Ниже предлагаю упражнения, которые помогут Вам в работе над дикцией
1. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука: 2. Произнесите медленно и отчетливо следующие слова на различение гласных звуков. o Анна, адрес, автор, астра, алгебра, нас, бал, мак, старт, рука, як, яр, яд, ягода, яма, Аня, Ася, альт, Альбина, Алиса. o бок, вот, гость, горе, дождь, дом, зори, кот, комья, лом, мост, соль, лёд, слёзы, счёт, Лёня, тётя. o утро, уголь, ум, узы, узник, зуб, лук, шум, клуб, труд, зовут, пишу, утюг, союз, юг, юла, юноша, юродивый, юмор, в среду, в непогоду. o был — бил, выл — вил, мыл — Нил, тыл — тина, рысь — рис, пылать — пилить. o бы — бэ, вы — вэ, гы — ге, лы — лэ, мы — мэ, ны — нэ, пы — пэ, ры — рэ, ты — тэ, сы — сэ. 3. Произнесите следующие фразы с различной интонацией: утверждения, вопроса: o Пословица не мимо молвится. o Написано пером, не вырубишь топором. o Дружба дружбой, а служба службой. o Крепкую дружбу и топором не разрубишь o Терпенье и труд все перетрут 4. Произнесите на одном выдохе сочетания согласных. Сделайте это, сначала только артикулируя звуки беззвучно, потом шепотом, и, наконец, отчетливо, громко. o Ба — бо — бу — бэ — би — бы o ва — во — ву — вэ — ви — вы o да — до — ду — дэ — ди — ды o Па — по — пу — пэ — пи — пы o фа — фо — фу — фэ — фи — фы o та — то — ту — тэ — ти — ты o Га — го — гу — гэ — ги — гы o ка — ко — ку — кэ — ки — кы o ха — хо — ху — хэ — хи — хы 5. Поиграйте с мячиком и слогами. Произнесите: o Ппа — ппо — ппу — ппэ — ппи — ппы o Бба — ббо — ббу — бби — ббы o Пабба — поббо — пуббу — пэббэ — пибби — пыббы 6. Произнесите на одном выдохе звукосочетания с сонорными согласными. Произнесите сначала шепотом, потом громче и, наконец,громко (но не кричать). o лра — лро — лру — лрэ — лри — лры o рла — рло — рлу — рлэ — рли — рлы 7. Произнесите правильно и отчетливо следующие сочетания согласных: o Птка — птко — птку — пткэ — птки — пткы o Тпка — тпко — тпку — тпкэ — тпки — тпкы o Кпта — кпто — кпту — кптэ — кпти — кпты 8. "Барбанщик" 9. Произнесите скороговорки и чистоговорки сначала беззвучно, затем вслух, четко артикулируя. o Бык туп, тупогуб, тупогубенький бычок. o У быка бела губа была тупа. o В Чите течет Читинка. o Кукушка кукушонку сшила капюшон. o Надоел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон. o От топора копыт пыль по полю летит. o Повар Петр, повар Павел Петр плавал, Павел плавал. o Пришел Прокоп — кипел укроп, ушел Прокоп — кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп. o Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке. o Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла, наконец. o Добыл боболь бобов. o Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула. o В один, Клим, клин колоти. o Купи кипу пик. o Купи кипу пуха. o Стоит копна с подприкопеночком. o В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося. o Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями краб грабь. o Хвалю Халву. o Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке. o У нас гость унес трость. o Дробью по перепелам, да по тетеревам. o Клара — краля кралась к Ларе. o На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора. o На дворе трава, на траве: Раз дрова, два дрова, три дрова. o Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла. o Съел молодец три пирога с пирогом, да все с творогом. o Талер тарелка стоит. o Идти на рать, так бердыш брать. o Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели. o Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила. o Город Нерль на Нерли реке. o А мне не до домогания. o На горе Арарат рвала Варвара виноград. o У сени и Сани в сенях сом с усами. o У осы не усы, не усища, а усики. o Осип охрип, Архип осип. o Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса. o Сачок зацепился за сучок. o По семеро в сани уселись сами. o Свиристель свиристит свиристелью. o По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. o Самшит, самшит, как ты крепко сшит. o Около колодца кольцо не найдется. o Жужжит жужжелица, жужжит, да не кружиться. o Яшма в замше замшела. o Жал Зямка замшу, жевал Зямка жамку в замке. o Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ша, ща, ж, ч, ша, ща. o Цыпленок цапли цепко цеплялся за цеп. o Щипцы да клещи — вот наши вещи. o Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке. 10. Произнесите выразительно и ясно, на одном выдохе следующую скороговорку. Если дыхания не хватает, сделайте добор воздуха на ":". 11. "Фома неверующий" o 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(произносит с ровной, спокойной интонацией). o 2-ой. Мимозы Мила маме купила?(логически, интонацией выделяя первое слово). o 1-ый. Мимозы Мила маме купила.(отвечая, также интонацией выделяет первое слово). o 2-ой. Мимозы Мила маме купила? o 1-ый. Мимозы Мила маме купила. o 2-ой. Мимозы Мила маме купила? o 1-ый. Мимозы Мила маме купила. o 2-ой. Мимозы Мила маме купила? o 1-ый. Мимозы Мила маме купила! Все слова фразы произносите слитно, спокойно, не роняйте концы фраз. Вся фраза до конца должна быть хорошо озвучена. Всегда добивайтесь этого. o На мели мы лениво налима ловили, и меняли налима мы вам на линя. o Лавр рвал ландыши и давал их Ларе. 12. Произнесите стихотворные строчки, меняя темп произнесения (начинайте медленно, потом постепенно убыстряя и, наконец, быстро). 13. Поставьте несложные игровые задачи к следующим скороговоркам и произнесите их вслух: o Забыл Панкрат Кондратов домкрат, а Панкрату без домкрата не поднять на тракте трактор. o 33 корабля лавировали — лавировали да не вылавировали. o Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала. o Рапортовал, да недорапотовал, стал дорапортовывать — зарапортовался. o Сшит колпак не по-колпаковски, вышит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать. 14. Произнесите, соблюдая правильное дыхание: 15. Прочитайте и осмыслите гекзаметр, составленный А. В. Прянишниковым. Задания: o Для развития устойчивости голоса, начинайте читать первую строку гекзаметра монотонно на средней высоте, затем, сделав добор воздуха, продолжайте читать вторую строку также монотонно и на средней ноте, потом третью и т.д. Следите, чтобы голос не дрожал, не качался, все время был ровным и на одной и той же ноте. o Для развития высоты голоса первую строку гекзаметра произнесите на самой низкой для вас ноте, вторую строчку выше по тону до самой высокой для вас ноты. Потом по гамме обратно. o Для развития силы голоса первую строку читайте шепотом, вторую громче, третью еще громче и т.д., но не кричите. Потом обратно до шепота. o Для развития темпа начинайте читать первую строку медленно, вторую быстрее, третью еще быстрее... Потом обратно.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1091)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |