Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Общественное производство и его структура. Экономические ресурсы Потребности Блага





Предмет и методы экономики как науки

Предметом изучения экономики как науки является выяснение экономических законов, развитие народного хозяйства в двух аспектах: функцональном и социальном.

Функциональный аспект направлен на выяснение экономических законов по рациональному ведению хозяйства с учетом:

-сложившихся разделений и кооперации труда

-условий ограниченности материальных, трудовых, финансовых ресурсов, их альтернативного использования; ограниченность и альтернативность предполагают выбор наименее затратных форм использования

-условий рынка; рынок заставляет сравнивать затраты с результатами.

Социальный аспектнаправлен на выяснение особенностей отношений, собственности конкретного этапа, характера и способа распространения условий и результатов общественного производства. Выясняет какую долю на каком основании общественного производства присваивают члены общества (социально-классовая структура гос-ва определяет этот аспект)

Оба эти аспекта диалектически между собой взаимосвязаны.

Метод –путь, направление познания. Изучение закономерностей развития экономики предполагает использование определенных методов, важнейшими из которых являются общенаучные(общие) и частные(особенные). К общенаучным(общим) относятся:

• метод материалистической диалектики – метод познания и развития экономических явлений и процессов;

• метод научной абстракции, с помощью которого выясняются наиболее общие характеристики явлений и процессов, формируются логические понятия – категории, законы;

• единство исторического и логического подходов. Исторический подход помогает анализировать явления в той последовательности, в которой они возникли, развивались и сменяли друг друга. Логический (теоретический) подход исследования этих же явлений не служит зеркальным отражением их исторического пути. Он предполагает проникновение в сущность изучаемого явления и абстрагирование, т. е. отвлечение от его второстепенных свойств. В результате возникает научное представление об этом явлении. При изучении процессов, явлений используется сочетание исторического и логического подходов.



В экономических исследованиях ученые сталкиваются не только с отдельными, изолированными фактами, но и с большим их массивом. Факты необходимо классифицировать и обобщать, что достигается с помощью частных методов:

• метод индукции (от лат. inductio – наведение), предполагающий восхождение на основе логических умозаключений от частного к общему;

• метод дедукции (от лат. deductio – выведение), – логические умозаключения, основанные на выдвижении гипотезы и проверки ее на фактах, т. е. осуществление в процессе познания движения от общих суждений к частным выводам;

• метод анализа и синтеза: метод анализа предполагает рассмотрение отдельных частей целого, выяснение их функциональных особенностей; метод синтеза рассматривает явление или процесс как целое с учетом функциональных особенностей его элементов в их взаимосвязи в рамках целого;

• экономико-математическое моделирование – один из важных методов познания. Его модели бывают знаковые (в виде формул, математических уравнений) и графические. Увлечение абстрактными математическими моделями может создать ложное представление о реальной экономической ситуации, особенно если в модель заложены некачественно обработанные экономические показатели. Но использование математических моделей дает возможность более полно выяснить зависимость между экономическими явлениями и процессами. На основании методов формируются логические понятия или экономические категории и законы.

Экономическая категория – это научная абстракция экономики, обобщенное выражение какого-либо экономического явления или процесса общественной жизни, например такие понятия, как товар, рынок, деньги, конкуренция, собственность, производство и др. Под экономическими законами понимаются многократно проверенные, существенные, постоянно повторяющиеся причинно-следственные связи экономических явлений и процессов.

Таким образом, экономическая теория изучает экономические законы на разных хозяйственных уровнях.

Классификация эк. законов: 1)Общие(экономии времени, пропорциональности и соответствия, возвышения потребностей); 2)Особенные(стоимости, взаимосвязи, спроса и предложения и т.д.); 3)Единичные(капиталистического наполнения, историч. моментов, прибавочной стоимости) – все законы объективны, материальны, социальны, действуют в единстве как общие, особенные, единичные.

 

 

Общественное производство и его структура. Экономические ресурсы Потребности Блага

Общественное производство – система, имеющая определенную структуру и элементы; все элементы взаимосвязаны в рамках структуры.

В основе жизни человека и общества лежит хозяйственная деятельность, производство. Производство – это процесс, в котором люди, воздействуя на вещество природы, производят материальные и духовные блага для удовлетворения потребностей.

Потребность – это объективно обусловленное стремление человека достичь, сохранить и воспроизвести наилучшие условия жизни. Это – нужда личности или общества, определяемая физическими (природой человека) и социально-историческими условиями жизни общества. Потребности людей носят исторический характер, они определяются уровнем развития общественного производства и в целом условиями жизнедеятельности и развития общества в конкретно-исторический период. Каждый человек обладает некоторым набором потребностей или желаний (в экономической теории это синонимы) в пище, одежде, жилище, духовном развитии, которые могут быть удовлетворены с помощью материально-вещественных благ. Потребности обладают двумя основными свойствами:

• способностью воспроизводиться (повторяться) и приумножаться (каждая потребность порождает другую);

• относительной безграничностью и неутолимостью. При этом следует учесть, что удовлетворение конкретной потребности имеет предел, но сама цепочка потребностей не имеет предела, она безгранична.

Потребности удовлетворяются в процессе использования благ. Благами называют полезности, с помощью которых удовлетворяются потребности людей, это могут быть как вещи, так и деятельность:

• материальное благо – это полезность, доставляемая той или иной вещью (пища, одежда и др.);

• нематериальное благо – полезность, доставляемая как вещью, так и деятельностью (информация, музыка и др.);

• услуги – это полезности, доставляемые деятельностью (транспорт, образование и др.).

Блага бывают индивидуальными, общественными и квазиобщественными:

• индивидуальное благо – это благо, к которому применим принцип исключения. В рыночной экономике право пользования, распределения определяется с помощью механизма ценообразования, законов спроса и предложения;

• общественное благо – это благо, для использования которого не применяется принцип исключения, например, маяк, национальная оборона, вакцинация против инфекционных заболеваний. В основе распределения общественных благ лежит теория общественного выбора, предполагающая анализ общественных выгод и издержек;

• квазиобщественное благо – это благо, к которому может быть применен принцип исключения, но не применяется, например, услуги милиции, пожарных.

Использование человеком всех этих благ в своих целях называется в экономической литературе потреблением.

Блага могут быть двух видов: неэкономические свободные и экономические.

Неэкономические свободные блага – это блага, для потребления которых не требуется отказ от других благ, и, следовательно, могут потребляться в неограниченном количестве (например, воздух, которым дышим, морской бриз и т. д.).

Экономические блага – это блага, для потребления которых необходим отказ от некоторого количества других благ, т. е. такие блага характеризуются редкостью, ограниченностью по сравнению с потребностями.Среди множества благ можно выделить так называемые блага первой необходимости, которые нужны для поддержания жизни человека. Этими благами всегда являются воздух, вода и продукты питания, а также одежда, жилище. Без потребления многих других благ человек в принципе может обойтись. Но потребление их приносит удовольствие. Граница между благами первой необходимости и просто приятными благами достаточно условна. Потребность в пище можно удовлетворить как куском хлеба, так и пирожным. Значит ли это, что пирожное нужно считать предметом первой необходимости? Традиционно к этим благам причисляются самые простые и необходимые для поддержания здоровья продукты питания. Но существуют также антиблага – предметы и состояние окружающей среды, которые человек не хочет потреблять, так как они доставляют ему неприятные ощущения или даже опасны для жизни.Основная часть благ создается в процессе производства.Производство – это деятельность людей, направленная на изготовление и реализацию благ и услуг ради удовлетворения потребностей. Производство осуществляется благодаря взаимодействию трех элементов: труда человека, предметов труда и средств труда. Их принято называть простыми моментами процесса труда.Труд – это целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ и услуг.

Предметы труда – это то, на что воздействует человек своим трудом для создания готового продукта.Средства труда – орудия, с помощью которых человек воздействует на предметы труда.Предметы и средства труда, необходимые для создания каких-либо благ и услуг, составляют средства производства. Производство благ отражает, во-первых, взаимодействие человека и природы; во-вторых, взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйственной деятельности. Первый тип взаимосвязи принято называть производительными силами общества, второй – экономическими отношениями.Производительные силы – это личные (рабочая сила) и материально-вещественные (средства производства) факторы общественного производства в их взаимодействии в процессе разделения и кооперации труда, процесса производства. Научно-техническая революция преобразует факторы производства. Так, средства производства обогащаются информационной составляющей, электронно-вычислительной и компьютерной техникой.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1058)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)