Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Модели несовершенной конкуренции



2015-11-06 2930 Обсуждений (0)
Модели несовершенной конкуренции 4.00 из 5.00 1 оценка




Рынок, на котором отсутствует хотя бы один признак совершенной конкуренции называется рынком несовершенной конкуренции, на таком рынке подавляющая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм, которые занимают господствующее положение на рынке, могут влиять на условия реализации продукции и прежде всего на цены. Существуют 3 основные модели рынка несовершенной конкуренции:

  1. Чистая монополия – рынок, на котором функционирует один продавец. В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия фирма и отрасль совпадают, а множеству покупателей противостоит один продавец. Вхождения в отрасль для других фирм блокировано, а если других фирмам удастся войти в отрасль, то монополия исчезает. Препятствиями при вхождении могут быть: Низкие издержки производства крупной фирмы, монополизировавшей рынок (эффект масштаба), наличие гос. патентов и лицензий на продукцию или её изготовление, наличие исключительных прав на важнейшие источники сырья, предоставления правительства одной фирме статуса единственного продавца. Условием существования чистой монополии является уникальность предлагаемой продукции и отсутствие близких заменителей. Только неэластичность спроса на продукцию, не имеющую близких заменителей, позволяет контролировать и воздействовать на цену. Чистая монополия в масштабах национального хозяйства явление редкое, однако, она достаточно хорошо представлена на местных рынках. Так, практически в любом городе существует одна фирма поставляющая электроэнергию, одна фирма, обеспечивающая водоснабжение, одна фирма, оказывающая телеграфные услуги и тому подобные коммунальные услуги.
  2. Олигополия – рынок, который характеризуется небольшим числом участвующих на нём фирм, которым противостоит множество мелких покупателей и каждая из которых ощущает взаимозависимость в установлении объемов производства и цен. Чёткое количество числа фирм в олигополии не существует, но обычно оно колеблется от 2 до 10. Олигополия, состоящая из 3, 4 фирм называется жесткой, а состоящая из 4 – 10 фирм называется аморфной. В зависимости от размеров фирм функционирующих на олигопольном рынке, говорят о симметричной олигополии, когда на рынке присутствуют примерно одинаковые по размерам фирмы и ассиметричной олигополии, когда рынок представлен одной или двумя крупными и доминирующими фирмами и несколькими небольшими фирмами. Олигополия может существовать на рынке стандартизированной однородной продукции или на рынке дифференцированной продукции. В данном случае первую олигополию называют однородной, вторую дифференцированной. Фирмы, функционирующие на олигопольном рынке получают высокие прибыли потому, что вхождение в отрасль других фирм затруднено, но все-таки возможно. Стратегия фирмы олигополиста зависит не только от её собственной политики, но и от решения её конкурентов. В экономической теории существует множество моделей олигополии, объясняющих её рыночное поведение в зависимости от того, какие предположения делает фирма в отношении реакции её соперников.
  3. Монополистическая конкуренция – на рынке монополистической конкуренции имеется множество продавцов, реализующих однотипную, но дифференцированную продукцию. Продавцы самостоятельно определяют цены на свои товары и объемы продаж. Но поскольку продавцов аналогичной продукции много и объем продаж отдельной фирмы относительно невелик, постольку контроль фирмы над ценой ограничен. Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал для начала небольшого дела относительно невелик. Внешне монополистическая конкуренция схожа с совершенной, но наличие ограниченной, но все же монопольной власти снижает эффективность использования ресурсов общества. Производство осуществляется с издержками более высокими, чем в условиях совершенной конкуренции, однако, наличие разнообразных марок, видов и качества продукции позволяет лучше удовлетворить потребности покупателей.

Помимо этих основных моделей рынка несовершенной конкуренции существуют и другие, такие как:

  1. Дуополия – рынок, на котором функционируют 2 производителя.
  2. Монопсония – рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель.
  3. Двусторонняя монополия – двум покупателям противостоит один продавец
  4. Дуопсония – рынок, на котором функционирует 2 покупателя, но имеется множество продавцов.
  5. Олигопсония – рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.

Для определения степени монополизации рынка используется ряд показателей, одним из которым является индекс Харфинделя – Хиршмана. ИХХ = сумма квадратов рыночных долей фирм, действующих на отраслевом рынке.

Задача. На рынке имеется 10 фирм с равными долями продаж. Рассчитать ИХХ. ИХХ=(10%)2*10= 1000.

Предположим, что произошло объединение 4 фирм в одну, рассчитать ИХХ.

ИХХ от 1000 до 1200 высокой конкуренции, 1200-1400 рынок средней конкуренции, 1400 и выше рынок слабой конкуренции.

Задача. Доля МТС на калужском рынке 30%,Билайн и Мегафон по 25%, Теле2 20%. ИХХ= (30%)2+25%2+25%2+20%2= 2550.

Задача. На отраслевом рынке работает 6 фирм, 4 из которых занимают долю 15%, а две оставшиеся по 20%. ИХХ, как изменится ИХХ, если произойдет объединение мелких фирм в одну.

ИХХ=1700 ИХХ = 4400

 

 

Макроэкономика -

это часть экономической теории, изучающая национальное хозяйство, то есть экономику страны в целом и взаимодействие образующих ее крупных агрегатов, к таковым относятся совокупный рынок товаров и услуг, совокупный рынок рабочей силы, денежный рынок в национальной валюте, рынок капиталов, обеспечивающий трансформацию денежных сбережений в инвестиции, рынок иностранной валюты. Возникновение макроэкономики относят к 30-м годам прошлого века и связано оно с именем Джона Кейнса, который показал, что национальная экономика как единое целое обладает некоторыми свойствами, которых нет у ее отдельных составляющих (эмерджентность). Главным методом макроэкономического анализа является метод макроэкономического агрегирования, то есть построение макроэкономических моделей, носящих ярко-выраженный прикладной характер. Макроэкономика характеризуется наличием множества научных теорий и концепций, главными из которых являются классическая и неоклассическая политэкономия, выступающая за свободу рынка и кейнсинианство и неокейнсинианство, в основе которого лежит обязательное регулирование экономики со стороны государства. Основными целями макроэкономического развития являются: устойчивый экономический рост, полная занятость, стабильный цены, уравновешенный торговый и платежный баланс.

Основные макроэкономические показатели.

В качестве главного показателя, характеризующего объем продукции и услуг, произведенных в обществе за определенный период времени используется валовый национальный продукт. ВНП – это рыночная стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года факторами производства, принадлежащим гражданам данной страны, независимо от их местонахождения. Резидентом в экономическом понимании является человек или фирма, проживающая на территории страны постоянно на протяжении полугода. ВНП включает только конечную продукцию, то есть продукцию, не идущую в дальнейшую переработку, а используемую для конечного потребления, а также не включает промежуточную продукцию, например полуфабрикат(части, детали). Кроме того, во избежание повторного счета в ВНП не включают государственные и частные трансфертные платежи, то есть платежи, в замен которых никакие товары или услуги не поступают (пенсии, пособия, субсидии и стипендии), сделки с ценными бумагами(акции, векселя), выручку от продажи товаров, произведенных в предыдущий период.

На ряду с ВНП исчисляют его модификацию ВВП, который представляет собой стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, независимо от национальной принадлежности факторов производства. Таким образом, при исчислении ВВП с одной стороны к ВНП прибавляются доходы полученные иностранцами в данной стране, а с другой стороны из ВНП вычитаются доходы отечественных производителей за рубежом.

Методы расчета ВНП

Существует три метода определения величины ВНП: 1) метод конечного использования, как определение ВНП по сумме расходов основных экономических субъектов Y = C(потребительские расходы) + I(расходы фирм)+ G(государственные расходы) +NE(чистый экспорт-разница между экспортом и импортом).

2)распределительный метод, как определение ВНП по сумме добавленных стоимостей Y= рента + прибыль + зарплата + А(амортизация) + Т (косвенные налоги).

3) производственный метод по сумме добавленной стоимости, созданной на основных этапах производства Y = Д.С. (добычи)+Д.С. (переработки)+Д.С. (хранения) +Д.С. (транспортировка)+ Д.С. (реализация).

Так как ВНП является стоимостным показателем, его определение зависит от тех, цен, в которых ведется учет. ВНП, рассчитываемый в базисных ценах (ценах на начало года) называется реальным ВНП, а ВНП рассчитываемый в текущих ценах ( с поправкой на инфляцию) называется номинальным ВНП. Дефлятор ВНП – отношение номинального к реальному.

Задача. Даны следующие показатели личное потребление – 314, заработная плата наемных работников - 278, трансфертные платежи – 12, государственные закупки – 97, проценты на капитал – 16, взносы на социальное страхование – 20, чистые частные инвестиции – 31, рентные доходы – 12, индивидуальные налоги – 26, экспорт – 4, косвенные налоги – 42, прибыль корпораций – 47, амортизация(возмещение взноса из основного капитала) – 40, импорт – 5, прибыль некорпоративного сектора – 46.

ЗП наемных работников включает помимо основных начислений, отчисление на социальное страхование и медицинское обслуживание, рента – доход от сдачи в аренду земли, жилья и помещений, процент – доход на капитал, прибыль – некорпоративную прибыль, получаемую единоличными предприятиями и товариществами и корпоративную прибыль (налоги на прибыль корпораций, нераспределяемую прибыль акционерного общества, предназначенную для накопления и дивиденды.

314 31 40 97 -1 = 481

12 16 47 40 42 278 26 20= 481

ЧНП=481-40=441

Предположим, что в состав ВНП входит три товара, объем производства которых и цены представлены в следующей таблице

Годы А Б В
Q P Q P Q P
1,0 2,0 3,0
1,2 2,5 3,3

Темп роста номинального ВНП за год

100*1+1000*2+500*30=3600

120*1,2+900*2,5+400*3,3=3714

103,16

ВНП за минусом амортизации дает следующий показатель развития национальной экономики – чистый национальный продукт – ВНП за вычетом той части произведенного продукта, которые необходимы для замены капитала изношенного в процессе производства. ЧНП включает в себя только чистые инвестиции и характеризует годовой объем национального производства, который экономика в состоянии потребить, не сокращая возможности будущего производства. Следующий показатель – национальный доход – общий доход, полученный поставщиками ресурсов за их вклад в создание ВНП. НД включает все виды пофакторных доходов, полученных в данном году. НД= ЧНП-косвенные налоги – нераспределенная прибыль корпораций-расходы на социальное страхование+трансфертные платежи. Личный доход – персональный доход заработанный отдельными лицами, то есть не только доходы от продажи факторов производства, но и трасфертные платежи. ЛД-подаходный налог=располагаемый доход. Располагаемый доход:за минусом сбережений(S )= потребление(С)

Задача. Если номинальный ВНП равен 1600000000000, а дефлятор ВНП равен 1,3, чему равен реальный.

Задача. Номинальный ВНП в текущем году составил 120000000000, по сравнению с базовым годом он вырос на 20%, однако за тот же период цены возросли на 30%, определить объем реального ВНП в текущем году

120000000000-20%=96000000000

96000000000+30%=

Задача-0-

Годы А Б В
Q P Q P Q P

 

Определить номинальный , реальный ВНП и дефлятор ВНП за 2012.

Задача на дом. Стальнолетейный завод продал сталь фирме производящей холодильники за 300 д.е. эта сталь была использована для производства холодильника, который был продан дилеру за 1200. Дилер продал холодильник семье за 1400, а семья в том же году перепродала за 1500. Как изменился ВНП страны.

Система национальных счетов

Для определения величин всех макроэкономических показателей используется система национальных счетов(СНС). СНС – это составляемая по единой для всех стран методологии система статистических данных о производстве, распределении и использовании конечного продукта. СНС основывается на модели хозяйственного кругооборота, в котором процесс функционирования национальной экономики изображается в виде денежных потоков, возникающих между экономическими субъектами в ходе производства, распределения, потребления материальных благ и услуг. Национальные счета ведутся в соответствии с принципами, применяемыми в бухгалтерском учете, когда всякая операция имеет плательщика и получателя, а все ресурсы записываются дважды, таким образом, всякий счет СНС представляет собой баланс доходов и расходов. СНС включает систему счетов, которая отражает участие всего национального хозяйства и его отдельных субъектов в экономических процессах. В качестве субъектов, ведущих национальные счета выступают: 1)нефинансовые предприятия, производящие товары и услуги в целях получения прибыли 2)домашние хозяйства, функция которых потребление 3)государственная и частная администрация, оказывающая услуги нереализуемые за деньги, а также финансовые учреждения 4)агенты за пределами страны. Все эти субъекты хозяйствования ведут следующие счета: 1)счет производства, который отражает затраты и результаты производства 2)счет образований национального дохода, в котором отражается баланс между добавленной стоимостью и национальным доходом 3)счет распределения национального дохода, то есть баланс между национальным доходом и пофакторными доходами 4)счет перераспределения национального дохода, как баланс между национальным доходом, социальными выплатами, налогами и прочими отчислениями, и располагаемым доходом 5)счет использований национального дохода, отражающие перераспределение располагаемого дохода на потребления и сбережения 6)счет изменения имущества, характеризующий использование сбережения для прироста имущества 7)счет кредитования, то есть баланс между остатками сбережений, не вложенными в прирост имущества, и изменением объемов кредитов.

СНС дает возможность получать общую картину экономической деятельности страны, определять тенденции развития, формировать макроэкономическую политику, делать международное сопоставление. Важнейшим показателем, характеризующим уровень развития экономики и уровень жизни в стране, является ВНП(ВВП) на душу населения. Наряду с ними показателем, характеризующим национальное хозяйство, является национальное богатство страны, то есть все блага, которыми обладает общество в настоящее время, при этом различают реальное и потенциальное национальное богатство. Реальное национальное богатство – это накопленные материальные блага в результате многолетнего функционирования экономики данной страны. Оно включает основной капитал(основные фонды), оборотный капитал( в части материальных оборотных средств), резервы и запасы и имущество населения. Потенциальное национальное богатство представляет собой природные ресурсы, которые через некоторое время могут превратиться в реальное богатство нации. Современные расширительные трактовки национального богатства относят к нему такие нематериальные блага, как интеллектуальный и духовный потенциал страны, в виде человеческого капитала и информации.

Потенциальный ВНП – это объем национального производства, который характеризует возможный объем национального производства товаров и услуг, который может быть произведен при полном использовании всех экономических ресурсов и полной занятости. Разность между потенциальным и фактически реальным произведенном ВНП равна дефициту ВНП

МОДЕЛИРОВАНИЕ СОВОКУПНОГО СПРОСА И СОВОКУПНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Совокупный спрос и его составляющие.Совокупный спрос – это тот реальный объем национального производства, который экономические агенты готовы купить при каждом возможном уровне цен. Он определяется расходами, которые планируют домашние хозяйства и предприниматели, государство и зарубежные страны. Совокупный спрос включает в себя спрос населения на потребительские товары, фирм на инвестиционные товары, государства на приобретаемые им товары и услуги, за границей на продукцию национального производства. Наибольшую долю здесь занимают потребительские расходы. Они наиболее постоянны, устойчивы и меньше всего подвержены колебаниям. Другие элементы совокупного спроса более динамичны и изменчивы.

 

Обратная зависимость между уровнем цен и совокупным спросом объясняется действием эффекта процентных ставок, эффектом богатства и эффекта импортных закупок.

Ценовые факторы: Эффект процентных ставок – повышение товарных цен в стране увеличивает спрос на деньги, соответственно растут процентные ставки, что ведет к удорожанию стоимости потребительского и инвестиционного кредита, в результате совокупный спрос падает, снижение процентных ставок приводит к противоположному результату.

Эффект богатства – повышение цен приводит к обесценению накопленного богатства(финансовых активов), падает реальная стоимость ценных бумаг, население в результате беднеет, что ведет к падению потребительских расходов и совокупного спроса, и наоборот снижение цен ведет к росту совокупного спроса.

Эффект импортных закупок – повышение уровня цен на отечественные товары ведет с одной стороны к относительному снижению цен на импортные товары, росту спроса на них и увеличению импорта, с другой стороны отечественные товары для иностранцев становятся дороже, сокращается экспорт и снижается совокупный спрос.

Неценовые факторы совокупного спроса – это экономические условия и рычаги, оказывающие влияние на его составляющие. Потребительские расходы зависят от изменения реальной стоимости накопленного богатства, ожидания потребителей в отношении изменения уровня цен в будущем, от задолжностей потребителей по кредитам, от изменения величины подоходного налога(повышение сокращает, и наоборот). На величину инвестиционных расходов влияют изменения процентной ставки, ожидаемая норма прибыли от инвестиций, изменения налогов на доходы предприятий, характер применяемых технологий. Увеличение или сокращение планируемых государственных расходов на строительство, зарплату работникам бюджетной сферы, расходы на охрану окружающей среды и другие общественные расходы также оказывают большое влияние на совокупный спрос. На величину чистого экспорта оказывает влияние изменения национального дохода в зарубежных странах, динамика валютного курса.

Важнейшей по удельному весу частью совокупного спроса является потребление(2/3) – это использование части располагаемого дохода для текущего потребления товаров краткосрочного и длительного пользования. Накопление части дохода для последующего потребления представляют собой сбережения. Помимо дохода на потребление и сбережение влияют накопленное богатство, объем бесплатных услуг оказываемых населению, насыщенность рынка товарами, уровень налогообложения, задолженность по потребительским кредитам, ожидание изменения цен и доходов. Уровень потребления и сбережений характеризуется следующими показателями: средней склонностью к потреблению, характеризующей долю потребления в ВНП, склонностью к сбережению, характеризующей долю сбережения в ВНП. Рассматривая изменения величины потребления и сбережений также рассчитывают показатели предельной склонности к потреблению как отношение изменения потребления к изменению ВНП, показатель предельной склонности к сбережению как отношение изменения сбережения к изменению ВНП.

Инвестиционный спрос.Является вторым по удельному весу в совокупном спросе и представляет собой намерения или планы фирм по увеличению своего капитала и товарных запасов. При анализе инвестиций необходимо различать автономные и производные(индуцированные ) инвестиции. Автономные инвестиции не зависят от уровня дохода или ВНП, а производственные зависят от величины ВНП. Общий спрос на инвестиции представляет собой сумму всех инвестиционных решений фирмы. Основными факторами, влияющими на инвестиционный спрос, являются ожидаемая норма прибыли и уровень банковского процента.

 

Задача: предположим, что имеются 3 инвестиционных проекта –

Сумма необходимых инвестиций ожидаемая норма прибыли

1 инвестиционный проект 100000000 12%

2 инвестиционный проект 150000000 10%

3 инвестиционный проект 200000000 8%

Существует 3 инвестиционных проекта

Проекты инвестиции ожидаемая норма прибыли 550 20

150 15

300 10

Зависимость потребления от дохода можно записать формулой С=С0+MPC(Y), C0 – автономное потребление при нулевом доходе. S= -C0+MPS(Y)

Макроэкономическое равновесие и его модели.

Соотношение между отдельными частями экономики должно приводить к общему экономическому равновесию, то есть состоянию, при котором объем производства и пропорции обмена сложились таким образом, что на всех рынках одновременно достигнуто равенство между спросом и предложением и ни один из участников рыночных сделок не заинтересован изменять свои покупки или продажи. Общее экономическое равновесие не является типичным состоянием рыночной экономики, так как разрабатываемые независимо друг от друга планы экономических субъектов могут совпадать лишь случайно. В связи с этим основной вопрос, который возникает в связи с проблемой достижения макроэкономического равновесия это: в состоянии ли рыночная экономика самостоятельно поддерживать равновесие или для этого необходимо государственное вмешательство. Разные экономисты по-разному понимают условия, при которых достигается макроэкономическое равновесие.

Классическая модель макроэкономического равновесия.

Исходной предпосылкой трактовки условий макроэкономического равновесия сторонниками классического направления является положение о том, что рынок – это саморегулируемая система, которая постоянно функционирует при полном использовании имеющихся ресурсов, фактический ВНП всегда равен потенциальном, безработица находится на естественном уровне и общеэкономическое равновесие достигается автоматически. Закупая и потребляя факторы производства, фирмы формируют доходы, которые превращаются в спрос на произведенные ими товары. Таким образом, фирмы сами создают условия реализации товаров, а уровень доходов всегда достаточен, чтобы купить продукцию, созданную производством. Однако в положении о равенстве спроса полученным доходом имеется один изъян :не все полученные доходы предъявляются в виде спроса, часть их сберегается и следовательно не весь произведенный ВНП может быть реализован. Таким образом, сбережения выступают как фактор нарушающий равновесие. Эту дилемму классики решают следующим образом: сбережения не ведут к недостаточности спроса и нарушению макроэкономического равновесия, так как то, что сберегается населением, инвестируется фирмами. Отсюда, равенство сбережений инвестициям –условие макроэкономического равновесия. Представители классической школы полагают, что сбережения зависят от уровня процентной ставки (чем выше процентная ставка, тем выше стимулы к сбережению). Если все-таки произойдет нарушения макроэкономического равновесия, то его быстрое восстановление будет обеспечено гибкостью цен и заработной платы. Таким образом, основными инструментами достижения равновесия являются: товарные цены, заработная плата и процент, гибкость и изменчивость которых и обеспечивает поддержание общего экономического равновесия.

Кейнсианская модель макроравновесия.

Критика классической теории макроэкономического равновесия кейнсианцами сводится к двум основным положениям. Во-первых, равенство инвестиций и сбережений не достигается автоматически. Во-вторых, заработные платы и цены не гибкие. Что касается инвестиций и сбережений, то они не могут находится в постоянном равновесии в связи с тем, что инвестиции и сбережения осуществляют разные хозяйствующие субъекты и мотивы, которыми руководствуются инвесторы и сберегатели также различны. По Кейнсу процентная ставка определяется не соотношением сбережений и инвестиций, а соотношением предложения денег и спроса на них. Что касается гибкости цен и заработной платы, то это также опровергается кейнсианцами. Они полагают, что рост безработицы не ведет к автоматическому снижению установившегося уровня заработной платы, издержек производства и следовательно цен, поэтому в условиях ни гибкости цен постоянство заработной платы и процента макроэкономическое равновесия может быть достигнуто лишь при равенстве совокупных расходов ВНП. Если совокупные расходы рассматривать как сумму потребительских и инвестиционных расходов, то равновесие достигается при ВНП равном реальному объему производства. Добавление к этим расходам государственных закупок увеличивает совокупные расходы, причем рост государственных закупок ведет к приросту ВНП большему, чем первоначальный импульс. Это объясняется действием мультипликативного эффекта. Мультипликатор государственных расходов равен величине обратной предельной склонности к сбережению. Совокупный эффект от государственных закупок равен их приросту умноженному на мультипликатор государственных расходов. Поскольку мультипликатор действует в обоих направлениях, очевидно, что сокращение государственных закупок приведет к падению ВНП и доходов большему, чем их сокращение. Таким образом, кейнсианское направление исходит из того, что мотором экономического развития является совокупный спрос, который и определяется совокупное предложение.

Существует точка зрения, согласно которой снижение цен не происходит, а если они и снижаются, то не до первоначального уровня. В этом случае равновесие достигается при меньшем объеме производства, но при первоначальном, то есть до падения спроса, уровне цен. Это объясняется действием в экономике эффекта храповика. Эффект храповика – это тенденция уровня цен к повышению в случае возрастания совокупного спроса и тенденция к сохранению их уровня в случае сокращения совокупного спроса.

 

 

Денежный рынок и его модели.

Рыночная экономика – это экономика, где все рыночные сделки опосредуются движением денег, при этом деньги не просто техническое средство обмена, от налаженности денежного оборота, количества денег в обращении зависит состояние всей экономики страны. Деньги, их природа и характер менялись по мере развитии человеческого общества. Принято выделять 3 основные вида денег: товарные, бумажные и современные кредитные деньги.

Товарные деньги. В качестве денег использовался определенный товар, который получил общее признание, как средство обмена. На тысячелетия функции денег монополизировали благородные металлы(золото и серебро), а полная демонетизация золота произошла лишь в начале 70-х годов прошлого века.

Бумажные деньги-это надлежащим образом оформленные листки бумаги, выполняющие функции денег. Они выпускаются государством для покрытия своих расходов, практически не имеют своей вещественной стоимости, но наделяются принудительной силой хождения, то есть обязательны к приему во всех платежах.

Современные кредитные деньги – деньги, возникшие на основе развития кредитных операций в экономике, они существует в наличной и безналичной формах. Наличные деньги в виде банкнот(долговые обязательства государственного центрального банка), безналичные – расчетные, текущие, сберегательные и прочие счета юридических и физических лиц в банке, они существуют в виде записей в бухгалтерских книгах банков и являются долговыми обязательствами коммерческих банков. Компьютеризация банковского дела привела к возникновению электронных денег и пластиковых карточек. Электронные деньги существуют на счета компьютерной памяти банков, распоряжаться которыми можно с помощью специального электронного устройства, пластиковые карточки – средства расчетов, удостоверяющее наличие у держателя карточки счета в банке, замещающего наличные деньги и чеки, карточки могут быть дебетовыми и кредитовыми. В 1 случае их владелец может осуществлять расчеты в пределах средств, имеющихся у него на счете, а кредитная карточка позволяет владельцу брать в банке краткосрочную ссуду.

Совокупность всех денежных средств, находящихся в хозяйстве страны на личной и безналичной формах и выполняющих функции средств обращения и накопления образуют денежную массу в обращении. M- денежная масса. Отдельные виды денежных средств обращающихся в экономике в соответствии с присущим им уровнем ликвидности объединяются в денежные агрегаты. Агрегат с более высокой степенью ликвидности, входит составной частью в агрегат с более низким уровнем ликвидности, в результате образуется система агрегатов, каждый из которых характеризует определенный состав и структуру денежной массы. M0- наличные и бумажные деньги в обращении, M1- включает в себя наличные деньги и деньги на беспроцентных банковских счетах до востребования, M0+беспроцентные счета до востребования, M2 состоит из M1+процентные счета до востребования и небольших срочных вкладов. M3 = M2+ крупные срочные вклады. В некоторых страны используется L= M3+ высоколиквидные ценные бумаги(обычно государства или федеральные ценные бумаги.

Важным показателем количества денег в обращении является денежная база(сильные деньги), то есть деньги, находящиеся под непосредственным контролем центрального банка, включающие наличные деньги в обращении и деньги на счетах коммерческих банков в центральном банке. Денежные агрегаты позволяют определить количество денег, находящихся в обращении. Ответ на вопросы от чего зависит количество денег в обращении и сколько их должно быть в экономике дает уравнение обмена Фишера M*V= P*Q, V-скорость оборота денег в течении года, P- средний уровень цен, Q- среднегодовой объем производства товаров и услуг, скорость оборота постоянная величина, правило Фридмана прирост денег в обращении зависит от среднего прироста цен и среднегодового объема товаров и должен быть около 3-5% в год. Современные деньги в отличии от товарных не имеют собственной стоимости. Стоимость денег – это их покупательная способность, то есть то количество товаров и услуг, которое можно купить на денежную единицу. Чем больше денег находится в обращении, тем меньше их стоимость.



2015-11-06 2930 Обсуждений (0)
Модели несовершенной конкуренции 4.00 из 5.00 1 оценка









Обсуждение в статье: Модели несовершенной конкуренции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2930)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)