Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Постановка дыхания у начинающего трубача




 

Постановка дыхания у начинающего трубача есть, прежде всего чёткое и прочное уяснение им основных принципов звукообразования и нахождения необходимого мышечного чувства, помогающего сознательно управлять всем дыхательным аппаратом. Правильность работы профессионального дыхания определяется в конечном счёте звуковым результатом.

При постановке дыхания важное значение приобретают специальные упражнения без инструмента. Трубач, прежде всего, чем извлечь звук на инструменте, должен потратить много времени, что бы уяснить себе механику проведения вдоха и выдоха. Если же ему сразу дать инструмент и заставить извлечь звук, то он не сможет справиться со всеми задачами, которые тут же перед ним встанут (контроль за работой языка, губ, пальцев). Сам по себе контроль за правильностью дыхания на начальном этапе обучения забирает почти всё внимание, поэтому и занятия дыханием должны быть строго индивидуальны.

Некоторые упражнения для дыхания Джеймса Стемпа – американского трубача и педагога-методиста:

Ø Быстро вдохнуть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей;



Ø Протяжно вдохнуть на восемь четвертей, быстро выдохнуть на одну четверть, задержав выдох на восемь четвертей;

Ø Быстро вдохнуть на одну четверть, задержать дыхание, отсчитав в уме восемь четвертей, медленно выдохнуть на восемь четвертей.

Каждое упражнение повторять по восемь раз. В дальнейшем отсчёт четвертей увеличить. При выполнении упражнений сохранять медленный темп.

Или взять по возможности большее дыхание, затем продолжать прибавлять, втягивать воздух в себя до тех пор, пока это возможно.

Зарубежные педагоги предлагают упражнение, которое заключается в следующем: ученик, выну мундштук из трубы, берёт мундштучную часть трубки инструмента в рот и вдувает в неё воздух. Продолжительность выдоха произвольная, но довольно длительная. Упражнение повторяется несколько раз, оно тренирует силу и мощность выдоха трубача.

Дальнейшее освоение исполнительского вдоха и выдоха проходит в направлении развития техники профессионального дыхания. Под этим термином следует понимать исполнительский навык, включающий в натренированную способность музыканта к быстрому глубокому вдоху и следующего за ним продолжительному, опёртому, глубокому выдоху, подчинённым задачам исполняемой музыки.

Развитие техники дыхания тесно связано с воспитанием других компонентов исполнительского аппарата. Следует заметить, что для успешного развития профессионального дыхания необходимы: правильная его постановка, постоянная физическая тренировка, специальные упражнения на инструменте.

Дыхание и музыкальная фразировка.

Одним из важнейших условий хорошей фразировки является полное подчинение дыхания особенностям исполняемых произведений. Играющий должен правильно определять границы законченных построений, т.е. уметь определять цезуры. Разрывать музыкальное единое целое недопустимо. Для играющего умение правильно расставлять цезуры важно ещё и в том отношении, что цезуры определяют момент очередного вдоха. Возникает вопрос, как же определять момент смены дыхания во время игры? В соответствии с этим сформированы следующие наиболее общие закономерности смены дыхания в момент игры:

Ø В целях соблюдения единства музыкального целого дыхание следует менять во время пауз, т.к. они являются наиболее отчётливым выражением цезуры. Однако при исполнении музыки, имеющей большое количество пауз, дыхание не во коем случае не следует менять на каждой паузе, ибо частая смена дыхания приведёт к быстрому утомлению музыканта;

Ø При отсутствии пауз для смены дыхания можно использовать продолжительные звуки. Например, если после продолжительного следуют один или несколько коротких звуков, то дыхание следует брать после продолжительного звука;

Ø Кроме пауз и продолжительных звуков основанием для смены дыхания является повторение музыкального материала, которые помогают определять цезура даже при непрерывном движении.

Если ярко выраженные признаки цезуры отсутствуют, то основанием для цезуры и для смены дыхания может служить:

Ø Смена гармонических функций;

Ø Резкая смена динамики;

Ø Смена регистра.

При смене дыхания в момент игры нужно иметь в виду, что любое музыкальное построение обычно заканчивается аккордовым звуком, поэтому не следует делать очередной вдох на аккордовых звуках, например:

Ø В момент задержания;

Ø Перед проходящим звуком или после него;

Ø Перед вспомогательным звуком;

Ø В момент предъёма.

Рассматривая дыхание, следует отметить связь дыхания с техникой, динамикой, нюансировкой, со штрихами и тембровыми особенностями звука. Во всех этих элементах, дыхание исполнителя играет существенную роль, способствуя большой выразительности музыкального исполнения.

 

Развитие дыхания.

 

Развитие и тренировка дыхательного аппарата музыканта должна производиться двумя способами: без игры на инструменте и в процессе игры.

В основе первого способа лежит систематическое развитие дыхательного аппарата при помощи общефизических упражнений. Ценность таких упражнений состоит в том, что они способствуют укреплению дыхательной мускулатуры и развивают грудную клетку. Полезными для музыкантов духовиков являются – занятия плаваньем, лыжами, бегом и гимнастикой.

Другой способ тренировки заключается в игре специальных упражнений на инструменте. Основным видом дыхательных упражнений является исполнение продолжительных звуков с различными динамическими оттенками. Например:

Ø Ноту соль первой октавы держать четыре такта в размере четыре четверти, на piano (пиано).

Ø Аналогично, держать ноту соль первой октавы только на динамике forte (форте).

Ø И третий способ – держать ноту соль четыре такта, начиная с piano к середине делая creshendo до forte и к концу сделать diminuendo до pianissimo.

При выполнении этих упражнений внимание музыканта должно быть направлено на то, что бы звук был интонационно устойчивый. По мимо указанных упражнений для развития дыхания можно использовать музыкальные произведения. Для этих целей лучше выбрать пьесу кантиленного характера. Например: медленные части концертов, сюит. Исполняя подобные произведения, развивается дыхательный и губной аппарат, в то же время развивая технику и мастерство исполнителя.

 

 

Список используемой литературы:

 

· Ю. Усов. «Методика обучения игре на трубе»

· А. М. Исаев. «Общая методика игры и преподавания на духовых инструментах»

· С. Болотин. «Методика преподавания игры на трубе в музыкальной школе»

Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2000)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7