Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие принципы работы вальдорфского детского сада 5 страница



2015-11-08 953 Обсуждений (0)
Общие принципы работы вальдорфского детского сада 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




ТРЕТЬЯ ФАЗА — «ВЫДОХ»:
«ИГРЫ И ПРОГУЛКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ»

После того, как завтрак закончен, — это также общий и «ритуализированный» акт — все идут в гардероб, одеваются и снова «выдох»: идут на прогулку. Основным занятием детей на свежем воздухе является свободная или подвижная игра. Однако, эта часть дня может быть занята и другими видами деятельности. Сегодня это может быть работа в саду; завтра — прогулка по близлежащей местности.

Во время прогулки дети и взрослые «замечают» разнообразнейшие вещи: может быть, они проходят мимо строящегося дома; там работают маляры и плотники; а вот птичка, она поет или собирает корм для своих птенцов. Зимой можно кататься на санках, лепить снежную бабу и проч. Каждое время года предлагает свои возможности.

59

Если сейчас осень, то время собирать осенние листья для украшения праздничного уголка, и т. д.

Это общее «замечание» различных вещей во время прогулки есть немаловажный элемент воспитательной работы. Воспитательница ненавязчиво обращает внимание детей на различные явления, прежде всего, деятельность взрослых, и маршрут прогулки может быть выстроен сознательно, с учетом этого обстоятельства. Именно наблюдая деятельность взрослых в различных ситуациях — магазин, стройка, врачебный кабинет — дети получают побуждение к интенсивной свободной игре.

Здесь практика вальдорфского детского сада согласуется с данными отечественной психологии. Согласно проведенным исследованиям, прогулка становится игрой тогда, когда взрослые обращают внимание детей на деятельность взрослых, например, в зоопарке или при поездке за город. Тогда дети, спустя некоторое время, начинали играть в зоопарк. В противном же случае игры не возникало. (См. Д. Б. Эльконин «Психология игры»).

60

ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА — «ВДОХ»:
«СКАЗКА»

После возвращения с прогулки, которое символизируется, быть может, звонком колокольчика, — дети обычно тянут руки, желая позвонить «можно сегодня я!», — опять следует фаза «вдоха»: воспитательница рассказывает (нет, не читает, а именно рассказывает!) сказку. Рудольф Штайнер сравнивал сказку с питанием души: «Человеческая душа имеет неуничтожимую потребность вобрать в свою плоть и кровь вещества сказки, подобно тому, как организм имеет потребность вбирать в себя питательные вещества». Значение сказки для детского развития — отдельная тема. Здесь лишь добавим, что для дошкольного возраста полезно в течение нескольких дней рассказывать одну и ту же сказку так, что дети, спустя короткое время, знают ее наизусть. Это ритмическое повторение благотворно влияет на детское развитие.

Сказки или истории — как правило, это традиционные русские народные сказки — подбираются по возможности в соответствии с временем года или праздником. Так, осеннее время — время наступления тьмы: на передний план выходят мотивы борьбы света и тьмы, Михаила (Св. Георгия) с драконом. На Пасху — мотивы зерна, смерти и воскресения, как они отражаются в народных сказках (например, Царевна-лягушка) и т. д. Воспитательница также может придумывать истории, в которых в образной форме отражается жизнь группы или проблемы какого-либо ребенка.

Обычно, т. е. в Германии и в других странах Европы, после рассказывания сказки, которое может быть заменено маленьким кукольным спектаклем, празднованием дня рождения какого-либо ребенка (о чем, впрочем, следует обязательно сказать накануне, так как многие дети с нетерпением ждут сказки), родители забирают детей домой. Считается, что не стоит слишком сильно отрывать детей от непосредственной тесной связи с родительским домом. Однако, у нас в стране, в силу социальных обстоятельств, в большинство садов работают группы полного дня. Есть много примеров успешной работы таких групп.

Вальдорфская педагогика — не слепое следование каким-либо установившимся, пусть даже очень хорошим формам. Главное — это сохранить принцип построения дня, ритмическое членение, чередование занятий, которое в каждом детском саду может многообразно варьироваться в зависимости от внешних условий и характера воспитательницы. Но, после установления благоприятного режима дня, рекомендуется его придерживаться.

61

Ритм недели

Как день, так и неделя построена ритмически, то есть характеризуется многообразными повторениями, возвращениями к уже бывшим мотивам и способам работы. Благодаря этому каждый день может получить своеобразный индивидуальный характер. Например, во многих вальдорфских детских садах воспитатель старается построить меню по дням недели, что, по понятным причинам, в России трудно реализовать. Специальное время дня отведено для таких меняющихся в течение недели занятий, как живопись, лепка, кукольный театр, занятия эвритмией... Пятница — конец недели, как правило, день генеральной уборки группы, когда все должно возвратиться к своему первоначальному порядку.

62

Ритм года

Ритм дня и недели включены в большой годовой ритм, на который ориентируется практически вся жизнь группы. Сознательное переживание изменений, происходящих в природе в течение года, должно быть снова открыто для детей через различную активную деятельность. Особенно это важно для городских детей, у которых, благодаря условиям жизни, теряется естественное отношение к окружающей природе. Здесь важную роль играет так называемый «стол времен года» — особое место, на котором можно встретить типичные для времени года или праздника природные материалы. Например, в конце зимы там можно встретить луковички крокусов или других весенних цветов. Луковичку сажают в горшок и наблюдают, как она медленно растет. Дети с восторгом рассказывают дома о своем цветке, который уже «такой большой». Другой типичный пример — осенний праздник урожая, когда на «столе времен года» появляются различные плоды, характерные для осени. В это время года в группе могут появиться срезанные колосья пшеницы, возможно, выращенной самими детьми. Их молотят, зерно размалывают и пекут из него хлеб.

Так, в различных повседневных занятиях, ориентированных на ход года, отражается годичный кругооборот. Кроме этого, на годичный круг ориентированы различные игры и хороводы (райгены), а также поделки детей. Все эти «мероприятия» происходят как совершенно естественная жизнь детей в детском саду, помогая им гармонично найти себя в земном природном и культурном окружении.

Праздники года

К годичному ритму относятся также праздники, которым уделяется в вальдорфском детском саду очень большое внимание. В проведении праздников вальдорфские сады ориентируются на традиционные местные обычаи и традиции, приспосабливая их к специфике детского сада, что делает вальдорфский детский сад настоящим оазисом национальных традиций в разных уголках мира. Если вспомнить о том, что к праздникам готовятся и в них участвуют также и родители, то значение такого подхода в педагогике для сохранения и развития культуры трудно переоценить. В этом отношении в вальдорфском детсадовском движении в нашей стране накоплен уникальный опыт, который может быть использован и в системе государственных детских садов повсеместно.

63

Каждый праздник годичного круга, вписанный в соответствующее время года, имеет свое «настроение», связанное с динамикой жизни света в течение года. Так, праздник Михаила Архангела, отмечаемый осенью, когда день сокращается и наступает тьма, отмечен настроением мужества, внутренней силы и самодисциплины; Рождество — время покоя, внутренней углубленности, дарения подарков; лето, напротив, время радости, ликования, благодарности и т. д. В течение года можно культивировать и упражняться в человеческих добродетелях совершенно естественным способом, через образы праздников, ненавязчиво преподносимых детям. Это крайне важный аспект культуры воли и нравственного воспитания (см. Праздники. Экскурс).

64

Праздники. Экскурс 5

Праздники года в детском саду

Праздники кругооборота года можно сравнить с душой всей жизни группы вальдорфского детского сада. Здесь к ним готовятся очень тщательно, в их праздновании участвуют, как правило, и родители. Праздник ни в коем случае не должен становиться «мероприятием». Это — важная часть самой естественной культурной* жизни.

В осмыслении годичного круга в странах Европы, куда относится и Россия, ориентируются на христианские культурные традиции. В других регионах земли за основу берутся национально-религиозные традиции этих регионов.

Праздники как элемент культуры народов

Праздники — это форма, в которой передаются традиции и выражается культура народов. Появление праздников в жизни людей в историческом прошлом не случайно. Они являются выражением потребности людей в том, чтобы в их жизни присутствовало что-то, выходящее за рамки повседневного, сиюминутного, и связывало бы их жизнь с чем-то более высоким, чем круг повседневных забот. Значительные, выдающиеся события в истории той или иной человеческой общности (семьи, народа, целой культуры или каких-либо других общностей) словно возникают вновь во время праздника. Так образуется память поколений, культурная, национальная, религиозная, семейная и даже индивидуальная идентичность. В празднике все участники становятся причастными к событиям прошлого, продолжающего жить в настоящем.

Самый дорогой подарок

Advent — по латыни «приход» — время, включающее четыре воскресенья накануне Рождества. По традиции

65

зажигается по одной свече каждое воскресенье до тех пор, пока свет четырех свечей не озарит рождение Христа. Если в нашем доме живет праздник Адвента, то мы приносим свет и тепло в зимние холодные дни. Венок или просто симпатичная композиция из четырез свечей и красной ленты, зеленые веточки и сосновые шишки — это символический центр праздника.

Адвент — время внутренних и внешних приготовлений к празднику. Подготавливая внешнее убранство дома, нужно помнить, что мы готовимся принять Рождество и в наш внутренний космос.

В каждой группе в детском саду есть особое место — это стол сезона — маленькое отображение того, что происходит вокруг нас в мире, в природе. Из натуральных материалов, тканей, маленьких кукол мы создаем композиции — так, чтобы они выражали характер данного времени года, не только изменения в природе, но и изменения духовного состояния, связанного с кругооборотом года.

Изменения, которые происходят на рождественском столе, наиболее символичны. Очень просто и наглядно детям приподносится великая Мистерия рождения Иисуса на Земле. Рождество — это праздник не одного дня. Это долгий путь. Долго готовилась Земля к этому событию. И в этой Мистерии, сознательно или нет, принимают участие все: камни, растения, животные. Сотни видений, откровений, упоминаний в Библии свидетельствуют о том, что люди верили в Приход задолго до Рождества.

Чтобы ребенок почувствовал величие Рождества, его значение для каждой частицы Земли — мы должны вместе пройти этот путь ожидания.

Переживание Рождества — самый дорогой подарок, который можно приподнести своему ребенку.

Каждая из четырех недель адвента имеет свой особенный смысл. Мир, небо и земля готовятся к рождению Младенца. Первое, что появляется на столе сезона, — темно-синее небо и темно-коричневая голая земля. Теперь ежедневно здесь будут происходить изменения, чудеса, которые поддержат в ребенке состояние удивления, радости, ожидания. На небе зажгутся одна за другой яркие звездочки, на земле окажутся красивые камни, кристаллы, минералы. На следующей неделе вырастут маленькие деревья (сделанные

66

из веток, по форме напоминающих дерево), появятся мох, сухая трава и листья — все, что есть в природе в это время.

Вскоре начнут появляться животные. Здесь необходимы фантазия и трудолюбие взрослых. Самый простой путь — вылепить фигурки из глины или воска. Сложнее сделать из овечьей шерсти. Животные могут быть самые разные — черепашки, ягнята, птицы, а в конце приходят ослик и волк.

И уже ближе к Рождеству появляются фигуры людей — Марии, Иосифа, пастухов... За четыре недели мы с детьми как бы наблюдаем построение мира — от минерального царства до людей, которые приветствуют рождение Младенца.

В последний день перед Рождеством Мария и Иосиф заходят в вертеп. Над ними загорается яркая Вифлеемская звезда. Появление на следующее утро ребенка в яслях — это очень сильное переживание для ребенка — переживание великого чуда. Если все сделано последовательно и с любовью — вы услышите восторженное восклицание: «Посмотрите, Мария родила сына!» Ради этого стоило пройти весь этот путь.

Помимо того особенного, что связано с культурой и религией того или иного народа, в традиционных праздниках различных народов можно найти и общечеловеческий пласт, связанный общностью жизни людей на земле. Такие семейные праздники, как день рождения или свадьба, наверное, празднуются по всей земле. Во всех культурах люди вспоминают об ушедших близких, о людях, внесших выдающийся вклад в культуру народа или всего человечества. К общечеловеческому относятся и природные циклы, связанные с сельскохозяйственным трудом. На характер, «настроение» праздников влияет переживание времени года, в который этот праздник обычно происходит.

Душевные настроения праздников

Р. Штайнер написал для кругооброта года цикл изречений, который он назвал «Календарь души». В этом «Календаре» весь кругооборот года описывается с точки зрения «душевных настроений». Так, зимой, на Рождество, душа пребывает в себе и ощущает «духовное дитя в

67

душевном лоне». Летом, на Иоанна, наоборот, преобладают впечатления внешних чувств: великолепие цветущей и пышной природы выводит душу во вне — и душа переживает духовное, божественное начало, разлитое во Вселенной. Осенью происходит переход от внешнего света к внутреннему. Это апокалиптическое время испытаний и мужества, время противопоставить внешней тьме внутренний свет, время борьбы Архангела Михаила с драконом. Весна, напротив, такое время, когда холод и тьма отступают, время рождения Новой жизни. Пасхальный мотив — это мотив смерти и воскресения, смерти старого и рождения нового мира и нового человека. Так годичный кругооборот с его динамикой жизни света и природы может быть осмыслен в духе христианской культуры и приведен в связь с переживающей годичный круг душой.

Праздник как педагогическая задача

Праздники с детьми — это особая важная педагогическая задача. На протяжении своей истории вальдорфские детские сады разработали целую культуру празднования праздников. Помимо дней рождений и локальных праздников, характерных для того или иного региона, основной мотив цикла праздников года в детском саду — это переживание кругооброта года, выраженное в образно-символической форме, созвучной детскому мироощущению.

В детском саду акцент делается на переживании жизни природы. История и культура человечества всегда были теснейшим образом связаны с природой и космосом, которые в прежние времена мыслились одушевленными и одухотворенными. Празднование праздников не только дает детям возможность пережить чудесное, не только приобщает их к культурному наследию народа, но и является средством морального воспитания, передачи ценностей.

Каждый праздник связан с той или иной добродетелью. Мужество, доброта, благодарность, любовь, сочувствие, верность выступают в образной форме сказки, истории, сюжета кукольного представления или игрового действия и противопоставляются дурным качествам, также выступающим в виде сказочных персонажей. Согласно философии воспитания Р. Штайнера, основное настроение, своего рода

68

девиз для всего периода дошкольного детства — идея Добра. Для ребенка очень важно прочувствовать идею о том, что в основе мира лежит Добро. В добродетелях — основных «героях» праздников года — Добро являет себя конкретно, в полноте своих проявлений в мире. Настроение добра, в которое, как в основную субстанцию, должен быть погружен маленький ребенок, не обязательно понимать лишь как отдание дани традиции и прошлому, хотя этот аспект также немаловажен. Штайнер имел в виду нечто совершенно конкретное — глубокую психологическую и даже психофизиологическую потребность ребенка чувствовать в своем окружении добро, ощущать, что в большом незнакомом мире, в который ребенок пришел, царит Добро. Если ребенок этого не ощущает, если он видит, что зло побеждает — это для него психологически невыносимо. Настроение добра является, по Штайнеру, условием психосоматического здоровья ребенка — аспект, крайне актуальный в наше время. Таким образом, праздники — помимо своей культурной и воспитательной ценности, имеют еще психологическое и даже терапевтическое значение.

Главное — найти образ

В детском саду речь идет о том, чтобы облечь «настроение», а также смысл праздника в соответствующие образы. Источниками этих образов служат, как правило, богатые народные традиции. Так, например, для осеннего настроения мужества подходят сказки и легенды, в которых встречаются мотивы мужества, борьбы Добра со злом, такие, как Чудо Георгия о змие или другие мотивы сказок, в которых Герой — носитель добра, побеждает злое начало. Пасхальный мотив — это мотив преобразования. Главный образ, содержащий в себе пасхальный мотив, это, конечно, прорастающее в земле зерно. Умирая, оно дает жизнь многим семенам. Хлеб существует благодаря тому, что зерно умерло, пожертвовав собой. Пасхальный мотив преобразования мы находим также и в сказках, в которых заколдованный принц или принцесса обретают свой первозданный человеческий образ (например, Царевна-Лягушка и др.).

К праздникам, которые празднуют в детском саду, относятся и празднования дней рождений, а также некоторые гражданские

69

праздники (день Победы, день города и др.) Весенний «выпуск» из детского сада будущих первоклассников — важное торжественное событие, праздник, в котором участвуют все, — и дети, и взрослые.

Праздник фонариков

Сегодня, когда дети с раннего возраста воспитываются в мире фактов, очень важно помочь им соединить вместе реальность и фантазию и дать простор для развития их воображаемой жизни, пока они маленькие. Грустно, когда дети постоянно слышат от своих воспитателей: «Ничего подобного нет, ни волшебников, ни гномов, ни драконов, ни Деда Мороза»...

Что-то уходит из внутреннего мира при подобном воспитании. И это может привести к однобокому, ограниченному пониманию жизни. Став старше, дети сами во всем разберутся. А вот если не развивать воображение в раннем возрасте, человек, будучи взрослым, уже никогда не сможет ощутить гармонию мира.

Поздней осенью, когда солнце лишь изредка выглядывает из-за низких серых облаков, которые гонит холодный ветер, когда дни становятся все короче и темнее, в нашем детском саду, как и во всей школе, проводится праздник фонариков.

Подготовка к нему начинается задолго: за неделю или две дети начинают делать фонарики самостоятельно. Это совсем несложно: нужно разрисовать акварельными красками лист бумаги, промаслить его и приклеить на основание-донце, для которого может послужить обычная коробочка. Можно сделать дно самим, не забыв приклеить к нему (при помощи клея или пластилина) маленькую свечку на подставке.

До праздника наши фонарики будут высеть на шнурке в углу игровой комнаты.

Настроение этого времени года — природа готовится к зиме. И люди должны помочь ей в этом. Можно привести в порядок цветочные грядки, подстричь кусты, собрать опавшие листья и унести их в специально отведенное место.

Дети могут собирать маленькие камушки и строить из них в корнях деревьев и других укромных уголках маленькие домики для гномиков. Стол времен года также можно украсить пещерой гнома из корней и сухого мха.

70

На улице по-настоящему холодно, и солнечного света стало заметно меньше. В день праздника, в сумерки, детям рассказывается сказка, образы которой помогут ребенку пережить это непростое темное время года. В этой жизнеутверждающей сказке добро обязательно побеждает зло, а свет — тьму.

И вот, после маленького представления, когда уже почти стемнело, дети выходят на улицу с горящими фонариками, как будто они получили в подарок частицу последнего солнечного света. Держа этот дар перед собой и тщательно его оберегая, они с песнями проходят по аллеям парка. Как мало нужно, чтобы удивить детей и создать им хорошее настроение! А если они обнаружат, что в «пещерах гномиков» горят огоньки, — их восторгам не будет предела.

После праздника фонарики можно унести домой, а можно и оставить в садике. Если время от времени мы, взрослые, будем зажигать их, создавая особое настроение, это поможет ребенку и всем нам по-настоящему пережить сумерки года.

Надо сказать, что значение праздника и праздничного настроения для детей было в последнее время снова открыто в дошкольной педагогике. Во многих детских садах делаются попытки интегрировать праздник в повседневную жизнь группы. Часто это приводит к тому, что детям все время предлагают какой-нибудь праздник, чтобы постоянно веселить их, держать их в праздничном настроении. В результате ребенок не успевает выдохнуть — «переварить» праздничное настроение, и педагогический, воспитательный смысл праздника теряется, превращаясь в свою противоположность. Поэтому важно иметь в виду, что праздник — это особое событие на фоне повседневной, обычной жизни. Праздник включает в себя период подготовки, проведения праздника и паузу, в которой дети могут «переварить» свои впечатления от праздника. Как правило, эти впечатления достаточно глубокие, и детям нужно время, для того, чтобы они смогли начать готовиться к следующему празднику.

Создание среды, благоприятной для развития

Обычно под развивающей средой понимают наполнение пространства, в котором находятся дети, материалами и приспособлениями, занятия с которыми способствуют развитию ребенка. Вальдорфская

71

педагогика с самого начала обращала внимание на значение среды, однако в ней акценты расставляются несколько по-другому.

Для того, чтобы ребенок мог беспрепятственно развернуть свою игровую активность, необходимо, чтобы он чувствовал себя хорошо, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Создание соответствующей благоприятной душевной атмосферы — одна из основных задач воспитателя. В создании такой благоприятной атмосферы огромную роль играет помещение группы, цветовой и пространственный дизайн. Но этим среда, благоприятная для развития, не исчерпывается.

Ребенок, как правило, чувствует себя хорошо и спокойно в привычной обстановке домашнего уюта. Если мы спросим себя, чем характеризуется домашний уют, чем отличается уютный дом от дома, в котором уюта не хватает несмотря на правильно расставленную дорогую мебель и проч., то ответить на этот вопрос будет не так-то просто. Но в любом случае за уютным домом везде ощущается заботливая рука хозяйки. Это — «обжитое» помещение, пространство жизни, в котором обитателям и гостям хорошо.

Иное дело государственное учреждение! Здесь никто не живет, но все приходят сюда «на работу» от и до. Поэтому, например, больной всегда чувствует себя лучше в домашней обстановке, чем в больнице, даже и хорошо оборудованной. Хорошая клиника пытается создать у себя обстановку, максимально приближенную к домашней, чтобы больным было в ней уютно!

Если маленький ребенок попадает в атмосферу государственного учреждения — в ясли или сад, — в котором никто не живет, но все только работают, он чувствует себя неуютно, нехорошо и начинает болеть, несмотря на оснащенность «оборудованием» и научно-обоснованные программы. Неслучайно в Европе вальдорфские детские сады часто бывают частными инициативами родителей и воспитателей, создающих для своих детей соответствующую атмосферу, а муниципальные вальдорфские детские сады все равно персонифицированы. Например, город Зиген на севере Германии выделил под вальдорфский муниципальный детский сад шикарный особняк. Тем не менее все знают, что этот детский сад — дело госпожи X., являющейся «хозяйкой» этого удивительного «учреждения». Неслучайно во вторую половину дня в него любят приходить дети окрестных жителей — детский сад открыт для таких свободных посещений детей, это один из пунктов его концепции. Дети приходят туда с удовольствием, потому что чувствуют себя там хорошо, как дома.

Создать в детском саду атмосферу, приближающуюся к домашнему уюту, — это первая задача. В условиях нашей страны, если вальдорфская группа работает в рамках государственного детского сада, очень многое зависит от администрации (заведующей), удастся

72

ли ей создать такие взаимоотношения с воспитателями, чтобы те не чувствовали себя «подчиненными», приходящими «на работу», но ощущали бы себя «хозяйками» группы. Неформальное, заинтересованное отношение воспитателя к своей работе — совершенно необходимое условие успеха вальдорфского детского сада. Воспитание — это не технологии, которые могут быть запущены в обход человека, в которых человек — лишь заменяемый элемент.

Итак, в группе должны быть хозяин или хозяйка, создающие и поддерживающие атмосферу — важнейший элемент «развивающей среды».

Р. Штайнер — первый из педагогов, заговоривших о влиянии дизайна помещений и вообще архитектуры зданий на душевное самочувствие людей. В настоящее время значение архитектуры и дизайна для детских садов и школ получило широкое признание*. Движение

73

вальдорфских школ и детских садов затратило немало усилий для разработки особой культуры архитектуры и дизайна, так что вальдорфские детские сады и школы в странах Европы можно зачастую узнать по их внешнему виду и внутреннему оформлению. Имея дело со стандартизированными помещениями обычных детсадовских групп, вальдорфцы решают первую задачу — их «обжить», сделать уютными для жизни детей и взрослых.

Мы уже говорили о том, что ребенок-дошкольник — это «орган чувств», открытый для всего, что происходит в окружении. Все полезные и вредные влияния беспрепятственно проникают внутрь ребенка и действуют формирующе на его организм. Вот почему оформлению помещения следует придавать такую большую роль.

...Начинаем с окраски помещения. Вальдорфские педагоги говорят, что для маленьких детей наиболее благоприятен теплый, розовый тон стен. При этом отдается предпочтение поверхностям, равномерно окрашенным масляной или водоэмульсионной краской, применяется особый способ покраски, когда краска наносится послойно несколько раз (техника лессировки). При этом один слой накладывается на другой, в результате чего получается особый «дышащий» колорит, окраска получает структуру и становится живой. Для оживления помещения рекомендуется «сгладить углы» — придать интерьеру округлые формы. Для этого можно использовать драпировку из ткани или другие способы. Хорошо, если шторы на окнах тоже будут теплых тонов, и окна будут производить приятное впечатление.

Приветствуется, если в покраске стен, а также в оформлении интерьера участвуют воспитатели и родители детей, а не просто бригада строителей, работающих по заданным эскизам. Участие родителей в оформлении помещений, как и в жизни группы в целом, поощряется.

Имея дело с помещениями для жизни детей, нужно учитывать, что дети маленькие — и большое открытое пространство несоразмерно их мироощущению, оно вызывает у них чувства душевного дискомфорта. Дети любят создавать небольшие замкнутые пространства, например, забираться под стол, накрытый материей, строить шалаш и т. д. В этом выражается тяга детей к такому объему пространства, который им легко обжить. Поэтому задача — разделить помещение, выделив в нем сравнительно небольшие пространственные единицы — «игровой уголок», «кухню» — и сравнительно большое свободное пространство для разного рода общих занятий — музыкально-ритмических игр, эвритмии, кукольного театра и т. д.

Все помещение группы снизу, как правило, обшивается деревянными досками. В игровой части группы на деревянную обшивку

74

прикрепляются полки, на которые ставятся различные игровые материалы. Полки должны располагаться по росту детей, а игровой материал — быть в любой момент доступным детям. Весь игровой материал, как правило, распределяется по корзинам — в каждой корзине особый вид материала: строительный материал, шерсть, платки, шишки, каштаны и т. д. Другие игрушки — куклы, гномы — просто стоят сами по себе. Раз установленный порядок на полках стараются поддерживать.

Об оснащении игрового уголка и о роли мебели в игре мы уже говорили в разделе, посвященном игре. Тем не менее скажем еще раз и об этом в связи с созданием развивающей среды, в противном случае наше изложение будет неполным.

Важным элементом оборудования игровой части группы являются деревянные ширмы-полки, которые дети могут переставлять с места на место и таким образом делить пространство, как это диктует логика игры (см. главу об игре). Такая ширма может быть, например, магазином с прилавком, или может стать домиком, если объединить две ширмы и накрыть их платком и т. д. Можно создать маленькую комнатку или врачебный кабинет и проч.

Все оборудование детского сада должно быть соразмерно ребенку. Идеальный вариант — специально изготовленные деревянные столы и стулья, которые могут быть использованы многофункционально. Столы, которые состоят из отдельных столиков, которые



2015-11-08 953 Обсуждений (0)
Общие принципы работы вальдорфского детского сада 5 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие принципы работы вальдорфского детского сада 5 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (953)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.018 сек.)