Монопсония на рынке труда
Совершенная конкуренция на рынке труда скорее исключение, чем правило. Для большинства рынков труда типична несовершенная конкуренция. Её крайний случай представляет монопсония. Такая ситуация не редко в небольших городах, где экономика города почти полностью зависит от одной крупной фирмы, предоставляющей работу основной массе населения. Если альтернативных видов труда мало (или они не идут ни в какое сравнение по оплате с работой в данной компании), то складываются условия, близкие к чистой монопсонии. В данном случае фирма выступает главным (а фактически единственным) покупателем на местном рынке труда, а потому обладает возможностями влиять на уровень заработной платы. Это достигается путем сокращения числа нанимаемых работников. В результате усиления конкуренции между наемными работниками их заработная плата снижается ниже равновесного уровня. Проиллюстрируем это графиком (рис. 4). В случае совершенной конкуренции равновесие устанавливается в точке С — точке пересечения кривых спроса и предложения труда. Заработную плату W получило бы Lc работников. Так как монопсонист платит равную плату за каждую единицу труда, кривая предложения является кривой средних издержек. Привлечение дополнительных работников означало бы повышение заработной платы выше средней, поэтому кривая предельных издержек MRCL лежит выше кривой предложения. Пересечение ее с кривой предельного продукта труда в денежном выражении и определит размеры занятости. В условиях монопсонии MRPL = MRCL. Это означает, что, сократив число рабочих с Lc до Lm, монопсония понизит заработную плату с Wc до W. Таким образом, монопсоническая власть обусловливает снижение и масштабов занятости, и уровня заработной платы и одновременно увеличивает прибыль монопсонии на величину, равную площади AHMwm. Рис. 4. Модель монопсонии В качестве примера монопсонии можно привести профессиональный спорт Национальные футбольная и бейсбольная лиги, национальная баскетбольная ассоциация в США довольно часто фигурируют в качестве типичных примеров монопсонии. Этот тип рынка противоположен монополии. Он возникает на рынке труда, когда большому числу неорганизованных рабочих противостоит единственный наниматель в виде фирмы или союза предпринимателей. На таком рынке (рис. 7.13), кривой рыночного спроса соответствует кривая предельного дохода монопсонии в зависимости от предельного продукта труда (MRPLмнс). Кривая рыночного предложения представляется для монопсонии кривой средних затрат на закупку товара, так как каждая ее точка показывает, по какой цене можно купить различные объемы труда. Чтобы найти свою точку Курно, монопсония должна построить кривую предельных затрат; точка ее пересечения с кривой MRPLмнс определит количество труда, необходимое для максимизации прибыли монопсонии.
43------------------------ 44 рынок капитала и процент (спрос и предложение капитала) Капитал представляет собой запас произведенных благ длительного пользования, используемых при производстве других благ. Капитал отличается от земли тем, что он может воспроизводиться, в то время как земля невоспроизводима. Ценой капитальных активов выступает доход, который они могут принести в результате их применения. Этот доход соответствует цене, уплачиваемой за пользование деньгами в течение определенного периода времени (обычно – года) – проценту. Согласно неоклассической теории процент – это плата за право получения ресурсов в свое распоряжение сегодня, т.е. до того, как будут накоплены средства, чтобы эти ресурсы купить. Поскольку сегодняшние производственные ресурсы или потребительские блага ценятся выше будущих ресурсов или благ, тообладание ресурсами сегодня позволяет пустить их в производство и обеспечить более высокий доход в будущем. Как уже отмечалось, деньги (денежный капитал) не являются производственным фактором, они не способны непосредственно производить товары или услуги, однако деньги служат условием приобретения факторов производства, в том числе капитала. Предприниматели «покупают» деньги (берут ссуду), так как их можно использовать, в частности, для покупки физического капитала, необходимого для создания товаров и услуг. Следовательно, используя капитал, предприниматель должен получить доход на уровне цены, которую он платит за пользование деньгами. Предположим, что стоимость реального капитала фирмы составляет 1 млн. руб. Предприниматель может рассуждать следующим образом: если у меня не было бы собственного капитала, я должен был бы взять ссуду в банке и заплатить за нее при, допустим, 15% годовых – 150 тыс. руб. Следовательно, используемый мною капитал должен приносить доход не менее 15%. Следует обратить внимание на то, что плату за пользование деньгами принято рассматривать не как абсолютную величину, а как процентное отношение дохода, полученного от предоставления денег, к общей сумме предоставленных денег. Если капитал, отданный в ссуду, равен 100 тыс., а годовой доход составляет 5 тыс., то норма процента (процентная ставка) составит 5% [(5000 : 100000) × 100%]. Ставка процента определяется на денежном рынке и зависит от соотношения спроса на деньги и предложения денег. Различают номинальную и реальную процентные ставки. Номинальная процентная ставка (i) – это денежная процентная ставка; реальная процентная ставка (r) – это процентная ставка с поправкой на инфляцию, т.е. выраженная в неизменных ценах: r = i – π где π – темп инфляции. Реальная процентная ставка может иметь отрицательное значение. Если деньги даны в ссуду под 20% годовых, а годовой темп инфляции составил 30%, то процентная ставка будет отрицательной. Спрос и предложение на рынке капитала — это спрос и предложение на физический капитал (здания, сооружения, машины и т.д.), а также заемные средства. В рыночной экономике четко различаются грани между рынком капитальных благ и рынком услуг капитала, которые являются разными сегментами рынка капитала. Например, предложение факторов производства (иными словами, услуг капитала), куда входят труд, земля, капитал, осуществляют домашние хозяйства, а спрос на факторы производства предъявляют предприятия. Может показатся, что домашние хозяйства вовсе не предоставляют станки, оборудование и прочее фирмам. На самос деле, они предоставляют свои сбережения (заемные средства) на которые эти станки и оборудование приобретаются. Таким образом, фирмы предъявляют спрос на заемные средства для покупки и обновления оборудования, станков и др. Спрос на услуги капитала можно представить на графике в виде отрицательной кривой. На вертикальной оси откладывается цена на услуги капитала (или рентная оценка) R, а также предельный продукт капитала в денежном выражении, а на горизонтальной оси - количество услуг капитала (DK).
График, и в частности, кривая спроса на услуги капитала, показывает что по мере увеличения капитала в производственном процессе, снижается предельный продукт или предельная доходность капитала (MRPK). Как и в случае с ситуацией спроса и предложения на рынке труда, здесь также имеет место закономерность снижения предельного продукта, или иными словами, проявляется закон убывающей доходности. Еще такие экономисты прошлого, как Адам Смит, Давид Рикардо, Альфред Маршалл и другие, заметили такую тенденцию, что по мере вовлечения в производственные процессы фирм все большего количества капитала, его производительность и уровень дохода от него падают. Иными словами, падает чистая производительность капитала. Ту же самую тенденцию можно проследить не только в пределах хозяйствующих субъектов, но и в масштабах страны. Обычно в странах с наименьшим количеством капитальных благ, прибыльность от капитала больше. В условиях совершенной конкуренции уровень дохода на капитал стремится к выравниваю под воздействием перемещения капитала от одних хозяйствующих субъектов к другим. Кривая спроса на капитал показывает то количество капитала, которое будет приобретаться фирмами. Предложение услуг капитала предоставляют домашние хозяйства, но помимо этого фирмы тоже предоставляют друг другу услуги капитала, путем сдачи в аренду станков, оборудования и прочее. Следует различать предложение капитала вкраткосрочном и долгосрочном периодах. В краткосрочном периоде кривая предложения на капитал абсолютно неэластична, так как в этот короткий период времени невозможно увеличить количество оборудования, станков, зданий и сооружений и т.д. В долгосрочном периоде кривая принимает эластичный вид, так как может измениться количество станков, оборудования и т.д. На графике кривая предложения имеет вид положительной кривой. На вертикальной оси откладывается цена на услуги капитала (или рентная оценка) R, а также предельные издержки упущенных возможностей (MOC), а на горизонтальной оси - количество услуг капитала (SK).
Из кривой предложения капитала, имеющей положительный наклон, можно сделать вывод, что хозяйствующие субъекты, которые предлагают услуги капитала не хотят использовать его в других целях. Например, какая-либо фирма решила сдавать в аренду другой фирме токарный станок. Естественно, что фирма сдающая станок в аренду преследует цель получения прибыли (или рентной оценки) от станка в такой ситуации. Согласно, кривой предложения капитала, чем выше будет величина рентной оценки (R), тем большее количество данного капитального блага (SK) будет возможным поставить на рынок. Для того, чтобы определить точное количество услуг капитала, необходимо провести сравнение минимальной рентной оценки от единицы услуг капитала (Rmin) и предельные издержки упущенных возможностей (MOC). Следует особо отметить момент, что хозяйствующий субъект, сдавая в аренду капитальные блага, несет издержки упущенных возможностей. Это связано с тем, что для приобретения данного капитального блага, фирма потратила определенную сумму денег, независимо, свою или взятую в заем. Таким образом, потратив на станок определенную сумму, она отказалась от других, альтернативных способов использования данных средств (например, можно было бы купить служебный автомобиль, положить деньги под процент в банк и прочее). Из этого всего вытекает вывод, что рынок услуг капитала тесно связан с рынком заемных средств.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1680)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |