Нервно-психическое развитие детей первого года жизни
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
|
Важнейшим параметром гармоничного развития малыша первого года жизни является оценка нервно-психического развития. Она проводится врачами- педиатрами по следующим показателям:
- Зрительно-ориентировочные и слуховые ориентировочные реакции;
- Эмоции;
- Общие движения;
- Движения руки и действие с предметами;
- Подготовительные этапы развития и понимания речи;
- Навыки и умения.
Развитие этих показателей в зависимости от возраста наглядно представлены в таблицах, следующих ниже.
Показатели нервно-психического развития ребенка первого года жизни
Таблица 1. От нуля до шести месяцев
|
Показатель
| Возраст в месяцах
|
|
|
|
|
|
| Зрительно- ориентировочные реакции
| Кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним.
| Следит взглядом за движущейся перед глазами игрушкой
| Фиксирует взгляд на неподвижных предметах, в любом положении
| Узнает мать
| Отличает чужих от близких
|
| Слуховые ориентировочные реакции
| Вздрагивает при резком звуке и мигает
| Прислушивается
| Отчетливое слуховое сосредоточение
| Поворачивает голову на звук
| Различает тон, с которым к нему обращаются
|
| Эмоции
| Первая улыбка
| Улыбается в ответ на речь взрослого
| В ответ на разговор отвечает радостью улыбкой и движением ножек
| Громко смеется
|
|
| Движения общие
| Пытается держать голову лежа на животе
| Хорошо держит голову в (1-2 мин.)вертикальном положении
| Хорошо удерживает голову лежа на животе. Есть упор ног.
| Поворачивается со спины на живот
| Стоит, не подгибая ног при поддержке. Поворачивается со спины на живот
| Поворачивается с живота на спину. Подползает к игрушке.
| Движения руки и действия с предметами
|
|
|
| Захватывает подвешенную игрушку
| Четко берет игрушку, которую держит взрослый над грудью ребенка
| Свободно берет игрушки из разных положений
| Подготовительные этапы развития речи
Понимание речи
|
|
| Начинает гулить
| Продолжительно гулит
| Продолжает долго гулить
| Произносит слоги "ма", "ба". Начало лепета
| Навыки и умения в процессах
|
|
|
|
|
| Берет пищу губами с ложки для кормления
| |
Таблица 2. От шести до двенадцати месяцев
|
Показатели
| Возраст в месяцах
|
|
|
|
|
|
| Движения общие
| Хорошо ползает
| Самостоятельно садится. Сидит. Самостоятельно встает у опоры и ходит, держась за нее
| Ходит при поддержке за обе руки
| Влезает на невысокую поверхность и слезает с нее.
| Самостоятельно стоит без опоры
| Самостоятельно ходит
| Движения руки с предметами действия
| Постукивает игрушкой об игрушку; перекладывает игрушки из одной руки в другую
| Долго занимается игрушками
| Действует с предметами по разному, в зависимости от свойств: катает, вынимает, перекладывает
| Открывает, закрывает коробочку или матрешку, вкладывает один предмет в другой
| Ставит кубики один на другой, снимает и надевает кольца пирамидки
|
| Подготовительные этапы развития речи
| Произносит слоги многократно (лепечет)
| Громко, повторно произносит различные слоги
| Подражает слышимым слогам, которые имелись в его лепете
| Подражает разным слогам взрослого
| Произносит первые слова обозначения:
"мама", "ав-ав", "кис-кис"
| Произносит 8-10 слов
| Понимание речи
| На вопрос "где" находит предмет, лежащий в определенном месте
| По просьбе взрослого делает "Ладушки", "До свидания"
| Знает свое имя. На вопрос "Где?" находит предмет и достает его из множества игрушек
| Знает название частей тела, дает знакомый предмет по просьбе взрослого
| Выполняет элементарные требования взрослых
| Выполняет элементарные требования взрослых. Увеличивается запас понимаемых слов
| Навыки и умения в процессах
| Пьет из чашки, которую держит взрослый
| Сам держит сухарик или корочку хлеба
| Умеет пить из чашки, слегка придерживая его руками.
| Пьет из чашки
| Пьет из чашки
| Сам берет чашку и пьет из нее
| |
С первых месяцев жизни малыша очень важно установить эффективные эмоциональные и социальные связи между ребенком и его мамой, а также с другими окружающими его людьми. Это самый необходимый фактор для развития зрительных и слуховых восприятий, для формирования положительных эмоций, основных движений, и является подготовительным этапом для развития речи.
Родители должны четко представлять себе особенности развития малыша в различные возрастные периоды – знать, какие умения и навыки могут быть выработаны и какие требования можно предъявлять ребенку в соответствии с возрастом, чтобы не вызывать переутомления.
Развитие зрения и слуха
У новорожденного ребенка зрительный и слуховой анализаторы развиты лучше, чем анализаторы, обеспечивающие движение. Уже в первые дни после рождения ребенок начинает фиксировать взгляд на объектах, которые расположены на линии его зрения. Малыш может проследить глазами за движущимся предметом, но это действие еще очень кратковременно и неустойчиво. На десятый-пятнадцатый день жизни дети способны более долго удерживать движущийся предмет в поле зрения. И только со второго месяца жизни они уже сосредоточивают взгляд на неподвижном предмете.
Постепенно малыш начинает следить за многими движущимися объектами и окружающими его людьми. В четыре месяца он уже узнает свою маму, а в пять способен отличить близких родственников от незнакомых ему людей.
Деятельность слухового анализатора развивается так же быстро, и, уже с трехнедельного возраста ребенок начинает прислушиваться к звукам. К пяти месяцам он определяет направление звука и поворачивает головку в сторону его источника.
Так же малыш по-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему.