Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Основные цели макроэкономики





Макроэкономика: возникновение, понятие, ее структура и субъекты.

Термин макроэкономика введен в научный оборот в начале 20 века. Основателем является Джон Кейнс. Его основной труд, вышедший в 1936 году наз. «Общая теория занятости». В этой работе Кейнс указал цели макроэкономического анализа, значение макроэкономики и разработал соответствующий макроэкономический инструментарий. Но зародыши этой науки имелись еще в конце 18 – начале 19 веках. Француа Кенэ в своей работе «Экономические таблицы» рассмотрел первую схему общественного воспроизводства, в котором он раскрыл взаимосвязи в экономике между определенными сферами производства (промышленность, земледелие), а также рассмотрел движение общественного продукта и доходов в народном хозяйстве, и показал условия реализации общественных продуктов. Классики Адам Смит и Давид Рекардо анализировали взаимосвязь между производством, распределением материальных благ, а также рассматривали экономические отношения между тремя основными классами буржуазного общества: зем. сообщ., капиталистическими и наемными рабочими. Он показали, как распределяются доходы в капиталистическом обществе на основе стоимости создаваемого товара. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве; ограниченность - в том, что источником богатства он считал труд только в земледелии. Появление в 1936 году труда английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» было напрямую продиктовано великой депрессией и положило начало макроэкономики, как самостоятельной экономической науки. Центральная идея Кейнса состоит в том, что рыночные экономики не всегда способны к саморегулированию, как это считали классики, поскольку может иметь место определенная негибкость цен. В этом случае, экономика не может самостоятельно выйти из депрессии за счет механизма цен, а требуется вмешательство государства в виде стимулирования совокупного спроса. Появление кейнсианского подхода впоследствии назвали «Кейнсианской революцией» в экономике.



 

МАКРОЭКОНОМИКА — изучение функционирования экономической системы как единого целого; это раздел экономическое теории, в рамках которого исследуются важнейшие фундаментальные проблемы экономики на уровне национального хозяйства в целом.

 

Основными субъектами макроэкономики являются:
1)домашние хозяйства, 2)предприятия, фирмы; 3)государство, правительственные учреждения.
Взаимодействие между ними осуществляется через различные рынки.
Домохозяйства выступают в качестве потребителя; фирмы – поставщики товаров и услуг, получают выручку; государство – агент экономики, связывает свою деятельность с домашними хозяйствами через налоговую систему в замен обеспечивает социальную защиту; государство и фирмы – взамен государство отдает инвестиции фирме, дотации; государство занимается производством общественных благ.

 

Основные проблемы макроэкономики, ее цели и инструменты.

Макроэкономическими проблемами можно назвать:

· Экономический рост, экономические циклы: Что такое экономический рост? Как определить темпы экономического роста? Какие факторы могут влиять на экономический рост? Как экономический рост влияет на развитие рассматриваемой страны?

· Безработица: Кто такие безработные? Является ли безработица положительным или губительным фактором для экономики? Как бороться с безработицей? Как можно определить различные уровни безработицы в стране? На что влияет безработица?

· Общий уровень цен: Что подразумевают под общим уровнем цен? Как изменения в ценовом уровне влияют на состояние экономики? Что такое инфляция? Какая инфляция полезна, а какая вредна?

· Денежное обращение, уровень ставки процента: Какова роль денег в макроэкономике? Что влияет на общую ставку процента и на что она влияет в экономике?

· Государственный бюджет: Как государство регулирует свои доходы и расходы? Как зависят такие критерии как благосостояние общества или развитие бизнеса в стране от изменений в государственном бюджете?

· Торговый баланс: Как страна осуществляет международную торговлю с другими странами? Как изменения в экспорте и импорте влияют на валютный курс, развитие рассматриваемой страны, состояние мировой экономики?

 

Основные цели макроэкономики.

1. Экономический рост

2. Борьба с инфляцией – равновесный уровень цен

3. Борьба с безработицей

4. Равновесный внешний торговый баланс.

 

Реализация макроэкономических целей подразумевает нали­чие определенного инструментария и методов осуществления макроэкономической политики. К инструментам макроэкономической политики относятся: фискальная политика (налогово-бюджетная); денежно-кредитная политика; инвестиционная политика; политика регулирования доходов населения; внешне­экономическая политика (внешнеторговая политика, политика регулирования валютного курса). В качестве главных инструмен­тов макроэкономической политики особо выделяют налого­во-бюджетную и денежно-кредитную политику.

 

3) Снс: возникновение и развитие, сущность и роль.
Система национальных счетов — это комплекс взаимосвязанных макроэкономических показателей, классификаций и группировок, характеризующих производство, распределение, перераспределение и использование национального дохода, т.е. условия, процесс и результаты воспроизводства экономики, ориентированной на рыночные отношения.

СНС возникла в ряде развитых стран в конце 30-х годов XX в., а как системная работа в рамках официальной статистики — после окончания Второй мировой войны (прежде всего в Англии, США, Франции, Германии, скандинавских странах). Построение СНС — результат объединения двух направлений в макроэкономических расчетах. Первое направление — статистика национального дохода и исследование экономического цикла — связано с именами таких крупных экономистов — статистиков, как К. Кларк, С. Кузнец, Л.Маршалл. Второе направление — моделирование механизма регулирования рыночной экономики — с полным основанием ассоциируется, прежде всего, с Дж. Кейнсом — одпим из крупнейших экономистов XX века. Большой вклад в непосредственную работу СНС и ее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, Дж. Хикс, П. Хилл, лауреаты Нобелевской премии Я. Тимберген, Р. Фриш, В. Леонтьев (создатель баланса межотраслевых связей по методу "затраты — выпуск").

Сущность СНС: в самом общем виде она является моделью, в которой представлены потоки стоимости между секторами экономики страны от производства и до использования доходов на конечное потребление и сбережение. Для этих целей используется теория экономического цикла. Стоимость при этом постоянно видоизменяется, выступая то в виде добавленной стоимости, заключенной в произведенных продуктах и услугах, то в виде доходов, то в виде расходов. При этом общий объем стоимости в виде потока стоимости сохраняется постоянным. Именно этот объем и характеризуется с помощью показателей ВВП и ВНД. Теоретическую основу СНС составляют теория экономического цикла и теория факторов производства (используется при расчетах структуры стоимости важнейших макроэкономических агрегированных показателей: ВНП и ВВП). Каждая из фаз экономического цикла описывается с помощью одного или нескольких счетов (таблиц), содержащих статистические показатели. Всякий раз речь идет об одной и той же величине, но измеренной с помощью различных статистических показателей и методов. Поэтому все счета СНС увязываются между собой и являются сбалансированной моделью, дающей представление об экономическом процессе. СНС отражает идею общего экономического равновесия в стране, т.е. соответствие наличных ресурсов и их использование. Существенный вклад в разработку современной СНС внесли американские экономисты С. Кузнец и Р. Стоун.

Роль: Использование СНС в отечественной практике позволяет получить ряд важных макроэкономических показателей, необходимых для оценки и анализа функционирования народного хозяйства, разработки экономической политики. Важнейшими из них являются: валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт, национальный доход, национальное сбережение, располагаемый доход, конечные потребительские расходы на товары и услуги, валовые инвестиции, сальдо внешней торговли, сальдо текущих операций с заграницей и др. На основе этих данных оцениваются сложившиеся тенденции развития народного хозяйства, прогнозируются их изменения, вырабатываются экономическая политика и меры по ее осуществлению. Причем СНС учитывает результаты экономической деятельности не только по производству материальных ценностей или оказанию услуг в сфере материального производства, но и по оказанию других платных и бесплатных услуг.

ВВП и его роль.

ВВП– это макроэкономический показатель, представляющий собой рыночную стоимость(цену) конечных товаров и услуг, произведенных в стране за определенный период всеми производителями, независимо от того находится факторы производства в собственности граждан данной страны или являются собственностью иностранцев.

Для лучшего понимания функционирования экономики в условиях ее ограниченных ресурсов ученые анализируют состав ВВП по различным видам расходов, следующим образом. Величина ВВП (обозначенная как Y) разбивается на четыре основные составляющие: потребление (С), инвестиции (/), государственные закупки (G) и чистый экспорт (NX):
Y = C + I + G + NX
Потребление — расходы домашних хозяйств на оплату всех товаров и услуг за исключением средств, направляемых на приобретение нового жилья.
Инвестиции — расходы на приобретение капитального оборудования, машин, недвижимости, включая средства домохозяйств, направленные на покупку нового жилья.
Государственные закупки — совокупность расходов органов государственной власти всех уровней на оплату приобретаемых товаров и услуг.
Чистый экспорт — разница между суммами выручки от продажи отечественной продукции на внешнем рынке (экспорт) и расходов на приобретение иностранной продукции резидентами (импорт).

Роль ВВП в анализе экономических процессов.
Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учёта уровня цен. При текущей оценке национального продукта используются рыночные цены, сложившиеся на момент оценки. Однако часто возникает необходимость сравнивать объём произведённого национального продукта за разные промежутки времени. В этом случае нельзя применять рыночные цены, так как они, особенно в условиях инфляции, могут существенно отличатся в начале и в конце временного интервала. Поэтому невозможно сделать вывод, на основании чего произошёл рост национального продукта: за счёт увеличения то ли объёма производства, то ли роста цен. Поэтому для проведения достоверного макроэкономического анализа используются базовые или сопоставимые (неизменные) цены. С этой целью рассчитывают специальные индексы цен – дефляторы валового национального продукта. Номинальными макроэкономическими показателями являются показатели, измеряемые в текущих ценах, реальными – в базовых. Так, номинальный ВВП равен объёму конечного производства товаров и услуг, измеренному в ценах текущего года Реальный ВВП – это то же количество товаров и услуг, измеренных в неизменных ценах базового года. Если мы разделим номинальный ВВП на реальный, то получим дефлятор валового внутреннего продукта. Он позволяет измерить изменение среднего уровня цен по сравнению с базовым годом, т.е. величину инфляции в стране за тот или иной период.

 

5) Номинальный ВВП –объем национального производства в ценах текущего периода, т.е. на момент производства этого объема товаров и услуг.

Реальный ВВП –показатель ВВП, скорректированный с учетом изменения уровня цен (инфляции или дефляции); измеряется в ценах базового года.

Таким образом, реальный ВВП измеряет общую рыночную стоимость товаров и услуг в постоянных (неизменных) ценах, он “очищен” от влияния инфляции. Чтобы определить величину реального объема производства, нужно произвести корректировку номинального ВВП. Для определения объема производства нужно знать уровень цен, который выражается в виде индекса.Наиболее распространены индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор ВВП.

Индекс потребительских цен –соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг (рыночной корзиной) для данного временного периода и совокупной ценой сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

 

Дефлятор ВВП -показывает соотношение совокупной цены набора потребительских и инвестиционных товаров, услуг данного года к совокупной цене аналогичного набора товаров и услуг в базовом году.

От дефлятора следует отличать индекс потребительских цен (ИПЦ), при расчете которого учитываются только цены товаров потребительского назначения.

Дефлятор валового внутреннего продукта (дефлятор ВВП) — ценовой индекс, созданный для измерения общего уровня цен на товары и услуги (потребительской корзины) за определённый период в экономике. Рассчитывается как индекс Пааше и выражается в процентах).

Выделяют номинальный и реальный ВВП. Номинальный (абсолютный) ВВП выражен в текущих ценах данного года. Реальный (с поправкой на инфляцию) — выражен в ценах предыдущего или любого другого базового года. В реальном ВВП учитывается, в какой степени рост ВВП определяется реальным ростом производства, а не ростом цен. Отношение номинального ВВП к реальному называется дефлятором ВВП.

Различают несколько видов индексов цен: индекс потребительских цен; индекс цен производителей; дефлятор ВВПи др.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе стоимости рыночной потребительской корзины, которая включает набор товаров и услуг, потребляемых типичной городской семьей в течение года. В развитых странах потребительская корзина включает 300-400 видов потребительских товаров и услуг.

Индекс цен производителей (ИЦП) рассчитывается как стоимость корзины товаров производственного назначения (промежуточной продукции) и включает, например, в США 3200 наименований.

И индекс потребительских цен (ИПЦ), и индекс цен производителей (ИЦП) статистически подсчитываются как индексы с весами (объемами) базового года, т.е. как индекс Ласпейреса:

ИПЦ = IL = (∑Ptq0/∑P0q0) х100%

где: IL- индекс Ласпейреса, Рt - цена товара в текущем периоде, Р0 - цена товара в базовом периоде, q0 - количество данного товара в базовом периоде, - суммирование индексов.

Дефлятор ВВП (D) рассчитывается на основе стоимости корзины конечных товаров и услуг, произведенных в экономике в течение года.

Статистически дефлятор ВВП выступает как индекс Пааше (Ip), т.е. индекс с весами (объемами) текущего года:

D (или Ip) = (∑ptqt /∑p0qt) х 100% илиD (или Ip) = YN/YR х 100%

Как правило, для определения общего уровня цен и темпа инфляции используются индекс цен производителей (ИПЦ) (если набор товаров, включаемых в потребительскую рыночную корзину, достаточно велик) и дефлятор ВВП.

Отличия индекса потребительских цен (ИПЦ) от дефлятора ВВП

♦ при их подсчете используются разные веса (базового года для индекса потребительских цен (ИПЦ) и текущего года для дефлятора ВВП);

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается на основе только цен товаров, включаемых в потребительскую корзину, а дефлятор ВВП учитывает все товары, произведенные экономикой;

♦ при подсчете индекса потребительских цен (ИПЦ) учитываются и импортные потребительские товары, а при определении дефлятора ВВП только товары, произведенные национальной экономикой;

♦ дляопределенияобщегоуровняценитемпаинфляциимогутиспользоватьсяи дефлятор ВВП, и индекс потребительских цен (ИПЦ), но индекс потребительских цен (ИПЦ) служит также основой для расчета темпа изменения стоимости жизни и "черты бедности" и разработки на их основе программ социального обеспечения;

 

6) ВВП и общественное благосостояние.

ВВП – показатель общего экономического состояния страны. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны. Но ВВП не отражает социальное состояние нации. Поэтому его нельзя считать показателем благосостояния общества.

Этот показатель не учитывает также свободное время, которое возрастает за счет сокращения рабочей недели, роста числа выходных, отпусков и праздников. Свободное время – это показатель благосостояния народа, по его величине можно судить о жизненном уровне населения.

ВВП не отражает улучшения качества товаров, изменения в структуре потребления (кастрюли или книги) и распределении (у одних – больше, у других – меньше) товаров среди населения. А это самым непосредственным образом характеризует состояние общества.

Кроме того, рост ВВП не всегда показывает рост благосостояния, так как одновременно с объемом производства может расти численностьнаселения страны, в результате чего выпуск товаров на душу населения будет сокращаться.

В ВВП не включаются такие виды деятельности, влияющие на жизненный уровень в стране, как:

• нерыночные операции – домашнее хозяйство, ремонт собственного дома, машины, труд ученых (которые пишут неоплаченные статьи);

• теневая экономика – легальная деятельность, при которой скрываются доходы (например, предприниматель может скрывать часть своей прибыли, официант ресторана – свои “чаевые”, безработный, зарегистрированный на бирже труда, – случайный заработок).

В России теневая экономика получила значительное развитие. Под теневой экономикой в отечественной науке понимаются производство товаров и оказание услуг населению за плату, не отражаемую в официальной статистической отчетности. С правовой точки зрения это означает как разрешенные, так и не разрешенные законом виды деятельности.

Основными факторами, питающими теневую экономику в России, являются:

• несбалансированность спроса и предложения, вызывающая огромный дефицит товаров и услуг;

• инфляционные процессы; в условиях обесценения зарплаты возрастает потребность в дополнительных заработках, которые может дать теневая экономика;

• отрицательное отношение к частному предпринимательству, которое долгое время господствовало у нас в стране, и существующие до сих пор идеологические и психологические барьеры на пути его развития, толкающие эти формы деятельности в русло теневой экономики.

Теневая экономика вредит народному хозяйству своей способностью снижать роль легальных доходов, затрудняет управление экономикой и в конечном счете приводит к деградации общества.

Вместе с тем в ВВП включаются затраты, которые увеличивают его размер, но не ведут к росту благосостояния. Среди них прежде всего издержки, связанные с загрязнением окружающей среды (загрязнение воздуха и воды, автомобильные свалки, перенаселение, шум и т. д.). Это побочные издержки, завышающие показатель уровня материального благосостояния. Чем больше загрязнение окружающей среды, тем больше объем национального производства и масштабы искажения ВВП. Как выразился один американский экономист, “продуктом экономической жизни является мусор”.

Таким образом, ВВП не является точным отражением благосостояния общества. Более точными показателями служат валовой внутренний продукт на душу населения, а также динамика, масштабы увеличения ВВП и НД, т.е. экономический рост.

 

7) Совокупный спрос и его факторы.

Совокупный спрос представляет собой сумму всех расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Он отражает связь между объемом совокупного выпуска, на который предъявлен спрос экономическими агентами, и общим уровнем цен в экономике.

В структуре совокупного спроса можно выделить:

  • спрос на потребительские товары и услуги;
  • спрос на инвестиционные товары;
  • спрос на товары и услуги со стороны государства;
  • спрос на чистый экспорт – разность между спросом иностранцев на отечественные товары и отечественным спросом на иностранные товары.

Кривая совокупного спроса AD (от англ. aggregatedemand) показывает количество товаров и услуг, которое потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном рынке, но построена она в иной системе координат (рис. 12.1). На оси абсцисс указываются значения реального объема национального производства, обозначаемого буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен (например, в млрд руб.), а уровень цен (Р), или дефлятор.

Движение вдоль кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики общего уровня цен.

Наиболее простое выражение этой зависимости можно получить из уравнения количественной теории денег:

отсюда или где М - количество денег в экономике; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен в экономике; Y - реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос:

 

Отрицательный наклон кривой AD объясняется следующим образом: чем выше уровень ценР, тем меньше реальные запасы денежных средств M/P (кривая АД строится при условии фиксированного предложения денег М и скорости их обращения V), а, следовательно, меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос. Нисходящую траекторию (отрицательный наклон) кривой совокупного спроса также обусловливают:

  • эффект процентной ставки;
  • эффект богатства, или эффект кассовых остатков;
  • эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки проявляется через воздействие изменяющегося уровня цен на процентную ставку, а, следовательно, на потребительские расходы и инвестиции. Если считать денежную массу постоянной, то повышение уровня цен автоматически повышает спрос на деньги, значит, повышается процентная ставка. В свою очередь, чем выше процентная ставка, тем большая часть потребителей начинают сберегать деньги и совершать меньшее количество покупок. В результате растут частные сбережения. Удорожание кредита вынуждает предпринимателей сокращать инвестиции – производственные закупки. Таким образом сокращается спрос со стороны как частных потребителей, так и предпринимателей, что приводит к уменьшению совокупного спроса на реальный национальный продукт. Кривая AD приобретает нисходящий и приближающийся к оси абсцисс характер.

Эффект богатства, или реальных кассовых остатков, проявляется в негативном влиянии инфляции на доходы населения. Богатство людей в виде фиксированных доходов при инфляции уменьшается в обратно пропорциональной зависимости. Это срочные счета, облигации, заработная плата, рента, пенсии, пособия. Остаточная покупательная способность людей, физических и юридических лиц называется реальными кассовыми остатками. Урезая свои потребительские расходы таким образом, они напрямую влияют на совокупный спрос в сторону его понижения.

Эффект импортных закупок означает, что при повышении уровня цен в стране товары и услуги иностранного производства становятся относительно дешевле (при прочих равных условиях). Население будет приобретать меньше отечественных товаров и больше импортных. Иностранцы сократят свой спрос на товары и услуги данной страны из-за их удорожания. Следовательно, произойдет уменьшение экспорта и увеличение импорта и в целом чистый экспорт сократится, уменьшив общий объем совокупного спроса.

Указанные эффекты оказывают свое влияние на совокупный спрос через цены, поэтому происходит перемещение точки вдоль кривой совокупного спроса. Под влиянием всех неценовых факторов кривая AD сдвигается вправо-влево в зависимости от направления действия фактора (рис. 12.2). На графике увеличение совокупного спроса представлено отклонением кривой вправо – от AD1кAD2. Это смещение показывает, что при различных уровнях цен желаемый объем товаров и услуг возрастет. Уменьшение совокупного спроса представлено отклонением кривой влево – от ADX к ADy Этот сдвиг говорит о том, что люди будут покупать меньший объем продукта, чем прежде, при различных уровнях цен.

Неценовые факторы, влияющие на совокупный спрос:

  • изменения в потребительских расходах:
  • благосостояние потребителя;
  • ожидания потребителя;
  • задолженность потребителя;
  • налоги;
  • изменения в инвестиционных расходах:
  • процентные ставки;
  • ожидаемые прибыли от инвестиций;
  • налоги с предприятий;
  • технология;
  • избыточные мощности;
  • изменения в государственных расходах;

8) Совокупное предложение и его факторы.

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта. Кривая совокупного предложения AS показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон. Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну кривую. Графически это представлено на рис. 12.3.

Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное от деления стоимости всех использованных ресурсов на общий объем продукции. Исходя из этого кривая совокупного предложения имеет три участка:

1. горизонтальный, или кейнсианский;

2. восходящий, или промежуточный;

3. вертикальный, или классический.

Первый участок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии спада, кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т. е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Так, производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, издержки на единицу продукции при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары.

Второй участок характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке производства вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д. Поэтому издержки на единицу продукции увеличиваются и производители должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным.

Третий участок кривой отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства.

Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят:

  • изменение цен на ресурсы:
    • внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности);
    • внешние (импортные) ресурсы;
    • господство на рынке;
    • изменения в производительности труда;
  • изменения правовых норм:
    • налоги с предприятий и субсидии;
    • государственное регулирование.

Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.

Смещение кривой от AS1 к AS2 на рис. 12.4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен.

На кейнсианском отрезке кривой увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение кривой от AS1 к AS3 влево указывает на уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения будет производиться меньший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.

Совокупное предложение - это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при определенном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине валового национального продукта или к величине национального дохода:

На величину совокупного предложения также оказывают влияние различные факторы.Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.


9)Модель кругооборота ресурсов и продуктов в национальной экономике.

Непрерывный кругооборот ресурсов, произведенного продукта и денежных средств происходит на макроуровне в экономике страны, при этом ресурсы, произведенные товары и услуги, с одной стороны, и денежные потоки, с другой - движутся в противоположных направлениях. Каждый из субъектов макроэкономической деятельности (домохозяйства, фирмы, государство, иностранные фирмы и государства) участвует в этом кругообороте. Рассмотрим модель кругооборота ресурсов, продукта и доходов в национальной экономике с учетом внешних товарных и финансовых рынков.

Модель базируется на теоретическом положении о равенстве произведенного продукта и доходов, при этом доходы и расходы представляют собой две стороны одного и того же процесса обмена. Так, для фирм деньги, полученные за продажу потребительских товаров и услуг, являются доходами, а для домохозяйств эти же деньги представляют собой текущие потребительские расходы.

В модели также используются допущения:

· все ресурсы принадлежат домохозяйствам;

· не рассматриваются экономические связи внутри каждой группы субъектов макроэкономической деятельности.

Домохозяйства в модели кругооборота, получая доходы от продажи ресурсов, используют их на текущие потребительские расходы и делают сбережения, то есть осуществляют отложенный спрос, откладывая свои расходы на какое-то время. Сбережения поступают на финансовый рынок, который по существу стал мировым финансовым рынком.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1021)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.023 сек.)