Тема 5. Этапы подготовки публичной речи
Риторический канон и современное красноречие. Части классического риторического канона. Инвенция (изобретение). «Общее место» (топ, топос) как смысловая модель. Классификация «мест риторических» М.В. Ломоносова. Современная классификация смысловых моделей А.К. Михальской. Смысловые модели «Род и вид», «Целое и части», «Определение», «Свойства» и др. Использование смысловых моделей при подготовке речи. Диспозиция (расположение). Назначение планов и их виды. Модели и схемы рассуждений. Описание предмета речи. Основные стратегии повествования. Классический образец речи-рассуждения (хрия). Элокуция (выражение). Концептуальные аспекты речи. Риторический троп (метафора, метонимия, ирония, парадокс, иносказание). Риторическая фигура (антитеза, градация, повтор, период). Роль риторических тропов и риторических фигур в речи. Средства диалогизации речи (риторическое восклицание, риторический вопрос, введение чужой речи). Мемория (память) и акцио (действие) как части риторического канона. Различные виды анализа фрагментов речей. Редактирование текста публичной речи.
Тема 6. Законы и принципы современной общей риторики. Основные законы и принципы риторики. Закон гармонизирующего диалога. Закон эмоциональности речи. Закон продвижения и ориентации адресата. Закон удовольствия. Взаимосвязь законов общей риторики. Принципы диалогизации речевого поведения. Принцип внимания к адресату. Принцип близости информации (содержания речи) интересам адресата. Принцип конкретности речи. Принцип коммуникативного сотрудничества. Принцип гармонии дискурса. Стратегии и тактики речевого поведения. Приемы развития коммуникативности: самоубеждение, самоанализ, самоконтроль. Синтетическая и аналитическая оценка публичного выступления.
Тема 7. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевые цели. Социальные и речевые роли. Оратор и аудитория. Речевое событие как основная единица речевого общения. Речевое действие. Анализ речевых действий. Речевая ситуация. Структура речевой ситуации. Требования к образу и поведению говорящего. Мотивация и целеполагание. Речевые цели (намерения). Социальные и речевые роли. Понятие «оратор» в трудах античных классиков риторики. Оратор и его комплексная роль: социальная, авторская, исполнительская. Понятие аудитории как коммуниканта, ее социально-психологические механизмы (конформность, подражание, заражение) и структурные особенности. Типология аудитории по риторическим концепциям М.В. Ломоносова, Дж. Грунинга, Д. Рисмена. Аудитория и толпа. Современный риторический идеал.Имидж оратора.
Тема 8. Искусство спора. Аргументация. Основные виды спора (дискуссия, полемика, диспут) и виды обсуждения проблемы (дебаты, прения). Функции и разновидности аргументационной речи. Доказательство в аргументационной речи: тезис, аргументы, демонстрация. Требования к тезису. Специфика риторической аргументации. Типология аргументов. Работа с аргументами и их расположение. Переконструирование порядка предъявления аргументов в соответствии с правилами Сократа, Гомера, Паскаля. Система корректных (лояльных) приемов ведения спора. Система некорректных (нелояльных) аргументов. «Уловки» в споре. Раздел IV. АРСЕНАЛ ОРАТОРСКИХ СРЕДСТВ Тема 9. Вербальное и невербальное речевое воздействие оратора на аудиторию. Эффективность речи и личность говорящего. Информационно-содержательное речевое воздействие оратора на аудиторию. Взаимосвязанные факторы процесса речевого продуцирования. Автор, ситуация, материал и адресат. Цель, предмет, тема, содержание, проблема, жанр речи. Вопросы Квинтилиана: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Как? Когда? – и парные сочетания вопросов как новый вопрос: Кто – Когда? Кто – Как? Как? – Когда? Что? – Зачем? и т. д. Логика рассуждения. Логика изложения. Логика восприятия. Риторический поступок. Невербальные средства общения. Группы невербальных средств общения: просодические, кинесические, проксемические, экстра- и паралингвистические. Невербальные средства оратора.Звучащая речь: дикция, голос и сила голоса. Помехоустойчивость, суггестивность – способность голоса внушать эмоции и влиять на поведение людей. Голосовая выразительность речи. Интонационное оформление речи как совокупность мелодии, темпа и пауз. Общий тон речи. Темпо-ритм речи. Дыхание. Качества фонационного дыхания. Скорость речи как субъективно-объективный фактор публичного выступления. Логическое, эмфатическое и риторическое ударения. Длительность звучания. Интонации и паузы. Логическая и психологическая паузы в публичной (особенно – судебной) речи. Зрительно воспринимаемые элементы: внешний облик, манеры, поза, мимика, жесты оратора (и слушателя). «Сила» и «слабость» зрительно воспринимаемых элементов публичной речи. Функции жестов в профессиональном общении (изобразительная, реагирующая, указательная, регулирующая).
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |