МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ИННОВАЦИОННЫЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Научно-образовательный комплекс
по специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности
и защита окружающей среды»,
а также специальностям Инженерной академии,
Академии управления и Академии образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по дисциплине: «Основы безопасности жизнедеятельности»
(рабочая программа)
по кредитной образовательной технологии
для студентов 1-4 курс всех форм обучения, по всем специальностям.
ПАВЛОДАР 2013 год
УТВЕРЖДАЮ
Проректор УМР и КО
к.б.н., профессор ________ Комардина Л.С.
“______” _______________ 2013 г.
Составитель: ст. преподаватель Матвеева Н.И. ___________
Кафедра «Химия и металлургия»
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине « Основы безопасности жизнедеятельности» для студентов 1-4 курса
всех форм обучения, по всем специальностям, на базе общего среднего и средне-
специального образования.
| Все специальности
|
Курс
| 1-4
|
Семестр
| 1-8
|
Лекции
|
|
СРСП
|
|
Практические занятия
|
|
СРС
|
|
Форма контроля
| Экзамен
|
Разработана на основании Государственного общеобязательного стандарта высшего образования ГОСО РК 5.04.019 -2011 (бакалавриат) Астана 2011 г. и типовой программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для всех специальностей, Караганда 2009г, утверждена и введена в действие приказом Министерства образования и науки РК от 30.12.2009г.№611
Утверждена на заседании научно-методического совета Инженерной Академии и рекомендована к изданию
Протокол №1 от 05.09.2013г.
Председатель НМС ИА, к.т.н. ,_____________________П.В Дубровин
Рассмотрена на заседании кафедры «Химия и металлургия»
Протокол №1 от28.08.2013г
Зав. Кафедрой «Химия и металлургия»
к.х.н. доцент ______________ А.Н. Жакупова
Согласовано:
Начальник ИМО
к.п.н., профессор ____________Н.М. Ушакова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Целью изучения дисциплиныявляется подготовка специалистов владеющих обширными теоретическими и практическими знаниями, необходимыми для предотвращения и борьбы с последствиями природных и техногенных катастроф.
Задачи изучения дисциплины:
-научить студентов действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, способам защиты населения, основам и организации проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения;
-обучить студентов распознаванию признаков травматических повреждений, особо опасных инфекций, острых заболеваний и оказанию неотложной доврачебной помощи
Структура курса:
Студент должен знать:
- теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек – среда обитания»; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности; основы физиологии и рациональные условия деятельности; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, их идентификацию; средства и методы повышения безопасности и экологичности технических систем и технологических процессов; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы прогнозирования чрезвычайных ситуаций и разработки моделей их последствий.
- Студенты должны уметь
- применять известные методы познания для разрешенияпрофессиональных проблем, работать в команде по достижению общей цели; эффективно применять средства защиты от отрицательных воздействий; проводить контроль параметров и уровня отрицательных воздействий на организм человека на их соответствие нормативным требованиям; разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов; осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов; планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, диагностировать различные поражения, оказывать первую медицинскую помощь и при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
- В результате изучения курса студенты должны владеть: методами познания для разрешения профессиональных проблем, умением профессионально решать задачи, работать в команде, собирать и анализировать первичную экспериментальную, и другую информацию.
- В результате изучения курса студенты должны быть компетентными в вопросах законодательство РК и международных соглашений в области охраны природы и безопасности;
- основы трудового законодательства, организации труда, правила и нормы охраны труда;
Форма контроля: экзамен.
Пререквизиты:. Биология. Экология и устойчивое развитие. Зоология. Анатомия человека. Почвоведение. География и др.
Постреквизиты: Промышленная экология, Геоэкология. Социальная экология и устойчивое развитие. Утилизация отходов промышленности и др.
Содержание программы
К-во
Модулей
| №
| Название
Темы
| Вид занятия
| Содержание занятия
| К-во часов
|
Модуль №1
|
| Введение
| Лекция
| Введение. Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера. Актуальность и методология обеспечения безопасности жизнедеятельности.
|
|
|
|
| Практическая работа
| Понятия и основные черты катастроф и чрезвычайных ситуаций.
|
|
|
|
| СРСП
| Роль современного государства в обеспечении жизнедеятельности. Поиск решения проблем.
|
|
|
| Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов.
| Лекция
| Характерные особенности современного производства, зоны формирования опасных и вредных факторов. Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Организационно-технические и управленческие меры повышения безопасности и улучшения труда. Проблемы безопасности в системе «человек- машина- производственная среда».
|
|
|
|
| Практическая работа
| Основные поражающие факторы при ЧС, основные виды поражения людей..
|
|
|
|
| СРСП
| Негативные факторы производственной среды и их влияние на людей. Метод малых групп
|
|
|
| Организационные и теоретические основы безопасности
| Лекция
| Организационные и теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Организация и ведение Гражданской Обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Роль, основные задачи и организационная структура Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан. Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций (ЧС).
|
|
|
|
| Практическая работа
| Основные виды поражения в ЧС.
|
|
|
|
|
СРСП
| Организация и ведение Гражданской обороны (ГО) – одна из важнейших функций государства в обеспечении безопасности страны. Проверка конспектов
|
|
|
| Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС.
| Лекция
| Принципы организации ГО и защиты людей при ЧС. Полномочия представительных органов. Права и обязанности граждан РК при ЧС. Структура ГО и ЧС на промышленном объекте. Планирование мероприятий по ГО и ЧС на объектах.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Основные принципы и мероприятия по защите населения.
|
|
|
|
| СРСП
| Права и обязанности граждан РК при ЧС. Информационное сообщение
|
|
|
| Чрезвычайные ситуации.
| Лекция
| Чрезвычайные ситуации. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Основные понятия и определения. Классификация ЧС и объектов экономики по потенциальной опасности. Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Классификация средств защиты населения.
|
|
|
|
|
СРСП
| Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени. Индивид. проект
|
|
|
| Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера.
| Лекция
| Характеристика поражающих факторов ЧС природного характера. Классификация стихийных бедствий. Оценка возможных разрушений зданий и сооружения при ЧС природного характера.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Средства защиты органов дыхания.
|
|
|
|
| СРСП
| Классификация стихийных бедствий. Защита докладов
|
|
|
| Поражающие факторы ЧС военного времени.
| Лекция
| Поражающие факторы ЧС военного времени. Виды оружия массового поражения. Их особенности и последствия применения. Психологические аспекты ЧС.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Средства защиты кожи.
|
|
|
|
| СРСП
| Виды оружия массового поражения. Составление конспекта.
|
|
|
| Опасности среды обитания человека.
| Лекция
| Опасности среды обитания человека. Источники опасностей естественного, техногенного и антропогенного происхождения. Классификация негативных факторов. Загрязнения атмосферы, гидросферы, почвы.
|
|
|
|
| Подручные средства защиты кожи
| Подручные средства защиты кожи
|
|
|
|
| СРСП
| Классификация негативных факторов. Письменный опрос.
|
|
Модуль 2
|
| Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов
| Лекция
| Виды, источники и масштабы опасных и вредных производственных факторов. Классификация опасных и вредных факторов. Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Назначение и содержание аптечки индивидуальной аи–2.
|
|
|
|
| СРСП
| Классификация опасных и вредных факторов. Конспект лекций
|
|
|
| Защита населения
| Лекция
| Защита населения. Этапы проведения мероприятий по защите населения. Инженерные мероприятия. Эвакуация населения. Радиационная и химическая защита. Медицинские мероприятия. Противопожарные мероприятия.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Введение лекарственных средств с помощью шприц- тюбика.
|
|
|
|
| СРСП
| Этапы проведения мероприятий по защите населения. Метод малых групп
|
|
|
| Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля
| Лекция
| Приборы радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Правила пользования индивидуальными противохимическими пакетами (ипп-8, ипп-9, иип-10).
|
|
|
|
| СРСП
| Первая медицинская помощь при ранениях, ушибах, вывихах, переломах. Поиск решения проблем.
|
|
|
| Устойчивость работы промышленных объектов
| Лекция
| Устойчивость работы промышленных объектов. Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Устройство и применение стерильного перевязочного пакета.
|
|
|
|
| СРСП
| Устойчивость функционирования промышленных объектов в ЧС мирного и военного времени. Индивид. проект
|
|
|
| Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС
| Лекция
| Пути повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС. Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Санитарная обработка людей.
|
|
|
|
| СРСП
| Способы повышения надежности защиты персонала на объектах. Защита докладов
|
|
|
| Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения
| Лекция
| Спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Основы организации и проведения спасательных и других неотложных работ (СиДНР). Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Силы и средства, привлекаемые для их проведения. Условия успешного проведения СиДНР в очагах поражения.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Дезактивация (цель, виды, способы)
|
|
|
|
| СРСП
| Цель, содержание и условия проведения СиДНР. Индивид. проект
|
|
|
| Особенности организации СиДНР в очаге комбинированного поражения
| Лекция
| Особенности организации и проведения СиДНР в очаге комбинированного поражения. Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР.
|
|
|
|
| Практическая работа.
| Дегазация (цель, виды, способы).
|
|
|
|
| СРСП
| Задача командира формирований ГО и ЧС при ведении СиДНР. Составление конспекта
|
|
Итого: лекций –15 ч
Практических занятий – 15 ч. СРСП - 15 ч
СРС- 45ч Всего: 90 ч
Задания на СРС и график их выполнения
№ задания
| Содержание задания
| Форма контроля
| Количество часов-
| Сроки сдачи
|
| Влияние научно-технического прогресса на возникающие катастрофы природного и техногенного характера.
| Реферат
|
| 2 неделя
|
| Проблемы безопасности в системе «человек – машина – производственная среда»
| Индивидуальный
|
| 2 неделя
|
| Законодательные акты и положения РК в области чрезвычайных ситуаций.
| Индивидуальный
|
| 3 неделя
|
| Структура ГО и ЧС на промышленном объекте.
| Тезаурус
|
| 3 неделя
|
| Поражающие факторы источников ЧС техногенного характера.
| Доклад
|
| 4 неделя
|
| Оценка возможных разрушений зданий и сооружений при ЧС природного характера.
| Индивидуальный
|
| 5 неделя
|
| Психологические аспекты ЧС.
| Индивидуальный
|
| 6 неделя
|
| Загрязнения атмосферы, гидросферы и почвы.
| Доклад
|
| 7 неделя
|
| Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания.
| Реферат
|
| 8 неделя
|
| Эвакуация населения.
| Презентация
|
| 9 неделя
|
| Первая медицинская помощь при радиационных и комбинированных поражениях.
| Доклад
|
| 10 неделя
|
| Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов.
| Индивидуальный
|
| 11 неделя
|
| Способы повышения устойчивости инженерно-технического комплекса и системы управления объектом.
| Индивидуальный
|
| 12 неделя
|
| Силы и средства, привлекаемые для проведения СиДНР.
| Индивидуальный
|
| 13 неделя
|
| Особенности организации и проведения СиДНР.
| Индивидуальный
|
| 14 неделя
|