Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Речь – средство убеждения



2015-11-07 945 Обсуждений (0)
Речь – средство убеждения 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная психология выделяет два главных процесса воздействия на восприятие человека. Они протекают одновременно (параллельно), но включают разные приемы и средства убеждения.

1. Прямой способ убеждения, или собственно убеждение.

Его называют еще центральным или непосредственным способом убеждения.

2. Косвенный способ убеждения. Он основан на внушении.

Прямой способ – это система доводов (аргументов), выстроенных в логической последовательности. Иными словами – система доказательств, основанная на фактах.

При этом возможны ссылки на неоспоримые свидетельства, на традицию или ситуацию, на здравый смысл и вкус и т.д., но главное – аргументация. Не случайно Риторику как исследование техники убеждения иногда называют также теорией аргументации.

Для того, чтобы склонить слушателей к своему мнению, судебный оратор в процессе убеждения должен решить три взаимосвязанных задачи, на которые обращал внимание еще Цицерон:

- доказать правоту того, что мы защищаем;

- расположить к себе слушающих;

- направить их мысли в нужную ему сторону.

Таким образом, основная задача судебного оратора - доказывать правильность и справедливость своей позиции при помощи логической аргументации.

Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции или убеждений другой стороны (аудитории).

Довод или аргумент представляет собой одно или несколько связанных между собой утверждений. Довод предназначается для поддержки тезиса аргументации – утверждения, которое аргументирующая сторона находит нужным внушить аудитории, сделать составной частью ее убеждений.

Аргументация представляет собой речевое действие, включающее систему утверждений, предназначенных для оправдания или опровержения какого-то мнения. Она обращена в первую очередь к разуму человека, который способен, рассудив, принять или отвергнуть это мнение.

Основанный на внушении косвенный (периферийный) способ убеждения применяется ораторами параллельно с прямым убеждением в расчете на ту часть аудитории, которую трудно убедить одними лишь рациональными доводами.

Образность, эмоциональность, убежденность, искренность оратора – все это средства косвенного убеждения. Но бывает и так: спокойная, уверенная и рассудительная аргументация нередко действует удивительно убеждающее.

 

 

Вопрос № 8.

 

Ясность.

На ясность как главное достоинство речи указывал еще Аристотель: «Достоинство стиля заключается в ясности; доказательством этому служит то, что, раз речь не ясна, она не достигает своей цели». О «необыкновенной, исключительной» ясности на суде писал Пороховщиков «… Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья»

Чем достигается ясность? Прежде всего, глубоким знанием материала, четкой композицией речи, логичностью изложения, убедительностью аргументов. Таким качеством отличались речи многих дореволюционных судебных ораторов, которые старались сделать изложение доступным для восприятия.

Речь становится неясной вследствие нечеткого знания материалов дела, вследствие низкой культуры мышления. Мысль, вполне сложившаяся в мозгу, легко находит точное выражение в словах; неопределенность выражений обычно бывает признаком неясного мышления.

Довольно часто речь становится неясной из-за неуместного использования в ней иноязычных слов и узкоспециальных терминов

Точность

 

Это качества относится к выбору слов. Иногда достаточно одного точного слова, чтобы дать оценку ситуации, охарактеризовать человека или его поступок.

С целью достижения точности (юридической истины) оратор может использовать и жаргонные слова, которые были употреблены подсудимым

Неточность могут вызвать и «модные» слова. Так, в наши дни вместо слова довольно (в значении «до некоторой степени») нередко используется, особенно молодежью, слово достаточно, которое имеет значение «столько, сколько нужно, сколько требуется для чего-либо». Неточность речи всегда возникает при употреблении иноязычных слов без учета их значения. Неточность создается и недоНеточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать, будем так говорить, как бы и др.

Из-за таких слов-сорняков, как что ли, короче, будем так говорить, четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор словно кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, определенно

говариванием суффикса -ся в паронимах - возвратных причастиях

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать, будем так говорить, как бы и др.

Из-за таких слов-сорняков, как что ли, короче, будем так говорить, четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор словно кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, определенно. А на суде нужно говорить по каждому делу не «в общем-то», а конкретно

Неточно выражают мысль высказывания, засоренные лишними, «любимыми» словами и словосочетаниями: ну, значит, в общем-то, что ли, так сказать, как говорится, если можно так сказать, будем так говорить, как бы и др.

Из-за таких слов-сорняков, как что ли, короче, будем так говорить, четко сформулированная мысль становится неточной, приблизительной; оратор словно кается в неумении точно выражаться. Модное слово в общем-то также не позволяет выразить мысль точно, определенно

 

Вопрос № 9.

Логичность речи. Признаки логичной речи.

Разрушать логику чужих построений не менее важно, чем логично выстраивать собственные доказательства.

Даже очевидное, казалось бы, обстоятельство требует подробного и логического обоснования.

 

Различается логичность предметная и понятийная.

Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. То есть мы выстраиваем свое рассуждение в соответствии с реальными событиями жизни: вот, смотрите, сначала было то-то, потом то-то, в результате случилось это и т.д.

Логичность понятийная отражает логичное движение мысли в смысловых связях элементов языка. Например: «Шли два студента – один в пальто, другой в институт». Или: «Обломов быстро утомляется, любит поспать, но любит свою родину». Это примеры нелогичного использования смысловых понятий языка.

Признаки логичной речи:

- продуманная, строго организованная структура;

- ясно выраженная связь предложений, при этом логика речи должна отражать логику мысли;

- четко обозначенные переходы от одной мысли к другой;

- каждая новая мысль должна быть обозначена, для этого текст должен быть верно разделен на части;

- объем предложений в тексте должен быть адекватен их содержанию.

 

Одно из условий логичности высказывания - его непротиворечивость.

Логичность на уровне целого текста создается композицией выступления и рядом логических приемов, основные из которых - определение понятия, объяснение, описание, сравнение, анализ, синтез, абстрагирование. Логичность на уровне отдельных частей судебной речи зависит от того, насколько ясно и правильно выражена связь отдельных высказываний и композиционных частей. Одним из средств связи являются логические вопросы



2015-11-07 945 Обсуждений (0)
Речь – средство убеждения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Речь – средство убеждения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (945)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)