Структура социально-психологического воздействия
Не всякому слуху верь. Не всякую правду сказывай. Не всякому слуху верь – разузнай и проверь. Народные поговорки План 1. Понятие социально-психологического воздействия. 2. Структура социально-психологического воздействия. 3. Методы социально-психологического воздействия. Понятие социально-психологического воздействия. Изучение трёх сторон процесса общения показывает, что содержание каждой из них включает в себя определённые способы воздействия людей друг на друга. Однако поскольку общение не существует вне деятельности, а процесс деятельности организуется в группе, главной детерминантой воздействия людей друг на друга является процесс совместной групповой деятельности. При этом, с одной стороны, психологическое воздействие опосредуется целями, задачами и содержанием совместной деятельности, а с другой – от целей, задач и содержания психологического воздействия зависит деятельность людей. Социально-психологическое воздействие может играть как положительную, так и отрицательную роль: мобилизовать или демобилизовать потенциальные силы и способности личности и группы, повышать или снижать трудовую и общественную активность, формировать позитивные или негативные качества личности. во взаимоотношениях с окружающими человек выступает либо в качестве субъекта, либо в качестве объекта воздействия. Вполне естественно, что именно воздействие становится объектом пристального внимания социальных психологов, которые исследуют его механизмы, особенности применения и условия эффективности. Неразработанность как самого понятия психологического воздействия, так и теоретического аппарата его описания отмечалась неоднократно. В зарубежной социальной психологии воздействие понимается как любая коммуникация, направленная на изменение представлений, аттитюдов других людей. В отечественной психологии определения психологического воздействия имеют некоторые расхождения. Так, Ковалёв Г.А. под воздействием в самом общем смысле понимает « процесс…., который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем»» (5) . С точки зрения Кабаченко Т.С., под психологическим воздействием понимается «изменение психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счёт использования психологических, социально-психологических закономерностей» (4). По мнению, Куликова В.Н. , психологическое воздействие по своей сущности представляет «проникновение» одной личности (или группы лиц) в психику другой личности (или группы лиц). Целью и результатами этого «проникновения» являются изменение, перестройка индивидуальных или групповых психических явлений( взглядов, отношений, мотивов, установок, состояний и т.п. ) . Представленные позиции, конечно же , не исчерпывают всего спектра мнений, но позволяют отметить следующие основные признаки психологического воздействия: § это одна из двух сторон единого процесса взаимодействия; § это «субъект-субъектное» отношение; § результатом воздействия выступают некоторые изменения в психических характеристиках или состоянии адресата воздействия. По мнению Янчука В.А. для понимания воздействия полезна идея созидания или сотворчества в процессе воздействия, заключающаяся в признании взаимозависимости его участников. Любое воздействие одновременно является и самовоздействием. Именно аспекты созидания и самовоздействия являются решающими для понимания сути и механизмов воздействия как взаимовоздействия. На основании различных точек зрения на проблему психологического воздействия мы можем создать определённое впечатление о данном феномене и перейти к рассмотрению вопроса о структуре социально-психологического воздействия.
Структура социально-психологического воздействия. Вопрос о структуре социально-психологического воздействия является достаточно сложным, во-первых, в силу его недостаточной проработанности в литературе и во-вторых, в силу многообразия способов воздействия и связанных с ним изменений, описанных в ней достаточно хаотическом виде. Классическая структура социально психологического воздействия представлена в рамках подхода с позиции теории коммуникации и включает следующие компоненты: 1. Субъект социально- психологического воздействия – человек, группа, информационный ресурс, средства массовой информации, ситуация и многое другое, организующие и реализующие систему действий, направленных на изменение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п. личности или группы с целью достижения поставленной цели. Общим для субъектов является то, что от них исходит воздействие, направленное на изменения в объекте. Человек может стремиться произвести соответствующее впечатление на своё окружение. Группа может оказывать давление на своих членов, добиваясь их подчинения групповым нормам. Средства массовой информации, ведя пропаганду тех или иных идей, стремятся формировать соответствующее мировоззрение своей аудитории, прививая ей определённые идеалы и ценности. Попадая в специально организованную обстановку, человек начинает испытывать на себе её влияние, призванное склонить его к определённому поведению. 2. Объект социально-психологического воздействия – отдельный человек, группа, общество, на которые направлено воздействие. При организации воздействия на эти объекты учитываются их индивидуальные особенности, присущие им в связи со спецификой используемого способа или средства воздействия. В случае внушающего воздействия учитывается уровень внушаемости личности, в случае убеждающего воздействия- интеллектуальные способности и склонность к рациональному обоснованию психологических особенностей аудитории. 3. Содержание социально-психологического воздействия - сообщение, информация, действия, направленные на изменение существующей системы социальных установок, представлений, отношения поведения и т.п. Квалифицированное сообщение предполагает тщательный отбор и структурирование информации, определенную последовательность её предъявления. 4. Средства социально-психологического воздействия – способы, технологическое сопровождение, приёмы, посредством которых достигается изучение системы социальных установок, представлений, отношений, поведения и т.п. Со средствами воздействия обычно ассоциируются такие его методы как убеждение, внушение, заражение, подражание и др. 5. Результат социально-психологического воздействия – изменения в социальных установках, представлениях, отношениях, поведении людей, достигнутые посредством воздействия, направленного на достижение определенных целей. Перестройка системы социальных установок, представлений, отношений, поведения личности или группы под влиянием психологического воздействия может быть различной как по широте охвата затрагиваемых аспектов, так и по стойкости их изменений. По широте охвата изменения могут быть парциальными и общими. Под парциальными изменениями подразумевается изменение одного или небольшого количества компонентов, например аттитюдов. О более общих изменениях можно говорить тогда, когда перестраивается целая система представлений, например, мировоззрение. По критерию стойкости изменения могут быть временными и более или менее постоянными, устойчивыми. Таким образом социально-психологическое воздействие должно рассматриваться как замкнутая система, структурные компоненты которой объединяются в единое целое сложными многоуровневыми связями и отношениями.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1779)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |