Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

МЕТОДИКА 2. Наблюдение





МЕТОДИКА 1. Беседа

Методические указания к выполнению задания

I. Выполнение задания необходимо начать со сбора общих данных об учащихся, учебно-познавательные интересы которых будут изучаться. С этой целью следует провести беседы об особенностях изучаемых учащихся с классным руководителем, учителями школы, а также с самими учащимися.

В процессе беседы необходимо выявить круг чтения изучаемых школьников, их участие (без принуждения) в различных видах и формах внеклассной работы, отношение к учебным предметам, успеваемость,

Данные, полученные с помощью метода беседы, дополняются и уточняются в процессе изучения различной документации: библиотечных формуляров, классного журнала, дневников и т.д.

1. Нравится ли тебе в школе? Что именно? (если ответ не связан с учебой, можно задать вопрос - Любишь ли ты учиться?)

2. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее интересным? Почему?

3. Какой предмет тебе кажется самым трудным? В чем именно заключается трудность?

4. Хотел бы ты учиться только на «4» и «5». Почему? (если нет) Для чего? (если да)

5. Какие учебные предметы, по твоему мнению, можно было бы не изучать и почему?

6. Какие еще учебные предметы, на твой взгляд, можно было бы включить в обучение и почему?

7. Чем ты обычно любишь заниматься после уроков и почему?

Анализ содержания ответов позволяет установить отношение ученика к учению, чем вызвано такое отношение, характер учебно-познавательных мотивов ученика и наличие у него определенных интересов.

Если ученику нравиться учиться, нравится узнавать новое, он хочет учится на «4» и «5», в свободное время читает дополнительную литературу, посещает дополнительные занятия и кружки, то можно констатировать познавательную мотивацию и глубокий, устойчивый интерес к учению. Шестой вопрос раскрывает область ученических интересов, то есть, что конкретно называет ученик.

Если же ученик в своих ответах отмечает лишь внешнюю сторону учения (общение с друзьями, игры, отдых), не может назвать своих предпочтений в выборе предметов, в свободное время занять лишь отдыхом и развлечениями, то можно констатировать отсутствие познавательной мотивации и учебных интересов.



Далее нужно сопоставить данные беседы с успеваемостью ученика и сделать выводы о том, соответствуют ли его ответы его успехам в учебной деятельности. Например: в беседе ученик сообщает, что интересуется биологией, читает дополнительную литературу по этому предмету, хочет учиться на 4 и 5. Реальные же успехи по биологии посредственные, в дневнике присутствуют записи учителя о невыполнении домашних заданий по биологии.

 

МЕТОДИКА 2. Наблюдение

Изучение темперамента школьника методом наблюдения (методика предложена Б. С. Волковым и Н. В. Волковой в сборнике "Задачи и упражнения по детской психологии").

Понаблюдайте за поведением ученика в учебных и внеучебных ситуациях, и обобщите свои наблюдения, отвечая на приведенные ниже вопросы. Ответы заносите в таблицу № 1.

 

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо действовать быстро:

 

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

 

2. Как реагирует на замечания учителя:

 

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает тоже самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

 

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

 

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сдана, но выясняется, что в ней допущена ошибка:

 

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

 

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

 

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) спокойно

г) проявляет неуверенность, растерянность.

 

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

 

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

 

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

 

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

 

ФИО Класс

Вариант реакции Номера вопросов
 
а)              
б)              
в)              
г)              

 

 

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Если преобладают ответы "а", вы имеете дело с сангвиническим типом; если "б" - с холерическим; если "в" - с флегматическим; если "г" - с меланхолическим типом темперамента.

Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (485)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)