лирики.Теория лирики прошла свой путь. 1.Античная поэтика Лирика понималась как особая форма исполнения (пение), в отличие от рассказа и ролевой игры. Теоретики считали, что в лирике перед нами высказывание самого поэта. В античной теории упор делался не на содержании лирических произведений, а на том, что высказывание в лирике не передается «другому», рассказчику или герою. 2.Новоевропейская поэтика Выдвинула совершенно новый критерий отличения лирики от других родов литературы: «субъективность». Новоевропейская философия открыла автономность личности. Теоретики искусства применили это открытие к пониманию лирики. 3.Поэтика 20 века строилась на понимании того, что объективная истина не противопоставляется личным, субъективным картинам мира, а складывается из них.

 

10.Родовая сущность лирики.Своеобразие лирики как рода литературы заключается в том, как выстраиваются взаимоотношения автора и героя. Герой лирики – этот тот «другой» (специально созданный образ), устами которого поэт высказывается о своей жизни. Но внешне лирическое произведение выглядит так, будто говорит один только герой (которого долго принимали за автора). В лирике есть и автор, и герой, но нет четких внешних границ между ними.

 

11.Сюжет лирического произведения.РЕФЛЕКСИЯ ЛИРИЧЕСКОГО «Я» – ЭТО СЮЖЕТ ЛИРИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. В лирическом произведении, так же, как и в эпосе, есть событие (картина, явление, действие, взятое из первичной реальности или придуманное поэтом) и есть событие рассказывания (осмысления, воспоминания), но нет их взаимной обособленности, нет повествования. Содержание лирики – акт психической жизни, выработка отношения лирического субъекта к тому, о чем он говорит.

 

12.Своеобразие образного языка лирики.У лирического произведения двойное дно. Мы видим речь лирического героя, но выражает она переживания авторские. Речь героя превращается в форму, разыгрывается. Такую речь называют семантически осложненной, рефлексивной. Эпоха синкретизма Образный язык формируется: 1) кумуляция, 2) параллелизм, 3) троп. Кумуляция –сочинительное присоединение друг у другу слов-образов, которые внешне самостоятельны, но внутренне семантически тождественны.Параллелизм –соположение картин природы и картин человеческой жизни. Эпоха риторической поэтики: фигуральный язык тропа приобретает самостоятельную ценность. Индивидуально-творческая эпоха: Родилось «простое», «нестилевое» слово. Это качественно новый тип образного языка. «Простое» слово свободно от стилевого ореола, имеет прямое значение.Оно претендует на то, чтобы быть воспринятым как некая безусловная реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



2015-11-08 1070 Обсуждений (0)
ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ТЕМА 7. ЛИТЕРАТУРНЫЙ РОД

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1070)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)