Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Лекция 4. Образование казахского ханства и казахской народности. Казахское ханство в XV-XVI вв




 

1. Укажите дату образовалось Казахское ханства по сведениям Мухаммеда Хайдара Дулати

А) 1465/66-1470 гг.

В) 1582-1598 гг.

С) 1643-1652 гг.

D) 1465 –1466 гг.

Е) 1680-1715 гг.

2. Укажите, в каком средневековом источнике содержатся сведения об образовании Казахского ханства

А) «Михман-наме-йи Бухара» («Записки Бухарского гостя») Фазлаллах ибн Рузбихан

В) «Тарих и Рашиди» Мухаммад Хайдар Дулати

С) «Тарих-и аламара-йи Аббаси» Искандар Мунши

D) «Раузат ал-ризван» Бадр ад-Дин Кашмири

Е) «Бахр ал-асрар» Махмуд ибн Вали

3. Укажите с внутриполитическим состоянием каких государств связан ход образования Казахского ханства в ХV веке

А) Ногайская Орда и Мавераннахр

В) Могулистан и государство Хайду

С) Ак-Орда и Сибирское ханство

D) Ханство Абулхаира и Могулистан

Е) Бухара и ханство Абулхаира.

4. Выделите то положение, которое доказывает неравноправие членов общества по законам Тауке «Жеты-Жаргы»:

А) за кровь мстят кровью

В) богохульника, изобличенного семью свидетелями должны побивать камнями

С) кто убьет султана или ходжу, тот платит родственникам убитого кун за семь человек

D) духовные завещания делаются при родственниках и мулле



Е) самоубийцы погребаются в отдельных местах.

5. Укажите, какой юридический документ относится к более раннему времени:

А) Законы Касым хана

B) Яса Чингизхана

C) Жеті-Жарғы

D) Законы Есим хана

E) Билики Чингизхана

6. Отметьте, кто не принимал участие в записях, редактировании, делении текста Закона Жеті-Жарғы на статьи

А) Г.Спасский

B) Чокан Валиханов

C) А. Левшин

D) Ф.Леонтович

E) С.Гросс

7. Укажите дату принятия Закона Жеті-Жарғы общепринятую в науке

А) начало XVIII века

B) вторая половина XVII века

C) начало XVI века

D) начало XVII века

E) XIII век

8. Укажите главную цель, побудившую к принятию закона Жеті-Жарғы

А) сокращение пастбищ (джунгары)

B) междоусобицы

C) нарушение норм адата

D) защита личности и имущества господствующего класса

E) нарушение моральных норм общественной жизни

9. Укажите, что свидетельствует о развитии норм права при рассмотрении закона Жеті-Жарғы

А) «кровь за кровь»

B) око за око

C) «зуб за зуб»

D) преступник наказывается установленною за всякое преступление платою

E) наказание за доказанностью преступления

10. Отметьте самый распространенный вид наказания

А) смертная казнь

B) конфискация имущества

C) кун

D) остракизм

E) предание публичному позору

11. Отметьте, за кем признавалось право творить суд по законам Жеті-Жарғы

А) за знатью

B) за биями

C) за батырами

D) за аксакалами

E) за старшинами

12. Отметьте, что означает «баранта» по законам Жеті-Жарғы

А) выкуп за невесту

B) насильственный угон скота

C) материальное возмещение за преступление

D) натуральная повинность

E) угон скота, но не как самоуправное деяние, а как правомерное явление жизни

13. Отметьте, какой казахский хан вошел в историю как «собиратель казахских земель»

А) Абылай

В) Абулхаир

С) Таукель

D) Тауке

Е) Касым.

14. Укажите, что обозначал термин «узбек» в XIV веке

A) политоним, обозначающий подданных хана Узбека

B) конфессиональную принадлежность мусульман

C) этноним народности

D) все кочевое население Восточного Дешт-и Кыпчака

E) кочевников, ушедших с Мухаммадом Шибани в Среднюю Азию

15. Различите и выделите теорию этногенеза Л.Н.Гумилева:

A) теория автохтонности

B) стадиальная теория

C) теория конструктивизма

D) пассионарная теория этногенеза

E) теория примордиализма (эссенциализма)

16. Укажите, кем их исследователей предложено анализировать процессы этногенеза через понятия «ареал» и «маргинальная зона»

A) Н.Н. Козьмин

B) Т.И.Султанов

C) С.Д. Асфендияров

D) Н.Э. Масанов

E) Э.А. Масанов

17. Укажите, что не имеет отношения к характеристике номадного ареала

A) дисперсное расселение скотоводов

B) многоукладная экономическая структура общества

C) натурально-потребительский характер хозяйства

D) автаркия, т.е. самообеспечение непосредственных производителей

E) партикуляризм, т.е. стремление отдельных частей к возможно большей независимости

18. Укажите, кто был автором автохтонной концепции происхождения казахского народа (XIX в.)

А) П.И. Рычков

B) В.В. Вельяминов-Зернов,

C) Н.И.Красовский

D) Ч.Ч.Валиханов

E) Я.П.Гавердовский

19. Укажите не характерный признак понятия «жуз»

A) различные ареалы

B) специфика хозяйственно-культурного процесса

C) особенность исторического развития

D) специфическая родоплеменная организация

E) обязательное общее наименование

20. Укажите в ряду причин - следствие

A) низкая продуктивность и разреженность растительного покрова

B) невозможность заготовки сена

C) невозможность концентрации скота на локальной территории

D) дефицит кормовых ресурсов

E) дефицит водных ресурсов

21. Укажите определяющий признак кочевой цивилизации, подчиняющий другие

A) характер функционирования системы материального производства

B) общественные отношение

C) образ жизни

D) социальная организация

E) духовная культура

22. Укажите таксономическую единицу, которой принадлежит ведущая роль в социально-экономической организации кочевого общества

A) территориально-общинная организация

B) нуклеарная семья

C) группа семей

D) домохозяйство

E) патронимия

23. Исключить лишнее, раскрывая принцип трудовой кооперации в пастбищно-кочевой общине

A) хозяйственная взаимопомощь

B) хозяйственная взаимозаменяемость

C) первое и второе общественные разделения труда

D) обеспечение безопасности проживания

E) обеспечение хозяйственной деятельности

24. Укажите, какой из видов структуры стада является наиболее эффективным способом утилизации ресурсов Казахстана

A) кони

B) овцы

C) верблюды

D) коровы

E) козы

25. Укажите, что не соответствует характеристике производственной деятельности в зимний период по Н.Э.Масанову

A) система раздельного выпаса животных

B) размер отары овец от 300 до 400 голов

C) выпас полосами по радиусу от зимовки

D) совместный выпас лошадей и овец

E) максимальный дневной переход овцы 3-4 км

26. Приведите данные по Н.Э.Масанову о прожиточном минимуме скота (овец) для семьи среднего размера

A) 100

B) 90

C) 70

D) 50-40

E) 20-30

27. Какому автору принадлежит следующая цитата: «Кочевой степняк ест, и пьет, и одевается скотом, для него скот дороже своего спокойствия. Первое приветствие киргиз, как известно, начинается следующей фразой: здоров ли твой скот и твое семейство? Эта забота с какой наперед семейства осведомляются о скоте, характеризует быт кочевников более, нежели целые страницы описаний»

A) Н.Э. Массанов

B) Ч.Ч.Валиханов

C) В.Ф.Шахматов

D) С.Е.Толыбеков

E) А.М.Хазанов

28. Укажите субъекты властных отношений в потестарно-политической организации казахского общества, находящиеся на низшей ступени иерархии

A) султаны

B) ханы

C) старшины

D) бии и батыры

E) аулбасы

29. Назовите объективную причину слабости верховной власти в ее проявлениях

A) номадная стратегия землепользования

B) рассеивание власти между разными субъектами властных отношений

C) отсутствие необходимых материально-финансовых ресурсов

D) отсутствие административных рычагов принуждения

E) отсутствие городов внутри степи

30. Укажите, что играло главную роль в регламентации социальных отношений в казахском обществе:

A) нормы обычного права

B) нормы мусульманского права

C) генеалогическая система родства и генеалогическая организация

D) государственные институты власти

E) система ценностных ориентаций кочевника

31. Какому казахскому хану принадлежат следующие слова: «Мы жители степи; у нас нет ни редких, ни дорогих вещей, ни товаров, главное наше богатство состоит в лошадях; мясо и кожи их служат нам лучшею пищею и одеждою, а приятнейший напиток для нас – молоко их и то, что из него приготовляется, в земле нашей нет ни садов, ни зданий; место наших развлечений – пастбище скота и табуны лошадей, и мы ходим к табунам любоваться зрелищем коней»

A) Султан Саид-хан

B) Тауке хан

C) Касым хан

D) Есим хан

E) Аблай хан

32. Укажите, что не совпадает с характеристикой торе, как привилегированного сословия казахского общества

A) право возглавлять эль, улус

B) право иметь юрт

C) подсудность ханскому суду

D) наказание за оскорбление в размере 26 голов скота

E) за убийство султана кун, равный куну за убийство взрослого мужчины

33. Укажите, какая из функций ханской власти главная в период напряженных отношений с соседями

A) координация внеэкономических отношений

B) регулирование системы землепользования крупных племенных групп

C) разрешение межродовых противоречий

D) военно-политическая деятельность

E) судебная деятельность

34. Укажите государство, образованное потомками Абулхаир-хана

A) Казахское ханство

B) Хивинское, Узгентское ханство

C) Бухарское, Узбекское ханство

D) Могулия, Яркендское ханство

E) Ногайская Орда, Мангытский юрт

35. Укажите государство, образованное потомками Урус-хана

A) Казахское ханство

B) Хивинское, Узгентское ханство

C) Бухарское, Узбекское ханство

D) Могулия, Яркендское ханство

E) Ногайская Орда, Мангытский юрт

36. Укажите, о ком сказал Чокан Валиханов: «Геродот казахского народа»

A) В.В.Радлов

B) А.И.Левшин

C) С.Д.Асфендияров

D) В.В.Вильяминов-Зернов

E) В.В.Бартольд

37. Укажите, каким принципом дополнялся принцип первородства при выборе казахских ханов

A) демократии

B) меритократии

C) технократии

D) тимократии

E) старшинства

38. Укажите при правлении какого хана на начальном этапе становления ханская власть была прочной и авторитетной

A) Мамаш

B) Гирей

C) Касым

D) Бурундук

E) Тахир

39. Самая пауперизированная и бесправная часть крестьянства в процессе социального расслоения производительного населения аула в Казахстане

A) шаруа

B) байгуши

C) егинши

D) консы

E) жатаки

40. Укажите натуральный нерегулярный налог

A) ушур

B) зякет

C) джизья

D) согум, сыбага

E) купчур

 

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (741)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.037 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7