Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Цвет как фактор психофизиологического воздействия



2015-11-08 1144 Обсуждений (0)
Цвет как фактор психофизиологического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок




Цвет в интерьере всегда был могучим средством воздействия на душу человека, на его настроение и поведение. Но в прошедшие исторические эпохи важными художественными средствами были сами формы архитектуры, а также скульптурный и живописный орнамент и изделия художественного ре­месла. В наше время при аскетической оголенности форм массовой ар­хитектуры цвет становится главным, а часто и единственным носителем эстетического начала, главным средством воздействия на человека.

Приступая к проектированию цветового климата, мы, прежде всего, ре­шаем вопрос: какой должна быть общая цветовая гамма в данном ин­терьере — возбуждающей, тонизирующей или успокаивающей. Этот воп­рос решается в зависимости от характера производственного процесса (в объектах 1 и IIклассов) или от художественного замысла (в объек­тах III класса).

Возбуждающие цвета уместны там, где требуется большая двигатель­ная активность или мышечное напряжение, где нужно развеселить и взбодрить человека, восполнить дефицит эмоций, повысить нервно-психи­ческий тонус. Примерами могут служить помещения ресторанов и кафе, аттракционы и ярмарки, танцплощадки, цехи сборки крупных деталей, помещения для душевнобольных с угнетенными психическими функциями и т. д. Следует помнить, что возбуждающим действием обладают не только цвета красно-пурпурной области, но и контрастные сочетания насыщенных цветов, например красный с зеленым и др.

Тонизирующие цвета применяются в любой производственной обстанов­ке или в общественных интерьерах, где не ставятся задачи особо на­правленного духовного воздействия на человека, но нужно поддержать в нем деловую бодрость и работоспособность. К тонизирующим цветам мы относим, как известно, оранжевый и желтый, а также некоторые зеленые (типа травяных и лиственных). Желтый цвет особо рекомен­дуется в помещениях для напряженной умственной работы, для днев­ного пребывания детей, в жилых комнатах. Оранжевый цвет также является тонизирующим, но область применения его менее широка по причинам эстетического порядка. Успокаивающие цвета — зелено-голубые, голубые и синие — применя­ются обычно в помещениях для пассивного отдыха: в спальнях, хол­лах, фойе зрелищных учреждений, некоторых залах собраний или в ауди­ториях, иными словами, там, где требуется успокоить нервную систему человека, затормозить его двигательные реакции и снизить интенсивность эмоций. В холодной спокойной гамме решаются также некоторые су­губо деловые репрезентативные помещения (кабинеты администрации, при­емные и вестибюли административных зданий). Чаще, однако, голубой и синий цвета употребляются для компенсации вредного действия избы­точного тепла (в южных помещениях, горячих цехах).

Во всяком помещении и при всяком трудовом процессе имеют место те или иные производственные вредности или угнетающие факторы. В заводских цехах — шум, пыль, грязь, копоть, избыточное тепло или холод, запахи, избыточная влажность и т. д. В учебных аудиториях — многолюдье, теснота, повышенное содержание углекислоты и недостаток ки­слорода. В коридоре — избыточная длина помещения и недостаток естест­венного света и пр. Очень многие из этих вредных факторов могут быть в значительной степени нейтрализованы при помощи окраски. Здесь, как и везде, требуется творческий подход к решению каждой конкрет­ной задачи, так как с одним и тем же вредным фактором в разных случаях следует бороться разными способами. Универсальные рецепты здесь давать нельзя, можно лишь привести некоторые примеры.

В помещениях с избыточными выделениями тепла или холода ре­комендуется соответственно холодная или теплая гамма окраски. В шум­ных помещениях желательно применение «тихой» гаммы — холодных и ма­лонасыщенных цветов. В помещениях с избыточной влажностью хорош белый цвет в виде облицовки глазурованными плитками. Его можно до­полнить голубым, зеленым и подчеркнуть черными акцентами. В пыль­ных помещениях рекомендуется окраска более насыщенная и контраст­ная, так как под неизбежным слоем пыли все цвета смягчаются и сбли­жаются.

Запахи можно отчасти нейтрализовать цветом с противоположным пси­хологическим воздействием. Так, при выделении сладких запахов лучше применять «горькую» гамму: синие, зеленые, голубые с белым и чер­ным; при горьких запахах можно применять теплую гамму; при очень неприятных запахах лучше всего максимально гигиеничная гамма: бе­лый, светло-голубой, светло-серый.

В многолюдных производственных помещениях цветовая гамма должна быть как можно спокойнее, независимо от прочих условий. Иными сло­вами, при большой психической нагрузке от внешних раздражителей не следует усугублять их утомляющее действие введением добавочных цветовых впечатлений. Впрочем, иной раз негромкий, но навязчивый шум можно перекрыть сильным организованным звуком, а «мельтеше­ние» в поле зрения сделать незаметным, включив в визуальную структуру броское пятно. Поэтому, например, росписи городских стен на самых людных и шумных улицах Нью-Йорка или Парижа оказались органи­зующим фактором, не перегружающим внимание, а, напротив, дающим своего рода отдых за счет переключения эмоций с делового строя на празднично-веселый.

Всякий цвет сам по себе, взятый отдельно, ни хорош, ни плох, но в некоторых ситуациях он может стать прекрасным, а в других — неуместным или даже безобразным. Часто это зависит от материала и фактуры. Особо чувствительны к фактуре и материалу зеленый, желтый, коричневый и серый цвета. Так, например, серый мех или шерсть — элегантнейший материал, а серая масляная (или даже клеевая) окраска стен наводит на грустные мысли. Можно назвать ряд цветов, требую­щих очень осторожного обращения при использовании их в интерьерах.

Иначе говоря, для всякого интерьера существуют «запретные» цвета, использование которых может вызвать негативный психофизиологический эффект. Так, например, во всех помещениях медицинских учреждений неуместен красный цвет, особенно алый. Вместо чистого красного лучше использовать кирпичный, терракотовый, железоокисный или даже жженую охру. В помещениях для принятия пищи недопустимо применение каких-либо пыльно-грязных, розово-оранжевых или тепло-коричневых цветов, тем более с брекчиевидной текстурой. В том месте, где едят или го­товят пищу, ничто не должно напоминать грязной посуды или отходов. В серьезных деловых помещениях запретны все розовые цвета, так как они внушают несерьезные и неделовые эмоции.



2015-11-08 1144 Обсуждений (0)
Цвет как фактор психофизиологического воздействия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Цвет как фактор психофизиологического воздействия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1144)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)