Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Грамматические средства и грамматические значения





Грамматика. Морфология и синтаксис.

Состав слова. Понятие морфемы.

Практические задания

1.Аналогичен ли морфемный состав (количество морфем) у следующих слов.

Русск.:а) везло – тепло – село – около; б) проси – неси – вывези; в) крот – зима – репей – тень; г) большой – пой – домой – стеной – твой – строй – отбой; д) жара – двора – города (мн.ч.); е) дай – май – стай; ж) лечь – ночь – сплошь; з) воробей – грей – милей – полей – пашней – щей – мышей; и) пальто – легко – весло.

Англ.:а) chatter, greater, writer, daughter, dinner, either, ever; б) windows, knows, news, writes, whites, ours; в) echo, go, so; г) evening, meeting, duckling, earring; д) could, cold, hold; е) caught, thought, knight.

Лат.:а) datum, favorum, fractum, stellarum; б) fuga, sana, castra; в) libris, levis, urbis, facis, sitis, maris, navis; г) loquor, orator, dictor, senator.

2.Сколько морфем содержит каждая из следующих форм? Укажите, какие из служебных морфем являются формообразующими, а какие – словообразовательными.

Русск.:Балованный, лекало, дитя, прижать, огорода, удалой, встретить, собрал, дорогу, свежо, скошенный, кашпо, трава, роза, заколка, ждать, продолжу, часовой, расстилающий, назло, степь, техник, безопасен, пена, экспроприатор, струи, никому, парадокс, ненужный, состояние, ударил, выше, наотмашь, ветер, недопонимание, девушка, удивленный, искатель, взгляд, сутки, ковыль, этих, сверхъестественный, неотосланный, имена, руку, привкус, пребывать, туча, упор, солнце, путь, покрыт, фара, итальянский, пеленою, высота, весел, выровненный, русак, пойманный, пастух, стадо, авокадо, война, такой, белье, тащит, вертикальный, соломинка, поглощенный, был, строишь, куда, выкрашен, персонаж, шепот, назначьте!, уравнять, работник, веревочка, сургучовый, прочь, зеленый, глупо, жестче, мороженое, неизгладимый.

Англ.:When, approach, this, sand, and, sharply, turns, yellow, edges, immovable, colour, legiblly, transparent, air, pyramid, costing, ascends, heavens, ribbed, below, Egypt, silence, oblivion, beginning, pattern, rectangular, nitidous, precious, forehead, desktops, noisy, crowded.

Лат.:Excessus, immortalis, pinna, septum, lex, nocturna, rudis, incommunicabilis, futurum, tabellarius, navicella, stare, supra, gentis, genus, protectum, stuprum, fortuna, examen, recessus, sinister, actoris, patria, deprecator, excepto, inquisitor, hoc, illitteratus, dictor.

3.Объясните, чем отличаются по морфемному составу члены следующих пар слов.



Русск.:ножом – потом; ветошь – наотмашь; стеной – домой; погода – порода; вобрать – водить; мужья – ладья; ласточка – косточка; кран – стран; отобрать – отоварить; ловчий – волчий; полевой – головой; председатель – добродетель; крынка – свинка; исход – изъян; голодный – красный, выше – душе, взлом – плеск; потный – плотный; живот – живет; песня – богиня, старец – конец; отец – дворец; мой – май; режь – вези; бородатый – богатый; стык – сруб; сруб – ход; ход – тишь; выше - проще.

Англ.:chest – best; candy – sandy; stocking – speaking; really – lily; disappear – discuss; sudden – broken; only – quickly; naked – wanted; boil – soil; greed – played; important – improper; knowlege – pledge; tiny – sunny; pure – cure; mortal – portal; sand – stand; exhaust – extrude.

Лат.:liquor – dictator, dura – nomina, legis – turris, marium – exodium, facio – condicio, tantum – dictum.

4.Выберите пары форм, содержащих одинаковые количества одинаковых морфем.

Русск.:прочь – ночь; камнем – помним; слегка – облака; пылесос – водомет; третий – лисий; смелей – углей; обломок – островок; пашен – осторожен; выдох – вдох; удод – вход; светло – намертво; по-моему – запросто; барбос – насос; невнятный – немецкий; интеллект – интеллигент; приятель – каратель; скакалка – удочка; противен – противень; слог – смог; карать – судить; председатель – предатель; послушный – душный; краковяк – слон; входящий – неведомый; аплодисменты – сани; исподтишка – исповедь; поджарка – подпруга; зеленый – ветреный; свист – прощение; маис – кукуруза; полем (сущ.) – полем (глаг.); внутрь – вовнутрь; передышка – перемена.

Англ.:Clover – lover, out – shout, inside – insane, dear – deer, backwards – upstairs, sleepy – melody, terminator – doctor, cruel – fuel, bilingual – bicycle, disappear – distruction.

5.Разделите на морфемы следующие формы, дайте характеристику каждой морфеме.

Русск.:Ловля, выход, спросить, езжу, киевлянин, знавший, передать, объявление, накормленный, тележка, рукавицы, морковь, коренья, пою, внакладку, братья, возмущение, требующий, травяной, вынуть, кладка, болтливый, крутизна, неведомый, мыло, отечество, бабушка, лечу, ненавистный, прикалывать, тишина, нервы, сложнее, лисий, перелопатить, агрессия, крепчайший, раскладывать, бесформенный, улов, охотник, крайность, кончик, содержат, нетерпеливый, арка, бюро.

Англ.:children, bookish, worked, Chinese, reading, usefully, worker, easiness, childhood, better, impossible, chosen, unspoken, government, closest, wisdom, writes, upbringing, available, abnormal, recommendation, friendly, hairy, rooms, speechless, fashionable, discover, pleasantly.

Лат.:laudabat, vinco, marmor, scriptor, cognomen, vocis, traducere, captivus, abstractum, cumque, mecum, natura, administrationis, scientia, puella, immortalis, coopto, silvosus, demutabilis, fraternitatis, oppositio, regularis.

6.Сгруппируйте следующие слова по сходству их морфемного состава: а) слова, состоящие только из корня; б) слова, состоящие из корня и флексии; в) слова, состоящие из корня и суффикса; г) слова, состоящие из корня, суффикса, флексии; д) слова, состоящие из четырех морфем (включая приставку).

Русск.:дом, безбожник, молочница, мечтатель, чернильница, покос, обложка, здесь, завязка, восхищение, беспечный, вот, забота, восторг, обед, выслуга, крот, замазка, вопль, ещё, смятение, печь, закон, новшество, иначе, порок, мягкий, вскормить, милый, лебедь, как, смена, обойти, пожарище, телятник, нельзя, одышка, баранина, вводный.

Англ.:immovable, singing, face, fishers, untie, readiness, free, poetry, yet, workers, incorrect, usefulness, uncomfortably, four, become, inactivity, eighteen, existence, and, famous, import, favorite, follow, gloomy, yes, language, discover, friendly, man, disease, beaten, responsive, flowers, brighten.

Лат.:adaequatum, organicus, civi, basella, dux, remissor, vastitas, veni, dea, murmur, secum, do, traducere, valeo, vas, insula, docere, puer, audio, huc, liberator, gens, salus, sanabilis, generatio, miliarium, tabula, tacitium, nusquam, noctis, habitatim, inanis, fugax, sed, et, ut, hoc, pro.

7.Распределите данные ниже слова в соответствии с их общностью по корню, по префиксу, по суффиксу, по флексии.

Русск.:морозец, носильщик, огорчить, пищу, дневник, сапожник, пожарище, износ, кормилец, стою, объехать, перелет, книгу, стена, окна, скопище, школьник, ноша, певец, грузовик, бадья, одарить, рассвет, ручей, детей, милей, былина, свинина, вода, старик, черновик, мудрец, поднос, ножик, перегрызть, няня, разбег, белую, целую, зрелище, вечерник, оживить, весной, одной, разведка, пересолить, подождать, ельник, учебник, селедка, синька, равнина, вожатый, виноград, невинный, воротник, введение, отношение, проводник, большую, обводной, немка, обвинение, вводный, видней, больной, величина, мышей, беглец, ветрище, скрепка, путник, земляной, рубище, выбоина.

Англ.:goodness, farmer, underground, disagreement, flower, song, friendly, senseless, morning, capable, goods, worker, sense, bitter, scooter, underline, agreeable, handful, sing, unspoken, distress, nonsense, good-bye, farther, beautiful, quickly, understand, distance, laughter, sensitive, short, government, sleeping, dislike, sensation, shortly, upbringing, slowly, upstairs, singing, appointment, income, really, sensible, inhabit, indifferent, imperfect, illegal.

Лат.:excessus, immortalis, pinna, septum, lex, nocturna, rudis, incommunicabilis, futurum, tabellarius, navicella, stare, supra, gentis, genus, protectum, stuprum, fortuna, tributarius, examen, recessus, sinister, actoris, patria, deprecator, abnatare, excepto, inquisitor, hoc, illitteratus.

8.Укажите, словообразовательными или формообразующими являются приведенные ниже служебные морфемы русского языка, образуйте с их помощью соответствующие слова и формы, определите их грамматические и словообразовательные значения.

Суффиксы: -ик, - ыва-, -ость, -ну-, -н-, -лив-, -т-, -изн-.

Приставки: с- (со-), под-, не-, в- (во-), анти-.

Конфиксы: без…н(ый), о…и(ть).

Флексии: -а, -ов, -ами, -е, нулевая флексия.

Какая группа морфем представляет наибольшее количество омонимических единиц? Обоснуйте свой ответ.

9.Укажите, словообразовательными или формообразующими являются приведенные ниже служебные морфемы английского языка, образуйте с их помощью соответствующие слова и формы, определите их грамматические и словообразовательные значения.

Суффиксы: -er, -tion, -ness, -ly, -ing.

Приставки: re-, un-, ex-, ab-, im-.

10.Сколько различных корней в следующих словах? Сгруппируйте слова по общности корня.

Русск.:а) вода, водить, водник, провод, наводнение, проводник, вождь, водяной, подводник, вожак; обезвоженный, вожатый, унавоженный, водка, сводка, проводка; б) приятель, принятый, взять, изъян, объятия, приятный, изъятый, неотъемлемый; в) молочный, млеть, моложавый, смолоду, молоко, моложе, млечный, младенец, молодец; г) топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить, протапливать, топленый, топать; д) обезножеть, ножевой, заноза, подножка, ножик, треножник.

Англ.:а) curious, curve, cure, curiousity, incureable; б) handy, hand, handsome, handle; в) local, location, locked, overlock, clock; г) lad, lady, ladder; д) line, linear, link; е) mean, means, meaning, meanwhile.

Лат.:а) aqua, aquila, aquilex, aquilus, aquilonis, aquilonius; б) curo, curis, curulis, curiosus, curator, curia.

11.Укажите в приведенных ниже словах омонимичные аффиксы, сгруппируйте формы по общности аффикса и частеречной принадлежности.

Русск.:1) домов, столов, коров, ковров, голов, основ, готов, Иванов, отлов; 2) степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей, кожей, баржей, Машей; 3) рыба, дешевизна, луга, крокодила, города, стажера, полоса, страда, ура; 4) земле, поле, дешевле, в окне, солдате, уже, все, в продолжение (дня); 5) ног, ночь, слов, пирог, сплошь, тишь, смог, стог, капель, накидок, вдов; 6) беру, воду, врачу, несу, в боку; 7) родина, домина, долина, скотина, свинина; 8) передышка, переехать, перепелка, перец, перейти.

Англ.:1) teacher, quicker, chapter, encounter; 2) ships, speaks, brakes, news, exodus; 3) income, innocent, inhabit, invite, innovation; 4) sealed, seed, greed, betrayed, led, need, bed.

Лат.:1) obvio, occasio, macio, omissio; 2) factum, magnum, circum, futurum; 3) magice, blande, gemine, noxale; 4) civis, piscis, brevis, genesis, omnis; 5) piscor, actor, nictor, olitor, olor; 6) niger, oleaster, ruber, semper.

12.Укажите пары, содержащие однокорневые слова.

Подлить – продлить, затрубить – отрубить, виноватый – извиняться, проданный – преданный, парный – паровой, конец – кончаться, смешить – смешать, безоблачный – разоблачить, носатый – носильщик, учитель – учитывать, слеза – слезать, сокровище – сокровенный, левый – львиный, нервный – неровный, старожил – сторожиха, взять – приятель, около – колесо.

13.Определите корневую морфему для каждой из приведенных ниже форм.

Дали (сущ.), дали (глагол), пила (сущ.), пила (глагол), пришли, пришлый, простой (сущ.), простой (прил.), стекло (сущ.), стекло (глагол).

 

Вопросы по теме «Состав слова. Понятие морфемы»

1. Что такое морфема?

2. Что такое корневая морфема?

3. Что такое служебные морфемы, или аффиксы?

4. В чем различие корневой и служебных морфем?

5. Что такое словообразовательные и формообразующие аффиксы?

В чем их различие?

6. Что такое грамматическая форма слова (словоформа)?

7. Что такое грамматический показатель?

8. Что такое парадигма?

9. Что такое лексема?

10. Что такое основа?

11. В чем различие понятия основы в формообразовании и

словообразовании?

12. Какие отношения мы называем парадигматическими?

Грамматические средства и грамматические значения

 

Практические задания

1.Определите, при помощи каких грамматических средств передаются указанные грамматические значения в следующих формах.

а) Грамматическое значение числа: рука – руки, человек – люди, одно пальто – семь пальто, ребенок – дети, теневой – теневые, спал – спали, руки’ – ру’ки (Род.п.), hand – hands, man – men, tooth – teeth.

б) Грамматическое значение падежа: кот – кота, без кашне – о кашне, лисий – лисьего, ночь сменяет день, из леса – в лесу, я – меня, мы – нас, she – her, they – them, we - us.

в) Грамматическое значение лица и числа: пою – поешь, обсуждаю – обсуждают, буду знать – будем знать, хотел бы – хотели бы, позови – позовите, see – saw, know – knew, prepare – prepared.

г) Грамматическое значение рода: проток – протока, выучил – выучила, простодушный – простодушное, большой неряха – большая неряха, узнать его – узнать ее.

д) Грамматическое значение вида: подсказать – подсказывать, собрать – собирать, знать – узнать, выпроводить – выпроваживать.

е) Грамматическое значение склонения: команда – командир, туш – тушь, земля – знамя, окно – пальто, мороженое – поле, кий – ловчий, стая – гостиная.

ж) Грамматическое значение степени сравнения: высокий – выше, низкий – нижайший, старый – самый старый, young – younger – the youngest, small – smallest.

2.Сравните наборы грамматических форм в татарском, английском и русском языках, определите, какие грамматические средства более популярны в русском языке, какие - в английском, в татарском.

а) Русск.:(Им – Пр.падеж ед.числа и Им.падеж мн.числа) друг, друга, другу, друга, другом, о друге, друзья – Англ.:(те же формы) friend (N – Loc Sg) – friends (N Pl) – Тат.:дус, дусны, дуска, дусны, дус белэн, дус турында, дуслар.

б) Русск.:играть, играю, играешь, играет – Англ.:to play, I play, you play, he plays – Тат.:Уйнарга, уйныйм, уйныйсын, уйный.

3.Укажите, какие грамматические значения выражены в приводимых ниже примерах и какими средствами.

Русск.:стол – стола – столу; избегал – избежал; день сменяет ночь – ночь сменяет день; белый – белее – белейший; синий – синий-синий; хорошо – лучше; и’глы – иглы’; иду – шел; говорю – говоришь – говорят; прилежнейший – самый прилежный; разре’зать – разреза’ть; напишу – буду писать; поехать – поехал бы.

Англ.:man – men; sing – sang; good – better – best; easy – easier – easiest; write – writes; spoke – had spoken; boy – boy’s; I – me; go – went; girl – girls.

 

4.Приведите примеры грамматических форм, значения которых противопоставлены за счет а) только флексии; б) только ударения; в) только служебного слова.

5.Какие варианты прочтения предложения предполагают следующие контексты? Каким грамматическим средством определяется эта “двусмысленность” в прочтении?

И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Завидовать было некому.

Платье задело весло.

Мать встретила Гузель.

Глаза утомляют яркие краски.

6.Сгруппируйте пары слов по общности средств, использованных для выражения грамматических значений, укажите, какие значения какими средствами выражены:

Книга – книгу; я – меня; читаю – буду читать; сидишь – сидит; напишу – напишем; даем – дадим; пи’лы – пилы’; плохо – хуже; теплый – самый теплый; иду – шел; ле’са – леса’; читал – читала; избегать – избежать; светлый – светлее; везу – вез; насы’пать – насыпа’ть; черный – черная; ходит – ходил; вымыл – был вымыт; мой – моего; много – больше; сковать – сковывать; запретить – запрещать; милый – милейший; чудо – чудеса; прыгать – прыгнуть; падаю – упал; придем – придете; придете – придите; книга – книги; кладу – положу; стол – стола; она – ее; гребу – греб; выразить – выражать; хороший – лучше; белый – белого; сказал – сказала; ребенок – дети; старый – самый старый.

7.Переведите данные в предыдущем задании пары форм на изучаемый язык и сопоставьте средства выражения одинаковых грамматических значений в двух языках. Все ли значения, выраженные средствами изучаемого языка в данных парах можно считать грамматическими? Ответ обоснуйте.

8.Опишите подчеркнутые в тексте грамматические формы, укажите все передаваемые ими грамматические значения и средства их выражения:

Под окнами, на главном канале, буйствовали туристы: звучали гитары, тонкими мелодичными голосами итальянские кочующие певцы пели про солнце, море, любовь; свои переливчатые соло вплетали в музыку сотни колокольчиков с гирлянд на балконах и лодках; пронзительно покрикивали гондольеры; с шипеньем взлетали и гулко лопались ракеты, осыпая сборище лодок и катеров многоцветными, холодными искрами; доносился говор и крик шумной компании весельчаков – заурядный будний день карнавала на каналах города.

9.Определите грамматические средства в перечисленных ниже формах, укажите выражаемые ими частные и категориальные грамматические значения.

Русск.:светает, деревьями, работаем, красивого, меня, еле-еле, шли, лба, пишущий, сделанный, будешь знать, сильнее.

Англ.:became, feet, reads, boy’s, easier, is done, went, more useful, me, spoke, worked, himself, will come.

Лат.:animalibus, verbis, omni, habebant, copiarum, erat, amare, sua, misera, vidi, nullum, dulce, pulcher, eum, crepitu, clangore.

10.Выделите из приведенных форм те, что обладают нулевым грамматическим либо словообразовательным показателем. Какие грамматические значения им выражаются?

Русск.:стол, еще, коров, лучи, вперед, стекло, лугов, обед, стой, май, ветер, тишь, дал, миг, такси, пять, вчера, сидя, режь, туч, мышь, сплошь.

Англ.:bitter, letter, spoke, ready, run, man, forward, dear, way, always, geese, about, nearer, much, house, smallest, beneath, breath.

Лат.:solus, pro, mos, sine, puer, pax, libri, saepe,opto, sed, nihil, dixi, senis, sui, tremo.

11.Разделите данные формы на синтетические и аналитические. Какие грамматические значения ими выражены?

Русск.:будем читать, моего, было написано, трех, прочитает, на столе, о бабушке, к бабушке, манто, везу, дал бы, пошел, ушедший, наилучший, самый высокий, люди, бросаете, верьте, ниже, всех, более четкий, говорящим, простейшее, белый-белый, весь, наобум, мог, буду.

Англ.:came, boys, is going, more useful, women, mice, had seen, will enter, dog’s, had, has written, was found, went, shall bring, shorter, peoples, has been done, runs, was crying, expelled, am, better, greatest, confirmed.

 

Вопросы по теме «Грамматические средства и грамматические значения»

1. Дайте определение грамматического значения.

2. Назовите основные отличия грамматических и лексического

значений.

3. Почему грамматические значения не могут быть индивидуальными?

4. Как определить грамматические значения формы в тексте?

5. При помощи чего реализуются грамматические значения?

6. Перечислите синтетические грамматические средства.

7. Перечислите аналитические грамматические средства.

8. При каких условиях грамматическим средством может быть словесное ударение?

9. При каких условиях грамматическим средством может быть внутренняя флексия?

10. При каких условиях грамматическим средством может быть супплетивизм?

11. На каком основании пары основ определяются как супплетивные?

12. При каких условиях грамматическим средством может быть служебное слово?

13. При каких условиях грамматическим средством может быть удвоение корневой морфемы (основы)?

14. При каких условиях грамматическим средством может быть порядок слов в предложении?

15. Одинаковы ли потенциальные возможности различных грамматических средств в различных языках?

16. Какие грамматические средства являются наиболее “популярными” в русском языке?

17. Какие грамматические средства являются наиболее “популярными” в изучаемом Вами иностранном языке?

18. В чем отличие агглютинации от фузии как двух разновидностей аффиксации?

19. Какова природа аффиксов в изучаемом вами языке?





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)