Метафоры для звуковедения
1. «Представьте, что ваше дыхание это смычок скрипача». Это помогает понять, что каждая нота начинается, поддерживается и соединяется с другими только с помощью дыхания и ничто иное не поможет добиться качественного звука и звуковедения. 2.«Постоянно поддерживайте колонну воздуха в инструменте». Влияет на гладкость звуковедения (соединение звуков). 3. «Играйте не отдельными нотами, а фразами». В каждой фразе есть важные и кульминационные ноты, к которым нужно «придти», «привести» звук. 4. «Представьте, что ваш инструмент это баллон, наполненный легким газом, и что он все время норовит взлететь вверх, а вы своим дыханием не даете ему этого сделать, «заземляете» его».
Ещё один способ ощутить опору при диафрагменно-брюшном дыхании! 1) встаньте прямо. 2) сделайте мощный вдох, не поднимая плечи, без участия груди, должно быть ощущение, что вас надули компрессором, воздух должен идти от солнечного сплетения, от диафрагмы, как бы по нижним рёбрам, вперёд, и в бока, и где-то даже в спину и до копчика. 3) зафиксируйте напряжёнными мышцами живота, это положение после вдоха, и начинайте выдувать в мундштук, или даже без него! Просто поставьте в рот большой палец ногтём вниз, как мундштук - так можно заниматься бесшумно в любом месте, даже при отсутствии мундштука и саксофона! Амбушюром охватывайте палец точно так же, как мундштук, такой же направленный посыл воздуха в нёбо, как и при игре на саксофоне, только воздух будет уходить из под верхней губы по бокам пальца. 4) выдувая воздух, старайтесь, чтобы мышцы живота к концу выдоха сократились как можно меньше, или почти не сократились. Старайтесь удерживать мышцами пресса раздутое состояние, даже когда выдули весь воздух. 5) Мышцы пресса, должны напрягаться тем больше, чем больше вы расходуете воздух, и если правильно всё поняли, то к концу выдоха, должны почувствовать, как воздух, выдавливается передними мышцами живота, стремящимися принять естественное свое положение, но вы им не даёте это сделать, и этот антагонизм, между вашим удержанием и напряжением мышц живота, и стремлением мышц живота при выдохе вернуться назад, и есть где-то МОМЕНТ ИСТИНЫ, и когда вы почувствуете этот мощный столб и воздуха и мышц, от копчика до амбушюра, вы начнёте понимать суть ОПОРЫ. Как бы ощущение, что у вас все части тела, от копчика до губ, стали единым столбом, напряженных мышц – такое состояние кажется противоестественно для организма, особенно поначалу, но потом появляется автоматизм в мышцах. Т.е вдохнули, зафиксировали ваш раздутый живот и бока, и когда всё выдохнули на длинном выдохе, вот почти такое же положение мышц пресса и должно остаться, грудь здесь никакого участия не должна принимать! Плечи не поднимать только диафрагменно-брюшное дыхание! A НЕ женское, грудное дыхание! на время игры, забудьте, что у вас есть лёгкие в груди.
В дальнейшем, мощность вдоха, вы будете определять интуитивно, в зависимости, от стоящих музыкальных задач - для короткой фразы не нужно брать столько воздуха, как для длинной кантилены, ни и при небольшом вдохе, принцип, должен остаться тем же. Этот метод, может и немного утрированный, но на первых порах обучения, быстрее даёт возможность для понимания. По достижении опыта, так раздувать живот не нужно, но на первых порах придётся напрячься. Дыхательная гимнастика Стрельниковой - лечебное дыхание, не относящееся к чисто духовому дыханию. По этой системе учатся дышать наоборот - на вдохе втягивают живот, а на выдохе надувают его. Общее с духовым дыханием - на выдохе мышцы живота держатся напряжёнными. У духовика же несколько другое дыхание.
Начинающим, чтобы понять ощущение нижнерёберного дыхания, нужно выполнять такое упражнение: 1) Из положения стоя нагнуться вперёд с расслабленными руками, чтобы они свободно болтались. Выдохнуть весь воздух. 2) Резко выпрямиться, поднимая руки перед собой к верху с открытым ртом, воздух попадёт сам куда нужно и сколько нужно, 3) Очень медленно опускать руки в стороны, медленно выдыхая воздух. Губы сделайте трубочкой, и когда уже воздуха совсем нет - резко согнитесь опять вперёд с расслабленными руками. Можно немножко подышать, и продолжаем со второго абзаца дальше.
А для духовика это не совсем то, что нужно, и выработать правильное, дыхание на опоре, вряд ли поможет, скорее наоборот навредит. При кажущейся похожести дыхания духовика и певца, есть кардинальные различия, певец выдыхает совсем по-другому, у него задействованы другие мышцы, гортань, связки, и он свободно артикулирует ртом, губами, ему не нужно как духовику поддерживать амбушюром, напряжённо-сосредоточенный поток воздуха. У певца опора заканчивается после гортани и связок, дальше свободный вылет звука и рот в качестве резонатора. Т. е. амбушюра, в духовом понимании у певца нет! Итого, учась дышать по певческим методикам, вы выключаете из неделимой цепочки, второй по важности для духовика момент - АМБЮШУР! - разрываете эту часть опоры, цельное ощущение столба, потока воздуха, от живота до амбушюра. А ведь духовое дыхание нужно рассматривать только в связке с амбушюром.
Самый лучший комплекс для саксофониста - Смотри в приложении «Синди Кроуфорд - идеальное тело за 10 минут»
простые упражнения от Э. Мариенталя - из его второй части самоучителя:
1) Возьмите ноту, скажем, соль. Играйте ее, постепенно расслабляя нижнюю губу. Вы заметите, что тон ноты понизится, а потом звук исчезнет. Перед исчезновением звука - изменится тембр ноты. Потому что трость перестанет быть зажата и начнет вибрировать сравнительно свободно. Этот момент надо уловить. А уловив сделать вот что: не напрягая нижнюю губу, вернуть тон ноты в прежнее высотное положение, (в тот момент, когда исчезает звук, нужно «поддать» воздуха - таким образом, опора звука переместится с губы на диафрагму). 2) Упражнение «собачка» - быстро делать вдох и выдох работая мышцами живота. 3) «Когда идешь вверх - думай что идешь вниз, а когда идешь вниз - думай что идешь вверх» (Абсолютно правильно - чисто психологически верхние ноты брать легче, да и звук получается не зажатый и тусклый, а более насыщенный). 4) Дыхание на опоре создает как бы упругий воздушный столб где-то над пупком, и такой столб поддерживается во время игры. Это не значит набрать полный живот воздуха! Вот если вас бьют в солнечное сплетение или поддых, а вы опытный боец, то вы создаете в месте удара встречную волну из упругих мышц, бросив туда направленный импульс из центра над пупком. А в случае игры на опоре, импульс посылается вверх в амбушюр и мундштук, и удерживается, создавая опору. КАК БРАТЬ ДЫХАНИЕ. 1. "Вдыхайте так, как вдыхает тонущий человек, идущий в третий раз на дно» - говорил Луис Маджио. Луис имел в виду то, что надо набирать, возможно, большее количество воздуха в лёгкие в кратчайшее время. 2. Задержите воздух и расслабьтесь «Сядьте на воздух плечами так, чтобы он переместился на самый низ лёгких» - говорил Маджио. 3. Подача воздуха, как: - будто Вы выдавливаете зубную пасту со дна тюбика; - поднимаете вилами; - боксёр, получающий удар в живот; - внутрь и вверх. Если играющий чувствует краткость вдоха или недостаток воздуха, это значит, что он неправильно дышит или теряет много воздуха, неправильно его распределяя (губы расставлены широко). Для решения этой проблемы сделайте серию коротких вдохов в таком порядке: 1. вдох; 2. расслабьтесь (задержав воздух); 3. сделайте второй вдох; 4. расслабьтесь (задержав воздух); 5. сделайте третий вдох; 6. расслабьтесь («Сядьте на воздух плечами»); 7. подавайте воздух (выдох). Будьте уверены в том, что губы слегка сжаты, предупреждая ненужную потерю воздуха. РАССЛАБЛЕНИЕ. По возможности, основная часть мышц постоянно должна быть расслаблена, естественно, что в некоторых частях тела будет напряженность (диафрагма, мышцы брюшного пресса, мышцы амбушюра), но только лишь в той мере, какой необходимо исполнять свои функции. «Если играющий играет расслабленно, свободно Вы узнаете по его звуку» - говорил Маджио. Чтобы почувствовать расслабленный пресс, сделайте следующее: сядьте на самый краешек стула, вы должны почувствовать жёсткость и упор на костях под ягодичными мышцами, ноги расставьте под углом в сорок градусов, чтобы живот легко под своей тяжестью немного провис, спина идеально прямая, общий наклон тела вперёд не более 5 градусов. Далее берём дыхание, как будто «в третий раз идём ко дну» - Луи Маджио, сначала заполняем низ лёгких, среднюю часть и верхнюю, при этом естественно плечи приподымаются. Не торопитесь выдувать, посадите плечи на воздух - ощущение именно такое, этого времени достаточно, чтобы накормить мозг кислородом, далее дуйте, причём обращайте внимание, что пресс расслаблен, напрягается диафрагма, а живот наоборот стремится расшириться вниз. Суть в том, что при сидячей (вышеописанной) позиции живот изначально в верном, расслабленном положении, обращаю ваше внимание, что опора идёт полностью на стул, ноги выставлены вперёд - нагрузка на них минимальна, а в положении стоя пресс изначально напряжён в нижней части за счёт передачи напряжения с ног, когда поймаете ощущение сидя, сможете изменить положение стоя так, чтобы минимально напрягать пресс. После задержки дыхания с опусканием плеч и последующего за этим выдоха может закружиться голова. Так и должно быть вначале. Мозг обогащается кислородом, а далее вы можете легко играть (только понадобиться неделька на привыкание, зато потом дыхание "попрёт"). Все ваши лиги окажутся сущим пустяком, атака облегчится за счёт воздуха, мышцы щёк расслабятся, и вам останется немного опирать амбушюр на воздух (здесь же можно поймать лёгкое касание трости, мундштука, у кого как). Вообще, мозг просто не привык кушать так много кислорода, поэтому происходит головокружение. Между прочим, при таком дыхании нагрузка на сердце существенно снижается, так как не наблюдается недостатка кислорода в организме в целом (от недостатка кислорода происходят зажимы и покраснения, голова туго соображает). Сердце путём учащения пульса нагоняет недостаток артериальной крови к требующему органу и откачивает избыток венозной крови. Сосуды участвуют в перегонке крови, поэтому необходимо поддерживать их тонус - здоровое питание, бег, плавание, аэробика, шейпинг, йога.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (706)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |