Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Категории и виды нормативных документов по стандартизации Республики Казахстан





Категорией нормативного документа по стандартизации называют его статус в зависимости от сферы действия.

Нормативные документы по стандартизации, действующие в Государственной системе стандартизации Республики Казахстан, могут быть следующих категорий и видов:

1) государственные стандарты Республики Казахстан;

2) отраслевые стандарты;

3) стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений;

4) стандарты организаций;

5)технические условия;

6) межгосударственные стандарты;

7)рекомендации;

8) технические регламенты;

9) государственные классификаторы технико-экономической информации.

10) международные стандарты;

11) стандарты иностранных государств, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств;

12) неправительственный стандарт;

13) стандарт консорциума;

14) предварительный национальный стандарт.

1. Государственные стандарты Республики Казахстан (СТ РК).

 

 

Государственные стандарты Республики Казахстан разрабатываются на продукцию, процессы (работы), услуги, нормы и требования организационно-методического и общетехнического характера, имеющие межотраслевое значение и перспективу много­кратного воспроизведения и (или) использования.

Требования, изложенные в государственных стандартах, не должны противоречить законодательству Республики Казахстан, требованиям международных и межгосударственных стандартов, применяемых в Республике Казахстан.

В государственных стандартах содержатся как обязательные для выполнения требования к объекту стандартизации, так и рекомендуемые требования.

2.Отраслевые стандарты.

Отраслевые стандарты разрабаты­ваются на продукцию, процессы (работы) и услуги отраслевого значения и утверждаются органами государственного управления в пределах их компетенции.

Требования к видам отраслевых стандартов, их объектам, особенностям разработки и согласования, порядку утверждения устанавливают органы государственного управления в пределах своей компетенции.



Нормы и требования, установленные отраслевыми стандартами, должны быть не ниже норм, установленных государственными, межгосударственными, международными стандартами.

Объекты и общие положения по разработке, согласованию, регистрации отраслевых стандартов устанавливаются Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации.

3.Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТ НТО).

Стандарты научно-тех­нических, инженерных обществ и других общественных объединений разрабатываются на новые виды продукции, технологические процессы (режимы, регламенты), технологии, услуги, принципы организации и управления производством, а также на другие новые виды деятельности.

Данная категория стандартов разрабатывается и применяется для распространения и дальнейшего использования полученных в различных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных или прикладных исследований и разработок.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений не должны противоречить обязательным требованиям применяемых в Республике Казахстан государственных, межгосударственных стандартов, технических регламентов.

4. Стандарты организаций.

Стандарты организаций разрабатываются и утверждаются физическими или юридическими лицами, расположенными на территории Республики Казахстан, исходя из необходимости их применения, в целях совершенствования органи­зации и управления производством, а также для обеспечения применения на предприятиях или в организациях государственных и межгосударственных стандартов, стандартов научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, а также международных, региональных и национальных стандартов зарубежных стран.

Стандарты организаций не должны противоречить обязательным требованиям государственных, межгосударственных стандартов, технических регламентов, применяемых в Республике Казахстан.

Ответственность за соответствие требований стан­дартов организаций обязательным требованиям стандартов и технических регламентов, применяемых в республике, и их соблюдение несут утвердившие их предприятия или организации.

Стандарты организаций не подлежат государственной регистрации.

Процедуру разработки, порядок согласования, утверждения и регистрации стандартов организаций предприятия или организации устанавливают самостоятельно. Срок действия стандартов организаций также устанавливается предприятием или организацией самостоятельно.

5. Технические условия (ТУ).

Технические условия разрабаты­ваются физическими и юридическими лицами на продукцию (вклю­чая комплектующие и полуфабрикаты), предназначенную для самостоятельной поставки (реализации) заказчику (потребителю) при:

1) отсутствии государственных стандартов Республики Казах­стан и межгосударственных стандартов (далее - стандартов) на данную продукцию;

2) наличии стандартов вида общих технических условий или общих технических требований, когда этими стандартами предусматривается разработка технических условий, конкретизирующих специфические требования продукции;

3) повышении и дополнении норм и требований действующих стандартов и технических регламентов.

6. Межгосударственные стандарты (ГОСТ).

Межгосударственные стандарты разрабатываются межгосударственными техническими комитетами по стандартизации (МТК) стран СНГ и могут содержать обязательные и (или) рекомендуемые требования.

Межгосударственный стандарт принимается Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС), а в области строительства - Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормиро­ванию и сертификации в строительстве стран Содружества

На территории Республики Казахстан межгосударственные стандарты вводятся приказом Комитета по стандартизации, метро­логии и сертификации.

7.Рекомендации.

В соответствии с Законом Республики Казах­стан «О стандартизации» рекомендации устанавливают порядок организации и осуществления какого-либо вида деятельности и положение, содержащее совет или указания в области стандарти­зации, метрологии и сертификации.

Основные требования к построению, оформлению, изложению рекомендаций аналогичны требованиям к государственным стан­дартам Республики Казахстан.

Рекомендации подлежат регистрации в реестре Государственной системы стандартизации Республики Казахстан, который ведет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Незаре­гистрированные в реестре рекомендации применению не подлежат.

8. Технический регламент.

Технический регламент – это нормативный документ, устанавливающий обязательные требова­ния либо непосредственно, либо путем ссылки на стандарт или правила, либо путем включения содержания этих документов.

 

 

Он может также включать или исключительно содержать требования к терминологии, обозначениям, упаковке, маркировке в той степени, в которой они применяются к продукции, процессу (работе), услуге или методу производства. Это определение установлено в Законе Республики Казахстан «О стандартизации».

9. Классификаторы. С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации.

Объектамиклассификации и кодирования выступают статисти­ческая информация, макроэкономическая, финансовая и правоохра­нительная деятельность, банковское дело, бухгалтерский учет, стан­дартизация, сертификация, производство продукции, предостав­ление услуг, таможенное дело, торговля и внешнеэкономическая деятельность.

Общее руководство и координацию работ по созданию Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) осуществляют Комитет по стандар­тизации, метрологии и сертификации и органы статистики Респуб­лики Казахстан.

Основные принципы, правила и требования, регламентирующие создание системы, изложены в СТ РК 5.0-95 «ГСС РК. Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации. Основные положения». При разработке классификаторов необходимо учитывать их гармонизацию с международными классификаторами.

10.Предварительный национальный стандарт - стандарт для временного применения, предназначенный для накопления необходимого опыта в процессе его применения и доступный широкому кругу потребителей;

 

Предварительные национальные стандарты не должны противоречить требованиям, установленным законодательством Республики Казахстан в области технического регулирования.

Показатели качества, установленные в предварительных национальных стандартах, должны быть не ниже установленных национальными и региональными стандартами.

Предварительные национальные стандарты не должны дублировать национальные и региональные стандарты.

Предварительные национальные стандарты принимаются для целей подтверждения соответствия.

11.Стандарт консорциума - стандарт, разработанный и утвержденный консорциумом, применяемый его членами;

12.Международный стандарт - стандарт, принятый международной организацией по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей (ИСО);

13.Стандарт иностранного государства - стандарт, принятый уполномоченным органом по стандартизации иностранного государства и доступный широкому кругу потребителей.(DIN, BS)

14.Неправительственный стандарт - стандарт, разработанный и утвержденный некоммерческой организацией Республики Казахстан;

Неправительственные стандарты не должны дублировать национальные, региональные и международные стандарты и должны быть доступны широкому кругу потребителей.

17. Применение международных, региональных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств

Применение международных, региональных, национальных стандартов и нормативных документов по стандартизации иностранных государств

1. На территории Республики Казахстан могут применяться международные и региональные стандарты, классификаторы технико-экономической информации, правила, руководства и рекомендации, национальные стандарты, стандарты организаций, классификаторы технико-экономической информации, правила, нормы и рекомендации по стандартизации иностранных государств, отвечающие целям.

2. Необходимыми условиями для применения международных и региональных, национальных стандартов иностранных государств, в качестве государственных стандартов Республики Казахстан являются:

1) членство Республики Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, метрологии и аккредитации;

2) наличие двусторонних (многосторонних) договоров (соглашений) между Республикой Казахстан и иностранными государствами о сотрудничестве в области стандартизации.

3. Применение физическими и юридическими лицами Республики Казахстан стандартов международных и региональных организаций, членами которых Республика Казахстан не является, осуществляется при условии наличия ссылки на указанные стандарты в контрактах и договорах.

 

4. Порядок применения международных и региональных стандартов, классификаторов технико-экономической информации, правил и рекомендаций, а также национальных стандартов иностранных государств на территории Республики Казахстан устанавливается уполномоченным органом.

5. Международные региональные стандарты, национальные стандарты и нормативные документы по стандартизации иностранных государств подлежащие применению на территории Республики Казахстан, не должны противоречить требованиям, установленным техническими регламентами, действующими в Республике Казахстан, и гармонизированными с ними стандартами, быть по качественным показателям не ниже государственных стандартов и подлежат согласованию с государственными органами по вопросам, входящим в их компетенцию.

6. Международные и региональные стандарты и нормативные документы по стандартизации применяются на территории Республики Казахстан одинаковым образом и в равной степени с государственными стандартами и нормативными документами по стандартизации Республики Казахстан.

7. Применение стандартов организаций иностранных государств осуществляется на основе договоров (разрешений) с организациями держателями их подлинников, предоставляющих право на применение указанных стандартов

18. Компетенция Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования

К компетенции Правительства Республики Казахстан в области технического регулирования относятся:

1) разработка основных направлений государственной политики в области технического регулирования;

2) формирование государственной системы технического регулирования;

3) обеспечение правовой реформы в области технического регулирования;

4) утверждение программы развития государственной системы технического регулирования;

5) утверждение правил создания и ведения депозитария классификаторов технико-экономической информации;

6) создание консультативно-совещательных органов в интересах обеспечения безопасности продукции, процессов;

7) утверждение технических регламентов;

7-1) установление порядка разработки, экспертизы, принятия, изменения и отмены технических регламентов;

8) определение порядка формирования и ведения Единого государственного фонда нормативных технических документов;

8-1) утверждение плана по разработке технических регламентов;

9) утверждение правил по определению страны происхождения товара и выдаче сертификата о происхождении товара;

10) определение органа (организации), уполномоченного на выдачу сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения;

11) определение органа (организации), уполномоченного на определение статуса товара таможенного союза и (или) иностранного товара;

12) устанавливает порядок маркировки продукции;

12-1) утверждение Правил разработки, согласования, принятия, учета, изменения и отмены военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения, используемых для нужд Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Республики Казахстан;

13) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами Республики Казахстан и актами Президента Республики Казахстан.

19. Компетенция уполномоченного органа в области технического регулирования

Уполномоченный орган выполняет следующие функции:

В области технического регулирования:

1) участвует в формировании государственной системы технического регулирования;

2) осуществляет реализацию государственной политики в области технического регулирования;

3) осуществляет межотраслевую координацию деятельности государственных органов, физических и юридических лиц в области технического регулирования;

4) совместно с государственными органами разрабатывает программы развития государственной системы технического регулирования и координирует их выполнение;

4-1) разрабатывает план по разработке технических регламентов;

 

 

5) организует анализ и проведение экспертизы проектов и технических регламентов на соответствие государственной политике в области технического регулирования и целям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 Закона о техническом регулировании;

6) взаимодействует с экспертными советами по разработке технических регламентов, физическими и юридическими лицами по вопросам технического регулирования;

7) представляет Республику Казахстан в международных и региональных организациях по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации, участвует в работах по международной и региональной стандартизации, взаимному признанию результатов подтверждения соответствия;

8) организует ведение реестра государственной системы технического регулирования;

8-1) определяет порядок распространения и обеспечения пользователей официальными изданиями нормативных технических документов;

9) организует и координирует работу Единого государственного фонда нормативных технических документов;

10) обеспечивает функционирование Информационного центра;

11) определяет порядок и организует подготовку, переподготовку, повышение квалификации экспертов-аудиторов по подтверждению соответствия, аккредитации, определению страны происхождения товара, статуса товара Таможенного союза или иностранного товара, и их аттестацию, а также устанавливает квалификационные требования к ним;

12) организует и координирует работы по проведению государственного контроля за соблюдением требований, установленных техническими регламентами;

13) осуществляет контроль посредством проведения ежегодной проверки деятельности территориальных торгово-промышленных палат за соблюдением порядка выдачи сертификата о происхождении товара и деятельности уполномоченного органа (организации) за соблюдением порядка выдачи сертификата о происхождении товара для внутреннего обращения, определения статуса товара таможенного союза и (или) иностранного товара.

В сфере стандартизации:

1) определяет порядок разработки, согласования, учета, утверждения, экспертизы, изменения, отмены и введения в действие национальных стандартов, предварительных национальных стандартов и классификаторов технико-экономической информации, за исключением военных стандартов на товары (продукцию), работы и услуги военного и двойного назначения;

2) организует анализ и разработку стандартов, гармонизированных с техническими регламентами;

3) определяет порядок учета и применения международных, региональных стандартов и стандартов иностранных государств, стандартов организаций, классификаторов технико-экономической информации, правил, норм и рекомендаций иностранных государств по стандартизации, подтверждению соответствия и аккредитации на территории Республики Казахстан, за исключением применения их в стандартах организаций;

4) устанавливает порядок разработки планов государственной стандартизации;

5) организует подтверждение переводов нормативных документов по стандартизации на государственный и русский языки;

6) разрабатывает порядок маркировки продукции.

7) разрабатывает и утверждает формы обязательной ведомственной отчетности, проверочных листов, критерии оценки степени риска, полугодовые планы проведения проверок в соответствии с Законом Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»;

8) определяет порядок разработки, обеспечения консенсуса, утверждения, учета, регистрации, обозначения, изменения, отмены, актуализации, хранения, издания, распространения, соблюдения авторских прав разработчика и введения в действие неправительственных стандартов;

9) устанавливает формы каталожного листа продукции.

В сфере подтверждения соответствия:

1) устанавливает формы сертификата соответствия, декларации о соответствии, заявления-декларации, сертификата по определению страны происхождения товара и организует их изготовление;

2) устанавливает порядок регистрации заявлений-деклараций;

3) разрабатывает правила государственной системы технического регулирования;

4) создает апелляционную комиссию для рассмотрения жалоб (апелляций);

5) подготавливает предложения об отмене документов по вопросам подтверждения соответствия, изданных другими организациями, если они не отвечают требованиям государственной системы технического регулирования в соответствии с законодательством Республики Казахстан;

6) обеспечивает организацию работ по межлабораторным сравнительным испытаниям (сличению);

7) ведет реестр иностранных и международных организаций, уведомивших о начале осуществления деятельности по выдаче документов в сфере подтверждения соответствия иностранного образца на территории Республики Казахстан.

Уполномоченный орган осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.

20. Компетенция государственных органов в области технического регулирования

Государственные органы в пределах своей компетенции в области технического регулирования осуществляют:

1) анализ научно-технического уровня технических регламентов и взаимосвязанных с ними стандартов;

2) подготовку и внесение в уполномоченный орган в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, предложений о разработке технических регламентов или изменений и (или) дополнений в технические регламенты, актуализации и унификации нормативных документов по стандартизации;

3) организацию работ по разработке технических регламентов и национальных стандартов;

4) создание экспертных советов для разработки проектов технических регламентов, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов;

5) ведение фондов технических регламентов, стандартов и иных документов по вопросам, входящим в их компетенцию;

6) государственный контроль за выполнением требований, установленных техническими регламентами, в порядке, определяемом законами Республики Казахстан;

7) подготовку и реализацию планов и программ по разработке стандартов и иных документов и их гармонизации с международными нормами и требованиями;

8) подготовку предложений по созданию технических комитетов по стандартизации, органов по подтверждению соответствия и лабораторий по продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия;

9) участие в разработке неправительственных стандартов;

10) инициирование разработки национальных стандартов на базе неправительственных стандартов;

21. Компетенция экспертных советов в области технического регулирования при государственных органах

1. Экспертные советы в области технического регулирования при государственных органах создаются для разработки проектов технических регламентов, подготовки предложений по вопросам, входящим в компетенцию государственных органов, в сфере, связанной с разработкой и применением технических регламентов.

2. Состав и положение об экспертных советах в области технического регулирования при государственных органах утверждаются государственными органами.

В состав экспертного совета включаются представители государственных органов, технических комитетов по стандартизации и других заинтересованных сторон.

22. Информационный центр. Определение, основные задачи, порядок создания и функционирования

Информационный центр является структурным подразделением республиканского государственного предприятия «Казахстанский институт стандартизации и сертификации» Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан.

Информационный центр создается и функционирует в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, для взаимодействия с Секретариатом Всемирной торговой организации, странами - членами Всемирной торговой организации, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):

1) действующих или разрабатываемых технических регламентах , стандартах, изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;

2) членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;

3) источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических регламентов , стандартов или информации о них

Основными функциями Информационного центра по ТБТ/СФС являются:
1) взаимодействие с Секретариатом ВТО, странами-членами ВТО, международными организациями с целью предоставления заинтересованным сторонам и иностранным государствам по их запросам копий документов и информации о (об):

действующих или разрабатываемых технических регламентах, стандартах, санитарных и фитосанитарных мерах (далее – СФС мер), изменениях к ним и процедурах подтверждения соответствия продукции, услуги;

членстве или участии Республики Казахстан в международных организациях и международных договорах по стандартизации, СФС мерам, подтверждению соответствия, аккредитации двустороннего и многостороннего характера;

источниках опубликования проектов разрабатываемых и принятых технических регламентах, СФС мерах, стандартов или информации о них.

 

2) Размещение информации в официальном печатном издании уполномоченного органа в области технического регулирования и информационной системе общего пользования в виде уведомления.
Информационным центром по ТБТ/СФС установлены контакты с информационными службами следующих министерств:

- Министерства здравоохранения Республики Казахстан.

- Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.021 сек.)