Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методы изучения уровня профессионального эмоционального выгорания как индикатора степени реализации смысла жизни в профессиональной сфере



2015-11-08 1464 Обсуждений (0)
Методы изучения уровня профессионального эмоционального выгорания как индикатора степени реализации смысла жизни в профессиональной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок




Рассмотрим методику диагностики профессиональной деформации личности педагога. Данную методику разработал В.Е.Орел в 2002 году. Методика включает в себя 69 утверждений. Для ответов испытуемых предлагается дихотомическая шкала, испытуемые должны согласиться либо нет с предлагаемыми утверждениями. Показателем профдеформации личности служит сумма всех баллов, полученных в соответствии с ключом, и переведенных в стены, согласно таблице норм. В опроснике выделены 3 шкалы, соответствующие 3 основным особенностям личности, наличие которых в большей степени предопределяет возникновение профдеформации личности. Это:

(Шкала 1) авторитарность как социально-психологическая характеристика личности, отражающая стремление максимально подчинить своему вниманию партнеров по взаимодействию и общению;

(Шкала 2) ригидность как затрудненность в изменении намеченной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки;

(Шкала 3)некритичность как характеристика личности, которой свойственны: ненастойчивость, неспособность к адекватному оцениванию своих действий, неготовность исправлять ошибки и принимать новые формы знаний, неспособность к компромиссным и новаторским решениям.

Данные опросника по указанным параметрам важны потому, что, характеризуют критерии для определения потенциальной и наличествующей профессиональной деформации.

В частности: с высоким уровнем психической ригидности, затрагивающим преимущественно эмоциональную сферу, связано малоадаптивное поведение, т.к. оно способствует фиксации стереотипа реагирования на сложные ситуации нервно-психического напряжения.

Данные стереотипы проявляются в поведении учителя в стремлении поучать, подчинять, критиковать, упрощать. При этом мотивационная ригидность может проявляться в неэффективной и медленной перестройке системы мотивов, в обстоятельствах, требующих от субъекта гибкости и изменения характера поведения. Доминирующей мотивацией зачастую здесь является мотивация избегания неудач, что, естественно, препятствует достижению успеха в любой сфере жизнедеятельности.

Авторитарность педагога является проявлением недостаточного уровня самопринятия, результатом искаженной Я-концепции. Наличие у учителя негативной Я-концепции отрицательно сказывается не только на его поведении в классе (агрессивность, желание добиться доминирующей позиции по всем, угнетение, отсутствие веры в способности учащихся и т.п.), но и на Я-концепции его учеников, и даже на их успеваемости.

Некритичность учителя замедляет его саморазвитие как личности и профессионала, способствует усугублению взаимоотношений как в семье, так и в школьном коллективе.

Так как в каждую шкалу входит разное число вопросов, то для сопоставления данных по разным шкалам мы делили сырой бал по каждой шкале на число вопросов.

Сумма показателей по всем трем шкалам дает уровень профессиональной деформации педагога (УПД). Авторы методики приводят специальную таблицу для перевода показателей УПД в стены, что позволяет оценить положение испытуемых по уровню профессиональной деформации по отношению к выборке стандартизации.

Следующей рассмотренной методикой стал опросник профессионального эмоционального выгорания.

Опросник был разработан на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон и адаптирован Водопьяновой, Е. Старченковой.

Методика предназначена для диагностики "эмоционального истощения", "деперсонализации" и "профессиональных достижений". Тест содержит 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с выполнением рабочей деятельности.

О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки по субшкалам "эмоционального истощения" и "деперсонализации" и низкие – по шкале "профессиональная эффективность" (редукция персональных достижений). Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.

Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные значения субшкал (факторов), которые имеют возрастные и гендерные особенности.

Далее будут предложены варианты теста: для педагогов, учителей; руководителей среднего звена; сотрудников коммерческой службы (маркетологов, агентов, менеджеров); продавцов розничной торговли; медицинских работников (врачей).

Инструкция предоставляется всем одинаковая:

Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя, таким образом, на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – "никогда". Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – "ежедневно". Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Варианты опросника, разработанные для различных групп профессий, позволяющие определить персональные характеристики выгорания представленны в приложении. Текст опросник представлен в приложении C.

Далее была проанализирован методика диагностики уровня эмоционального выгорания по В.В. Бойко.

Опросник личностный, предназначенный для диагностики такого психологического феномена как «синдром эмоционального выгорания», возникающего у человека в процессе выполнения различных видов деятельности, связанных с длительным воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов. Разработан В. В. Бойко.

По мнению автора, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами.

Стимульный материал теста состоит из 84 утверждений, к которым испытуемый должен выразить свое отношение в виде однозначных ответов «да» или «нет». Методика позволяет выделить следующие 3 фазы развития стресса: «напряжение», «резистенция», «истощение». Текст опросника В.В. Бойко представлен в приложении D.

Тест на самоактуализацию Э. Шострома. (Э. Шостром, адаптация Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз)

В основе методики лежит опросник личностных ориентации Э. Шострома, измеряющий самоактуализацию как многомерную величину, который в России был адаптирован Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман, М. В. Загика и М. В. Кроз, в результате чего был создан оригинальный психодиагностический инструмент, который получил название «Самоактуализационный тест» (CAT).

СAT измеряет самоактуализацию по двум базовым и ряду дополнительных шкал. Такая структура опросника была предложена Э. Шостромом для POI и сохранена в данном тесте. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.

Методика предназначена для обследования взрослых (старше 15–17 лет), психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием.

Методика может быть использована как для индивидуального, так и для группового обследования. В случае необходимости респондент может работать с тестом и в отсутствии экспериментатора. При использовании CAT в качестве исследовательской методики можно пользоваться и одними "сырыми" баллами, Т-баллы необходимы лишь для применения теста как инструмента индивидуальной диагностики. Инструкция к методике не ограничивает времени ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут. Содержание теста смотрите в приложении E.

Приложение методика на«самооценка депрессии»поО.П. Елисееву.

Методика состоит, в том, что испытуемому предлагается 20 утверждений. Необходимо оценить по 4-балльной шкале, в какой степени каждое утверждение соответствует самочувствию испытуемого на данный момент (1 балл – «совсем не подходит», 2 балла – «пожалуй, верно», 3 балла – «верно», 4 балла – «совершенно верно»).

Инструкция к тесту на самооценку депрессии: Перед вами 20 утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале, в зависимости от соответствия вашему самочувствию на данный момент. Текст опросника смотрите в приложении F.

 

 

2.2 Эмпирическое исследование некоторых аспектов смысло-жизненных ориентаций и влияния личностных ценностей на повышение уровня смысла жизни

 

В ходе нашего исследования были выдвинуты две гипотезы первая гипотеза была связанна с задачей выявления некоторых аспектов и взаимосвязей параметра смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций).

Суть этой гипотезы состояла в предположении о том, что уровень смысла жизни (смысло-жизненных ориентаций) находится в обратной зависимости (корреляции) с уровнем депрессии.В случае подтверждения этой гипотезы это будет означать, что повышения уровня наполненности и смысла жизни – это не абстрактная проблема, а способ борьбы с устойчивыми депрессивными проявлениями личности.

Для проверки этой гипотезы мы использовали тест СЖО (в адаптации Д. Леонтьева) и тест на депрессию в варианте О.П. Елисеева. (В виду широкого распространения этого теста его описание мы здесь давать не будем. Отметим только, что силами лаборатории экспериментальной психологии и психодиагностики ПГПИ был разработан компьютерный вариант реализации этого теста на языке Auto It, а также программа его обработки.)

Характеристика теста СЖО (в адаптации Д. Леонтьева)

Разработчиками теста являются Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, а русская адаптация теста принадлежит Д.А. Леонтьеву (2006).

Методика СЖО позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

Тест СЖО, включает, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля – Я и локус контроля – жизнь).

Подробное описание 5 субшкал:

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этой шкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.

2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность в будущее.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку жизни. Низкие баллы - неудовлетворенность прожитой частью жизни.

4. Локус контроля – Я (Я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности (приложение №2).

В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым.

Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность.

Испытуемым предлагается выбрать наиболее подходящую из семи градаций и подчеркнуть или обвести соответствующую цифру. Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного бала в стандартные значения. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия.

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения.

Для подсчета баллов необходимо перевести отмеченные испытуемым позиции на симметричной шкале 3210123 в оценки по восходящей или нисходящей ассиметричной шкале. Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) - полюсу ее отсутствия. При подсчете баллов по ключу придерживаются следующего правила: — в восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводятся пункты 1, 3, 4, 8, 9, 11, 12, 16, 17. — в нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 переводятся пункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.

Вот пример перевода ответов на первые пять пунктов теста в оценки по ассиметричным шкалам:

№ утверждения Ответ испытуемого Балл
3 2 1 0 1 2 3
3 2 1 0 1 2 3
3 2 1 0 1 2 3
3 2 1 0 1 2 3
3 2 1 0 1 2 3

После этого суммируются баллы ассиметричных шкал, соответствующие позициям, отмеченных испытуемым.

Субшкала 1 (цели в жизни) - 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс жизни) — 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат жизни) — 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля — Я) — 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля — жизнь) — 7, 10, 11, 14, 18, 19.

Общий показатель — осмысленность жизни (ОЖ) — все 20 пунктов.

Методикой использованной для определения депрессивных состояний послужила методика «самооценка депрессии» по О.П. Елисееву.

Опросник предназначен для детей младшего школьного возраста, а также для подростков и взрослых.

Методика состоит, в том, что испытуемому предлагается 20 утверждений. Необходимо оценить по 4-балльной шкале, в какой степени каждое утверждение соответствует самочувствию испытуемого на данный момент (1 балл – «совсем не подходит», 2 балла – «пожалуй, верно», 3 балла – «верно», 4 балла – «совершенно верно»).

Опросник позволяет проводить экспресс-диагностику депрессивных состояний человека.

Количество вопросов: 20 утверждений, которые необходимо оценить по 4-балльной шкале, в зависимости от соответствия самочувствию на данный момент.

Текст опросника в приложении №1.

Обработка результатов:

АД-[(2,3,5,6,10,11,14,16,17,20) (1,4,7,8,9,12,13,15,18,19)+50]*К

(По шкале 20-80 баллов К = 60/60 =1)

По нашим данным повышенная депрессионная акцентуация характера наблюдается лишь для диапазона 61-70 баллов, а собственно депрессия при значениях 71-80 баллов.

Иное количество баллов может быть отнесено к следующим диапазонам: 20-30 баллов (полное отсутствие депрессии, низкая тревожность) 31-45 баллов (средняя тревожность) 46 и выше – элементы депрессии, высокая тревожность.

Преодоление депрессивных переживаний требует мобилизации известных функций самооценки: психологической защиты, регулятивной, а также когнитивной. Все эти функции взаимосвязано обеспечивают самопознание и саморазвитие, но наибольшее значение для сознательного выхода из критической ситуации имеет познавательная функция, имеющая соответствующую познавательную форму самооценки. [23.с 8-9]

Полученные нами результатысостояли в следующем. Нами были обследованы по указанным двум тестам 35 учащихся 10 «а» и 10 «б» классов СОШ №-43 г. Павлодара, которые были занесены в нижеследующую таблицу, куда были также внесены соответствующие ранги и разности рангов (см. таблицу 2)

 

№ п/п Депрессия Ранг по депрессии СЖО Ранг по СЖО Разность рангов
18,5 32 (32,5) -14
3,5 21 (20,5) -17
6,5 22 (23) -16,5
23 (23) -13
6,5 25 (26) -19,5
-31
14,5 14 (14,5)
8,5 12 (12,5) -4
15 (14,5) 15,5
3,5 -6,5
11,5 16 (17) -5,5
-19
13,5 24 (23) -9,5
21,5 13,5
14,5 17 (17) -2,5
8,5 -2,5
18,5 20 (20,5) -2
11,5 26 (28) -16,5
-32
14,5 27 (26) -11,5
24,5 13 (12,5)
24,5 22,5
18 (17)
14,5 8,5
18,5 9,5
33 (32,5) -27,5
18,5 -9,5
30 (30,5) -4,5
21,5 31 (30,5) -9

Затем по широко известной формуле нами был вычислен коэффициент ранговой корреляции Спирмена r, который оказался равен r = -0,408.По таблице Урбаха находим, что этот показатель говорит о статистически достоверной обратной корреляции между уровнем СЖО и показателем депрессии (с уровнем значимости р=0,05 ). Это означает что наша первая гипотеза полностью подтвердилась.

Наша вторая гипотеза была связана с предположением о том, что виды деятельности, связанные с личностным освоением и трансляцией различных ценностей в сфере искусства, содействуют повышению уровня смысла жизни и уровня СЖО. В этой связи нами были взяты 26 студентов технического профиля подготовки (физико-математический факультет КазНПУ им. Абая), и 13 студентов художественного профиля подготовки (студенты Музыкального колледжа г. Павлодара). Тестирование студентов КазНПУ было осуществлено под руководством доктора психологических наук профессора О.С. Сангилбаева, который любезно поделился полученными данными.

При этом суть второй гипотезы состояла в предположении, что уровень стремления к реализации смысла жизни (уровень смысло-жизненных ориентаций) у студентов-музыкантов, деятельность которых связана с трансляцией ценностей, достоверно выше, чем у студентов физико-математического профиля подготовки.

Соответствующие результаты представлены в следующих двух таблицах. (таблица 3,4.)

 

Данные этих двух таблиц были обработаны нами на предмет определения среднего арифметического показателя в каждой группе Xcp. и стандартного отклонения S. (см. таб. 4)

 

Таблица 4. Параметры двух выборок по тесту СЖО (студенты Музыкального колледжа г. Павлодара и физико-математического факультета КазНПУ им. Абая.)

Музыкальный колледж   КазНПУ им. Абая  
n1 = 13 n2 = 26
Xcp1 = 89.08 Xcp=51.62
S1 =9.41 S2= 10.87

 

Наконец, на основе вычисленных шести параметров мы должны определить коэффициент Стьюдента T, который является критерием достоверности различий средних арифмитических показателей. Оказалось что этот коэффициент составляет очень большую величину T = 11.11, что говорит о полном подтверждении нашей второй гипотезы.

Заключение

Целью данной работы было выявление места и роли личностных ценностей в процессе формирования личности, а так же овладение ими в процессе профессиональной деятельности и зависимость ее успеха в первую очередь от творческих ценностей, что определило структуру дипломной работы.

Дипломная работа состояла из введения, трех разделов основной части, заключения, списка использованных источников из ….. пунктов и …. приложений. Для достижения цели был определен ряд задач, которые решались в соответствующих разделах дипломной работы.

Первый раздел носит название «Теоретические основы анализа личностных ценностей как основы смысла жизни». Он был посвящен анализупонятия личности в психологии, роли мотивации в ее структуре, а так же роли мотивов разного уровня в генезисе отчуждения и его преодоления.В этой связи решалась задача теоретического анализа различных аспектов теорий личности,мотивов личности и личностных ценностей, исходя из имеющихся научных данных.

В первом подразделе было рассмотрено общее понятие личности в работах известных философов и психологов, сделан особый акцент на источниках мотивации и связи мотивов с потребностями личности.

В первом подразделе были исследованы так же (впервые в систематическом виде) некоторые основные теории личности.

При этом была отмечена особая роль основных аспектов теории личности, поскольку они имеют наибольшее значение в процессе формирования личности и генезисе ее отчуждения.

Подраздел 1.2 был нацелен на конкретный анализ мотивационно-потребностной сферы личности в психологии. Здесь, прежде всего, ставилась цель выявить (с опорой на работы современных авторов, таких как Д. А. Леонтьев, Е. П. Ильин, М.С. Каган, Н.С. Шадрин и др.) специфику личностных ценностей их функций на фоне других форм мотивации (потребности, установки, мнения).

Кроме того, было уделено внимание традиционно принятому членению мотивов на осознанные и неосознанные, при этом была установлено определенное сходство ценностей с такими видами осознанных мотивов, как идеалы и стремления. Рассмотрение в этом подразделе таких форм мотивов, как интересы, мотивы достижения, аффилятивные мотивы, функции, нормы и т.д.

В подразделе 1.3 Варианты проявления ценностей и ценностных переживаний как основа обретения смысла жизни рассматривалась проблема обретения смысла жизни личности в психологии, а так же две основных проявлений ценностных переживаний. При этом проведенный анализ позволил сделать вывод, что личность, имеющая лишь базовые потребности и низкий уровень развития мотивации и не имеющая каких-либо ценностей, подвержена отчуждению в большей степени, нежели личность, имеющая высокий уровень мотивации и стремящаяся к самосовершенствованию. В частности, преодоление преодоления потери смысла жизни, преодоление эгоцентризма, а так же группоцентризма (формы проявления базовых потребностей) опирается на выход к более высоким формам мотивации (норма и ценности). Преодоление этой локализации существования личности в форме группоцентризма и эгоцентризма позволяет достичь бытия-в-мире (человек в своем существовании выходит к социальному бытию, к человеческому «миру миров»).

В конце первого раздела нами были выдвинуты две гипотезы.

Второй раздел был посвящен эмпирическому исследованию влияния ценностей и уровня депрессии на развитие личности, а так же на становление ее профессиональной деятельности. Второй раздел состоял из двух подразделов.

В первом подразделе сначала был осуществлен анализ различных методик изучения ценностной сферы психики, например, методика А. Лангле для изучения ценностно-смысловых ориентаций личности, методика диагностики профессиональной деформации личности В.Е. Орел и методика на самооценку депрессии по О.П. Елисееву.

Далее, во втором подразделе было проведено эмпирическое исследование, посвященное проверке двух частных гипотез, выдвинутых в ходе исследования и сформулированных нами во введении.

Первая частная гипотеза состояла в том, чтосуществует обратная корреляция между уровнем стремления к смыслу жизни (по тесту СЖО) и уровнем депрессии, который в определенной мере является показателем отчуждения.

Для проверки данной гипотезы были выбраны: методика самооценки депрессии по О.П. Елисееву и тест СЖО Д.А. Леонтьева. В выборку вошли учащиеся СОШ №43 10 «а» и 10 «в» классов города Павлодар. Данные по тесту на депрессию (показатель А) и данные по тесту СЖО (показатель В) были обработаны по двум компьютерным программам, составленным профессором Шадриным Н.С. и занесены в таблицу. Затем по широко известной формуле нами был вычислен коэффициент ранговой корреляции Спирмена r, который оказался равен r = -0,408.По таблице Урбаха находим, что этот показатель говорит о статистически достоверной обратной корреляции между уровнем СЖО и показателем депрессии (с уровнем значимости р=0,05 ). Это означает что наша первая гипотеза полностью подтвердилась.

В соответствии со второй частной гипотезой,содержание деятельности актера и музыканта-исполнителя, связанное с трансляцией ценностей, должно положительно сказаться на профессиональное развитии личности, поскольку при этом можно ожидать более высокого уровня понимания смысла жизни и наличая более низкого уровня депресси именно у этого контингента. Нами был выбран тест СЖО в русской версии Д. А. Леонтьева для диагностики стремлению к смыслу жизни, с одной стороны, у данного контингента, а с другой стороны, у обычного контингента студентов физико-математического факультета КазНПУ города Алмата. Сравнение среднего показателя смысла жизни у первого и второго указанного контингента с применением дисперсионного анализа показало, что в целом уровень смысла жизни у актеров и музыкантов-исполнителей оказался значительно выше, чем у обычного контингента. Это говорит о подтверждении данной гипотезы.

Результатом исследования, направленного на проверку наших гипотез могут быть также конкретные практические рекомендации. Они касаются более решительного внедрения ценностей в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста в ВУЗах (профессиональные ценности).

Проведенные нами исследования не исчерпывают всех аспектов нашей темы. Вчастности, не был отмечен и глубоко исследован та сторона отчуждения которая рассматривает проблему воспитания художественных ценностей с раннего детства во избежании развития отчуждения. Данная проблема является актуальной в нашем обществе, так как всего 1 процент людей стремятся к самоактуализации личности.

Разработка указанных аспектов может быть предметом наших дальнейших исследований.

 

 

Список использованной литературы

 

1.Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: Проспект, 2009. – 512с.].

2.Шадрин Н. Психология личности: Учебное пособие.- Астана: Фолиант, 2012. – 152 с.

3.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Спб.: Питер, 2002. - 288 с.

4.Немов Р.С. Словарь- справочник. В 2-х частях. Часть 1. - М.: Владос, 2004. - 304 с.

5.Петровский А.В. Основы психологии. Под редакцией А. В. Петровского.-3-е изд.,-М.: Просвещение, 1986.-464 с.

6.Психология. Словарь/Под общ. Ред. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990.-494 с.

7.Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования 028/Сост. Е. И. Рогов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 448с.

8.Психологический словарь / Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.

9.Мотивация трудовой деятельности: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.С. Пряжников. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 368 с.

10.Дильтей В. Описательная психология // История психологии. XX век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Академический Проект, 2003. – С. 417-453.

11.Шпрангер Э. Два вида психологии // История психологии. XX век / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М. : Академический проект, 2003. – С. 454-474.

12.Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. 2 изд. М.: Смысл, 1997. 64 с

13.Шадрин Н. С. Ценностная регуляция деятельности: социогенез, феноменология, механизмы (научная монография). – Павлодар: Кереку, 2009. – 360 с.

14.Каракулова З.Ш. Зависимость суицидального поведения личности от системы семейного воспитания. Учебное пособие. – Алматы: Изд-во КазНПУ им. Абая, 2008. – 80 с.

15.Ержанова Э.Д. Педагогические условия формирования профессиональной мотивации к изучению иностранного языка у будущих офицеров Пограничной службы. Автореферат – Алмата: 2010 г. стр. 26.

16.Серый, А.В. Система личностных смыслов / А.В. Серый. - Кемерово, 2004. - 54с.

17.Старшеклассник: совокупный портрет / С. Степанов // Шк. Психолог: газ. Издат. Дома «Первое сентебря».-2003.-№20 (май). –4 с.

18.Крылов, А.А. Психология. Учебник / А.А. Крылов. - М., 2001. – 12с.

19.Ильин, И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека / И.А. Ильин. - СПб., 1994.-312с.

20.Сухомлинский, В.А.. Как воспитать настоящего человека. Педагогическое наследие/ В.А. Сухомлинский. - М.: «Педагогика», 1989.– 80 с.

21.Белинская, Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичности / Е.П. Белинская //Мир психологии. - 1999. - № 3. - 147с.

22.Козлов. Н.И. «Психологос- энциклопедия практической психологии»/Козлов. Н.И. // 2013 г.

23.Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 373 с.

24.Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - СПб.: Питер, 2001.- 560с.

25.Маслоу А. Мотивация и личность.- 3-е изд. Спб. Питер, 2003 -252с.

26.А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский. Психология. 6 издание. М., Академия. 2006. 512 с.

27.Соловьева С.Л. Психотерапия. Новейший справочник практического психолога. М.; СПб., 2009. 704 с.

28.Асмолов А.Г. Психология личности. - М.:МГУ 1990. - 367 с.

29.Каган М.С. Философская теория ценности. СПб. ТОО ТК «Петрополис». 1997. 205 с.

 

Приложение А

 

Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)

 

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

 



2015-11-08 1464 Обсуждений (0)
Методы изучения уровня профессионального эмоционального выгорания как индикатора степени реализации смысла жизни в профессиональной сфере 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методы изучения уровня профессионального эмоционального выгорания как индикатора степени реализации смысла жизни в профессиональной сфере

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1464)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)