Метод наименьших квадратов
Приложения 1. Значения коэффициентов Стьюдента
Здесь – доверительная вероятность; – количество опытов.
Обработка результатов измерений
Прямые измерения
Прямые измерения позволяют непосредственно, при помощи прибо-ров, получить значение интересующей величины. В этом случае резуль-тат измерений представляется в следующем виде:
, (П.1)
где – среднее значение измеренной величины; – абсолютная ошибка измерений. Величина абсолютной ошибки определяется следующим образом:
, (П.2)
где – случайная абсолютная погрешность (иногда ее называют по-лушириной доверительного интервала); – систематическая ошибка измерительного прибора; – абсолютная погрешность округления. Как правило, в лабораторном практикуме << , . Если случайный разброс измеряемой величины отсутствует, то оста-ется только погрешность округления , приближенно равная поло-вине наименьшего значения, измеряемого прибором. Для приборов со шкалами это цена деления шкалы. При работе с табличными величи-нами в качестве погрешности округления берется половина цены млад-шего разряда величины. Например, если дается значение сопротивления , то ошибка округления составляет , т.е. число записано с точностью до . При наличии только случайных погрешностей результат измерений будет записан в виде
. (П.3)
При этом рассчитывается следующим образом:
, (П.4)
где – число опытов; – коэффициент Стьюдента, величина которого зависит от и доверительной вероятности . Здесь – вероятность того, что мате-матическое ожидание величины (среднее значение при бесконечном числе измерений) окажется внутри интервала , где – среднее значение величины при данном (сделанном Вами) количестве измерений. Для работ в физическом практикуме рекомендуется брать значения или . Таблица значений коэффициентов Стью-дента приведены в Приложении 1. Замечание. При прямых измерениях времени (ручным секундоме-ром) возникает ошибка, связанная с запаздыванием человеческой реак-ции. При этом ошибка прибора . После вычисления величины абсолютной ошибки необходимо рас-считать относительную ошибку измерения величины :
. (П.5) Косвенные измерения
Косвенные измерения позволяют рассчитывать интересующие нас величины по результатам прямых измерений. При этом измеряемая ве-личина является известной функцией от величин , получаемых из прямых измерений. Результат косвенного из-мерения вычисляют, подставляя в формулу для вычисления средние значения :
. (П.6)
При косвенных измерениях абсолютная ошибка величины опреде-ляется по формуле
, (П.7)
где , ,…, - абсолютные ошибки . В некоторых случаях формулу (П.7) можно упростить. 1. Если , то относительная ошибка величины будет в раз больше относительной ошибки :
. (П.8)
2. Если или , то относительная ошибка величины может быть рассчитана как
, (П.9)
где и – относительные ошибки величин и .
Совместные измерения. Метод наименьших квадратов
Если в работе одновременно измеряются величины и и пред-полагается, что они зависят друг от друга линейно:
,
то можно вычислить коэффициенты и , при которых сумма квад-ратов отклонений экспериментальных точек от прямой линии будет минимальна (отсюда и название метода). Коэффициенты и вычисляются следующим образом:
, (П.10)
. (П.11)
Здесь угловые скобки означают средние значения. Абсолютная ошибка вычисления коэффициента :
, (П.12)
где
. (П.13)
Аналогично вычисляется абсолютная ошибка вычисления коэффи-циента :
, (П.14)
где
. (П.15)
Здесь – число экспериментальных точек.
Запись результатов
Представив результат в виде (П.1), не забудьте округлить его до нужной точности, т.е. до старшей значащей цифры в величине абсолют-ной ошибки. Например, запись неверна, надо округлить до сотых:
.
Записи или неудобны для чтения; их лучше представить в виде
и . Графическим способом Пример приближенного расчета производной в некоторой точке кривой показан на рис. П.1. Для расчета производной берем экспериментальную точку , ближайшую к экспериментальной точке . Измеряем катет и катет , затем берем отношение этих катетов . Так поступаем для каждой экспериментальной точки. За-метим, что в данном примере , , поэтому знак произ-водной отрицателен. Если надо получить значение модуля произ-водной, то берем модуль полученного значения . Так получаем значения модуля производной для каждого измерения, т.е. для каждой экспериментальной точки главной кривой. 4. Плотность воздуха в зависимости от
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1035)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |