РАСЧЕТ ИНТЕГРАЛЬНОЙ БАЛЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ТЯЖЕСТИ ТРУДА
НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ Цель работы: определить интегральную бальную оценку тяжести и напряженности труда _______ (рабочее место, указанное в выданном варианте). Ход работы: 1. Взять вариант у преподавателя. 2. Изучить основные положения и методику. Подготовить форму таблицы (см. табл. 2.) и занести в нее исходные данные согласно данным варианта. 3. Внести в таблицу величину каждого фактора Хi в баллах. 4. Определить интегральную бальную оценку тяжести труда по формуле (1.) с учетом формулы (2.). 5. Зная интегральную бальную оценку, определить категорию тяжести труда и дать ее определение. 6. Оформить отчет и сдать преподавателю. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Рабочая среда человек—оператор представляет собой совокупность физических, химических, биологических, социально-психологических и эстетических факторов внешней среды, воздействующих на оператора. Различают четыре уровня воздействия факторов рабочей среды на человека, необходимые для их учета и нормирования: ─ комфортная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности оператора, хорошее самочувствие и сохранение его здоровья; ─ относительно дискомфортная рабочая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы; ─ экстремальная рабочая среда приводит к снижению работоспособности оператора и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим изменениям или невозможности выполнения работы; ─ сверхэкстремальная среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений или невозможности выполнения работы. Комплексную оценку факторов рабочей среды проводят на основе методики физиологической классификации тяжести работ. Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая преимущественную нагрузку на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную и др.), обеспечивающие жизнедеятельность. Тяжесть труда характеризуется: - физической динамической нагрузкой, - массой поднимаемого и перемещаемого груза, - общим числом стереотипных рабочих движений, - величиной статической нагрузки, - формой рабочей позы, - степенью наклона корпуса, - перемещениями в пространстве. Напряженность труда - характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника. К факторам, характеризующим напряженность труда, относятся: - интеллектуальные, - сенсорные, - эмоциональные нагрузки, - степень монотонности нагрузок, - режим работы. Опасный производственный фактор – фактор среды и трудового процесса, который может быть причиной острого заболевания или внезапного ухудшения здоровья и смерти. В зависимости от количественной характеристики и продолжительности действия отдельные вредные производственные факторы могут стать опасными. Профессиональный риск – это величина вероятности нарушения (повреждения) здоровья с учетом тяжести последствий в результате неблагоприятного влияния факторов производственной среды и трудового процесса. Оценка профессионального риска проводится с учетом величины экспозиции последних, показателей состояния здоровья и утраты работоспособности последних. Защита временем – уменьшение вредного воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса на работающих за счет снижения времени их действия: ─ введение внутрисменных перерывов, ─ сокращенного рабочего дня, ─ увеличение продолжительности отпуска, ─ ограничение стажа работы в данных условиях. МЕТОДИКА РАСЧЕТА Для определения категории тяжести работ каждый из факторов рабочей среды, реально действующий на человека (см. табл. 1.), оценивают по балльной шкале и определяют интегральную балльную оценку тяжести и напряженности труда.
Таблица 1. Критерии для бальной оценки факторов рабочей среды.
Продолжение табл. 1
Продолжение табл. 1
Интегральная балльная оценка тяжести и напряженности труда
где xmax – наивысшая из полученных частных балльных оценок; N – общее число факторов; xi - балльная оценка по i– му из учитываемых факторов (частная балльная оценка); n – число учитываемых факторов без учета одного фактора xmax . Данная формула справедлива, если каждый из учитываемых факторов действует в течение всего рабочего дня, т.е. 8 ч (480 мин). Если какой-либо из факторов действует менее 8 ч, то его фактическая оценка
где tудi – удельный вес времени действия i-го фактора в общей продолжительности рабочего дня; t - продолжительность действия фактора, мин. Таким образом, если по варианту работ окажется, что какой-то фактор действует меньше 480 мин, то в формулу (1) в качестве значения x по данному фактору следует подставлять значение xф,определяемое по формуле (2). Для удобства выполнения задания все промежуточные расчеты следует заносить в табл. 2. в следующей последовательности (по каждой строке): - записать фактор среды из варианта (графа 1); - обозначить этот фактор как xi (графа 2); - выписать значение фактора из варианта (графа 3); - определить, используя данные табл.1 , величину фактора Х1 в баллах и занести результат в графу 4. Исходные данные по вариантам у преподавателя, данные Х1 в баллах (из табл. 1.) и результаты оценки удельной тяжести фактора рабочей среды, Хфi сводят в таблицу 2. Таблиц 2. Расчет интегральной балльной оценки тяжести труда.
После расчета интегральной балльной оценки по формуле (1) определяют категорию тяжести и напряженности выполняемой работы.
На основании расчетов интегральной балльной оценки и коллективного договора, заключенного с администрацией, работнику дифференцируют заработную плату, т.е. устанавливают надбавку, назначают дополнительный отпуск или сокращенный рабочий день, дополнительное профилактическое питание и т.п.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5807)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |