Название учебной дисциплины, с которой требуется согласование
| Название кафедры
| Предложения об изменениях в содержании учебной программы учреждения высшего образования по учебной дисциплине
| Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
| |
Семейная психодиагностика
| | Дисциплина "Семейная психодиагностика" носит практико-ориентированный характер и выполняется на базе филиала кафедры возрастной и педагогической психологии (Вишневецкая, 14).
| Согласование не требуется.
| |
№
п/п
| Наименование
раздела, темы дисциплины
| Содержание в соответствии с типовой учебной программой (учебной программой)
|
1.
| Основные концепции изучения семьи. Семейная психодиагностика как вид деятельности психолога.
| Изучение семьи в разных психологических направлениях: психодинамический подход, гештальт-терапия, системная семейная психотерапия, системная арттерапия, медико-психологическая модель работы с семьёй (пренатальная и перинатальная матрицы личностных конструктов).
Цель и специфика изучения семьи. Направленность наблюдения в процессе изучения семьи. Первичная диагностика семейных проблем. Типология методов изучения семьи. Навыки, необходимые специалисту для изучения семьи, их развитие.
|
2.
| Организационно-методические аспекты психодиагностического процесса в деятельности семейного психолога.
| Основные требования к процедуре психодиагностики семейных отношений. Принципы организации психодиагностики семьи. Алгоритм и основные структурные компоненты психодиагностики семьи. Понятие психологического диагноза. Оказание помощи в форме психодиагностики. Процедура получения психологической информации. Этический кодекс семейного диагноста.
|
3.
| Нарушения семейного функционирования как предмет диагностики.
| Многоуровневая модель психологического функционирования семьи. Системное понимание проблем. Понятие семейных кризисов, затруднений и механизмы формирование проблемного поля во взаимосвязи членов семьи: их разновидности и причины возникновения. Нормативные и ненормативные кризисы семьи: проявления, последствия для развития семьи. Алгоритм преодоления нарушений функционирования семьи.
|
4.
| Технология семейной психодиагностики.
| Семейный диагноз как цель изучения семьи. Сложность изучения семьи. Основные типы решения семейных проблем. Первичная диагностика семейных проблем: жалоба клиента, ее структура, мотивационные ориентации клиентов. Условия успешности изучения семьи. Схемы изучения семьи. Диагностика семьи как института воспитания. Схема анализа семейного воспитания. Формирование кейсов с первичным психодиагностическим инструментарием. Связь психодиагностики семьи с другими направлениями практической деятельности психолога.
|
5.
| Семейная психодиагностика в контексте психологической консультации.
| Схема первого знакомства с семьей. Понятие и специфика психологической консультации семьи. Основные этапы консультирования и использования психодиагностики. Основные правила, принципы консультирования и их использование в психодиагностике. Интервью как основной метод консультирования: специфика интервью, структура интервью, виды интервью.
|
6.
| Методика семейной терапии: понятие, основные направления.
| Общая схема диагностического процесса в работе с семьей на этапе погружения в терапию семейных отношений. Анализ ситуаций терапевтического контакта семейного психолога с разными категориями клиентов. Модель формирования программы комплексного сопровождения семьи: диагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа и терапия. Критерии подбора методик. Основные виды психотерапевтических методик, техники терапевтического сопровождения семьи. Нарративная семейная психотерапия.
|
7.
| Проективные методы семейной психодиагностики.
| Виды проективных методов исследования личности и семьи. Рисунок как метод диагностики. Достоинства и недостатки рисунка как метода диагностики. Разновидности рисуночных методик. Психологическая аппликация. Модельное проектирование скульптуры семьи. Методы арттерапии и психодрамы в системе семейной психодиагностики. Приёмы и методы системной семейной психотерапии как нарративные способы изучения личности и семейной системы. Возможности применения метафорических ассоциативных карт в процессе конструирования реальности семьи. Приёмы и методы сказкотерапии и куклотерапии в работе с
|
8.
| Стандартизированные методики по изучению семьи.
| Добрачное консультирование и психодиагностика психологической готовности к формированиею семейного пространства и вступлению в брак. Методики по изучению партнёрских отношений и психологической совместимости в паре.
Методики по изучению семейно-брачных отношений (супружеской подсистемы).
Методики по изучению родительской и детской подсистемы. Составление диагностического комплекса.
|