Теоретическое введение
Кафедра физики
ИЗУЧЕНИЕ поляризации света при оТражении от диэлектрика
Методические указания к лабораторной работе № 45
Волгоград 2010
УДК 378.147.001 Изучение поляризации света при отражении от диэлектрика: Метод. указания к лабораторной работе / Сост. Н.М. Галиярова; ВолгГАСА. Волгоград, 2002, 8 с. Целью настоящей работы является изучение зависимости интенсивности поляризованного света от угла между поляризатором и анализатором и сопоставление с законом Малюса. Дано объяснение явления поляризации света при отражении от диэлектрика. Описана методика измерений, порядок выполнения работы и анализа экспериментальных данных. Сформулировано задание к УИРС. Даны правила техники безопасности и приведены контрольные вопросы. Для студентов всех специальностей по дисциплине «Физика». Ил. 6. Табл. 1. Библиогр. 2 назв.
© Волгоградская государственная архитектурно-строительная академия, 2002 © Составление Галиярова Н.М., 2002
Цель работы:исследование зависимости интенсивности поляризованного света от угла между поляризатором и анализатором и сопоставление с законом Малюса. Приборы и принадлежности: установка для изучения зависимости интенсивности поляризованного света от угла между плоскостями падения зеркал, являющихся поляризатором и анализатором.
Теоретическое введение
Плоскополяризованный свет – это электромагнитная волна, в которой колебания напряженности электрического поля
Естественный свет можно преобразовать в плоскополяризованный, например, при отражении от диэлектрика (рис. 3). Для этого луч света надо направить на поверхность диэлектрика под определенным углом aБ, называемым углом Брюстера или углом полной поляризации, который удовлетворяет закону Брюстера:
где n – относительный показатель преломления диэлектрика.
![]() ![]() ![]()
![]() ![]() Физическая природа явлений, происходящих при отражении света от диэлектрика, обусловлена особенностями взамодействия света с электронами атомов вещества. Колебания электронов, вызываемые электрическим полем электромагнитной волны, сопровождаются излучением когерентных волн, которые, интерферируя между собой и с падающей волной, образуют отраженный и преломленный лучи. Излучение колеблющихся электронов атомов обладает следующей особенностью: волны излучаются ими по всем направлениям, кроме того, в котором происходят колебания. На рис. 4 схематически показана картина силовых линий электрического поля, излученного электроном (а) и полярная диаграмма (б), характеризующая зависимость интенсивности излученной волны от направления ее распространения. Об интенсивности волны можно судить по густоте силовых линий и длине отрезка, отсекаемого диаграммой рис.4, б. Как видно из рис. 4, интенсивность излучаемых электроном волн максимальна для направлений, перпендикулярных направлению колебаний электрона (оси Z), и равна нулю для направления Z. Именно эта особенность излучения обусловливает выполнимость закона Брюстера. Рассмотрим этот вопрос подробнее. Проанализируем, как происходит излучение электрона, колеблющегося под действием каждой из двух составляющих электрического поля проходящей в диэлектрик волны: перпендикулярной E^и параллельной E║ плоскости падения луча.
Таким образом, при отражении от диэлектрика света, падающего под углом Брюстера, естественный свет преобразуется в плоскополяризованный. Поверхность диэлектрика (зеркало) при этом служит поляризатором. Аналогичное поляризатору устройство может служить анализатором, позволяющим определить степень поляризации и направление колебаний Независимо от конструкции поляризатора и анализатора интенсивность света Ia, прошедшего через анализатор, подчиняется закону Малюса:
где Ip и Ia – интенсивности света, падающего на анализатор и прошедшего через него; j – угол между направлениями плоскостей поляризатора и анализатора. Поляризатор пропускает составляющую поля, в которой колебания происходят в плоскости поляризатора, анализатор пропускает составляющую поля, в которой колебания происходят в плоскости анализатора.
Если в качестве анализатора и поляризатора используются зеркала, то А и Р – плоскости падения лучей. Очевидно, что через анализатор пройдет составляющая поля
Так как интенсивность света пропорциональна квадрату амплитуды напряженности электрического поля (IA~EA2, IP~EP2), то, возводя правую и левую части уравнения (4) в квадрат, получаем закон Малюса (3). Выполнимость этого закона и проверяется в настоящей работе.
Методика измерений Принципиальная схема установки для изучения поляризованного света показана на рис. 6. На поляризатор (зеркало 1) от источника света S падает луч естественного света под углом Брюстера. Отраженный плоскополяризованный луч попадает на зеркало 2 (анализатор) также под углом Брюстера. Отраженный от зеркала 2 свет попадает на фоторезистор 3, сопротивление которого под действием света уменьшается, в цепи фоторезистора возникает электрический ток. Сила тока максимальна при максимальной интенсивности прошедшего света, что согласно (3) реализуется в том случае, если плоскости падения зеркал параллельны (j = 0°, 180° или 360°). При повороте зеркала 2 вокруг оси ООґ, осуществляемого с помощью специального устройства – гониометра 4, меняется угол между плоскостями падения
В настоящей работе проводится экспериментальное исследование зависимости интенсивности света от угла между плоскостями падения луча на поляризатор и анализатор и сравнение ее с законом Малюса.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (816)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |