Одной из главных составляющих управления проектом является предотвращение потери ценности продукции или услуг за счет снижения их качества. Соответственно, компании, предоставляющие услуги по внедрению информационных систем, накапливают знания о возникающих проблемах и потерях на проектах внедрения и в дальнейшем пытаются предотвратить данные потери.
Анализ процессов управления качеством
|
Название
| Описание
| Последствия невыполнения
| Последствия при выполнении
| Оценка процесса
| Владелец
| Комментарии
|
Планирование управления качеством
| Планирование управления качеством базируется на стандартах и призвано стать руководством, с помощью которого будет оцениваться качество выполняемого проекта. Данный процесс гарантирует, что заказчик получит проект, отвечающий его требованиям. Планирование управления качеством должно рассматриваться в совокупности с процессом управления возможностями, поскольку планирование качества является частью этого процесса
| Если не составлять план управления проектом, сложно будет отследить качество выполняемых задач по проекту и величину отклонений результатов от требований заказчика
| Полученные итоги будут соответствовать требованиям заказчика
| Критически важен
| Менеджер по встречам с заказчиками и менеджер проекта
| Предлагается рассматривать, не разбивая на под-процессы
|
Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия
| Выявление условий, которые могут повлиять на ход выполнения проекта, учет политики в области качества, принятой на предприятии, процедур, предписаний и накопленных знаний из предыдущих проектов
| Возникновение противоречии с законодательством или с политикой в области качества, существующей на предприятии
| Выполнение проекта в соответствии с условиями и получение желаемых результатов
| Важен
| Руководитель проекта
| Рекомендован к исполнению
|
Составление плана управления качеством
| Составление документа, на основании которого будет оцениваться качество выполнения проекта и полученных результатов
| Получение результатов, не соответствующих требованиям заказчика
| Выполнение проекта в соответствии с условиями и получение желаемых результатов
| Критически важен
| Руководитель проекта
| Обязателен для исполнения
|
Обеспечение качества
| Принятие плановых систематических мер (внешних и внутренних), которые обеспечивают выполнение всех предусмотренных процессов, необходимых для удовлетворения требованиям по качеству
| Получение результатов, не соответствующих требованиям заказчика
| Выполнение проекта в соответствии с условиями и получение желаемых результатов
| Важен
| Руководитель проекта или команда проекта
| Рекомендован к исполнению
|
Исполнение плана проекта
| Проведение мер, обеспечивающих выполнение плана управления качеством
| Отклонение результатов проекта от ожидании заказчика
| Получение ожидаемых результатов в установленные сроки
| Важен
| Руководитель проекта/команда проекта
| Рекомендован к исполнению
|
Управление временем, содержанием и стоимостью
| Согласование мер по обеспечению выполнения плана управления качеством, учета стоимости и достаточного количества ресурсов для их проведения
| Неоправданное увеличение стоимости проекта и сроков его выполнения
| Оптимизация затрат на обеспечение качества проекта
| Критически важен
| Руководитель проекта
| Обязателен для исполнния
|
Контроль качества
| Мониторинг результатов проекта для установления соответствию стандартам качества. Определение и устранение причин, вызывающих отклонения
| Отклонение от ожидаемых результатов, причину которого невозможно установить и исправить
| Своевременное устранение отклонения от ожидаемых результатов
| Важен
| Команда проекта/руководитель проекта
| Рекомендован к исполнению
|
План обеспечения качества проекта
|
Мероприятия по обеспечению качества проекта
| График исполнения (в неделях)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Анализ требований результатов проекта
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Выбор и утверждение стандартов выполнения проекта
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Разработка и утверждение плана управления рисками проекта
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Задачи обеспечения качества
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
|
4.1. Разработка и утверждение процедуры управления проблемами (отклонениями) в проекте
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.2. Мониторинг статуса рисков и проблем проекта
| | | x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| |
4.3. Совещания рабочей группы проекта (еженедельно)
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
|
4.4. Рецензирование и утверждение проектных документов, передаваемых Заказчику
| | | | x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| | | | | | | | |
4.4.1. Рецензирование и утверждение технического задания
| | | | x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.4.2. Рецензирование и утверждение технического проекта
| | | | | | | x
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4.4.3. Рецензирование и утверждение других документов
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | x
| x
| | | | | | | | |
4.5. Совещание по анализу результатов этапа проекта
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
|
5. Задачи организации и тестирования испытаний
| | | | | | | | | | x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| | | | | | | | | | |
5.1. Разработка и утверждение методики испытаний и тестирования ИС
| | | | | | | | | | x
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | |
5.2. Разработка и утверждение плана испытаний
| | | | | | | | | | | | | x
| | | | | | | | | | | | | | | |
5.3. Разработка и утверждение отчета по результатам испытаний и тестирования
| | | | | | | | | | | | | | | x
| x
| | | | | | | | | | | | |
5.4. Подготовка и утверждение акта приемки ИС
| | | | | | | | | | | | | | | | | | x
| | | | | | | | | | |
б. Внутренние и внешние аудиты проекта
| | x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| |
6.1. Внутренние аудиты
| | x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| x
| |
6.1.1. Аудит фазы инициации проекта (в соответствии стандарту компании по управлению проектами)
| | | | x
| x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6.1.2. Аудит фазы выполнения проекта (в соответствии стандарту компании по управлению проектами)
| | | | | | | | | | x
| | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6.1.3. Аудит фазы завершения проекта (в соответствии стандарту компании по управлению проектами)
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6.2. Внешние аудиты
| | | | | | | | | | | | | | x
| | | | | x
| x
| | | | | | | | |
6.2.1. Аудит представителями поставщика ИС по выполнению методологии внедрения ИС
| | | | | | | | | | | | | | x
| | | | | | | | | | | | | | |
6.2.2. Аудит хода выполнения проекта представителями Заказчика
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | x
| | | | | | | | |
7. Подготовка и утверждение отчета о выполненном проекте или этапе проекта
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | x
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Причины появления потерь качества весьма разнообразны: нарушения технологии, несоответствующее качество ресурсов, человеческий фактор, несовершенство системы управления. Существенным является то обстоятельство, что все эти потери качества появляются при выполнении отдельных процессов и операций. В связи с этим современный менеджмент качества пришел к пониманию, что управлять нужно не качеством продукции или услуг, а качеством исполнения процессов. В частности, это обстоятельство нашло свое отражение в международных стандартах ISO 9000, о которых уже упоминалось. Именно основываясь на данной теории, определим необходимые процедуры для управления качеством на проекте внедрения. Итак, сначала определим процессы, на которых возможны потери, и сами потери качества.