Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии
Задания для практических занятий Философия, её предмет и роль в жизни человека и общества
1. Философия – это наука о мире в целом, обобщающая данные всех других наук. 2. Философия – наука об общих методах познания. 3. Философия - не наука, а выражение человеческого отношения к миру. 4. Философия – это наука о всеобщем в действительности и об общих закономерностях в познании.
Преподаватель поставил вопрос: «Что изучает философия?» А н т о н о в. Философия изучает общие законы природы и человеческого общества. П р е п о д а в а т е л ь. Думает ли кто иначе? К о н е в. Я считаю, что философия – это наука обо всём. П р е п о д а в а т е л ь. Есть ли иные соображения? С и д о р о в. Я не согласен с Антоновым и Коневым, так как общие законы изучает и физика и политэкономия и другие науки. Я считаю, что философия не может изучать всего, так как тогда бы не осталось места для других наук. Фило-софия, по-моему, изучает всеобщие законы природы, человеческого общества и мышления. Кто прав?
3. Философия одна только отличает нас от дикарей и варваров… каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют» (Р.Декарт «Начало философии»). Проанализируйте это положение Декарта. Дайте анализ каждому из высказываний с точки зрения первой стороны основного вопроса философии. а) Существовать – значить быть воспринимаемым. б) Бог не существует. в) Мир существует вне сознания людей. г) Материя и дух вечны и не зависят друг от друга. д) Развитие мира определяется изначально заданной целью.
5. Скажите, можно ли считать идеалистическим положение о том, что идея космического корабля предшествует самому космическому кораблю. Попытайтесь охарактеризовать процесс возникновения и развитие этой идеи. 6. У К.Лассвица есть фантастический рассказ, в котором изобретатель, открыв способ безболезненного уменьшения человека в пространстве и времени, переносится на поверхность мыльного пузыря, только что выдутого его сыном. Оказалось, что там были разумные обитатели, которые горячо спорили о происхождении своей «планеты» и при этом разделились на две партии. Одни утверждали, что мир состоит из жира и щелочи и существует извечно. Другие полагали, что «мир выдут устами исполина, имя коего Рудипуди». Можно ли считать, что первые были материалистами, а вторые идеалистами? Можно ли считать идеалистическим предположение, что жизнь на какой-либо планете возникла в результате эксперимента, поставленного разумным существом из космоса? Можно ли опровергнуть или принять подобные гипотезы чисто философским путем?
7. Преподаватель, читавший лекцию о познаваемости мира, получил записку, содержащую такой вопрос: «Мир бесконечен, и мы никогда не сможем познать его до конца. Разве отсюда не следует, что мир непознаваем?». А как думаете Вы? 8. Объясните следующие теоретические понятия: «объективная диалектика», «стихийная диалектика», «идеалистическая диалектика», «материалистическая диалектика». В связи с этим проанализируйте положение Ф.Энгельса: «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика, диалектическое мышление, есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С. 5). 9. В западной философии распространен взгляд, согласно которому такие черты, как алчность, зависть, жестокость и т.п., извечно присущи человеку, а чело-веческая природа неизменна. Дайте философскую оценку этой точки зрения. 10. Какую философскую оценку можно дать такому подходу, когда, исходя из современных научно-технических представлений, безоговорочно заключают об ограниченности ресурсов нашей планеты. Какая характеристика явлений здесь не учитывается? 11. М.Борн, сыгравший важную роль в истории создания квантовой механики, писал: «Кто думает, что единственно важная реальность – область идей, духовное, тот не должен заниматься естествознанием. Ученый обязан быть реалистом. Он в своих чувственных впечатлениях должен видеть больше, чем галлюцинации, именно извещения о реальном внешнем мире». Какое философское направление критикует М.Борн? 12. Как Вы понимаете слова С.И.Вавилова о том, что философские предпосылки далеко не безразличны для выводов и направления дальнейшей работы; они могут служить тормозом и стимулом развития науки? 13. «В наше время физик вынужден заниматься философскими проблемами в гораздо большей степени, чем это приходилось делать физикам предыдущих поко-лений. К этому физиков вынуждают трудности их собственной науки. Наука без теории познания становится примитивной и путаной» (Эйнштейн А. Соч.: В 4 т. Т.4. С. 248). Чем обусловлено возрастание роли философии в развитии современной физики? Какую функцию философии подчеркивает Эйнштейн в данном высказывании? 14. Ф.Энгельс на похоронах К.Маркса сказал: «Подобно тому, как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития челове-ческой истории: тот, до последнего времени скрытый под идеологическими наслое-ниями, простой факт, что люди в первую очередь должны есть, пить, иметь жилище и одеваться, прежде чем быть в состоянии заниматься политикой, наукой, искусст-вом, религией и т.д., что, следовательно, производство непосредственных матери-альных средств к жизни и тем самым каждая ступень экономического развития на-рода или эпохи образует основу, на которой развиваются государственные учреж-дения, правовые воззрения, искусство и даже религиозные представления данных людей и из которых они поэтому должны быть объяснены, - а не наоборот, как это делалось до сих пор» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч. Т. 19. С. 350-351).
Проанализируйте решение основного вопроса философии К.Марксом применительно к развитию общества. Античная философия
а) вода; б) огонь; в) земля; г) воздух; д) дерево.
а) Сократа; б) Аристотеля; в) Фалеса; г) Анаксимена.
3. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», - говорил: а) Фалес; б) Анаксимандр; в) Гераклит; г) Левкипп.
а) знать все и невозможно; б) знания увеличивают скорбь; в) знать что-то и вовсе и не нужно; г) другие не знают и этого.
а) ироничное подтрунивание; б) форма назидания; в) легкая беседа «ни о чём»; г) общение с собеседником с целью обретения им истины.
философа, лежит в основе всего сущего, это: а) порядок; б) Бог; в) разум; г) число.
а) Фалес; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
а) Парменид; б) Сократ; в) Платон; г) Аристотель.
а) сущность; б) обладание; в) положение; г) время.
а) первоматерии; б) эйдосов; в) множества конкретных предметов и вещей; г) представлений.
а) Сократ и Платон; б) Платон и Аристотель; в) Платон и Пифагор; г) Платон и Диоген.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4010)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |