Тема 2. Теория управления в системе научного знания
Выполнил: слушатель курсов переподготовки по специальности «Промышленная безопасность» Бородавченко М.Г. группа 13/2 ПБ Зач. кн. № 13/3
Минск, 2013
1. Предмет и метод теории управления. Предмет теории управления. Методы науки управления. Цели и функции теории управления. Наука управления разрабатывает свою теорию, в которой исследуются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы управленческой деятельности. Иначе говоря, объектом теории управления являются социальные системы, в которых реализуется управленческая деятельность. Вспомним, что сущность управления в том, что это особая функция общественного труда — по координации совместной деятельности. Предметом теории управления является исследование сущности и содержания управленческой деятельности по ее составляющим: 1. Определение целей развития организации. 2. Разработка механизмов реализации целей. 3. Координация труда всех членов организации для достижения цели. Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследования — она изучает законы, закономерности и принципы организации управленческого процесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, то есть управленческие отношения, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Профессор ГУУ З.П. Румянцева считает, что наука управления должна изучать закономерности, пути и способы выполнения управленческой деятельности во всем многообразии ее содержания и форм. Для этого необходимо построить матрицу, в столбцах которой отражены три направления содержания управления, в строках — главные понятия и категории науки управления. Заполняя эту матрицу, мы получим достаточно полное представление о состоянии научных разработок по выделенным направлениям управленческой деятельности и о «белых пятнах» в нашем знании об управлении. Таким образом, матричный подход позволяет выделить слабые звенья, нацелить усилия исследователей на решение проблем теории и практики управления. Таблица 1 Матрица содержания, основных понятий и категорий науки управления
Следует заметить, что в научном знании ни по одной категории управления не сформировалось единого подхода в ее трактовке. Это свидетельствует о кризисном состоянии науки управления. Содержанием теории управления является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление законов, связей для того чтобы обеспечить возможность использования этих знаний в деятельности. В.И. Кнорринг подчеркивает, что основная задача науки управления — регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинно-следственных связей между ними для разработки практических выводов и рекомендаций. Научную основу теории управления организацией или менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики управления и представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов и технологий управления. Однако только в XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Теория управления как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связи между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается более полезным и результативным. Теория управления — сравнительно молодая наука, насчитывающая чуть более ста лет. В последнее время отчетливо обозначилась интеграционная направленность в развитии практически всех областей человеческой деятельности. Те или иные аспекты управления являются предметом изучения целого ряда наук — теории организации, организационного поведения, разработки управленческого решения, теории систем, кибернетики, синергетики, экономики, психологии, юриспруденции, философии, культурологии, педагогики, социологии и др.
Рис. 1. Связь теории управления с другими науками. Данные научные дисциплины составляют методологическую базу для теории управления. В основе методологии теории управления, несомненно, лежит диалектический метод, позволяющий рассматривать управленческие процессы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии. Это означает, что явления изучаются от простого к сложному, от низшего к высшему, от общего к частному и единичному. В центре исследований в менеджменте находится человек, осуществляющий деятельность, будь он руководитель или исполнитель. Но один человек всегда связан с другими людьми, он трудится в коллективе, является членом организации, поэтому метод менеджмента — это научный анализ поведения человека в организации, взаимосвязь и взаимное влияние человека и организации. Наряду с научными знаниями, имеющими многовековую историю, такими, как философия, педагогика, огромное влияние на становление теории управления сыграли относительно молодые науки. Так, теория организации изучает процессы системообразования и их закономерности. Вместе с этим теория организации исследует природу системообразующих факторов. Теория систем изучает сущность целостности и системности, свойства целого и его частей, то есть организацию некоторого устойчивого объекта, целостность которого и есть система. Кибернетика изучает проблемы формирования и передачи управляющих воздействий для достижения заданного состояния системы произвольной природы, то есть достижения определенного уровня ее организации. Синергетика изучает механизмы взаимодействия элементов системы в процессе ее самоорганизации и саморазвития. Экономическая теория формирует знание о законах рынка, о влиянии внешней среды на деятельность организации. Экономическая наука, формируя мировоззрение руководителей и исполнителей в производственном процессе, выступает также методологической основой менеджмента. В теории управления изучается комплекс проблем по подбору и развитию управленческих кадров, а также отношений, складывающихся между работниками аппарата управления при выполнении ими управленческих функций, специфика формирующихся у них интересов. В изучении этих проблем менеджмент опирается на исследования таких прикладных наук, как социология управления и социология организаций. Социологический подход к управлению требует выделить прежде всего отношения взаимодействия между людьми и группами; в частности: индивид — группа — организация. Другая группа проблем менеджмента близка к социальной психологии и психологии управления. Речь идет о целях управления с точки зрения социальных критериев, их соответствия интересам и потребностям управляемых, об анализе социальных последствий принимаемых управленческих решений, отношении к ним исполнителей, системе учета интересов, мнений, инициативы работников Очевидно, что некоторые из перечисленных вопросов рассматриваются в различных разделах прикладной социологии. С ними у менеджмента есть общие задачи и проблемы, которые разрешаются с разных сторон, дополняя друг друга. Так, социология труда, изучающая отношение людей к труду, способы их стимулирования, дает ценный материал для решения такой проблемы менеджмента, как соединение интересов каждого работника с целями организации, привлечение их к принятию решений, что является способом удовлетворения потребностей высшего уровня. Социология профессий дает важные сведения о социальной структуре организаций, необходимости учета профессиональных ориентации при развитии человеческих ресурсов. Социология организаций содержит ценный материал о функционировании формальной и неформальной организации, позволяющий выделить данный аспект исследования в менеджменте. Знание организационной среды, в которой обитает личность, групповых процессов является основой для менеджмента. Без социальной психологии и психологии управления невозможно изучать такие важнейшие в менеджменте понятия, как стиль управления, совместная постановка целей и принятие общих с работниками решений. Кроме того, источником менеджмента являются экономическая психология, культурология и антропология в части, раскрывающей менталитет граждан, проживающих на территории России. К области менеджмента относятся также исследования проблем дисциплины, ответственности, исполнительности, поскольку соответствующие явления рассматриваются не просто как социальные качества личности, а как выражение определенных социальных отношений, которые возникают в процессе управления. В научном плане менеджмент, как считает профессор Л. И. Евенко, представляет собой комплекс научных дисциплин, органический сплав экономических наук, социологии и психологии управления, кибернетики, теории систем и принятия решений, изучающих все аспекты управления на уровне первичной организации. Поэтому менеджмент — это скорее не отдельная дисциплина, а междисциплинарная область, которую правильнее всего назвать управленческой мыслью, сочетающей в себе науку, опыт, ноу-хау, приумножаемые искусством. Эту же позицию разделяет А.И. Пригожий, указывая на разобщенность современного знания об управлении организациями, которая ограничивает возможности сведения административно-правовой, экономической, социально-психологической, кибернетической моделей организационного управления, понятия и ценности которых подчас оказываются несовместимыми или противоречивыми. В связи с этим Л.В. Фаткин говорит о кризисе теории управления. Так что пока еще говорить о целостности управленческих знаний не приходится. Они — в стадии поиска, апробации, приспособления к ситуации. Интеграция всех знаний об управлении организациями — дело будущего. Однако междисциплинарный подход продуктивен тем, что позволяет объединить усилия многих наук для отражения целостности изучаемого объекта. В. И. Вернадский подчеркивал, что проблемы, вышедшие за пределы одной науки, неизбежно создают новые области знания. В этой связи можно сказать, что в управлении организацией появляются новая область научного знания и новые методы достижения результата за счет более полного использования человеческих ресурсов. Менеджмент— это область знания, позволяющая ответить на вопрос о том, как с наименьшими издержками добиться более высоких результатов организации, обеспечить ей устойчивость и выживание в изменяющейся внешней среде. По мнению Р.А. Фатхутдинова, менеджмент — сложная междисциплинарная наука, целью которой является нахождение путей обеспечения конкурентоспособности принимаемых решений. Интеграционные процессы сами по себе являются организационными процессами, процессами упорядочения, систематизации знаний, процессами саморазвития науки. Можно сказать, что теория управления представляет собой самостоятельную отрасль знаний, существующую и развивающуюся в качестве развития междисциплинарной системы знаний. Анализируя и обобщая данные этих наук, теория управления в свою очередь является методологической основой для всех процессов управления, имеющих место в любой социальной системе. Таким образом, теория социального управления — это комплексная система знаний, использующая данные различных социальных наук для разработки принципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основе выявления законов и закономерностей управления. Теория управления не есть руководство к действию, с помощью которого легко распутываются сложные коллизии хозяйственной жизни. Данная научная дисциплина приносит пользу лишь тому, кто обращается с ней как с инструментом и методом познания процессов, происходящих в организациях. Цель изучения теории управления — это научить управленцев принимать такие управленческие решения, которые обеспечат конкурентоспособность организации, то есть приведут к достижению всех сформулированных целей ее развития. В этой связи можно утверждать, что теория управления выполняет, во-первых, гносеологическую функцию, являясь научной базой для многих управленческих дисциплин. Во-вторых, теория управления выполняет методологическую функцию, в том числе для диагностики состояния управления в организации. В третьих, упорядоченность знаний об управлении позволяет выполнять прикладную функцию, позволяющую ответить на вопрос, как решить проблему, а не почему она возникла. В рамках прикладной функции осуществляется не только качественное управление текущими делами, но и возможен прогноз развития будущих событий и выбор оптимальной стратегии развития. Рекомендации поведенческих наук, применяемые для решения управленческих проблем, доводятся до уровня социальных технологий, применяемых в практике управления фирмой или до уровня обобщения методик, уже апробированных менеджерами на преуспевающих фирмах или в эффективно действующих органах власти. Отсюда создание технологий управления — важная прикладная функция теории управления.
2. Виды и уровни менеджмента. Классификация видов и уровней менеджмента. Характеристика видов менеджмента. Характеристика уровней менеджмента. Управления предприятием менеджмент может подразделяться по двум основным признакам (критериям): уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам менеджмента). По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трёх уровнях руководства предприятием (корпорацией):
1. Высший уровень; 2. Средний уровень; 3. Нижний уровень (операционный или технологический) уровень управления. Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику. Высший уровень управления организацией (высшее руководство предприятия, корпорации) формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам, связанным с выпуском новых изделий, образованием филиалов (в том числе зарубежных), освоением новых рынков, взаимоотношениями с конкурентами и другими вопросами развития предприятия в настоящем и будущем. Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством. Нижний уровень менеджмента обеспечивает непосредственное управление работой исполнителей. Менеджеры этого уровня (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты) обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего этапа управления. Общий менеджмент на предприятии охватывает менеджмент предприятия в целом и соответственно включает все уровни и все функциональные области (сферы) управления. По специфики управления предприятием (конкретной управленческой деятельности) различают следующие виды менеджмента, ориентированные на основные функциональные области: · Производственный или операционный менеджмент (в широком смысле отражения практической деятельности конкретного предприятия); · Маркетинговый менеджмент (как инструмент взаимодействия и адаптации хозяйственной деятельности предприятия к рынку); · Инновационный менеджмент (как обеспечивающий конкурентные преимущества и эффективность функционирования предприятия в конкурентной среде); · Финансовый менеджмент (управление финансовой деятельностью предприятия); · Управление персоналом и т.д. Стратегический менеджмент представляет собой специфическую управленческую деятельность, входящую (как правило) в исключительную компетенцию высшего уровня управления, и направлен на обеспечение достижения успеха предприятия в целом и ее структурных подразделений. Производственный менеджмент включает процесс управления производством, в том числе технологический менеджмент, и тесно связан с маркетинговым, инновационным, финансовым менеджментом в прочесе организации и реализации управления предприятием. Управление персоналом. Суть искусства менеджера состоит в том, чтобы суметь правильно организовать и направить действия персонала, найти эффективные методы согласования действий и усилий многих людей для достижения целей предприятия. Успех деятельности предприятия приходит тогда. Когда квалифицированный менеджер порождает и организует активное поведение работников, а их взаимодействие обеспечивают эффективную производственную деятельность и целеустремленность. В силу этого важной составляющей общего менеджмента предприятия и одним из основных его видов является управление персоналом, рассматриваемое в рамках отдельной дисциплины. 3. Описать виды и уровни менеджмента в Вашей организации. В целях повышения деятельности Госпроматомнадзора, управляемости структурных подразделений, оперативного реагирования на складывающуюся обстановку, создания удобных условий для поднадзорных предприятий приказом Госпроматомнадзора от 07.05.2001 № 73 была создана новая организационная структура Госпроматомнадзора: Производственно-техническое управление, Управление по общепромышленной безопасности и внешнеэкономической работе. Преобразованы в местных органах Госпроматомнадзора:
Приказом Госпроматомнадзора от 18.03.2003 № 91 на базе Управления по котлонадзору и надзору за подъемными сооружениями созданы: Управление по котлонадзору и Управление по надзору за подъемными сооружениями. В Управлении по лицензированию, организации и проведению экспертизы, сертификации, аккредитации и разрешительной работе создан отдел по экономической работе и планированию, отдел бухгалтерского учета и отчетности. Минское областное управление Госпроматомнадзора переименовано в Минское управление Госпроматомнадзора. Указом Президента Республики Беларусь от 12.02.2004 № 66 на департамент были возложены функции, выполняемые ранее ликвидированной Республиканской инспекцией котлонадзора, стандартизации и метрологии Министерства сельского хозяйства и продовольствия. В 2007 году из функций Госпроматомнадзора выведен надзор за ядерной и радиационной безопасностью, а в 2009 – за охраной и рациональным использованием недр. Указом Президента Республики Беларусь от 21.05.2009 № 253 на Госпромнадзор возложен государственный надзор за безопасной эксплуатацией аттракционов с механическим приводом. В настоящее время Госпромнадзор в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет в установленном порядке государственный надзор за:
ЛИТЕРАТУРА
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (4226)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |