Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Организационно-правовая защита информации




МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Учебно-научный комплекс информационных технологий

Кафедра информационной безопасности

 

Реферат

По дисциплине «ТЕОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

И МЕТОДОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ»

На тему: Организационные основы и методологические

Принципы защиты информации

 

Подготовил: Проверил:

Курсант 213 уч. взв. Профессор кафедры

мл. сержант полиции информационной безопасности

М. М. Малышев доктор технических наук,

профессор В.Е. Кадулин

 

 

Работа представлена на кафедру Работа допущена к защите

 

« » _____________ 2012г. « » _____________2012г.

 

 

Дата защиты: ________ 2012г. Оценка: _____________

 

Москва – 2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3

1. Организационно-правовая защита информации…………...4

2. Методологические основы защиты информации…………..7

3. Научно-методологический базис защиты информации……9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………… 12

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………….13


ВВЕДЕНИЕ

 

Острота проблемы защиты информационных технологий в современных условиях определяется следующими факторами:



· высокими темпами роста парка средств вычислительной техники и связи, расширением областей использования ЭВМ, многообразием и повсеместным распространением информационно-управляющих систем, подлежащих защите;

· вовлечением в процесс информационного взаимодействия все большего числа людей и организаций, резким возрастанием их информационных потребностей;

· отношением к информации, как к товару, переходом к рыночным отношениям, с присущей им конкуренцией и промышленным шпионажем, · концентрацией больших объемов информации различного назначения и принадлежности на электронных носителях;

· наличием интенсивного обмена информацией между участниками этого процесса;

· количественным и качественным совершенствованием способов доступа пользователей к информационным ресурсам;

Естественно, в такой ситуации возникает потребность в защите вычислительных систем и информации от несанкционированного доступа, кражи, уничтожения и других преступных и нежелательных действий.

Наблюдается большая разнородность целей и задач защиты - от обеспечения государственной безопасности до защиты интересов отдельных организаций, предприятий и частных лиц, дифференциация самой информации по степени ее уязвимости.

Целью данной работы является проведение анализа системы организационной защиты информации, ее совершенствования и регламентации.

 

Организационно-правовая защита информации

 

Такая подсистема предназначена для регламентации деятельности пользователей ИС и представляет собой упорядоченную совокупность организационных решений, нормативов, законов и правил, определяющих общую организацию работ по защите информации в ИС.

Достижение высокого уровня безопасности невозможно без принятия должных организационных мер. С одной стороны, эти меры должны быть направлены на обеспечение правильности функционирования механизмов защиты и выполняться администратором безопасности системы. С другой стороны, руководство организации, эксплуатирующей средства автоматизации, должно регламентировать правила автоматизированной обработки информации, включая и правила ее защиты, а также установить меру ответственности за нарушение этих правил.

Организационно-правовую защиту структурно можно представить так:

Организационно-правовые вопросы:

· органы, подразделения и лица, ответственные за защиту;

· нормативно-правовые, методические и другие материалы;

· меры ответственности за нарушение правил защиты;

· порядок разрешения спорных ситуаций.

Регистрационные аспекты:

· фиксация "подписи" под документом;

· фиксация фактов ознакомление с информацией;

· фиксация фактов изменения данных;

· фиксация фактов копирования содержания.

Юридические аспекты:

· Утверждение в качестве законов:

· правил защиты информации;

· мер ответственности за нарушение правил защиты;

· регистрационных решений;

· процессуальных норм и правил.

Морально-психологические аспекты:

· подбор и расстановка кадров;

· обучение персонала;

· система моральных и материальных стимулов;

· контроль за соблюдением правил.

Для организации и обеспечения эффективного функционирования СЗИ должны быть разработаны документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в ИС, а также документы, определяющие права и обязанности пользователей при работе с электронными документами юридического характера (договор об организации обмена электронными документами).

План защиты информации может содержать следующие сведения:

· назначение ИС;

· перечень решаемых ею задач;

· конфигурация;

· характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения;

· перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в ИС;

· требования по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности различных категорий информации;

· список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы;

· цель защиты системы и пути обеспечения безопасности ИС и циркулирующей в ней информации;

· перечень угроз безопасности ИС, от которых требуется защита, и наиболее вероятных путей нанесения ущерба;

· основные требования к организации процесса функционирования ИС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации;

· требования к условиям применения и определение ответственности, установленных в системе технических средств защиты от НСД;

· основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности ИС (особые обязанности должностных лиц ИС);

· цель обеспечения непрерывности процесса функционирования ИС, своевременность восстановления ее работоспособности и пути ее достижения;

· перечень и классификация возможных кризисных ситуаций;

· требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.);

· обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы;

· разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами;

· определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов;

· определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.);

· определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов.

Так же стоит проводить организационные и организационно-технические мероприятия по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты

Они включают:

· разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия;

· мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении определенных изменений в самой защищаемой АС или внешней среде (по необходимости);

· периодически проводимые (через определенное время) мероприятия;

· постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия.

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1972)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7